Система интеграции литературы и МХК
11.10.2010 г.

Система интеграции уроков литературы и мировой художественной культуры


Керенцева Елена Владимировна.
Учитель русского языка и литературы
МОУ «Гимназия № 3» г. Оренбурга

Уже несколько лет я работаю над темой «Система интеграции уроков литературы и мировой художественной культуры». Методическим объединением учителей литературы нашей гимназии разработан курс интегрированного преподавания предметов искусства и литературы, который рассчитан на учащихся старших классов гимназий и лицеев, а также общеобразовательных школ, в программу образования которых входит предмет «Мировая художественная культура». Данный курс изучается в 8-11 классах,

исходя из следующего объема часов в неделю:

литература - 5; мировая художественная культура - 2; зарубежная литература - 1.

Курс апробирован мною в гуманитарных классах гимназии № 3 г. Оренбурга.

Необходимость разработки данного проекта впервые возникла в 1993 - 1994 учебном году, когда учителя литературы нашей гимназии заметили, что учащиеся стали меньше читать, формально относиться к подготовке домашнего задания, у них снизился интерес к изучению предмета. Чтобы уроки стали более интересными, яркими, глубокими, мы стали уделять особое внимание различным средствам наглядности. Сначала они использовались в качестве иллюстрации, затем для создания ассоциаций, решения проблемных ситуаций и, наконец, для организации поисковой и исследовательской работы учащихся.

В 1994-1995 учебном году группа учителей, преподававших в девятых классах, при изучении литературоведческих тем «Классицизм», «Сентиментализм», «Романтизм», соединив работу над учебным материалом с наглядностью, впервые столкнулась с проблемой упорядочения содержания курсов литературы и мировой художественной культуры. В результате было замечено, что в истории развития различных видов искусства есть много общих моментов и параллельное изучение их дает учащимся более глубокое осознание и усвоение тем. Поэтому, начиная с 1996 - 1997 учебного года, проблема интеграции уроков литературы и мировой художественной культуры стала для меня темой серьезных исследований.

За многолетнюю историю своего развития человечество накопило огромный объем знаний. Он настолько огромен, что нельзя даже и думать о его полном усвоении человеком. Поэтому появляется проблема выбора и отбора базовых знаний и умений. В школе эти знания попадают разделенными на отдельные части - предметы. С каждым десятилетием количество школьных предметов возрастало и сегодня достигло критического предела. Остро встал вопрос о перегрузке программы. Поэтому мировая педагогика возвратилась к интеграции /объединению/ учебных предметов вокруг общих стержневых идей. Этот принцип взят в основу перестройки содержания обучения и в российской школе - уже не отдельные предметы, а предметные области становятся основной единицей социального опыта, изучаемого в образовательных учреждениях.

