Ответы на олимпиадные задания 11 класс
20.10.2010 г.

ОТВЕТЫ 11 класс

1. Произнесите слово ЛЁД и определите, сколько раз каждый звук этого слова встречается в

строках Б. Пастернака.

Мело, мело по всей земле во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела.

Ответ:

[л'] - 2 раза в слове зем[л']е, сто[л']е;

[о] - 2 раза в словах мел[о], мел[о].

[т] - 1 раз в слове с[т]оле.

Критерий оценки: по 1 б. за правильный ответ. Макс. 5 б.

2. Сравните значения приведенных ниже слов и определите значения морфем латинского

происхождения ТРАНС и КВАЗИ.

1) Транссибирский, трансполярный, трансатлантический, трансокеанский, транслитерация.

2) Квазинаучный, квазиученый, квазичастицы, квазистатический.

Ответ: транс - сквозь, через (транслитерация - передача букв одной письменности посредством

букв другой письменности.);

квази - как будто, будто бы.

Критерий оценки: по 2 балла за каждое правильно указанное значение. Макс. 4 балла.

3. Проведите анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точек зрения.

Кольцо, мыло, прекословить, подошва, благодарность.

Ответ: Современный: кольц-о, мыл-о, прекослов-и-ть, подошв-а, благодар-н-ость- .

Исторический: кол-ьц-о, мы-л-о, прек-о-слов-и-ть, подо-ш-в-а (было слово подъшьва), благ-

о-дар-н-ост-ь.

Критерий оценки: по 1 баллу за каждое правильно разобранное слово, при этом

учитывается отдельно и современный, и исторический разбор. Макс. 10 баллов.

4. Как называлась в кириллице каждая из 5 букв в слове СТУЖА.

Ответ: слово, твердо, ук, живете, аз.

Критерий оценки: по 1 баллу за каждую правильно названную букву. Макс. 5 баллов.

5. Установите авторство и объясните смысл следующих высказываний:

1) Растекаться мыслью по древу. 2) Ох, тяжела ты, шапка Мономаха. 3) Ворона в павлиньих

перьях.

Ответ:

1) Растекаться мыслью по древу. Выражение из «Слова о полку Игореве», памятника

русской литературы XII в. Употребляется в значении: вдаваться в излишние подробности, впадать

в болтовню, отвлекаясь от основной мысли.

2) Ох, тяжела ты, шапка Мономаха. Слова из трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов».

Шапка Мономаха - символ власти, венец, которым венчались на царство московские цари.

Мономах (с греч. - единоборец) прозвище великого князя киевского Владимира (12 в.), от

которого вела свое происхождение царская фамилия. Выражение употребляют, когда хотят

сказать о тяжести власти или о какой-нибудь сложной, тяжелой ситуации.

3) Ворона в павлиньих перьях. Выражение это возникло из басни И.А. Крылова «Ворона».

Так говорят о человеке, который присваивает себе чужие достоинства, безуспешно старается

играть высокую, несвойственную ему роль и поэтому попадает в комичное положение.

Критерий оценки: 3 балла за каждое высказывание: 1 балл - автор, 2 балла - объяснение

смысла, название произведения и комментарий. Max 9 баллов.

6. Составьте предложение с разными формами слова ДЕНЬ так, чтобы оно было употреблено в

функции подлежащего, сказуемого, дополнения, обстоятельства.

Ответ: подлежащее - день-дни, сказуемое - в составе синтаксически цельного сочетания,

дополнения - падежно-числовые формы, обстоятельство - временные сочетания типа (читала)

целый день. Недопустимо наречие ДНЕМ, так как в задании говорится о формах слова, а не о

родственных словах.

Критерий оценки: 2 балла за каждый пример, всего 8 баллов. За употребление наречия -

снимается 2 балла.

7. Какие из приведенных слов являются заимствованными? По каким признакам каждого

заимствованного слова вы пришли к такому выводу?

Город, обаяние, маркетинг, пафос, аэродром, препона, конферансье, ошеломить, сарафан, штаб.

Ответ. К заимствованным словам относятся:

1) маркетинг (английское -инг);

2) пафос (греческое -ос);

3) аэродром (латинский словообразовательный элемент аэро);

4) конферансье (французское - конечные ударные -е/-э, -и, -о);

5) сарафан (тюркизм: «сингармонизм» - гармония гласных);

6) штаб (немецкое начальное шт-).

Критерий оценки: 1 балл за каждое правильно выбранное слово и по 1 баллу за каждый

комментарий к слову. Max 12 баллов.

8. Прочитайте предложение. Выпишите все словосочетания, распределяя их по столбикам в

соответствии с типом подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).

Так раздумывала княгиня Вера и не могла отвести глаз от пяти алых кровавых огней на браслете.

Ответ:

А) согласование

от пяти огней

от алых огней

от кровавых огней

Б) управление

от огней на браслете

В) примыкание

так раздумывала

Критерий оценки: за каждое правильно выписанное словосочетание - 1 балл, его квалификацию

- 1 балл. Макс. 10 баллов.

9. Укажите значение фразеологизма нести околесицу. Установите исконное значение слова

околесица. Связано ли оно со словом колесо?

Ответ: нести околесицу (а также ахинею, дичь, вздор, ерунду, галиматью, чушь) -

говорить глупости.

В древнерусском языке существовало слово коло, имеющее значение 'круг'. Оно

изменялось следующим образом: И. п. коло, Р. п. колесе, Д. п. колеси... и т. д.

От этого слова образованы: колесо (приспособление в форме круга), кольцо (предмет в

форме кружка), околица (местность вокруг деревни, села). Форма о колеси имела значение

'рядом', 'вокруг'. От нее и образовалось слово околёсица (то, что рядом, около; не в центре).

С течением времени в значении этого фразеологического оборота произошел некоторый

сдвиг.

Критерий оценки: 2 балла за правильное значение фразеологизма. 4 балла за

этимологическую справку (в зависимости от полноты комментария). Maкс. 6 баллов__

 
« Пред.   След. »