Ответы на олимпиадные задания 11 класс |
20.10.2010 г. | |
ОТВЕТЫ 11 класс 1. Произнесите слово ЛЁД и определите, сколько раз каждый звук этого слова встречается в строках Б. Пастернака. Мело, мело по всей земле во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела. Ответ: [л'] - 2 раза в слове зем[л']е, сто[л']е; [о] - 2 раза в словах мел[о], мел[о]. [т] - 1 раз в слове с[т]оле. Критерий оценки: по 1 б. за правильный ответ. Макс. 5 б. 2. Сравните значения приведенных ниже слов и определите значения морфем латинского происхождения ТРАНС и КВАЗИ. 1) Транссибирский, трансполярный, трансатлантический, трансокеанский, транслитерация. 2) Квазинаучный, квазиученый, квазичастицы, квазистатический. Ответ: транс - сквозь, через (транслитерация - передача букв одной письменности посредством букв другой письменности.); квази - как будто, будто бы. Критерий оценки: по 2 балла за каждое правильно указанное значение. Макс. 4 балла. 3. Проведите анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точек зрения. Кольцо, мыло, прекословить, подошва, благодарность. Ответ: Современный: кольц-о, мыл-о, прекослов-и-ть, подошв-а, благодар-н-ость- . Исторический: кол-ьц-о, мы-л-о, прек-о-слов-и-ть, подо-ш-в-а (было слово подъшьва), благ- о-дар-н-ост-ь. Критерий оценки: по 1 баллу за каждое правильно разобранное слово, при этом учитывается отдельно и современный, и исторический разбор. Макс. 10 баллов. 4. Как называлась в кириллице каждая из 5 букв в слове СТУЖА. Ответ: слово, твердо, ук, живете, аз. Критерий оценки: по 1 баллу за каждую правильно названную букву. Макс. 5 баллов. 5. Установите авторство и объясните смысл следующих высказываний: 1) Растекаться мыслью по древу. 2) Ох, тяжела ты, шапка Мономаха. 3) Ворона в павлиньих перьях. Ответ: 1) Растекаться мыслью по древу. Выражение из «Слова о полку Игореве», памятника русской литературы XII в. Употребляется в значении: вдаваться в излишние подробности, впадать в болтовню, отвлекаясь от основной мысли. 2) Ох, тяжела ты, шапка Мономаха. Слова из трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов». Шапка Мономаха - символ власти, венец, которым венчались на царство московские цари. Мономах (с греч. - единоборец) прозвище великого князя киевского Владимира (12 в.), от которого вела свое происхождение царская фамилия. Выражение употребляют, когда хотят сказать о тяжести власти или о какой-нибудь сложной, тяжелой ситуации. 3) Ворона в павлиньих перьях. Выражение это возникло из басни И.А. Крылова «Ворона». Так говорят о человеке, который присваивает себе чужие достоинства, безуспешно старается играть высокую, несвойственную ему роль и поэтому попадает в комичное положение. Критерий оценки: 3 балла за каждое высказывание: 1 балл - автор, 2 балла - объяснение смысла, название произведения и комментарий. Max 9 баллов. 6. Составьте предложение с разными формами слова ДЕНЬ так, чтобы оно было употреблено в функции подлежащего, сказуемого, дополнения, обстоятельства. Ответ: подлежащее - день-дни, сказуемое - в составе синтаксически цельного сочетания, дополнения - падежно-числовые формы, обстоятельство - временные сочетания типа (читала) целый день. Недопустимо наречие ДНЕМ, так как в задании говорится о формах слова, а не о родственных словах. Критерий оценки: 2 балла за каждый пример, всего 8 баллов. За употребление наречия - снимается 2 балла. 7. Какие из приведенных слов являются заимствованными? По каким признакам каждого заимствованного слова вы пришли к такому выводу? Город, обаяние, маркетинг, пафос, аэродром, препона, конферансье, ошеломить, сарафан, штаб. Ответ. К заимствованным словам относятся: 1) маркетинг (английское -инг); 2) пафос (греческое -ос); 3) аэродром (латинский словообразовательный элемент аэро); 4) конферансье (французское - конечные ударные -е/-э, -и, -о); 5) сарафан (тюркизм: «сингармонизм» - гармония гласных); 6) штаб (немецкое начальное шт-). Критерий оценки: 1 балл за каждое правильно выбранное слово и по 1 баллу за каждый комментарий к слову. Max 12 баллов. 8. Прочитайте предложение. Выпишите все словосочетания, распределяя их по столбикам в соответствии с типом подчинительной связи (согласование, управление, примыкание). Так раздумывала княгиня Вера и не могла отвести глаз от пяти алых кровавых огней на браслете. Ответ: А) согласование от пяти огней от алых огней от кровавых огней Б) управление от огней на браслете В) примыкание так раздумывала Критерий оценки: за каждое правильно выписанное словосочетание - 1 балл, его квалификацию - 1 балл. Макс. 10 баллов. 9. Укажите значение фразеологизма нести околесицу. Установите исконное значение слова околесица. Связано ли оно со словом колесо? Ответ: нести околесицу (а также ахинею, дичь, вздор, ерунду, галиматью, чушь) - говорить глупости. В древнерусском языке существовало слово коло, имеющее значение 'круг'. Оно изменялось следующим образом: И. п. коло, Р. п. колесе, Д. п. колеси... и т. д. От этого слова образованы: колесо (приспособление в форме круга), кольцо (предмет в форме кружка), околица (местность вокруг деревни, села). Форма о колеси имела значение 'рядом', 'вокруг'. От нее и образовалось слово околёсица (то, что рядом, около; не в центре). С течением времени в значении этого фразеологического оборота произошел некоторый сдвиг. Критерий оценки: 2 балла за правильное значение фразеологизма. 4 балла за этимологическую справку (в зависимости от полноты комментария). Maкс. 6 баллов__ |
« Пред. | След. » |
---|