В результате работы были выявлены и другие моменты, подчеркивающие актуальность данной проблемы:
Понимание мира людей и. осознание в нем своего собственного мира развивает то чувство толерантности, которое стало требованием сегодняшнего дня. Замечено, что толерантность связана, прежде всего, с культурным воспитанием, которое происходит у человека сначала под влиянием культурных ценностей своего народа, своей страны. Э. Холл называл это «эффектом очков», когда через призму культуры своей страны и своей малой родины человек судит о ценностях мировой культуры. Чтобы «выправить зрение», необходимо соприкоснуться с идеей поли-культурности, т. е. познакомиться с основами культур других народов, осознать их самобытность и общечеловеческую ценность. Это поможет учащимся найти ответы на многие волнующие их вопросы и идентифицировать себя в человеческом обществе. Обогащение опытом предшествующих культур снижает уровень тревожности и повышает уверенность в завтрашнем дне, дает возможность более оптимистично смотреть на окружающий мир, развивающийся по спирали, понять его и оценить свои поступки.
Сегодняшний старшеклассник - человек рационального склада ума. Для него понимание практической необходимости обращения к учебному предмету важнее простого понятия «интересно». Изучение же литературы и мировой художественной культуры как двух отдельных предметов приводит к знакомству с различными, тематически не связанными друг с другом материалами в одном отрезке учебного времени. Это изолирует, разрывает представление о едином культурном процессе нашей цивилизации и снижает практическую значимость предметов. Интегрирование же помогает дать целостное представление о развитии общекультурных, нравственных и эстетических ценностях человечества.
Нужно вспомнить и о том, что современный человек, благодаря развитию видео- и аудиотехники, привык воспринимать мир в красках, звуках, пластике. К сожалению, искусство слова стало для него менее значимым. Как это ни печально, но сегодняшний день поставил перед учителем литературы задачу средствами других видов искусства усилить яркость в восприятии ученика художественного слова. Семиотика (наука, исследующая систему знаков и знаковых систем в человеческом обществе и в самом человеке), говоря о явлениях культуры, отмечает, что чувственное восприятие явления или действия усиливается от соединения языковых и неязыковых знаков. Кроме того, последние включают знаки-символы, усиливающие свойство сохранять в памяти понятие долгое время.
Сегодняшняя тревожная действительность повысила роль катарсиса /очищения/ в духовной жизни человека. Л. В. Выгодский - один из крупнейших психологов, труды которого посвящены исследованию высшей психической функции, мышлению и речи, а также психологии искусства. Он заметил, что, воздействуя на психику человека, произведение искусства возбуждает в нем «противоположно направленные аффекты», которые приводят к взрыву, к разрядке нервной энергии. В этом превращении аффектов, в их самосгорании, к разрядке тех эмоций, которые были тут же взорваны, и заключается катарсис эстетической реакции. Известно, что эта важнейшая функция искусства была известна еще с древнейших времен. Аристотель в «Поэтике» так объяснил действие на человека трагедии, которая разыгрывается на сцене: «Это особого рода подражание, которое посредством действий, а не рассказа совершает путем сострадания и страха очищение подобных аффектов». Таким образом, еще в древние века было замечено, что действие катарсиса усиливается от соединения искусства слова с другими видами искусства.

К сожалению, современная методика не дает в достаточной степени системы параллельной работы в изучении литературы и искусства. Но работа в этом направлении ведется. Наш курс имеет много общего с двумя программами: программой под редакцией А. Г. Кутузова и программой, разработанной членом-корреспондентом РАО В. Г. Маранцманом. В пояснительной записке к первой программе говорится: «В основе содержания и структуры предлагаемой программы лежит концепция литературного образования на основе творческой деятельности как культурно-знакового явления, как эстетического преображения реальности». Тем не менее, в программе неясно просматривается идея поликультурности. Программа В. Г. Маранцмана соотносит развитие русской культуры и культуры других народов, многократно обращается к иным видам искусства. Но, на мой взгляд, эта умная и грамотная программа не адаптирована для провинциальных школ, так как наши учащиеся не имеют доступа ко многим произведениям искусства, с опорой на которые происходит освоение материала.

Цель курса - воспитание читателя, способного к полноценному восприятию литературного произведения в контексте мировой художественной культуры, подготовленного к восприятию жизни и к самостоятельному общению с искусством.

Задачи курса определены целью и связаны с читательской деятельностью учащихся и с эстетической функцией литературы как одного из видов искусства:

1. Вооружить выпускников системой знаний о развитии общечеловеческих и национальных духовных ценностях, помогающих осознать цель жизни и свое место в обществе.

2. Формировать представление о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в истории искусства.

3. Формировать основные этические, эстетические и теоретико-литературные понятия как условия полноценного восприятия, анализа и оценки литературного произведения

4. Формировать внутреннюю культуру личности, способную самостоятельно ориентироваться в мире искусства.

5. Помочь в развитии эстетических склонностей и дарований учащихся, их познавательных интересов, творческих способностей и потенциальных возможностей личности учеников.

6. Формировать и развивать умения грамотного и свободного владения устной и письменной речью.

