ВОШ 9 класс 2010
14.10.2010 г.
Всероссийская олимпиада школьников
II (муниципальный) этап
2009 / 2010 учебный год
 
Литература
9 класс
 
Критерии проверки
 
Общее время выполнения работы - 240 минут.
Задание состоит из шести пунктов. Максимальная суммарная оценка 50 баллов. Из них 30 могут быть получены за задания 1-5 (3+4+5+10+8), 20 - за задание 6, предполагающее элементы анализа.
Ниже приводятся полные формулировки задания олимпиады в таком же виде, в каком они были предложены учащимся.
Для каждого задания указывается максимальное количество баллов и условия, при которых выставляется каждый промежуточный балл. Дробные баллы не выставляются.
Задание 6 оценивается в соответствии с критериями, распечатанными на отдельном листе.
Формулы, содержащиеся в модели ответа, являются примерными. В них приводится только основная фактура вопроса. Полное совпадение (текстовое и тезисное) ученических ответов с моделью не предполагается и не требуется.
__________________
 
Ответы и условия оценивания
Задания выполняются в тетрадях, в любом порядке. Переписывать условия не нужно. Перед решением (ответом) необходимо четко указать номер задания.
 
 
Задание 1.
Ведущим мотивом в русском героическом эпосе является мотив поединка, вспомните содержание русских былин и сказок и определите, кто из героев с кем сражается в данном месте. В лист ответов записывайте только цифры и буквы соответствующих вариантов. Например: , и т.п.
 
1. Иван, крестьянский сын со Змеем.                          а) у реки Смородина
2. Илья Муромец с Соловьем - разбойником               б) у Пучай реки   
3. Добрыня Никитич со Змеем                         в) на Калиновом мосту  
 
Количество баллов - 3.
 
Ответ: 1в, 2а, 3б. Ставится 1 балл за каждый правильный ответ.
 
 
Задание 2
Определите писателя по фрагменту критической характеристики. При записи ответа не забывайте указывать букву, которой обозначен вопрос (А, Б, В).
 
А)
В его баснях, как в чистом, полированном зеркале, отражается русский практический ум, с его кажущеюся неповоротливостию, но и с острыми зубами, которые больно кусаются; с его сметливостию, остротою и добродушно-саркастическою насмешливостию; с его природною верностию взгляда на предметы и способностию коротко, ясно и вместе кудряво выражаться. В них вся житейская мудрость, плод практической опытности, и своей собственной, и завещанной отцами из рода в род. И все это выражено в таких оригинально русских, не передаваемых ни на какой язык в мире образах и оборотах...
(По В. Белинсокму)
Б)
Как известно, он сам называл себя "поэтическим дядькой чертей и ведьм немецких и английских". И, однако, в его балладах так же, как и в лирике, мы видим не просто переводчика, а "соперника" великих западноевропейских поэтов.
(По И. Семенко)
В)
Показана зрителю зажиточная дворянская семья екатерининского времени в невообразимо хаотическом состоянии. Все понятия здесь опрокинуты вверх дном и исковерканы; все чувства выворочены наизнанку; не осталось ни одного разумного и добросовестного отношения; во всем гнет и произвол, ложь и обман и круговое, поголовное непонимание. Кто посильнее, гнетет; кто послабее, лжет и обманывает, и ни те, ни другие не понимают, для чего они гнетут, лгут и обманывают, и никто не хочет даже подумать, почему они этого не понимают. Жена-хозяйка вопреки закону и природе гнетет мужа, не будучи умнее его, и ворочает всем, т. е. все переворачивает вверх дном, будучи гораздо его нахальнее. Она одна в доме лицо, все прочие-- безличные местоимения...
(по В. Ключевскому)
 
Г)
В "царство молчания", в неподвижную среду догматического мировоззрения, воплощенной традиции, окаменелого прошлого, огненной молнией врезалась свободная речь. В безмолвной среде раздалась живая речь - и все испуганно оглянулись. Самый факт, что кто-то заговорил, что кто-то осмелился гласно объявить пять-шесть мыслей здравых, - самый факт уже предосудителен, и он предрешает содержание речи. Ясно, что она будет протестующей, критической; ясно, что это будет вызов крепостному строю жизни, тем людям, которые отторгают детей от матерей и отцов. Ведь если удовлетворяться этим строем, если чувствовать себя хорошо, то нет нужды говорить: тогда - мы уже видели - лучше молчать...
(По Ю. Айхенвальду)
 
Количество баллов - 4.
 
Ответы: А) И.А. Крылов; Б) В.А. Жуковский; В) Д.И. Фонвизин; Г) А. Грибоедов. Ставится 1 балл за каждый верный ответ.
 
Задание 3
В творчестве писателей XIX века нашла свое отражение тема войны 1812 года. Соотнесите автора и название стихотворения. В лист ответов записывайте только цифры и буквы соответствующих вариантов. Например: , и т.п.
1) «Певец во стане русских воинов»
а) А.С. Пушкин
2) «Бородинское поле»
б) М.Ю. Лермонтов
3) «Бородино»
в) В.А.. Жуковский
4) «Воспоминания в Царском Селе»
г) Д. Давыдов
5) «Война и мир»
д) Л. Толстой
Количество баллов - 5.
 
Ответ: 1в, 2г, 3б, 4а, 5д
 
 
Задание 4
Восстановите пропущенные в таблице позиции (выделены серым), выбирая правильный вариант из рядов (а), (б), (в), (г). При выполнении задания указывайте номер ячейки и соответствующий ей вариант ответа (например: 1б - ВАРИАНТ IV).
 
