Задания заочной олимпиады по русскому языку 5-8 |
17.10.2010 г. | |
Заочная олимпиада
по русскому языку
5-6 классы
2008
уч. г.
1. В каких из приведенных
ниже слов произносится звук [э]?
Береговой, белеть, экстаз, ателье, тенденция, сеновал, реакция,
делегация, береза, сирень, гипотеза, антитеза.
2. Закончите пословицы:
1.
Рыба ищет, где глубже...
2.
Голод не тетка...
3.
Чудеса в решете...
4.
За морем телушка - полушка...
5.
Козла бойся спереди, коня сзади...
3. Человек под фразеологическим микроскопом. Вспомните, какие
фразеологизмы используются в русском языке для характеристики людей по их
внешнему виду, свойствам и качествам.
1.
Человек очень высокого роста.
2.
Очень умный человек.
3.
Опытный, бывалый, много испытавший человек.
4.
Слишком откровенный, прямодушный по характеру человек.
5.
Пышущий здоровьем человек.
4. Составьте предложения со словами: пасть, уж, три - так, чтобы эти
слова были разными частями речи.
5. Звуки этого слова вы узнаете, взяв последний звук от слова зверь, 2-й звук от слова пятно, звук, который повторяется дважды
в слове вокруг, и безударный гласный
от слова свекла. Какое слово у вас получилось? Подберите к нему не меньше 5
однокоренных слов.
6. На вопрос матери: «Эти тарелки чистые?» - дочка ответила четырьмя местоимениями.
Что именно она сказала?
7.
А) Вставьте пропущенные буквы и знаки
препинания.
Древн...греческий басн...пис...ц Эзоп
был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф устро...л уг...щение ученикам послал Эзопа
на рынок и велел ему Купи нам всего лу...шего что есть на свете! Пр...шли гос(...)ти
- Эзоп под...ет одни только языки жареные вареные с...ленные.
- Что это значит?
- А разве язык (не)самое лу...шее на свете?
Ничего нет лу...ше языка!
- Ну так на завтра купи нам всего ху...шего что
есть на свете.
На следу...щий день Эзоп опять под...ет одни
только языки.
- Что это значит?
- А разве язык не самое ху...шее на свете?
Ничего нет хуже языка!
Ра...сердился Ксанф но придра(т,ть)ся (не)мог.
Б) В обеих репликах Эзопа пропущены аргументы, которые он приводил для
доказательства своих мыслей. Какие аргументы, по вашему мнению, приводил Эзоп?
В) На каком лингвистическом явлении построена шутка Эзопа?
Г) Подберите не меньше 8 словосочетаний, подтверждающих многозначность
слова язык.
Д) Сколько словообразовательных гнезд из слов, производных от язык, можно составить?
Составьте их так, чтобы
слова в разных гнездах не повторялись.
Е) Определите способ образования найденных вами слов.
8. Какое слово в «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина имеет иные
грамматические признаки, чем в современном русском языке. Почему? Подберите не
менее 7 однокоренных слов к выделенному слову.
Лебедь
нас к тебе послала
И наказом наказала
Славный город твой хранить
И дозором обходить.
9. В следующем стихотворном отрывке определите синтаксическую роль
выделенных слов. К какой части речи их можно отнести?
Только
мама за порог,
Малыши
с кровати - скок,
Стулья - хвать,
Подушки - хвать
И давай
воевать!
10. Какую синтаксическую роль выполняет инфинитив в данных примерах из
стихотворений А.А.Ахматовой.
1.Но стало в груди его
Сердце грустить,
Болеть, как открытая рана.
2.Как люблю, как любила глядеть
я
На закованные берега.
3.Не забыть, как пришел он со
мною проститься.
4.Здесь напрасным кажется
мечтать.
5.Запрещаешь петь и улыбаться,
А молиться запретил давно.
11.
12. Какие из прилагательных, обозначающих основные цвета спектра, можно
считать однозначными словами? Подтвердите свой ответ примерами.
13. Придумайте текст радиорекламы орфографического словаря.
Заочная
олимпиада
по русскому языку
7-8 классы
2008
уч. г.
1.Укажите слова, в которых
произносятся звуки [а] и [и].
Молоко, поборы, теневой, серый, жилет, шинель, цикада, оборонять, мячи,
сняться, тянуть, белесый.
2.Подберите к английским
фразеологизмам русские эквиваленты.
А) Не стоит и пуговицы.
Б) Убить двух птиц одним камнем.
В) На другой стороне холма и трава зеленее.
Г) По самые локти.
Д) Что для одного - мясо, то для другого - яд.
Е) Просто, как упасть с бревна.
3. Почему в «Словаре живого
великорусского языка» В.И. Даля слово лук
следует искать после слова лукавить,
а в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова, наоборот, слово лук предшествует словам лука,
лукавец, лукавинка, лукавить?
4. В балладе «Василий
Шибанов» Алексей Константинович Толстой передает речь князя Курбского так,
чтобы она как можно больше напоминала эпоху Ивана Грозного. Что именно Курбский
писал к Иоанну? Напишите «подстрочный перевод» письма Курбского с русского на
русский.