Основные концептуальные положения, лежащие воснове курса.

Интеграция - процесс и результат становления целого на основе выявления важных связей между относительно независимыми частями, отдельными школьными предметами. Интеграция сопровождается процессами организации знания, цель которой - объединение областей знаний, унификация их, уплотнение, свертывание информации. В современной школе интегрированные курсы, возникшие на основе межпредметной интеграции, наиболее пригодны для формирования обобщенных знаний, умений, способов мышления и деятельности. Интегрированный курс дает обучаемым системные, уплотненные, компактные знания. Он лучше отдельных, разрозненных предметов формирует целостное мышление и сознание. Поскольку интегрированные курсы содержит однотипные знания, подлежащие одинаковым закономерностям, то с их помощью легче формируются обобщенные способы деятельности.

Литература и мировая художественная культура - родственные предметы, имеющие одну структурную базу - искусство. В «Советском энциклопедическом словаре» указывается, что искусство - это «художественное творчество в целом - литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр и другие разновидности человеческой деятельности». Там же отмечается, что «литература - явление искусства („искусства слова"), эстетически выражающее общественное сознание и в свою очередь формирующее его. Художественная литература хранит, накапливает и передает от поколения, к поколению эстетические, нравственные, философские, социальные ценности. Будучи средством постижения действительности, литература выражает мировоззрение и эстетические идеалы определенных эпох».

Иногда можно встретиться с сомнением: является ли литература одним из видов искусства. Еще в ходу словосочетание «литература и искусство». В сборнике же, составленном кандидатом педагогических наук Г. С. Лобковским из работ философов, психологов, литературоведов, искусствоведов и педагогов «Эстетическая культура и эстетическое воспитание» и имеющей подзаголовок «Книга для учителя», литература рассматривается как один из видов искусства. Так, в главе «Многообразие искусств в современной художественной культуре» говорится: «Каждый человек, более или менее широко знакомый с миром искусств, хорошо знает, как разнообразен он по конкретным формам бытия художественного творчества. Он воплощается и в литературе, и в архитектуре, и в живописи, и в музыке, и в сценических искусствах, и в искусствах прикладных; при этом в одном случае произведение искусства предстает перед нами как материальный предмет, обращенный к зрительному восприятию /скульптура, картина, здание/, в другом - как развертывающийся во времени процесс /словесный или музыкальный/, который воспринимается слухом или воображением, а не глазом, в третьем - как видимое и одновременно слышимое действие, протекающее и в пространстве, и во времени /на сцене, на экране/. В каждом из видов искусств мы встречаемся с его многочисленными структурными разновидностями - скажем, с прозаической или поэтической литературой; с масляной, фресковой, акварельной живописью; в инструментальной и вокальной музыкой; с драматическим, музыкальным, хореографическим, кукольным театром и т. д. Вместе с тем в каждом виде искусства существуют различные роды: эпос, лирика и драма - в литературе; станковая, монументально- декоративная, театральная живопись в изобразительном искусстве; игровой, документальный, мультипликационный фильмы - в кинематографе; наконец, в каждом виде, разновидности, роде искусства выделяются разнообразные жанры: например, пейзаж, портрет, натюрморт и др. - в изобразительном искусстве; роман, повесть, новелла - в прозаической литературе; производственный, исторический, детективный и др. фильмы.

На первый взгляд, вся эта пестрая картина «мира искусств» кажется хаотическим нагромождением самостоятельных, лишь случайно соседствующих форм, объединяемых только общим условным названием «искусство».

Однако, углубленный анализ показывает, что перед нами определенным образом организованная общая система имеющая сложившееся внутреннее строение и исторически меняющаяся в ходе развития культуры.

