Задания 5-8 |
17.10.2010 г. | |
Олимпиадный материал по русскому языку 5 класс 1. Отгадайте загадку. Сколько раз в ней встречается звук [с] ? Через поле и лесок Подается голосок. Он бежит по проводам, Скажешь здесь, а просьбу слышно там (5 баллов) 2. Подчеркните слова, в которых количество букв и звуков совпадает: Баян, рояль, косьба, солнце, роль, люстра, гамма, смеюсь (5 баллов) 3. Расставьте ударения в словах: (10 баллов) Процент, каталог, прибыл, положил, красивее, приговор, средства, звонит. 4. Какие слова получатся, если прочесть данные слова от конца к началу, учитывая звуки, а не буквы: Лог- ______, люк- _______, юг- _____, яр_- _____, лед-_____, краб-________. 5. Разберите слова по составу: (10 баллов) Приморский, переоценка, вскоре, разулыбаться, стульчик, перчик. 6. У писателя С. Львова есть книга под названием «Смотреть и видеть». Иностранцы не могли понять разницу между глаголами смотреть и видеть. Как бы вы им объяснили? (15 баллов) 7. Подберите антонимы к словам добрый- _______________, горячий_- __________, веселый_- ______________. (5 баллов) 8. Какими русскими словами можно заменить заимствованные слова: Трасса- _________, дискуссия-_______, авеню-________,маэстро-_______, фиаско- ________, шеф - _______? (10 баллов) 9. Найдите лишнее слово среди синонимов: красный, багряный, фиолетовый, алый, огненный. ( 5 баллов) 10. Составь по два предложения с каждым из слов: мели, окуни, пряди, соли. Поставь в данных словах ударение, определи части речи. (10 баллов) 11. Какими частями речи и какими членами предложения являются выделенные слова? Столовая закрыта. Дайте столовую ложку. ( 5 баллов) 12. Д.С.Лихачев писал в «Письмах о добром и прекрасном»: «Неряшливость в одежде - это прежде всего неуважение к окружающим вас людям, да и неуважение к самому себе. А как расценивать отношение к языку, которым мы говорим? Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе». Согласен ли ты с Д.С.Лихачевым? Как ты понимаешь выражение «неряшливость в языке»? Напиши сочинение-рассуждение об этом. (25 баллов)
6 класс 1. Выпишите слова, в которых все согласные звуки твёрдые: лыжи, объём, цирк, мечта, плащ, тушь, чаша, сжаться, мотоцикл.
2. В каких словах произносим чн, а в каких шн, а в каких возможны оба варианта произношения? Конечный, яичница, скучно, проточный, булочная.
3. Что такое аз и буки, ижица и ять?
4. Вместо какого слова В.И.Даль предлагал использовать слово абевега?
5. С какими насекомыми обычно сравнивают людей, когда говорят о следующих их качествах: трудолюбив, как .......; назойлив, как.........; порхает, как ......... 6. Вставить антонимы: Есть люди добрые и ........, храбрые и ......., умные и ........, здоровые и ........, весёлые и ........, старые и ........., откровенные и ...... 7. Вставьте прилагательные белый и чёрный в стихотворение (форму слова менять можно) :
Под крымское солнце Приехали ............ На ........ море С ............ моря, Ребята приехали Уехали ............... С ......... моря. С ............. моря. 8. Расшифруйте: РФ, КВН, НЛО, ТЮЗ, СМИ.
9. Какое время года описано в текстах? Подчеркните слова, которые вам помогли это определить. 1) День выдался морозный, сухой, земля под ногами твёрдая, почти такая же, как асфальт в городе, но более корявая; даже запорхали снежинки, заслонив на короткое время и без того холодное солнце, но тут же перестали. 2) Лес молчал. Лишь чуть-чуть играли золотые листья берёзы, купаясь в блестках солнца. Притихли молодые дубки. Бесшумно трепетали оставшиеся на осине серебряно-серенькие листья. 10. Напишите, за что любят люди золотую осень?
7 класс 1. Расставьте ударения в следующих словах: балуясь, понявший, мельком, досуха, удобнее, нанесена, километр, по двое. (8 б.) 2. Переведите с древнерусского языка на современный «баюшки-баю». (5 б.) 3. Объясните, почему количество букв и звуков в приведенных словах не совпадает: солнце, злиться, яркий, заявление, гроздь.(5 б.) 4. Замените слова и словосочетания фразеологизмами, используя в их составе названия птиц и животных. (12 б.) Очень мало; в большой тесноте; плохая услуга; опытный моряк; нудно, медленно говорить. 5. Даны грамматические характеристики трех слов. Найдите в одной из них невозможное в русском языке сочетание грамматических признаков. Объясните. (9 б.) А) Имя прилагательное, качественное, краткая форма, м.р., ед.ч., им.п., в предложении является сказуемым. Б) Имя существительное, собственное, одушевленное, 2 скл., м.р., ед.ч., им.п., в предложении является подлежащим. В) Глагол совершенного вида, непереходный, невозвратный, 2 спр., изъявительного наклонения, прошедшего времени, 3л., м.р., ед.ч., в предложении - сказуемое. 6. Укажите, какие слова в данных парах являются однокоренными, а какие - разных корней. (16 б.) а) продлить - подлить; б) затрубить - отрубить; в) виноватый - извиняться; г) преданный - проданный; д) парный - паровой; е) конец - кончаться; ж) смешивать - смешить; з) носатый - носильщик. 7. Можно ли, не определив часть речи, разобрать слово по составу? Разберите подчеркнутые слова по составу. (12 б.) Одеваться красиво - платье красиво; по весеннему небу - по-весеннему светит; по прежнему пути - по-прежнему ярко; острая пила - пила большими глотками. 8. От следующих глаголов неопределенной формы образуйте все возможные формы причастий прошедшего времени: (6 б.) а) слушать; б)лежать; в) держать; г) везти; д) петь; е)думать. 9. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. (20 б.)
