ИКТ. Русский язык |
20.09.2010 г. | |
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ВЫПУСКНАЯ РАБОТА по «Основам информационных технологий»
Использование информационных технологий в преподавании русского языка как иностранного
Магистрант кафедры прикладной лингвистики филологического факультета Дубелевич Сергей Александрович
Руководитель по специальности: доктор филологических наук профессор Чумак Л.Н. Руководитель, ведущий практику по выпускной работе: Громко Н.И.
Минск 2008 оглавление
Реферат. Использование информационных технологий в преподавании русского языка как иностранного Использование информационных технологий в преподавании русского языка как иностранного 3.1 Электронные учебники по русскому языку. 3.2 Использование Интернет-ресурсов в обучении РКИ 3.3 Программы дистанционного обучения Обсуждение полученных результатов Предметный указатель к реферату Интернет-ресурсы в предметной области Презентация магистерской диссертации Библиографический список к выпускной работе
РКИ - русский язык как иностранный ИКТ - информационно-коммуникационные технологии ПК - персональный компьютер АУК - автоматизированные учебные курсы ДО - дистанционное обучение ВОС - виртуальная образовательная среда
Использование информационных технологий в преподавании русского языка как иностранного
Информационные технологии сегодня занимают центральное место в процессе развития общества, его системы образования и культуры. Под информационной технологией в филологии понимается совокупность законов, методов и средств в получении, хранении и передаче, распространении, преобразовании информации о языке и законов его функционирования с помощью компьютера. В преподавании РКИ компьютер целесообразно использовать не только как средство наглядности, но, в первую очередь, в качестве средства активного обучения. Необходимо отметить, что если на начальном этапе компьютеризации обучения иностранным языкам на первый план выдвигалось использование компьютера как средства тренировки в упражнениях языкового или речевого характера (эта тренировка основывается прежде всего на анализе и исправлении компьютером ошибок учащихся), то в настоящее время, как показывает опыт использования компьютеров в обучении иностранным языкам, сфера их применения представляется значительно более широкой. Различные виды компьютерных технологий используются как инструмент для создания тренировочных упражнений, как информационная база данных, позволяющая создавать, хранить и анализировать тексты на изучаемом языке, как средство учебного взаимодействия в системах Интернета и дистантного обучения. Современные компьютерные программы могут учитывать индивидуальные потребности и интересы учащихся, различные стратегии овладения языком, дифференцировать способы предъявления учебного материала, обеспечивать индивидуальные формы тренировки, создавать широкий диапазон стимулов для вовлечения учащихся в иноязычную речевую деятельность, увеличивать время контакта с изучаемым языком.[5, 8] В лингводидактический процесс включаются электронные учебники, электронные словари и разговорники, мультимедийные словари и энциклопедии. Яснее становятся возможности специальных программных средств, которые позволяют легко создавать учебные компьютерные курсы без использования программирования. Компьютер выступает, в частности как тренажер, помогающий учащемуся овладеть различными аспектами языка с помощью тренировочных упражнений; как инструмент в функции текстового редактора, позволяющий легко создавать и обрабатывать печатные тексты; как канал общения и источник получения информации из различных баз данных; как средство презентации аудиовизуальной информации и т. д. Все эти функции компьютера, используемые в учебном процессе, отражают, с одной стороны, ведущие тенденции развития современных компьютерных технологий, с другой - реализуют основные направления развития методической мысли, выдвигающей на первый план коммуникативный, когнитивный, личностный подходы к обучению языкам. Для компьютерных информационных технологий характерны: работа пользователя прежде всего в режиме манипулирования данными и операциями (пользователь видит и действует), сквозная информационная поддержка на всех этапах обработки информации, вхождение в более крупные информационные массивы, гибкость и интерактивность. Внедрение компьютерных технологий в практику преподавания русского языка как иностранного - один из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов. В компьютерные технологии заложены неисчерпаемые возможности для обучения студентов на качественно новом уровне. Они усиливают мотивацию изучения русского языка как иностранного, повышают уровень индивидуализации обучения, интенсифицируют процесс обучения. Информационные технологии - это отрасль науки, в настоящее время развивающаяся активнее всех остальных. Соответственно, существует достаточное количество педагогических статей и практических учебных пособий, посвященных проблеме использования ИКТ в преподавании РКИ. Следует отметить работы таких авторов, как Э.Г. Азимов (1, 2), М.А. Бовтенко (3), Е.С. Полат (8). Весьма распространенным в вузах является учебник «Применение информационных технологий в обучении иностранному языку» оренбургских специалистов Т.И. Голубевой и С.И. Репиной (5). Среди работ белорусских специалистов следует отметить разработчиков программы компьютерного тестирования «МАКРОС» из Белорусского государственного экономического университета. Источники материала для данной работы можно разделить на три группы: Книги, посвященные новым педагогическим технологиям. ИКТ в них рассматриваются как одна из наиболее прогрессивных и бурно развивающихся технологий. (8, 10) Книги, посвященные применению ИКТ в обучении иностранным языкам (не обязательно русскому). (3, 5, 7) Авторы книг могут подробнее останавливать на таких языках, как английский (7), немецкий (5). В источниках этой группы широко и подробно представлены общие теоретические материалы по общей педагогике и преподаванию иностранных языков в частности. Книги, описывающие применение ИКТ в обучении именно русскому языку как иностранному. (1,2, 6) Ведущее место в этих источниках может отводиться разным организационным формам обучения: дистанционному обучению (2), игровым программам для школьников (4), электронным учебникам (6).
