11 класс, литература, задания и ответы
20.10.2010 г.

 

Всероссийская олимпиада школьников по литературе

II (муниципальный) этап

2008-2009 учебный год

11 класс

Задания

 

Задание 1. Назовите литературные и историко-культурные факты, имена, детали художественных текстов, на которые указывают следующие отсылки к жизни и творчеству Гоголя, а также к восприятию его наследия в отечественном искусстве.

1.1. Заглавие первого произведения Гоголя, появившегося в печати.

1.2. Предмет, преподававшийся Гоголем в Патриотическом институте и Петербургском университете в первой половине 1830-х гг..

1.3. Повесть Гоголя, в текст которой включено следующее знаменитое пейзажное описание: «Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Ни зашелохнет; ни прогремит. Глядишь, и не знаешь, идет или не идет его величавая ширина...» и т. д.?

1.4. Остров на Днепре, где находилась Запорожская Сечь во время, описываемое в повести «Тарас Бульба».

1.5. Картина К. П. Брюллова, о которой Гоголь написал в 1834 г. специальную статью.

1.6. Город в Вологодской области, с которым, как полагают краеведы, связан замысел комедии «Ревизор».

1.7. Эпиграф к «Ревизору».

1.8. Единственное «честное, благородное лицо» в комедии «Ревизор», по мнению самого автора.

1.9. Имя, завершающее в повести «Шинель» следующий ряд имен: Моккий, Соссий, Хоздазат, Трифилий, Дула, Варахасий, Павсикахий, Вахтисий.

1.10. Произведения, традиционно включаемые в цикл Петербургских повестей.

1.11. Литератор, подаривший Гоголю сюжет «Мертвых душ».

1.12. Произведение итальянского поэта, по образцу которого Гоголь намеревался построить «Мертвые души».

1.13. Лицо, которым, по версии почтмейстера города N, на самом деле являлся Чичиков.

1.14. Нравственное качество, способность ярко изображать которое, по мнению Пушкина, отличала Гоголя от других писателей.

1.15. Скульптор, автор памятника Гоголю в Москве, установленного в 1909 г.

1.16. Писатель, послуживший моделью фигуры Тараса Бульбы для этого памятника.

1.17. Писатель первой половины XX в., автор повести «Похождения Чичикова» (1922).

1.18. Композитор, написавший оперу «Нос» (1928) по одноименному произведению Гоголя.

1.19. Актриса, сыгравшая роль панночки в экранизации повести «Вий» (1967).

1.20. Постановщик многосерийной телевизионной экранизации поэмы «Мертвые души» (1984).

 

 

 

 

Задание 2. Прокомментируйте определения литературоведческих понятий, используя примеры из известных вам произведений.

 

Идеал - авторское представление о том, какими должны быть человек и мир, его окружающий; идеал определяет отношение и оценку автором изображенных в произведении событий и персонажей. Не следует путать понятие «идеал» с положительным героем, который лишь приближается к воплощению этого идеала.

Открытый финал - особенность построения литературного произведения, при котором развязка отсутствует, но на основании всего предшествующего текста читатель может сам предположить, «домыслить» какой-либо вариант завершения сюжета.

Проблематика - совокупность проблем в литературном произведении, в творчестве писателя и т. д. В зависимости от того, на какие стороны жизни обращает преимущественное внимание автор, проблематика бывает социальная, идейно-нравственная, философская, национально-историческая и т. д.

Резонёр - литературный персонаж, выражающий в произведении авторскую точку зрения на изображаемые события и действующих лиц; может принимать участие в действии и развитии сюжета, но нередко он изображается сторонним наблюдателем, чья задача ограничивается комментированием происходящего.

Юмор - один из видов комического. В отличие от сатиры юмор не отвергает комического в жизни, а принимает и утверждает его как неизбежную и необходимую сторону бытия. Юмор является выражением нормальной жизнерадостности, здорового оптимизма, помогает личности преодолевать драматические или даже трагические ситуации.

(Определения взяты из кн.: Есин А. Б., Ладыгин М. Б., Тренина Т. Г. Школьный словарь литературных терминов и понятий. 5 - 9 кл. - М., 1995.)

 

   

Задание 3. Определите тему стихотворения С. С. Орлова. Проследите, как она развивается от строфы к строфе и как воплощается в создаваемых автором образах. В чем проявляется авторское отношение к изображаемому?

 

Сергей Сергеевич

ОРЛОВ

 

* * *

 


Утрами травы розовеют в росах,

Дымятся реки и шумят сады

И на лесных заброшенных покосах

Отчетливы сохатого следы.

 

Он рвал осоку влажными губами,

Валялся в травах и ушел в леса,

Покачивая медными рогами,

Прислушиваясь к птичьим голосам.

 

Ведет тропа к заброшенным озерам,

Горит на поймах изумруд-трава.

Там скрыт от мира древний Китеж-город

На зыбких, будто морок, островах.

 

Выходит лось к широкому простору,

Глядит - не пьет, тревогой обуян.

Пред ним сосновый возникает город,

Окутанный в сиреневый туман.

 

Он окружен высоким частоколом,

Светлиц и звонниц острые верхи.

Но вот за сотню верст в далеких селах

Вдруг запевают третьи петухи.


И постепенно Китеж-город тает...

С востока ветер, зыблются дома,

И с клочьями тумана улетают

Неведомой постройки терема.

 

А с морды зверя тихо по шерстинкам

Стекают капли, и уходит он,

Меж сосен выступая по тропинкам,

Как будто между бронзовых колонн.

 

На миг застынет под густым навесом,

Прислушается и опять пойдет.

Серебряной жар-птицею над лесом

Рокочет пассажирский самолет.

 

Звучит далекий окрик паровоза,

О травы где-то звякает коса,

Поют негромким голосом березы,

Полны знакомых голосов леса.

 

1947

 Максимальное количество баллов за олимпиаду - 35

 

10 и 11 классы

 

Задание 1.

1.1.  Стихотворение «Италия».

1.2.  История.

1.3. «Страшная месть».

1.4. Хортица.

1.5. «Последний день Помпеи».

1.6. Устюжна.

1.7. «На зеркало неча пенять, коли рожа крива».

1.8. Смех.

1.9. Акакий.

1.10. «Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Шинель», «Записки сумасшедшего».

1.11. А. С. Пушкин.

1.12. «Божественная комедия» Данте Алигьери.

1.13. Капитан Копейкин.

1.14. Пошлость.

1.15. Н. А. Андреев.

1.16. В. А. Гиляровский.

1.17. М. А. Булгаков.

1.18. Д. Д. Шостакович.

1.19. Н. В. Варлей.

1.20. М. А. Швейцер.

 

11 класс

ПРИНЦИПЫ ОЦЕНКИ

Задание 1. За каждый верный ответ - 0,5 балла. Максимальное количество баллов за все задание - 10.

Задание 2. За истолкование каждого определения на примерах из художественных текстов - до 3-х баллов. Максимальное количество баллов за все задание - 15. Во внимание принимаются степень соответствия примеров понятиям и полнота описания этого соответствия.

Задание 3. Максимальное количество баллов - 10. Учитываются понимание смысла текста и его художественных особенностей, а также аргументированность суждений участника олимпиады.

Максимальное количество баллов за весь набор олимпиадных заданий - 35.

 

 

 
« Пред.   След. »