В этом плане интересно построено учебное пособие, предназначенное для старших классов средних общеобразовательных школ, гимназий и лицеев всех типов «Мировая художественная культура» написанное Ольгой Борисовной Лисичкиной при содействии Академии наук Российской Федерации. В предисловии автор так определяет понятие, при помощи которого раскрывает сущность предмета: «Понятие „культура" характеризует как уровень развития определенных исторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретных обществ, наций и народностей, так и степень совершенствования различных сфер человеческой жизни и деятельности /культура труда, нравственная культура, культура быта и т. д. В самом широком смысле термин „культура" охватывает все то, что определяет специфику человеческого существования в мире /в отличие от существования всех других живых и неживых тел/, в более узком смысле им обозначают только сферу духовной жизни людей».

В пособии каждая эпоха рассматривается автором по главам:
Религия
Философия
Литература
Театр и драматургия
Архитектура
Изобразительное искусство
Скульптура
Музыка.

Таким образом, дается всесторонний анализ определенного пласта эпохи, в который литература и драматургия включены в общий поток развития искусства, философии и религии. Следовательно, литература рассматривается авторами и программы, и пособия как один из видов духовного творчества человека, а именно, искусства.

Изучение литературы в школе всегда сопровождалось обращением к другим видам искусства: живописи, архитектуре, театру. Знание имен художников, написавших портреты писателей и проиллюстрировавших изучаемые в школе произведения, давно уже стало обязательным для учащихся и необходимым для выполнения заданий, любой литературной олимпиады. В современной школе принцип наглядности постепенно уходит на второй план, а задачи «внедрения» искусства значительно расширяются, становятся более сложными и многогранными. Теперь не столь важно проиллюстрировать факты из жизни писателя, страницы произведений наглядными зрительными образами. Существенным стало другое - проследить внутреннюю логику развития литературы и искусства, установить причинно-следственные связи их поступательного движения, вскрыть общее, что было присуще литературе и различным видам искусства на разных этапах развития, то особенное, что характерно для художественного слова и других способах изображения.

В этой связи кандидат педагогических наук Н. Ширяков предупреждает о том, что «в старших классах работу над произведениями изобразительного искусства нельзя ограничивать дидактическим принципом наглядности, нужно помнить, что не может быть искусства, для которого изображение было бы целью, - это будет уже не искусство, а наглядное пособие».

В. Н. Шацкая в книге «Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества» замечает, что «главное заключается в том, чтобы параллельно с изучением литературы ознакомить учащихся с основными вехами развития художественного творчества».

Идея параллельного изучения литературы и искусства в их взаимосвязях, в русле определенного художественного метода должна оставаться ведущей, так как подтверждается современными требованиями к преподаванию в школе. Основные задачи, которые при этом предстоит решать учителю, можно сформулировать следующим образом:
Закрепление, углубление, систематизация знаний об искусстве, полученных учащимися в предыдущих классах. Это тем более важно, потому что в старших классах предметы художественного цикла уже не предусмотрены школьной программой.
Глубокое и верное раскрытие таких понятий, как «классицизм», «сентиментализм», «романтизм», «реализм», имеющих отношение не только к литературе, но и к другим видам искусства, к художественному творчеству в целом.
Проведение для учащихся важнейшей мировоззренческой мысли, что в развитии литературы и других видов искусства много общего, родственного. Литература и искусство развивались и развиваются в едином потоке художественного творчества, неразрывно связаны с общественной жизнью. В. В. Стасов писал: «Наша литература и искусство - это точно двое близнецов неразлучных, врозь немыслимых».
Повышение общего уровня художественной подготовки и эстетической культуры учащихся.

Все эти задачи будут решены при условии, если обращаться к произведениям других искусств систематически, вести анализ их идейно-художественного содержания в тесных взаимосвязях с предметом литературы, ориентировать внимание учащихся на особенностях выразительных возможностей слова и изображения. Понимание особенностей и специфики других искусств, бесспорно, поможет учащимся глубже понять особенности и специфику художественной литературы, так как истина всегда познается в сравнении.