Для написания данной работы использовались следующие методы: 1. Логические методы: а) Анализ - фактическое и мысленное разложение целого на составные части; б) Синтез - воссоздание целого из частей; в) Индукция - рассуждение, в процессе которого происходит переход от разрозненных фактов к общей системе положений; г) Дедукция - процесс, обратный индукции; переход от общих положений к конкретным примерам и фактам; д) Сравнение - суждение о сходстве или различии объектов, продуманная концепция отбора и интерпретации существующего материала е) Аналогия - установление сходства между нетождественными объектами путём выявления их различий. 2. Общенаучные методы: а) Метод восхождения от абстрактного к конкретному: с его помощью осуществляется переход от ограниченного знания, полученного посредством восхождения от конкретного к абстрактному, к более полному, конкретному теоретическому знанию; б) Метод классификации; в) Комплексный подход: всестороннее изучение и анализ объекта исследования.
Использование информационных технологий в преподавании рКИ.
3.1. Электронные учебники по русскому языку.
Худшая версия электронного учебника - это просто «перенесенные» в компьютерный формат (иногда - отсканированные) традиционные бумажные учебники. Пользоваться такими электронными книгами еще менее удобно и дешево, чем напечатанными на бумаге, поэтому такие учебники просто бессмысленны. Электронный учебник в современном понимании этого слова - это средство обучения на компьютерном диске, хранящее и представляющее аудио-, видео-, текстовую и графическую информацию. [6, 7] Электронный учебник рассчитан на самостоятельную работу учащегося с компьютером в интерактивном режиме, на "погружение" учащегося в тот или иной предметный мир. Электронный учебник меняет как характер предъявления информации, так и характер обучающего воздействия. Обучающее воздействие осуществляется за счет синтеза видео, звука, печатного текста и компьютерной графики, всех видов вербальной и невербальной информации. Традиционный учебник рассчитан, как правило, на поурочное, "линейное" изучение учебного материала. Электронный учебник же предполагает вариативную последовательность изучения учебного материала, стимулирует личную познавательную активность ученика. Учащийся может знакомиться с учебной информацией в той форме, последовательности, темпе и с той глубиной, которая ему подходит. Такое обучение более комфортно для студентов, поскольку нет отрицательного эмоционального воздействия со стороны возможных негативных эмоций преподавателя или однокурсников. Основными учебными материалами для усвоения в электронном учебнике наряду с печатным текстом являются видеозапись и фонограмма, показывающие типовую ситуацию общения. В системе электронного учебника, наряду с тренировкой и анализом ошибок, действует следующий принцип обучения: визуально представленная коммуникативная ситуация - включение в нее (с помощью, например, выбора вариантов диалога) - достижение результата или нет (понимание проверяется, например, путем выбора соответствующей реплики, записью аудиотекста и сравнения с эталоном, комбинирования элементов диалога в соответствии с ситуацией и др.). Создание электронного учебника предусматривает несколько этапов, причем как традиционно присутствующих при создании любого учебника иностранного языка, например, способы формирования коммуникативной компетенции,отбор учебного материала (сферы общения, темы и ситуации, речевые действия, лексико-грамматический материал), так и специфических: моделирование и организация диалога с компьютером, построение архитектуры обучающей среды, формирование банков данных, организация информационно-поисковой системы, потоков движения информации и др. Требуется решение новых методических задач: формирование банков данных, их взаимодействия, обеспечение обучающего воздействия разных способов демонстрации учебного материала и т.д.[3, 19] Архитектура обучающей системы строится на основе баз данных, многоуровневого доступа к ним, алгоритмов презентации с использованием принципов многооконности, гипертекста, организации потоков информации и доступа к ней в любой точке программы, тренировочного модуля. Среди наиболее удачных попыток создания электронных учебников по РКИ в первую очередь можно выделить учебный комплекс «1С: Репетитор. Русский язык». «Учебник», ядро мультимедиа комплекса, содержит теоретический материал по всем разделам школьной грамматики. Самостоятельное знакомство с теорией обеспечивается возможностью обращения через гипертекстовые отсылки к различным видам материалов: к «Словарю лингвистических терминов», «Словарю примеров», «Иллюстрациям», «Анимациям», «Интерактивным таблицам», «Исторической справке» и т.