Задания 5-8
17.10.2010 г.

Олимпиадный материал по русскому языку

5 класс

1.     Отгадайте загадку. Сколько раз в ней встречается звук  [с] ?

Через поле и лесок

 Подается голосок.

 Он бежит по проводам,

 Скажешь здесь, а просьбу слышно там                                           (5 баллов)

2. Подчеркните слова, в которых количество букв и звуков совпадает:

Баян, рояль, косьба, солнце, роль, люстра, гамма, смеюсь  (5 баллов)  

3. Расставьте ударения в словах:                                  (10 баллов)

Процент, каталог, прибыл, положил, красивее, приговор, средства, звонит.

4.     Какие слова получатся, если прочесть данные слова от конца к началу, учитывая звуки, а не буквы:

Лог- ______, люк- _______, юг- _____, яр_- _____, лед-_____, краб-________.

5.     Разберите слова по составу:                               (10 баллов)

Приморский, переоценка, вскоре, разулыбаться, стульчик, перчик.

6.     У писателя  С. Львова есть книга под названием    «Смотреть и видеть».  Иностранцы не могли понять разницу между глаголами смотреть и видеть.  Как бы  вы им объяснили?                       (15 баллов)

7.     Подберите антонимы к словам  добрый- _______________, горячий_- __________, веселый_- ______________.                         (5 баллов)

8.  Какими русскими словами можно заменить заимствованные слова:

Трасса- _________, дискуссия-_______, авеню-________,маэстро-_______, фиаско- ________, шеф - _______?                                                  (10 баллов)     

 9.  Найдите лишнее слово среди синонимов:  красный, багряный, фиолетовый, алый, огненный.                                                           ( 5 баллов)

10. Составь по два предложения с каждым из слов: мели, окуни, пряди, соли. Поставь в данных словах ударение, определи части речи.  

(10 баллов)

11. Какими частями речи и какими членами предложения являются выделенные слова?

Столовая закрыта. Дайте столовую ложку.                                   ( 5 баллов)

12. Д.С.Лихачев писал в «Письмах о добром и прекрасном»:

«Неряшливость в одежде - это прежде всего неуважение к окружающим вас людям, да и неуважение к самому себе. А как расценивать отношение к языку, которым мы говорим? Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе».

Согласен ли ты с Д.С.Лихачевым? Как ты понимаешь выражение «неряшливость в языке»?

Напиши  сочинение-рассуждение об этом.                                 (25 баллов)

 


6 класс

1.     Выпишите  слова, в которых все согласные звуки твёрдые: 

лыжи, объём, цирк, мечта, плащ, тушь, чаша, сжаться, мотоцикл.

 

2.     В каких словах произносим чн, а в каких шн, а в каких возможны оба варианта произношения? Конечный, яичница, скучно, проточный, булочная.

 

3.     Что такое аз и буки, ижица и ять?

 

4.     Вместо какого слова В.И.Даль предлагал использовать слово абевега?

 

5.     С  какими насекомыми обычно сравнивают людей, когда говорят о следующих их качествах:  трудолюбив, как .......;   назойлив, как.........;   порхает, как .........

6.     Вставить антонимы:

Есть люди добрые и ........, храбрые и ......., умные и ........,   здоровые и ........, весёлые и ........, старые и .........,   откровенные и ......

7.     Вставьте прилагательные белый и чёрный в стихотворение (форму слова менять можно) :

 

                           Под  крымское солнце                 Приехали ............

                            На ........ море                                  С ............ моря,

                            Ребята приехали                            Уехали ...............

                            С ......... моря.                                   С ............. моря.

8.     Расшифруйте: РФ, КВН, НЛО, ТЮЗ, СМИ.

 

9.     Какое время года описано в текстах? Подчеркните слова, которые вам помогли это определить.

1) День выдался морозный, сухой, земля под ногами твёрдая, почти такая же, как асфальт в городе, но более корявая; даже запорхали снежинки, заслонив на короткое время и без того холодное солнце, но тут же перестали.

2) Лес молчал. Лишь чуть-чуть играли золотые листья берёзы, купаясь в блестках солнца. Притихли молодые дубки. Бесшумно трепетали оставшиеся на осине серебряно-серенькие листья.

10. Напишите, за что любят люди золотую осень?

 

7 класс

1.     Расставьте ударения в следующих словах: балуясь, понявший, мельком, досуха, удобнее, нанесена, километр, по двое.     (8 б.)

2.     Переведите с древнерусского языка на современный «баюшки-баю».                                                                                (5 б.)

3.     Объясните, почему количество букв и звуков в приведенных словах не совпадает: солнце, злиться, яркий, заявление, гроздь.(5 б.)

4.     Замените слова и словосочетания фразеологизмами, используя в их составе названия птиц и животных.                                   (12 б.)

Очень мало; в большой тесноте; плохая услуга; опытный моряк; нудно, медленно говорить.

5.     Даны грамматические характеристики трех слов. Найдите в одной из них невозможное в русском языке сочетание грамматических признаков. Объясните.                                                         (9 б.)

А) Имя прилагательное, качественное, краткая форма, м.р., ед.ч., им.п., в предложении является сказуемым.

Б) Имя существительное, собственное, одушевленное, 2 скл., м.р., ед.ч., им.п., в предложении является подлежащим.

