ВОШ муниципальный этап 9 класс
14.10.2010 г.

Всероссийская олимпиада школьников

 II (муниципальный) этап

Русский язык

9 класс

 

Общее время выполнения работы - 3 часа (180 минут).

 

Задание 1.                 

В текстах и словарях XVIII века можно встретить существительное истукатель, истуканщик. Например: Я подошел ближе и приметил мое заблуждение. Искусный истуканщик своею хитростию обманул мой взор и неодушевленную вещь представил мне живо существом одушевленным («Дантово сновидение», перевод с французского, 1779 г.); Молодой вельможа ... есть ни живописец, ни музыкант, ни зодчий, ни  истукатель.(Вольтер. Вадины сказки, перевод с французского М.Попова, 1771)

Современным русским языком они утрачены, а родственные им (однокоренные) слова в нем сохранились. Найдите эти родственные слова. Как вы думаете, что обозначали  истукатель, истуканщик в XVIII веке? Каковы их синонимы в современном русском языке? Как называются слова, подобные истукатель, истуканщик, исчезнувшие из языка и замененные другими?

Итоговое количество баллов -

 

 

Задание 2.            

Прочитайте фрагмент одного из разделов «Краткой российской грамматики» Е.Б.Сырейщикова, писателя, преводчика, педагога, жившего во второй половине 18 века. Отличается ли по своему содержанию и назначению грамматика современного русского языка от грамматики того времени? «Переведите» этот фрагмент на современный русский язык, внося необходимые, на ваш взгляд, коррективы.

О Грамматике и ея разделении.

Грамматика учит правильно говорить и исправно писать.

Грамматика разделяется на четыре следующие части:

I.                    На Правописание.

II.                 На Произведение слов.

III.               На Сочинение слов

IV.               На Произношение слов.

Количество баллов - 4.

 

 

Задание 3.      

При создании литературных (чаще всего поэтических) произведений их авторы иногда обращаются к травестии - приему, основанному на гротескно-комическом «переиначивании» классических текстов. В современной литературе травестийный прием может реализоваться в виде имитации обратного перевода: редактор или переводчик переводит произведение иноязычного автора на свой язык, а затем вновь переводит на исходный.

Перед вами отрывок из русской народной сказки в таком «обратном переводе». Что это за сказка? С какого языка она вновь переведена на русский язык?  Восстановите её исходный текст, стараясь отразить национальный (народный) колорит языка сказки.

 

Как-то раз уехали братья в таун, а их герлфренды говорят:

- (Имя), организуй доставку воды с реки!

- Не в кайф!

Тогда герлфренды и говорят:

- Если ты не выполнишь наше поручение, братья вернутся и не привезут тебе презента с распродажи.

- О¢ кей! - сказал (имя), спустился с камина, на котором обычно лежал часами, взял тару и направился организовывать доставку воды.

Количество баллов -  11 .

 

 

Задание 4.               

Какой грамматический признак утратили в современном русском языке краткие прилагательные? Ответ на этот вопрос поможет вам  найти определение, а точнее, «восстановление »  пути образования следующих слов: издалека, допоздна, снова, смолоду, засветло.

Итоговое количество баллов - 4.

 

 

Задание 5.   

Какого человека называют шляпой. Почему именно шляпой, а не шапкой, не кепкой, не беретом?

Итоговое количество баллов - 4.

 

 

Задание 6.    

 Вставьте пропущенные фрагменты в приведенный ниже текст Продолжите его так, чтобы получилась полная картина аллегорического «родословного дерева» славянских языков

 В ____ веке трудами братьев __________________ и _____________________ был создан первый славянский литературный язык - _____________________________________ В его основе лежал диалект _____________________________________________________, на нем были сделаны переводы с __________________________ языка ряда___________________________________   и иных книг. Созданный ими язык бытовал сначала в __________________________________________________________ , а затем распространился у ___________________________________. С _____________ века он начинает бытовать у ______________________________________.  Ученые называют его ______________________________ или ____________________________________. Памятники письменности дошли до нас с двумя системами письма (азбук) - _____________________________  и ___________________________________.

 

Итоговое количество баллов - 22.

 

 

Задание 7.        

 Как бы вы определили жанровую форму приведенных ниже стихотворений?  Какие грамматические формы  помогают это сделать? Какие речевые действия  совершаются  при помощи этих форм?

 

 

                                      Приди, о Истина, и поселись меж нами,

                                     Приди, искорени вгнездившийся порок,

                                     Соделай так, чтоб враги нам сделались друзьями

                                    И чтоб невинного не гнал уж больше рок!

                                                                                             

                                                                                         Н.И. Тургенев

                                   

                                     Дух премудрости, и разума, и силы!

                                     Всеобъемлющей, божественной любви!

                                     Нас, заглохших в суете, помилуй

                                    И своим дыханьем оживи1

 

                                                                                 Ю.В. Жадовская

 

                                   Пошли, Господь, свою отраду

                                   Тому, кто в летний жар и зной,

                                   Как бедный нищий мимо саду,

                                  Бредет по жесткой мостовой...

               

                                                                                 Ф.И. Тютчев

Итоговое количество баллов  -  10.

 

 

Задание 8.     

Как вы понимаете фразу  Столы в кабинете стояли покоем? Прокомментируйте свой ответ.

Итоговое количество баллов - 2.

 

 

 

Задание 9.    

Как следует изменить пунктуацию отрывка, чтобы стало ясно, что автор письма имеет в виду не столько скот, принадлежащий губернатору, сколько самого губернатора, которого автор не прочь обругать скотом?

Я-де скота губернатора с его полей в свои закуты загонять никогда не приказывал, да и иметь его скота нигде вблизи меня и моих четвероногих не желаю; но опасаюсь, не загнал ли скота губернатора, по глупости, мой бурмистр из села Поганец. (Лесков).

Количество баллов - 2.

 

 

Задание 10. 

Предложите вариант(ы) раскрытия скобок при написании слова                                             (с, сс)у(ж,жж)е(н,нн)ый. Обоснуйте свой ответ.

Итоговое количество баллов - 6.

 

 

Задание 11. 

Из приведенного ниже стихотворного отрывка выпишите все слова с мягкими согласными. Подчеркните буквы, которыми эти согласные обозначены. Как  обозначена мягкость каждого из этих согласных? 

                            

                                               Вот мчится тройка удалая

                                               Вдоль по дороге столбовой,

                                               И колокольчик, дар Валдая,

                                              Гудит уныло под дугой.

                                                                                      Ф.Глинка

Итоговое количество баллов - 12,3.

 
« Пред.   След. »