д. Кроме блока «Учебник» комплекс также содержит блоки «Практикум» (электронный сборник упражнений), различного рода словари и диагностические тесты по различным разделам грамматики и орфографии. Среди разработок западных специалистов внимания заслуживает учебник русского языка «Голоса» (разработка Университета имени Джорджа Вашингтона). В учебный комплекс вместе с бумажными учебниками также входят рабочие тетради и аудиокассеты, компакт-диск. Веб-приложение к учебнику состоит из нескольких частей: электронная книга для преподавателя, комплекс грамматических упражнений, раздел «Интересные места», в котором происходит концентрация на наиболее любопытных темах и вопросах курса. Одним из самых больших недостатков электронных учебников русского языка является недостаточная коммуникативная практика обучающихся. Основной обучающий упор делается на восприятие, на демонстрацию речевого поведения носителей языка и на репродукцию. Слабая мотивация к общению на иностранном языке, отсутствие языковой среды всегда часто является проблемой для повышения эффективности обучения русскому языку как иностранному.[3, 33] Решение этих проблем возложено на следующую форму использования информационных технологий в преподавании РКИ - использование ресурсов Интернета.
3.2. Использование Интернет-ресурсов в обучении РКИ.
Все больше преподавателей стало использовать ресурсы сети Интернет для поиска и получения информации, которая рассматривается и как средство организации учебной деятельности. Для более продуктивной работы с Интернетом стоит знать особенности и характеристики представляемой информации, уметь обработать и упорядочить ее по определенным критериям, чтобы информация была доступна для любого пользователя. Информация в Интернете имеет ряд особенностей. Форма распространения и хранения информации глобальна. Во всемирной сети нет ограничений в доступе к информации. Особенностью информации в Интернете является также разнообразие. Содержательная сторона информации выражается в форме мультимедиа (звук, графика, видео), что намного обогащает и содержание, и форму хранения информации. Следующая особенность - оперативность. Интернет превосходит все другие источники информации по организации информации и способу отбора и поиска, чему способствуют системы поиска [1,194]. Возможности Интернета чаще всего используются для включения материалов в содержание урока; для самостоятельной работы учащихся и расширения своих знаний и умений, а также для практики изучаемого языка. Ресурсы Интернета можно использовать не только в качестве коммуникативной основы обучения, но и для аудирования, чтения и распознавания разных стилей текста. Кроме этого ученик непроизвольно может пополнять свой словарный запас новой лексикой из выбранных текстов. Таким образом, знакомство с текстом или записью служит не только практическим материалом, но и удовлетворением повседневной потребности каждого человека в получении новой информации. В связи с этим современному преподавателю важно уметь пользоваться программами, обеспечивающими работу в Интернете; разбираться в поисковых системах и их особенностях; знать ресурсы Интернета для получения новой информации не только для проведения уроков, но и для ознакомления с новостями по нововведениям в преподавании РКИ; уметь извлекать информацию и редактировать ее; уметь пользоваться электронной почтой и другими программами коммуникации (например: чаты, форумы, системы видеокоммуникации) и др. Одним из наиболее перспективных направлений в использовании Интернета является применение интерактивных учебных курсов, которые предусматривают активное взаимодействие всех участников обучения, наличие взаимосвязи между преподавателем и учащимся с помощью электронной почты, использование сетевых информационных систем. [10, 83] Только с применением Интернета возможно оперативное дистанционное обучение. Количество Интернет-курсов дистанционного обучения постоянно увеличивается: в настоящее время их насчитывается более тридцати. Во многом курсы, представленные в настоящее время в Интернете, с точки зрения специалиста-филолога, не соответствуют современным представлениям об изучении русского языка как иностранного и носят в основном тренировочный характер. Положительным фактором является то, что в них акцентируется использование в обучении новых ресурсов Интернета, например, использование страноведческих материалов (экономика, политика, культура), художественных текстов для чтения, электронных словарей и др. Многие возможности коммуникативных технологий обучения остаются нереализованными. Слишком многое основывается на старых подходах к преподаванию языка путем закрепления знаний с помощью стандартных упражнений. Хотя, как известно, особую роль при формировании коммуникативной компетенции играют коммуникативные задания. Учащимся на основе подготовленных материалов курса, а также имеющихся ресурсов Интернета могут быть предложены серии проблемных заданий, связанных с программой курса, например: написать реферат по указанной проблеме, выбрать необходимую информацию для выполнения контрольных работ, подготовить сообщение на основе материалов Интернета, принять участие в обсуждении той или иной проблемы.