Итак, имея множество точек соприкосновения, школьные предметы литература и мировая художественная культура легко могут быть объединены в интеграционный курс. Особенно это важно для преподавания в старших классах, когда изучение предусматривается программой по литературе в историко-культурном аспекте. Такой курс, на мой взгляд, окажет влияние и на развитие личности учащихся.

Характеристика возрастных психологических особенностей учащихся,
на обучение которых направлен данный курс.

Старший подростковый и юношеский возраст - это период выработки мировоззрения, убеждений, характера и жизненного самоопределения, поэтому огромное значение старшеклассники придают тем дисциплинам, которые значимы для них в их освоении жизненного пространства. Тезис «литература учебник жизни» в наши дни поставлен под сомнение, и мы смотрим на литературные произведения как на некие модели жизни, созданные воображением писателя, его духовным и эстетическим миром. С возвращением многих имен в русскую литературу изображение одних и тех же явлений действительности /например, гражданской войны, коллективизации и т. д./ в произведениях различных писателей прямо противоположно. Поэтому былая вера в справедливость художественного слова для юношества иссякла, а вместе с этим стел наблюдаться процесс падение интереса к чтению, особенно в подростковом возрасте.

Однако не следует забывать, что в этом возрасте мышление отличается более высоким уровнем общения и абстрагирования, постепенно приобретает теоретическую и критическую направленность. Старшеклассники стремятся проникнуть в сущность явления, объяснить взаимосвязи и взаимозависимость. И здесь очень важно научить их самостоятельно мыслить, находить свое решение поставленной автором проблемы. Для этого, в первую очередь, необходим основательный интеллектуальный багаж, который дает пищу для размышлений и нахождения верного пути решения. Поэтому необходимо дать понять старшеклассникам, что мировое сознание развивается по спирали и у этого развития есть свои законы. А литература - это часть общего мирового процесса культуры, а каждое произведение эти законы отражает; каждый деятель литературы и искусства - это человек, одаренный талантом и впитавший «образ века своего и будущего призрачный прообраз», он в силу таланта и мировоззрения по-своему решает и проблемы века, и вполне житейские вопросы. Все это богатый материал для расцвета умственной деятельности старшеклассника, интеллектуальные способности которого именно в этом периоде значительно возрастают. Больше всего ими ценится живость ума, находчивость, умение остро чувствовать проблему, быстро ориентироваться в материале, необходимом для принятия решения. Для учителя очень важно дать выпускникам ту «нить Ариадны», с которой они пойдут по жизни и которая поможет в ней ориентироваться.

Именно в этом возрасте нравственные и социальные качества формируются ускоренными темпами. Более отчетливыми становятся моральные понятия, оценки, крепнут этические убеждения. Чувство взрослости становится глубже, острее и порой принимает гипертрофированные размеры. Отсюда потеря чувства меры, демонстративное увлечение модными в данный момент вещами, порой и не совсем безобидными. Тут может помочь только мудрый опыт предшествующих поколений, который способен «притушить» юношеский максимализм и эгоцентризм, доказать ему, что мир развивается по законам морали, что тысячелетиями люди переживали то же самое, что «лошадь под седлом воина Александра Македонского изменилась в веках гораздо больше, чем сам воин: он так же испытывает боль и страх, ненависть и восторг, он так же любит и тоскует, и мечтает остаться в живых, чтобы вернуться домой. Только лошадь давно уже заменили бронемашины», как оказал на одной из встреч со зрителями артист и режиссер Ролан Быков. Именно в юношеском возрасте появляется усиленный интерес к этическим вопросам. В этом возрасте высок интерес к «вечным» проблемам: смысла жизни, счастья, долга, свободы, религии. Именно этот характер разрешения этических ситуаций служит критерием морального развития личности. Поэтому особенно ценен в это время багаж философских взглядов многих эпох, запечатленный в слове, в красках, в звуках, в камне. Библия и поэзия, мудрость Шопенгауэра, Конфуция, Толстого, Достоевского, Бердяева и Соловьева, полотна мастеров эпохи Возрождения или «Черный квадрат» Малевича и поэтов, художников Серебряного века, архитектура Петербурга и Древней Греции, скульптура и музыка - все это заставит школьника понять, что в мире кроме физических и химических законов существуют еще и моральные законы, что важно их открыть, понять и поступать в соответствии с ними.