В) Глагол совершенного вида, непереходный, невозвратный, 2 спр., изъявительного наклонения, прошедшего времени, 3л., м.р., ед.ч., в предложении - сказуемое.

       6. Укажите, какие слова в данных парах являются однокоренными, а какие - разных корней.                                                                 (16 б.)

а) продлить - подлить; б) затрубить - отрубить; в) виноватый - извиняться; г) преданный - проданный; д) парный - паровой; е) конец - кончаться; ж) смешивать - смешить; з) носатый - носильщик.

        7. Можно ли, не определив часть речи, разобрать слово по составу? Разберите подчеркнутые слова по составу.                                    (12 б.)

Одеваться красиво - платье красиво; по весеннему небу - по-весеннему светит; по прежнему пути - по-прежнему ярко; острая пила - пила большими глотками.

        8. От следующих глаголов неопределенной формы образуйте все возможные формы причастий прошедшего времени:                   (6 б.)

а) слушать; б)лежать; в) держать; г) везти; д) петь; е)думать.

        9. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.                                                                                    (20 б.)

 

     Всего шагах в два...ати от ж...лища нач...налась (н...)пр...лазная топь дубняк и граб крепко(накрепко) перевитые лианами л...мо(н,нн)ика и в...н...града. (З,с)десь(же) р...сли саже(н,нн)ая полынь и с...рень встр...чающаяся у нас тольк... в садах. Из(под) ск...лы является на белый свет п...ток сразу(же) ра(з,с)бивается о встречный утес и л...тит вни... радужной пылью. Вся отвес(?)ная ск...ла н...много с...чится и всегда бл...стит. Ее бе(с,з)числе(н,нн)ые струйки сл...ваются (в)низу в ...ткрытый и в...селый п...ток. (Н...)когда (не)забуду я этого счастья! Какая награда мне за весь мой неле...кий перехо... искупат(?)ся в этом п...токе! За хр...бтом гнус мне жить (не)д...вал а (з,с)десь у самого моря уже (не)было н... к...маров н... слепней н... мошек. (По)ниже того места где я купался был в...д...ворот. Этот шум падающей в...ды и скрадывал от ж...вотных всякий звук ужас(?)ного для них ч...ловека. Они д...верчиво п...дходили к п...току напит(?)ся.

                                                                           (По М. Пришвину)

10. Определите тип речи и стиль текста из предыдущего задания.(7б.)

 


8 класс

1. Метаграмма. В чем состоит особенность корней в словах-отгадках? Для ответа на этот вопрос вам понадобятся слов, родственные словам-отгадкам.

 

Я много-много лет

Давала людям свет,

Теперь меня употребляют редко,

Меня затмила яркая соседка.

Смените С на О - не рассержусь,

Коль шерсть нужна вам - пригожусь.                                                    15Б

 

2. Какие слова являются родственными слову союз?                           

1)Узнай;     2)Узкий;     3)Узел;                 4)Уж;                   5)Узы.

 

А:1, 3, 5;     Б:2, 3, 4;     В:3, 4, 5      Г:1, 2, 5.                                           

 

3. В каком словосочетании тип связи - управление?

 

А. В будущем году.               В. Редко смеялся.

Б. Растрепавшиеся локоны.  Г. Создал произведение.

                                                                                             

4. Сколько раз встречается звук [з‘] в предложении.

Зина позвонила Лизе и вскользь сказала о просьбе Зои.

 

А - 3 раза   В - 5 раз

Б - 4 раза   Г - 7 раз

                                                                                             

5. Сколько Н пропущено в выделенных словах.

Всё делалось обдума...о, так как все заранее было обдума...о.

 

А. В первом слове - н, во втором - нн;  Б. В первом слове - нн, во втором - н;

В. В первом слове - н, во втором - нн;   Г В первом слове - нн, во втором - нн.

                                                                                             

6. Найти синоним к слову феноменальный.

 

А - загадочный.           В - частный

Б - экстравагантный              Г ­ исключительный

                                                                                             

7. Выберите значение слова гексаэдр.

А ­ химическое вещество       В ­ куб

Б ­ греческая ваза          Г ­ герой, победитель.

                                                                                              10Б

8. Решите анаграммы.

А. Ьадл                В. Рьзоналет

Б. Еоовжг  Г. Ляданаыежкс

                                                                                             

9. Какое слово не является палиндромом?

А ­ Казак     В ­ Шабаш

В ­ Ропот     Г ­ Потоп

                                                                                              12Б

10. Найдите лишнее слово, определив основание для его вычисления.

1)Аполитичный;  2)Армия;    3)Аритмия; 4)Аморальный.

                                                                                             

 

11. Поставьте числительные 996 в Р,Т п.

                                                                                              10Б

12. Укажите правильный вариант, где можно сделать первый перенос слова.

1)Прес-ледует;              2)Про-хладный;   3)Назна-чение;    4)Выс-тупает.

                                                                                             

13. Найдите предложения с ошибками в употреблении деепричастия.

1)Самгин сердито нахмурился, подбирая слова для резкого ответа.

2)Прибыв в ближайший порт, пароходу с берега передали приказ причалить немедленно.

                                                                                             

14. Указать номера предложений, в которых не нужна постановка тире.

1)Человек неученый что топор неточечный.

2)Хлеб в пути не тяжесть.

3)Поговорка цветочек, пословица ягодка.

4)За морем телушка полушка.

 

 

 

 

 
« Пред.   След. »