5 класс задания олимпиады по русскому языку
20.10.2010 г.

1 вариант

 

1.      В отрывке из книг А. Раскина «Как папа был маленьким» расставьте пропущенные е буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

В маленьком городе Павлово-Посаде был мал...нький горо...ской са... . Т...перь там большой парк культуры и о...дыха но ведь это было очень давно. В этот са... бабушка пошла гулять с мал....ньким папой. Папа играл бабушка ч...тала кни...ку а непод...лёку с...дела нарядная дама (с) с...бач(? )кой. Дама тоже ч...тала книгу. А с...бач(? )ка была мал...нькая бел...нькая с большими ч...рными гл....зами. Этими б...льшими ч...рными гл...зами она см...трела на м...л...нького папу. И м...ленький папа пош...л ч...рез весь са... укр...щать эту с...бач(? )ку. Папа ш...л очень медленно. Был очень жаркий день и на папе были только сандали и шт....нишки. Папа ш...л а с...бач(? )ка л...жала и м...лчала. Но когда папа (подо) ш...л совсем бли...ко она вдру.... (под) прыгнула и укусила его за ж...вот. Тогда в горо...ском саду стало очень шумно. Закр...чал папа. Закр...чала бабушка. Закр...чала с...бач(? )кина х....зяйка. И громко зала...ла с...бач(? )ка.

2.      В тексте из предыдущего задания объедините последние четыре предложения в одно так, чтобы устранить повтор. Объясните, что вам пришлось для этого сделать. Как вы думаете, почему автор не воспользовался такой возможностью?

3.      В тексте из задания 1 найдите все местоимения. Какие из них - формы одного слова, а какие - разные слова?

4.      Звуки этого слова вы узнаете, взяв последний звук от слова зверь , 2-й звук от слова пятно, звук, который повторяется дважды в слове вокруг, и безударный гласный от слов свёкла. Какое слово у вас получилось? Подберите к нему не меньше 5 однокоренных слов.

5.      Составьте предложение со словами: пасть, уж, три - так, чтобы эти слова были разными частями речи.

6.      Составьте словосочетания со словами острый в разных значениях. Для каждого словосочетания подберите антоним.

7.      Разберите по членам предложение из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина:

Они жили в ветхой землянке ровно тридцать и три года.

Подберите синоним к имени прилагательному. Придумайте словосочетания, в которых эти синонимы нельзя заменить один другим.

2 вариант

 

1.      В отрывке из книг А. Раскина «Как папа был маленьким» расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

Папа научился читать в ч...тыре года и больше ничем (не) хотел занима(т,ть)ся. Пока другие дети прыгали бегали играли в разные инт...рес(? )ные игры мал...нький папа всё читал и читал. Наконец это обеспоко...ло дедушку и бабушку.Они решили что всё время читать вредно. Они п...рестали дарить ему книги и позвол...ли ему читать только три ч...са в день. Но это (не) помогло. Мал...нький папа всё равно читал с утра до веч...ра. Свои законные три ч...са он читал сидя на в...ду. Потом он скрывался. Он прятался под кр...вать и читал под кр...ватью. Он прятался на ч...рдак и читал на ч....рдаке. Он ух...дил на с...новал и читал на с...новале. Здесь было особенно приятно. Пахло свеж...м сен..м. Из дома дон....сились крики: там искали мал....нького папу под всеми кр...ватями. Ноч(? )ю он просыпался и зажигал свет. Он читал до утра всё подря... . «Кр..к...дила» (ч,Ч)уковского. Ска...ки (п, П)ушкина. «Тысячу и одну ноч(? )». На свете было так много чудес(? )ных кни...!

2.      Разберите по составу выделенное слово и подберите к нему не менее 5 однокоренных.

3.      Составьте транскрипцию слова, взяв 4-й звук слова крылья, 4-й звук от слова ящик, 3-й звук от слова визг и ударный гласный от слова столяр. Какое слов у вас получилось?