3.3. Программы дистанционного обучения.
Дистанционное обучение - это целенаправленный синхронный или асинхронный процесс взаимодействия субъектов учебного процесса между собой и со средствами обучения на расстоянии при помощи специализированной образовательной среды, базирующейся на использовании информационно-телекоммуникационных технологий. Технические возможности компьютеров конца 1980-х - начала 1990-х годов определили основную особенность обучающих программ того времени - небольшой объем материала, соответствующий одной, максимум нескольким учебным темам. Эти программы в большинстве случаев были линейными и жестко управляли действиями пользователя, хотя уже тогда педагоги прогнозировали появление нелинейных, гибких компьютерных обучающих систем, которые способны обеспечить свободу действий учащегося в соответствии с его индивидуальными целями, задачами и стилем усвоения материала. В ходе работы с разветвленной программой учащийся в соответствии со своими знаниями может переходить с высокого уровня на более низкий и наоборот. Следовательно, "сильные" студенты имеют возможность изучать учебный материал более высокого уровня, чем „"слабые", изучающие учебный материал в том минимальном объеме, который определен автором разветвленной программы и необходим для усвоения того или иного явления русского языка. По некоторым оценкам специалистов, во время работы обучаемого с интерактивными мультимедийными программами его внимание удваивается. Поэтому экономия времени составляет до 30%. Доказано, что при восприятии на слух запоминается около 25% информации, зрительная память позволяет запомнить одну треть информации, одновременное подключение зрения и слуха дает более 50% запоминания. При активном изучении предмета с помощью компьютера усваивается до 75% информации. Обучающие системы позволяют пользователю углубить знания, получить обширную и разностороннюю информацию, сократить срок обучения, увеличить число слушателей на одного преподавателя. В компьютерных обучающих системах используются все традиционные виды обучающей информации. Однако при этом процесс обучения значительно интенсифицируется. Этому способствуют следующие особенности автоматизированных обучающих курсов: элементы соревновательности; оптимальный темп продвижения по учебному материалу для каждого обучаемого (адаптация); своевременная обратная связь с системой. По методическому назначению можно выделить несколько типов компьютерных программ: грамматические, т.е. программы, направленные на овладение грамматической системой русского языка (например, категориями рода, числа, падежа, лица, вида, наклонения глагола и т.д.), лексические (найди родственные слова, синонимы, антонимы, паронимы и т.п.), сюда же можно отнести и программы по словообразованию, лингвострановедческие, т.е. программы, посвященные изучению лингвострановедческих единиц и связанных с ними страноведческих сведений, программы, направленные на обучение таким видам речевой деятельности, как чтение и письмо (программы по правописанию, пунктуации) коммуникативные, фонетические (используются лишь в том случае, если компьютер работает совместно с магнитофоном или синтезатором речи). Поскольку одним из важных принципов современной методики преподавания иностранных языков является принцип комплексности, то нередко указанные типы программ реализуются в органическом единстве. Использование компьютерных технологий представляется эффективным как на этапе получения новых знаний и их закрепления, так и на этапе контроля знаний. Эффективность тестирования с использованием компьютера достаточно высока, так как он позволяет автоматизировать процессы хранения и отбора контролирующей информации, предъявления ее обучаемому на экране дисплея, восприятия и анализа ответов обучаемого, выдачи результатов оценки знаний в виде, удобном для их анализа преподавателем и выставления оценки. Компьютерное тестирование позволяет вести объективный, независимый от обучаемого контроль и дает возможность проводить комплексный системный анализ успеваемости. По выражению Э.Г. Азимова [2, 47], "наиболее перспективными представляются программы, связанные с определенным учебником. Компьютерная программа в таком случае становится органическим и необходимым элементом учебного комплекса, естественно входит в учебный процесс". Именно такой подход использован при создании программы компьютерного тестирования МАКРОСС, разработанной специалистами из Белорусского государственного экономического университета. Она органически входит в учебный комплекс «Русский язык. Читаем тексты по экономической теории», разработанный и изданный доцентами кафедры белорусского и русского языков БГЭУ Федотовой И.