В юношеском возрасте возрастает роль неформальных молодежных организаций, порой агрессивного толка, на почве и политической, и рели­гиозной, и национальной, и социальной. Усиливается критическое отношение к действительности, повышается критерий оценок и требований, снисходительные оценки в этом возрасте почти не принимаются. Поэтому особенно важно именно в пору юношеского максимализма воспитание чувства толерантности, которое тесно соприкасается с идеей поликультурности.

Юность принято считать периодом самовоспитания. Молодые люди уже способны к комплексной оценке человека. Кумирами становятся яркие, современные, гармонически развитые люди, у которых ум удачно сочетается с физической развитостью и внешней привлекательностью, современными манерами поведения. Сегодняшний юноша высоко ценит личность делового человека, который расчетлив, богат, преуспевает в жизни. Часто за этим не замечается бедность внутреннего мира. Так девятиклассникам предлагалось проанализировать отрывок из повести Нины Берберовой «Облегчение участи», в котором главный герой, Алексей Георгиевич Асташев, человек, стремящийся стать богатым и респектабельным, изображается в начале трудового дня. Текст состоит из двух частей: в первой - герой смотрит на окружающий мир и чувствует красоту утра, во второй - вспоминает о работе, мысли его становятся сухими, холодными, расчетливыми. Основная часть учащихся, анализировавших текст, заметили эту разницу, но идея отрывка была выражена ими своеобразно: «как богат, безмятежен и прекрасен внутренний мир человека, который живет упорядоченной деловой жизнью». Чтобы раскрыть истинное лицо гармонично развитого человека, достаточно обратиться к портретной галерее русских художников и убедиться в том, что русской идеей всех времен считалась личность возвышенная, высоко духовная, живущая ради людей, неуспокоенная и не мирящаяся со злом. Картина Врубеля «Демон» заставит размышлять каждого: «Можно ли быть счастливым, объединившись со злом?»

Картины Рериха, его статьи, образ жизни, обращение к станицам книг Даниила Андреева «Роза мира» и Е. Н. Рерих «Живая этика», к личности Третьякова - все это убедительно покажет внутренний мир по-настоящему гармонично развитого человека начала ХХ столетия.

ЛИТЕРАТУРА
Айзерман Л. С. Уроки нравственного прозрения М. Педагогика,1983
Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса М. Просвещение,1982
Волков И. П. Приобщение школьников к творчеству М.,Просвещение,1982
Гачев Г. Творчество, жизнь, искусство М.. Детская литера тура. 1988
Дивненко О. В. Методическое пособие по эстетике М., Издательский центр «Аз», М.,1995
Журавлев А. П. Звук и смысл М., Просвещение, 1991
Искусство и школа М., Просвещение, 1981
Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М., Педагогика, 1990
Краткий словарь но эстетике. Книга для учителя. Под редакцией М. Ф. Овсянникова. М., Просвещение, 1983
Крутоус В. П. Родословная красоты. М., Искусство, 1988
Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика М., 1976
Советский энциклопедический словарь М., Советская энциклопедия, 1987
Современный словарь-справочник по искусству. М., Олимп, Издательство «ОСТ». 2000
Шевченко С. Д. Школьный урок: как научить каждого. М., Просвещение, 1991

Чтобы проиллюстрировать приведенные выше положения, предлагаю Вашему вниманию план-схему интегрированных уроков МХК и литературы, посвященных изучению романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» в 9 классе.

Керенцева Елена Владимировна.
Учитель русского языка и литературы
МОУ «Гимназия № 3» г. Оренбурга

 
След. »