10 класс, МРО |
23.09.2010 г. | |
Московская региональная олимпиада по русскому языку 2006 - 2007г. Окружной этап 10 класс
Нормы русского литературного языка
1. Определите, ударение падает на основу слова или на окончание. А) о сети - о сетях - сетями Б) начат - начата - начаты.
2. Какие глаголы сочетаются со словом ДОБРОТА (выразить, оказать, совершить, вызвать)? Запишите эти словосочетания.
3. В забытом городском романсе «Бедовая морячка» рефрен заканчивается строкой: «РАССОРЯСЬ ПО-ОДЕССКИ, по-английски ты ушла». Какие правила правописания согласных можно проиллюстрировать выделенными в предложении словами?
4. Решите пунктуационную задачу «Нужны знаки препинания - не нужны знаки препинания». Для этого составьте разные предложения, используя в каждом из них данный фрагмент. Уже совсем стемнело ...
II. История русского литературного языка Опираясь на приведённые примеры из «Словаря русского языка Х-ХVII вв.», укажите, какие значения имел в древнерусском языке глагол ИЗУМИТЬСЯ (ИЗУМЛЯТЬСЯ). Определите, какое значение является прямым, исконным значением слова, а какое - переносным. Свой ответ объясните. А) Крестьянинъ Андрей боленъ былъ: изумлялся на всякъ день и трясся. Б) Девицы изумились, смотря на самоцветное камение и на Саломанову (Соломонову) красоту и мудрость.
III. Язык художественного произведения Выразительно прочитайте фрагмент текста из сказа Н.С.Лескова «Левша». Определите, какое языковое средство и с какой целью использует автор в данном фрагменте. - Дансе не танцуем, - сказал левша.
IV. Современный русский литературный язык 1. Укажите третий лишний звук. [м] - [п] - [к]
2. Подберите русские эквиваленты к английским пословицам. А) Сначала поймай зайца, а уж потом зажарь его. Б) Лучше яйцо сегодня, чем курица завтра. В) Всего желать - всё потерять.
3. Определите тип склонения имён существительных. Часовой, дитя, пустошь, мозоль, путь, сирота, Дюма, портье, лесничий, судья, Полюшка, млекопитающее, плакса, ковыль, планетарий, часовой.
4. Определите морфемный состав, способ и средства образования следующих слов: РОЗОВАТЫЙ, ЛИЛОВАТЫЙ.
5. Определите синтаксическую роль выделенных сочетаний слов в предложениях. А) Я СИЖУ ЧИТАЮ. Б) Я СЕЛ ПОЧИТАТЬ.
6. Даны некоторые слова родственных индоевропейских языков: латыш. smaidit - улыбаться; готск. hails - здоровый; латыш. laipus - красивый; литовск. maisit - мешать; готск. snaiws - снег; др.-исланд. stein - камень; древнепрусск. kailustikan - здоровье; норв. meisk - смесь. Найдите соответствующие им древнерусские слова: цэлъ, смэхъ, лэпыи, стэна, мэсити, снэгъ. Напишите, какие выводы можно сделать о родственности языков и происхождении э.
V. Творческое задание Напишите сочинение-миниатюру «Языковой портрет слова МИР». Можно использовать следующий план: Значение слова (лексическое и грамматическое). Изобразительно-выразительные возможности слова. Слово в контексте культуры. Жизнь слова в других языках.
|
« Пред. |
---|