4.      Подберите 2 группы слов с одинаковым корнем -реч-, но с разными значениями

5.      Придумайте предложения со словами мечи, надо, лай - так, чтобы эти слова были разными частями речи.

6.      Запишите словосочетание со словом грубый в разных его значениях. Для каждого словосочетания подберите антоним.

7.      Разберите по членам предложения из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.

Жил старик со своею старухой у самого синего моря.

Что изменится в составе предложения, если глагол поставить во множественном числе? Почему Пушкин этого не делает? Объясните, что значит выделенное слово.

 

3 вариант

 

1.      В отрывке из книг А. Раскина «Как папа был маленьким» расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

Когда папа был м...леньким, он очень любил все вкус(? )ное. Он любил к...лб...су. Он любил сыр. Он любил к...тлеты. А хлеб он (не) любил, потому что ему всё время г...в...рили Еш(?) с хлебом!

А хлеб ве...ь невкус(? )ный. Его ес(? )ть со...сем неинт...рес(? )но. Так думал глупый мал...нький папа. И он почти (не) ел хле... (за) обед...м. И даже за уж...ном. Он делал из хле...ба шарики. Он ост...влял корки на ст...ле. Он прятал хлеб под скат...ртью. Он г...в...рил, что уже с(? )ел свой хлеб. Но это была неправда. Он твердо решил, что когда выр...стет б...льш...м, то во...се (не) буд...т ес(?)ть хлеба. И своих детей тоже никогда (не) буд...т заст...влять ес(? )ть хлеб.

2.      Какое слово из предыдущего задания повторяется чаще всего? Перестройте текст так, чтобы избежать этого повтора. Объясните, что вам пришлось сделать.

3.      В тексте из задания 1 найдите глагол, в котором выбор гласной зависит от смысла всего предложения. Объясните, как выбрать правильный вариант написания. Составьте предложение с глаголом, который звучит так же, как в тексте про маленького папу, а пишется по-другому.

4.      Составьте транскрипцию слова, взяв 3-й звук слова редька, ударный гласный от слова позвонит, 4-й звук от слова съехал, 4-й звук от слова юмор. Подберите к слову все возможные антонимы.

5.      Составьте предложение со словами: дуло, рву, тепло - так, чтобы эти слова были разными частями речи.

6.      Подчеркните грамматическую основу предложения из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»А.С. Пушкина.

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами,

И вертеться, подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь.

Какую редкую конструкцию использует здесь Пушкин? Что он хочет сказать? Придумайте собственное предложение, используя такую конструкцию.

7.      Придумайте предложение, в котором встретятся два слова с корнем -пут-, не являющиеся однокоренными.

4 вариант

 

1.      В отрывке из рассказа М. Зощенко «Не надо врать» расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

Я в грус(? )ном настр...ени... заш...л в горо...ской сад сел там на ск...мейку и, разв...рнул дн...вник. С уж....сом гл...дел на ед...ницу.

Я долго с...дел в саду. Потом пош...л домой. Но когда по....ходил к дому, вдру... вспомнил, что оставил свой дн...вник на ск...мейке в саду. Я поб...жал наза... . Но в саду на ск...мейке уже (не) было моего дн...вника. Я сн...чала испугался а потом обрадовался что теперь нет (со) мной дн...вника с этой ужас(?)ной ед...ницей.

Я приш...л домой и сказал отцу что пот...рял свой дн...вник. И Лёля засм...ялась и подм...гнула мне когда услыш...ла эти мои слова.

На другой день учитель, узнав, что я пот...рял дн...вник, выдал мне новый.

Я разв...рнул этот новый дн...вник с надеждой что на этот ра... там ничего плохого нету но там против ру(с,сс)кого языка снова ст...яла ед...ница, еще более ж...рная, чем раньше.

2.      В тексте из предыдущего задания найдите глагол, в котором выбор гласной буквы зависит от смысла всего произведения.