Э., Молочко Н.В., Гассиевой И.И. в 2000 году. В учебный комплекс входят 2 пособия, практикум, аудиокурс из двадцати лабораторных работ на четырех аудиокассетах, компьютерные тесты, русско-китайские словари и мультимедийное приложение на компакт-диске. Создатели комплекса опирались на синтаксический уровень как уровень, отражающий комплексное взаимодействие всех единиц языка. Учитывая объем языковых знаний слушателей подготовительных факультетов, авторы отобрали самые элементарные грамматические конструкции из текстов, не давая их толкования. После прохождения уроков каждой из тем пособия учащимся предлагается проверить усвоение учебного материала с использованием компьютерного теста. Каждый тест содержит от 6 до 8 разнообразных заданий, отличающихся по типу требуемого ответа. Учащимся предлагается дополнить окончания прилагательных, выбрать правильный предлог или термин из списка вариантов, написать диктант, решить кроссворд, составить видовые пары глаголов, предложения или дать определения терминов. Среди программ, разработанных европейскими специалистами, можно выделить программу «Russian colloquial speech for foreigners» - «Русская разговорная речь для иностранцев», Цель данной обучающей компьютерной программы - способствование развитию коммуникативной компетенции на русском языке без преподавателя. Также можно отметить цикл поливалентных обучающих и обучающе-контролирующих программ, разработанный А. Виллерваль, преподавателем русского языка из французского университета Экс-ан-Прованс. Цикл предназначен в основном для школьников, его программы предусматривают организацию занятий в игровой форме.[4,47] Каждая программа может использоваться как в аудиторной работе, так и для тренировки во внеаудиторное время.
Обсуждение полученных результатов
Ознакомившись с вышеприведенными примерами использования ИКТ в преподавании РКИ, мы можем сделать следующие выводы: 1. Электронные учебники и обучающие программы - еще не в полной мере разработанная, но активно развивающаяся отрасль педагогических технологий, и усилия многих специалистов по прикладной лингвистике направлены на развитие и совершенствование именно этой отрасли; 2. Средства Интернета как наиболее глобальной, оперативной и интерактивной информационной среды активно используются в обучении РКИ, причем не только как источник учебной информации, но и как важное средство и условие дистанционного самостоятельного обучения. 3. Применение новых технологий обучения предъявляет высокие требования к преподавателям РКИ. Они обязаны быть хорошо ознакомлены с современными достижениями в сфере ИКТ, быть уверенными пользователями ПК, быть способными к дальнейшему обучению и самосовершенствованию.
Применение ИКТ в сфере преподавания РКИ открывает новые возможности как перед преподавателями, так и перед учащимися. Конечно, введение ИКТ как элемента учебного процесса порождает ряд новых организационных проблем: например, соответствующее техническое оснащение аудиторий, овладние компьютерной грамотностью всех преподавателей и учащихся, ломка существующей классно-урочной структуры учебного процесса. Однако рассмотренный в рамках данной работы пример использования компьютерных систем в курсе РКИ наглядно демонстрирует их очевидные преимущества в сравнении с традиционными средствами обучения: 1.Интенсификация: возможность решить конкретные методические задачи в более сжатые сроки. 2. Индивидуализация: учет индивидуальных особенностей обучаемых. В ходе работы с разветвленной программой учащийся в соответствии со своими знаниями может переходить с высокого уровня на более низкий и наоборот. Следовательно, "сильные" студенты имеют возможность изучать учебный материал более высокого уровня, чем „"слабые", изучающие учебный материал в том минимальном объеме, который определен автором разветвленной программы и необходим для усвоения того или иного явления русского языка. 3. Эффективность: уменьшение затрат людских и материальных ресурсов. Использование ИКТ требует меньшего количества преподавателей и методистов, чем традиционная система обучения, а электронные средства обучения обходятся значительно дешевле изготовления «бумажных» учебников и пособий.
|
« Пред. | След. » |
---|