А
б
в
1
«Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело поднималась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег - и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло».
А. С. Пушкин
2
«Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу» небо слилося с землею».
«Метель»
3
«Прощай, отец... дай руку мне:
Ты чувствуешь, моя в огне...
Знай, этот пламень с юных дней,
Таяся, жил в груди моей;
Но ныне пищи нет ему,
И он прожег свою тюрьму
И возвратится вновь к тому,
Кто всем законной чередой
Дает страданье и покой...».
М. Ю. Лермонтов
4
«Черт между тем, когда еще влетал в трубу, как-то нечаянно оборотившись, увидел Чуба об руку с кумом, уже далеко от избы. Вмиг вылетел он из печки, перебежал им дорогу и начал разрывать со всех сторон кучи замерзшего снега. Поднялась метель. В воздухе забелело. Снег метался взад и вперед сетью и угрожал залепить глаза, рот и уши пешеходам. А черт улетел снова в трубу, в твердой уверенности, что Чуб возвратится вместе с кумом назад, застанет кузнеца и отпотчует его так, что он долго будет не в силах взять в руки кисть и малевать обидные карикатуры.
 
В самом деле, едва только поднялась метель и ветер стал резать прямо в глаза, как Чуб уже изъявил раскаяние и, нахлобучивая глубже на голову капелюхи, угощал побранками себя, черта и кума. Впрочем, эта досада была притворная. Чуб очень рад был поднявшейся метели. До дьяка еще оставалось в восемь раз больше того расстояния, которое они прошли. Путешественники поворотили назад. Ветер дул в затылок; но сквозь метущий снег ничего не было видно...»
«Вечера на хуторе близ Диканьки»
5
Н. Гоголь
«Ревизор»
 
1в) ВАРИАНТ I: «Дубровский»
        ВАРИАНТ II: «Метель»
        ВАРИАНТ III: «Выстрел»
        ВАРИАНТ IV: «Капитанская дочка»
 
 
2б)          ВАРИАНТ I: Н. Гоголь
       ВАРИАНТ II: А. Пушкин
       ВАРИАНТ III: Н. Карамзин
       ВАРИАНТ IV: А. Радищев
 
3г) ВАРИАНТ I: «Смерть поэта»
       ВАРИАНТ II: «Бородино»
       ВАРИАНТ III: «Герой нашего времени»
        ВАРИАНТ IV: Мцыри
4б)          ВАРИАНТ I: А. Крылов
       ВАРИАНТ II: А. Пушкин
       ВАРИАНТ III: Н. Гоголь
       ВАРИАНТ IV: А. Чехов
 
 
5а)          Вариант I: У сильного всегда бессильный виноват.
       Вариант II: Литераторов часто вижу. С Пушкиным на дружеской ноге.
       Вариант III: - Откуда дровишки? - Из леса, вестимо!
          Вариант IV:  Подписано, так с плеч долой.
 
Количество баллов - 10.
 
Ответы:
1в) Вариант IV
2б) Вариант II
3г) Вариант IV
4б) Вариант III
5а) Вариант II
Ставится 2 балла за каждый верный ответ.
 
 
Задание 5
 
Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).
 
а)         Былина - это древнее сказание о реальных исторических событиях
б)         Для басни характерна аллегория.
в)         Характерным художественным приемом былины является антитеза.
г)          Элегией называют любое лирическое стихотворение о любви.
д)         Трехсложные размеры называют так, потому что они более сложны для чтения, чем двусложные.
е)         Трагедия - это вид драматического искусства.
ж)        Комедия - это вид драматического искусства.
з)         Завязка, кульминация, развязка - это элементы сюжета.
 
Количество баллов - 8.
 
Ответы:
Ставится по 1 баллу за каждый правильный ответ.
 
 
 
Ответ на вопросы задания 6 дайте в форме связного текста, интерпретируя произведение с опорой на анализ текста, с учетом известных вам фактов истории литературы.
 
 
Задание 6
Проанализируйте стихотворение И. Бунина «Первый соловей». Почему поэт называет песню соловья первой, если сам же признаёт, что мир слышал ее «тысячу раз»?
.
 
ПЕРВЫЙ СОЛОВЕЙ
 
Тает, сияет луна в облаках.
Яблони в белых кудрявых цветах.
 
Зыбь облаков и мелка и нежна.
Возле луны голубая она.
 
В холоде голых, прозрачных аллей
Пробует цокать, трещит соловей.
 
В доме, уж темном, в раскрытом окне,
Девочка косы плетет при луне.
 
Сладок и нов ей весенний рассказ,
Миру рассказанный тысячу раз.
2.Х.1916
 
Количество баллов - 20.
 
 
Модель ответа на задание № 6.
 
Отвечая на поставленный вопрос, ученик должен:
 
- Обнаружить понимание проблематики стихотворения, в котором автор размышляет о юности.
 
Предложить адекватную и непротиворечивую интерпретацию стихотворения. Для юного человека весь мир нов и молод. Пробуждение души и чувства в юном человеке обновляет и весь мир вокруг него.
 
- Отметить характерные поэтические средства стихотворения. В стихотворении сопоставляются образы вечного и нового, старого и юного. Голый сад, слово «холод» навевают мысль о старости, вечности. Лунная ночь, цветущие яблони, соловей - стандартные поэтические образы. Но старый мир обновляется от встречи с юностью, образами которой служат весна, молодая птица (которая только «пробует» петь) и, конечно, девочка в открытом окне.
Бунин словно со стороны смотрит на мечтающую девочку и любуется вечной новизной и красотой первых волнений души, первых человеческих переживаний.
 
 
« Пред.   След. »