3.      Чем удивил и рассмешил своих русских друзей герой шуточного стихотворения А. Кушнера «Мы и иностранец Билл»?

Мы на Неве любовались моржами,

Как они плавают, стиснуты льдами.

А иностранец по имени Билл

Был с нами рядом и всех удивил:

«Вы говорите, что это моржиха,

Что ж она в шапочке, словно пловчиха?»

4.      В одном из фрагментов стихотворения С.Я. Маршака «Багаж» пропущен знак препинания. Исправьте ошибку и объясните свое решение.

Дама сдавала в багаж

Диван, чемодан, саквояж,

Картину, корзину, картонку

И маленькую собачонку.

Готово, уложен багаж

Диван, чемодан, саквояж,

Картина, корзина, картонка

И маленькая собачонка.

5.      Попробуйте объяснить вашему иностранному сверстнику, изучающему русский язык, с какими падежами употребляется предлог на и в каких случаях нужно его использовать каждый падеж.

6.      Детей зовут Вика, Соня, Лера, Коля, Толя и Сева. Как их будут звать, когда они вырастут?

7.      Составьте предложение, используя словарные слова: з...мл...ника, к...ртоф...ль, п..м...дор, к...пуста, к...стрюля, к...чан, г...рох.

5 вариант

 

1.      В отрывке из рассказа М. Зощенко «Великие путешественники» расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

Стёпка ...бегал в с...рай и принёс оттуда м...шок из-под муки. И в этот м...шок мы положили хле... и сах...р. Потом полож...ли разную п...суду и т...релки ст...каны вилки и н...жи. Затем, подумавши, полож...ли в...лшебный ф...нарик цв...тные к...р...ндаши глиняный рукомойник и увел...чительное ст...кло для зажигания к...стров. И кроме того, зап...хали в м...шок два од....яла и п...душку...

Помимо этого, я приг...товил три р...гатки удоч(? )ку и с...чок для ловл... тр...пических баб...чек.

И на другой день когда наши р...дит...ли уехали в горо... а Стёпкина мать ушла на реч(? )ку пол...скать б...льё мы покинули нашу д...ревню (п,П)ески.

Мы пошли по д...роге чере.. .лес.

Вп...р...ди б...жала Стёпкина собач(? )ка (т, Т)узик. (За) ней ш...л Стёпка с гр...мадным м...шком на г...лове. За Стёпкой шла Лёля (со) скакалкой. И за Лёлей (с) тремя р...гатками с...ч(? )ком и удоч(? )кой ш...л я.

2.      В тексте из предыдущего задания найдите два слова, которые совпадают по звучанию и написанию со словами других частей речи,и глагол, в котором подбор проверочного слова и выбор гласной буквы зависит от значения.

3.      Найдите однокоренные слова в отрывке из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина. Разберите их по составу. Подчеркните все имена существительные как члены предложения.

Дом царевна обошла

Всё порядком убрала,

Засветила Богу свечку,

Затопила жарко печку,

На полати забралась

И тихонько улеглась.

4.      Чем удивил и рассмешил своих русских друзей герой шуточного стихотворения А. Кушнера «Мы и иностранец Билл»?

«Жаль, - я сказал, - что тбилисцы в финале

У Ленинградцев очки отобрали».

А иностранец по имени Билл

Был с нами рядом и всех удивил:

«Дайте, - сказал, - до Нью-Йорка добраться,

Вышлю очки дорогим ленинградцам».

5.      Попробуйте объяснить вашему иностранному сверстнику, изучающему русский язык, с какими падежами употребляется предлог в и когда какой падеж нужно использовать.

6.      Назовите имена, которыми можно называть и девочку, и мальчика.

7.      Составьте предложение, используя словарные слова: ра(с,сс)т...яние, тра...вай, лаг...рь, а(л,лл)ея. па(с,сс)ажир, ш...(с,сс)е, б...лет, э...скурсия.

 

 
« Пред.   След. »