Всего шагах в два...ати от ж...лища нач...налась (н...)пр...лазная топь дубняк и граб крепко(накрепко) перевитые лианами л...мо(н,нн)ика и в...н...града. (З,с)десь(же) р...сли саже(н,нн)ая полынь и с...рень встр...чающаяся у нас тольк... в садах. Из(под) ск...лы является на белый свет п...ток сразу(же) ра(з,с)бивается о встречный утес и л...тит вни... радужной пылью. Вся отвес(?)ная ск...ла н...много с...чится и всегда бл...стит. Ее бе(с,з)числе(н,нн)ые струйки сл...ваются (в)низу в ...ткрытый и в...селый п...ток. (Н...)когда (не)забуду я этого счастья! Какая награда мне за весь мой неле...кий перехо... искупат(?)ся в этом п...токе! За хр...бтом гнус мне жить (не)д...вал а (з,с)десь у самого моря уже (не)было н... к...маров н... слепней н... мошек. (По)ниже того места где я купался был в...д...ворот. Этот шум падающей в...ды и скрадывал от ж...вотных всякий звук ужас(?)ного для них ч...ловека. Они д...верчиво п...дходили к п...току напит(?)ся. (По М. Пришвину) 10. Определите тип речи и стиль текста из предыдущего задания.(7б.)
8 класс 1. Метаграмма. В чем состоит особенность корней в словах-отгадках? Для ответа на этот вопрос вам понадобятся слов, родственные словам-отгадкам.
Я много-много лет Давала людям свет, Теперь меня употребляют редко, Меня затмила яркая соседка. Смените С на О - не рассержусь, Коль шерсть нужна вам - пригожусь. 15Б
2. Какие слова являются родственными слову союз? 1)Узнай; 2)Узкий; 3)Узел; 4)Уж; 5)Узы.
А:1, 3, 5; Б:2, 3, 4; В:3, 4, 5 Г:1, 2, 5. 9Б
3. В каком словосочетании тип связи - управление?
А. В будущем году. В. Редко смеялся. Б. Растрепавшиеся локоны. Г. Создал произведение. 5Б 4. Сколько раз встречается звук [з‘] в предложении. Зина позвонила Лизе и вскользь сказала о просьбе Зои.
А - 3 раза В - 5 раз Б - 4 раза Г - 7 раз 5Б 5. Сколько Н пропущено в выделенных словах. Всё делалось обдума...о, так как все заранее было обдума...о.
А. В первом слове - н, во втором - нн; Б. В первом слове - нн, во втором - н; В. В первом слове - н, во втором - нн; Г В первом слове - нн, во втором - нн. 4Б 6. Найти синоним к слову феноменальный.
А - загадочный. В - частный Б - экстравагантный Г исключительный 7Б 7. Выберите значение слова гексаэдр. А химическое вещество В куб Б греческая ваза Г герой, победитель. 10Б 8. Решите анаграммы. А. Ьадл В. Рьзоналет Б. Еоовжг Г. Ляданаыежкс 8Б 9. Какое слово не является палиндромом? А Казак В Шабаш В Ропот Г Потоп 12Б 10. Найдите лишнее слово, определив основание для его вычисления. 1)Аполитичный; 2)Армия; 3)Аритмия; 4)Аморальный. 5Б
11. Поставьте числительные 996 в Р,Т п. 10Б 12. Укажите правильный вариант, где можно сделать первый перенос слова. 1)Прес-ледует; 2)Про-хладный; 3)Назна-чение; 4)Выс-тупает. 5Б 13. Найдите предложения с ошибками в употреблении деепричастия. 1)Самгин сердито нахмурился, подбирая слова для резкого ответа. 2)Прибыв в ближайший порт, пароходу с берега передали приказ причалить немедленно. 5Б 14. Указать номера предложений, в которых не нужна постановка тире. 1)Человек неученый что топор неточечный. 2)Хлеб в пути не тяжесть. 3)Поговорка цветочек, пословица ягодка. 4)За морем телушка полушка.
|
« Пред. | След. » |
---|