ВОШ 9 класс 2010 |
14.10.2010 г. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Всероссийская
олимпиада школьников
II
(муниципальный) этап
2009 / 2010 учебный год
Литература
9 класс
Критерии проверки
Общее время выполнения
работы - 240 минут.
Задание
состоит из шести пунктов. Максимальная суммарная оценка 50 баллов. Из них 30
могут быть получены за задания 1-5 (3+4+5+10+8), 20 - за задание 6,
предполагающее элементы анализа.
Ниже
приводятся полные формулировки задания олимпиады в таком же виде, в каком они
были предложены учащимся.
Для каждого задания указывается максимальное количество баллов и
условия, при которых выставляется каждый промежуточный балл. Дробные баллы не
выставляются.
Задание 6 оценивается в соответствии с
критериями, распечатанными на отдельном листе.
Формулы, содержащиеся в модели ответа, являются примерными.
В них приводится только основная фактура вопроса. Полное совпадение (текстовое
и тезисное) ученических ответов с моделью не предполагается и не требуется.
__________________
Ответы и условия
оценивания
Задания выполняются в
тетрадях, в любом порядке. Переписывать условия не нужно. Перед решением (ответом)
необходимо четко указать номер задания.
Задание 1.
Ведущим мотивом в русском героическом эпосе
является мотив поединка, вспомните содержание русских былин и сказок и
определите, кто из героев с кем сражается в данном месте. В лист ответов
записывайте только цифры и буквы соответствующих вариантов. Например: 1а, 2в
и т.п.
1. Иван, крестьянский сын со Змеем. а) у реки
Смородина
2. Илья Муромец с Соловьем -
разбойником б) у Пучай
реки
3. Добрыня Никитич со Змеем в) на Калиновом
мосту
Количество баллов - 3.
Ответ:
1в, 2а, 3б. Ставится 1 балл за каждый правильный ответ.
Задание 2
Определите
писателя по фрагменту критической характеристики. При записи ответа не
забывайте указывать букву, которой обозначен вопрос (А, Б, В).
Количество баллов - 4.
Ответы: А) И.А. Крылов;
Б) В.А. Жуковский; В) Д.И. Фонвизин;
Г) А. Грибоедов. Ставится 1 балл за каждый верный ответ.
Задание 3
В творчестве писателей XIX века нашла свое отражение тема войны
1812 года. Соотнесите автора и название стихотворения. В лист ответов
записывайте только цифры и буквы соответствующих вариантов. Например: 1а, 2в
и т.п.
Количество
баллов - 5.
Ответ: 1в, 2г, 3б, 4а, 5д
Задание 4
Восстановите пропущенные в
таблице позиции (выделены серым), выбирая правильный вариант из рядов (а), (б),
(в), (г). При выполнении задания указывайте номер ячейки и соответствующий ей
вариант ответа (например: 1б - ВАРИАНТ IV).
Количество баллов - 10.
Ответы:
1в) Вариант IV
2б) Вариант II
3г) Вариант IV
4б) Вариант III
5а) Вариант II
Ставится 2 балла за каждый
верный ответ.
Задание 5
Ответьте на каждый из
поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение
неверно).
а) Былина - это древнее сказание о реальных
исторических событиях
б) Для басни характерна аллегория.
в) Характерным художественным приемом
былины является антитеза.
г) Элегией называют любое лирическое
стихотворение о любви.
д) Трехсложные размеры называют так,
потому что они более сложны для чтения, чем двусложные.
е) Трагедия - это вид драматического
искусства.
ж) Комедия - это вид драматического
искусства.
з) Завязка, кульминация, развязка - это
элементы сюжета.
Количество баллов - 8.
Ответы:
Ставится по 1 баллу за каждый
правильный ответ.
Ответ на вопросы задания 6 дайте в форме связного текста, интерпретируя произведение с опорой на анализ текста, с учетом известных вам
фактов истории литературы.
Задание 6
Проанализируйте стихотворение И. Бунина «Первый
соловей». Почему поэт называет песню соловья первой, если сам же признаёт, что
мир слышал ее «тысячу раз»?
.
Количество баллов -
20.
Модель
ответа на задание № 6.
Отвечая на поставленный вопрос, ученик должен:
- Обнаружить понимание проблематики стихотворения, в котором автор размышляет о юности.
- Предложить адекватную и непротиворечивую интерпретацию
стихотворения. Для юного человека весь мир нов и молод. Пробуждение души и
чувства в юном человеке обновляет и весь мир вокруг него.
- Отметить характерные
поэтические средства стихотворения. В стихотворении сопоставляются образы вечного и нового, старого и
юного. Голый сад, слово «холод» навевают мысль о старости, вечности. Лунная
ночь, цветущие яблони, соловей - стандартные поэтические образы. Но старый мир
обновляется от встречи с юностью, образами которой служат весна, молодая птица
(которая только «пробует» петь) и, конечно, девочка в открытом окне.
Бунин
словно со стороны смотрит на мечтающую девочку и любуется вечной новизной и
красотой первых волнений души, первых человеческих переживаний.
|
« Пред. | След. » |
---|