10 класс, МРО
23.09.2010 г.

Московская региональная олимпиада по русскому языку

2006 - 2007г.

Окружной этап

10 класс

 

Нормы русского литературного языка

 

1. Определите, ударение падает на основу слова или на окончание.

А) о сети -  о сетях  - сетями

Б) начат - начата - начаты.

 

2.  Какие глаголы сочетаются со словом  ДОБРОТА (выразить, оказать, совершить, вызвать)? Запишите эти словосочетания.

 

3. В забытом городском романсе «Бедовая морячка» рефрен заканчивается строкой: «РАССОРЯСЬ ПО-ОДЕССКИ, по-английски ты ушла».

Какие правила правописания согласных можно проиллюстрировать выделенными  в предложении словами?

 

 4. Решите пунктуационную задачу «Нужны знаки препинания - не нужны знаки препинания». Для этого составьте разные предложения, используя в каждом из них данный фрагмент.

Уже совсем стемнело ...

 

II.       История русского литературного языка

Опираясь на приведённые примеры из «Словаря русского языка Х-ХVII вв.», укажите, какие значения  имел в древнерусском языке глагол ИЗУМИТЬСЯ (ИЗУМЛЯТЬСЯ). Определите, какое значение является прямым, исконным значением слова, а какое - переносным. Свой ответ объясните.

А) Крестьянинъ  Андрей боленъ былъ: изумлялся на всякъ день и трясся.

Б) Девицы изумились, смотря на самоцветное камение и на Саломанову (Соломонову) красоту и мудрость.

 

  III.       Язык художественного произведения

Выразительно прочитайте фрагмент текста из сказа Н.С.Лескова «Левша». Определите, какое языковое средство и с какой целью  использует автор в  данном фрагменте.

  - Дансе не танцуем, - сказал левша.

 

 

IV. Современный русский  литературный язык

1.  Укажите третий лишний звук.

    [м] -  [п] -  [к]

 

 

2. Подберите русские эквиваленты к английским пословицам.

А) Сначала поймай зайца, а уж потом зажарь его.

Б) Лучше яйцо сегодня, чем курица завтра.

В) Всего желать - всё потерять.

 

3. Определите тип склонения имён существительных.

Часовой, дитя, пустошь, мозоль,  путь, сирота, Дюма, портье, лесничий, судья,  Полюшка, млекопитающее, плакса, ковыль, планетарий, часовой.

 

4. Определите морфемный состав, способ и средства  образования следующих слов:  РОЗОВАТЫЙ, ЛИЛОВАТЫЙ.

 

5. Определите синтаксическую роль  выделенных сочетаний слов в предложениях.

А) Я СИЖУ ЧИТАЮ.            Б) Я СЕЛ ПОЧИТАТЬ.

 

6. Даны некоторые слова родственных индоевропейских языков:

 латыш. smaidit - улыбаться; готск. hails - здоровый; латыш. laipus - красивый; литовск. maisit - мешать; готск. snaiws - снег; др.-исланд. stein - камень; древнепрусск. kailustikan - здоровье; норв. meisk - смесь.

Найдите соответствующие им древнерусские слова:

цэлъ, смэхъ, лэпыи, стэна, мэсити, снэгъ.

Напишите, какие выводы можно  сделать о родственности языков и происхождении э.

 

 

V. Творческое задание

Напишите сочинение-миниатюру «Языковой портрет слова МИР». Можно использовать следующий план:

Значение слова (лексическое и грамматическое).

Изобразительно-выразительные возможности  слова.

Слово в контексте культуры.

Жизнь  слова в других языках.

 

 
« Пред.