«Безумный! Иль мнишь бессмертнее нас,
В небытную ересь прельщенный?
Внимай же! Придет возмездия час,
Писанием нам предреченный,
И аз,
иже кровь в непрестанных боях
За тя, аки воду, лиях и лиях,
С тобою пред судьёю предстану».
(Так Курбский
писал к Иоанну.)
5. Разберите по составу
данные ниже слова и подтвердите ваш разбор словообразовательными цепочками.
Сногсшибательно, осточертеть, сутолока, понадобилось, добродетельный.
6. В каких словосочетаниях
используются слова в переносном значении?
Натянутые нервы, развешанное белье, пилить учеников за отсутствие
усердия, промчались годы, дети подросли, подбросить письмо, подвернулась
интересная книжка, распилить бревно, вздернутый нос, отбросы общества, ответвление
сюжета, отвести обвинения, наградить за отвагу, отрывок из сочинения, обломок
старого быта, мухи облепили хлеб, наброситься на работу, лихорадочная
деятельность.
7. Раскройте скобки, выбирая
нужное написание.
А) Всеволод (Б, б)ольшое (Г, г)нездо, собака (Б, б)олонка, перец (Н,
н)ежность.
Б) Володя всегда на стороне обиженных, он настоящий (Д, д)онкихот.
Нынешние (Г, г)еростраты не пощадят великих человеческих творений, лишь бы
оставить о себе память. У нас в саду три (Б, б)елых налива и пять (А,
а)нтоновок.
В) Личный (Н, н)адин дневник, (К, к)сюшины друзья, (Л, л)омоносовские
чтения, (К, к)онцертный (З, з)ал (И, и)мени П.И. Чайковского, (К, к)рестовые
походы, (О, о)стров (С, с)вободы Куба.
8. Исправьте ошибки в
приведенных словосочетаниях.
Заведующий базы, должность заведующего кафедры, оплатить за работу,
посвятить жизнь на благо семьи, озабочен об оценках за четверть, предостеречь
об опасности, нет туфлей, различать добро от зла, возразить замечанию,
проводить аналогию двух команд.
9. Вставьте -н- или -нн-.
Смотрел рассея...о, облака рассея...ы, девочка рассея...а; мы взволнова...ы,
девушка красива, но избалова...а, мясо не
прожаре...о, сердце измуче...о, общество раскова...о и весело, солдаты ране...ы в бою,
процедура болезне...а.
10. Какие из приведенных слов
этимологически родственны? Аргументируйте свой ответ.
Проволока, волкодав, невольно, облако, волнушка, наволочка.
11. Какое слово пропущено в
тексте? Сделайте вывод, какого вида подчинительной связи нет в современном
болгарском языке?
Исчезли ... и в болгарском языке. У болгарского языка такой же предок, как
и у русского, - праславянский язык. А ... в этом языке (да и в древнеболгарском,
тексты на котолром сохранились) было не меньше, чем в русском. Судите сами:
например, «стол» по-болгарски будет масса; «на стол» и «на столе» будет на
масса; «под стол» и «под столом» - под масса, и так далее. Слово употребляется
только в одной форме - совсем как в современном английском или французском
языках.
12. В приведенном рассказе о
подвигах знаменитого барона Мюнхгаузена расставьте пропущенные буквы и знаки
препинания, раскройте скобки, после чего перескажите содержание этого текста от
третьего лица в одном предложении.
Определите, какой частью речи
являются выделенные слова.
Среди белых медведей.
Однажды стоя на палуб... я заметил
(в)дали высок...ю лед...(н,нн)ую гору на которой б...рахтал...сь два белых медведя.
Я схватил ружье и прыгнул с
корабля прямо на плывущ...ю льдину.
Трудно было мне карабкаться по
гладким как зеркало лед...(н,нн)ым утесам и скалам ежеминутно скатываясь (в)низ и
рискуя провали(т,ть)ся в бе...до(н,нн)ую проп...с(?)ть но (не)смотря на пр...пя...ствия
я добрался до вершины горы и подошел почти (в)плотную к медведям.
И вдруг со мною случилось
(не)счастье соб...раясь выстрелить я по(?)скользнулся на льду и упал (при)чем
стукнулся головой об лед и в ту (же) минуту лишился сознания.
Когда через (пол)часа
сознание вернулось (ко) мне я чуть не вскрикнул от ужаса огромный белый медведь
подмял меня под себя и разинув пас(?)ть готовился поужинать мною.
Ружье мое лежало далеко на
снегу.
Впрочем ружье было тут
бе...сполезно (так) как медведь всей своей тяж...стью нав...лился мне на спину и (не)
давал шевельну(ть,т)ся.
С большим трудом я вытащил из
к...рмана мой маленький перочи(н,нн)ый нож...к и (не) долго думая отрезал медведю
три пальца на задней ноге.
Он зар...вел от боли и на минуту
выпустил меня из своих страшных об...ят...й.
Во...пользовавшись этим я
(со)своей обычной храбростью подбежал к ружью и выстрелил в лютого зверя. Зверь
так и рухнул в снег.
13. Придумайте текст радиорекламы
орфографического словаря.
|
« Пред. | След. » |
---|