ВОШ муниципальный этап 9 класс |
14.10.2010 г. | |
Всероссийская олимпиада школьников II (муниципальный) этап Русский язык 9 класс
Общее время выполнения работы - 3 часа (180 минут).
Задание 1. В текстах и словарях XVIII века можно встретить существительное истукатель, истуканщик. Например: Я подошел ближе и приметил мое заблуждение. Искусный истуканщик своею хитростию обманул мой взор и неодушевленную вещь представил мне живо существом одушевленным («Дантово сновидение», перевод с французского, 1779 г.); Молодой вельможа ... есть ни живописец, ни музыкант, ни зодчий, ни истукатель.(Вольтер. Вадины сказки, перевод с французского М.Попова, 1771) Современным русским языком они утрачены, а родственные им (однокоренные) слова в нем сохранились. Найдите эти родственные слова. Как вы думаете, что обозначали истукатель, истуканщик в XVIII веке? Каковы их синонимы в современном русском языке? Как называются слова, подобные истукатель, истуканщик, исчезнувшие из языка и замененные другими? Итоговое количество баллов -
Задание 2. Прочитайте фрагмент одного из разделов «Краткой российской грамматики» Е.Б.Сырейщикова, писателя, преводчика, педагога, жившего во второй половине 18 века. Отличается ли по своему содержанию и назначению грамматика современного русского языка от грамматики того времени? «Переведите» этот фрагмент на современный русский язык, внося необходимые, на ваш взгляд, коррективы. О Грамматике и ея разделении. Грамматика учит правильно говорить и исправно писать. Грамматика разделяется на четыре следующие части: I. На Правописание. II. На Произведение слов. III. На Сочинение слов IV. На Произношение слов. Количество баллов - 4.
Задание 3. При создании литературных (чаще всего поэтических) произведений их авторы иногда обращаются к травестии - приему, основанному на гротескно-комическом «переиначивании» классических текстов. В современной литературе травестийный прием может реализоваться в виде имитации обратного перевода: редактор или переводчик переводит произведение иноязычного автора на свой язык, а затем вновь переводит на исходный. Перед вами отрывок из русской народной сказки в таком «обратном переводе». Что это за сказка? С какого языка она вновь переведена на русский язык? Восстановите её исходный текст, стараясь отразить национальный (народный) колорит языка сказки.
Как-то раз уехали братья в таун, а их герлфренды говорят: - (Имя), организуй доставку воды с реки! - Не в кайф! Тогда герлфренды и говорят: - Если ты не выполнишь наше поручение, братья вернутся и не привезут тебе презента с распродажи. - О¢ кей! - сказал (имя), спустился с камина, на котором обычно лежал часами, взял тару и направился организовывать доставку воды. Количество баллов - 11 .
Задание 4. Какой грамматический признак утратили в современном русском языке краткие прилагательные? Ответ на этот вопрос поможет вам найти определение, а точнее, «восстановление » пути образования следующих слов: издалека, допоздна, снова, смолоду, засветло. Итоговое количество баллов - 4.
Задание 5. Какого человека называют шляпой. Почему именно шляпой, а не шапкой, не кепкой, не беретом? Итоговое количество баллов - 4.
Задание 6. Вставьте пропущенные фрагменты в приведенный ниже текст Продолжите его так, чтобы получилась полная картина аллегорического «родословного дерева» славянских языков В ____ веке трудами братьев __________________ и _____________________ был создан первый славянский литературный язык - _____________________________________ В его основе лежал диалект _____________________________________________________, на нем были сделаны переводы с __________________________ языка ряда___________________________________ и иных книг. Созданный ими язык бытовал сначала в __________________________________________________________ , а затем распространился у ___________________________________. С _____________ века он начинает бытовать у ______________________________________. Ученые называют его ______________________________ или ____________________________________. Памятники письменности дошли до нас с двумя системами письма (азбук) - _____________________________ и ___________________________________.
Итоговое количество баллов - 22.
Задание 7. Как бы вы определили жанровую форму приведенных ниже стихотворений? Какие грамматические формы помогают это сделать? Какие речевые действия совершаются при помощи этих форм?
Приди, о Истина, и поселись меж нами, Приди, искорени вгнездившийся порок, Соделай так, чтоб враги нам сделались друзьями И чтоб невинного не гнал уж больше рок!
Н.И. Тургенев
Дух премудрости, и разума, и силы! Всеобъемлющей, божественной любви! Нас, заглохших в суете, помилуй И своим дыханьем оживи1
Ю.В. Жадовская
Пошли, Господь, свою отраду Тому, кто в летний жар и зной, Как бедный нищий мимо саду, Бредет по жесткой мостовой...
Ф.И. Тютчев Итоговое количество баллов - 10.
Задание 8. Как вы понимаете фразу Столы в кабинете стояли покоем? Прокомментируйте свой ответ. Итоговое количество баллов - 2.
Задание 9. Как следует изменить пунктуацию отрывка, чтобы стало ясно, что автор письма имеет в виду не столько скот, принадлежащий губернатору, сколько самого губернатора, которого автор не прочь обругать скотом? Я-де скота губернатора с его полей в свои закуты загонять никогда не приказывал, да и иметь его скота нигде вблизи меня и моих четвероногих не желаю; но опасаюсь, не загнал ли скота губернатора, по глупости, мой бурмистр из села Поганец. (Лесков). Количество баллов - 2.
Задание 10. Предложите вариант(ы) раскрытия скобок при написании слова (с, сс)у(ж,жж)е(н,нн)ый. Обоснуйте свой ответ. Итоговое количество баллов - 6.
Задание 11. Из приведенного ниже стихотворного отрывка выпишите все слова с мягкими согласными. Подчеркните буквы, которыми эти согласные обозначены. Как обозначена мягкость каждого из этих согласных?
Вот мчится тройка удалая Вдоль по дороге столбовой, И колокольчик, дар Валдая, Гудит уныло под дугой. Ф.Глинка Итоговое количество баллов - 12,3. |
« Пред. | След. » |
---|