11 класс, рег.этап 2008-2009 рус.яз |
22.10.2010 г. | |||
Задания для проведения Регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку 11 класс
Вопрос № 1 Участники должны продемонстрировать владение орфоэпическими нормами русского литературного языка. Вопрос. Какой гласный звук (или какие гласные звуки) в соответствии с нормами современного русского литературного языка невозможен (невозможны) в безударном слоге слова шоссе? 1. [а] 2. [о] 3. [у] 4. [э] 5. [и] Какой ещё звук возможен в том же положении?
Вопрос № 2 Участники должны продемонстрировать знание современной орфографической нормы и уметь обосновать её с исторической точки зрения. Вопрос. Объясните правописание выделенных букв в следующих словах: Исчезнуть, мешок, трущоба. В чём своеобразие этих написаний?
Вопрос № 3 Участники должны показать знание семантической системы современного русского литературного языка. Вопрос. Всем известно, что глаголы в русском языке бывают совершенного и несовершенного вида. Это, в частности, означает, что, к примеру, фразы Можно входить? и Можно войти? будут иметь несколько разный смысл. Вот две ситуации. Определите, в какой ситуации какая из предложенных фраз уместнее и объясните, почему это так.
А. Школьники на перемене стоят перед дверью пустого класса, в котором должен проходить следующий урок. Звенит звонок. Тогда староста класса, подталкиваемый одноклассниками, приоткрывает дверь и спрашивает у сидящего внутри учителя: «Можно ...?»
Б. Школьники сидят в классе, идёт урок. Вдруг дверь приоткрывается, и в неё просовывается (непричёсанная) голова опоздавшего мальчика. Он говорит: «Простите, я проспал. Можно ...?»
Вопрос № 4 Участники должны показать элементарную осведомленность в происхождении и истории слов. В качестве примеров выбираются слова с достаточно прозрачной этимологией, например с омонимичными корнями разного происхождения. Вопрос. В русском языке есть слова повесть и известь. Если открыть справочную литературу по этимологии, то в ней можно будет прочитать, что одно из них - славянского происхождения, а другое - заимствование из греческого. А возможно ли даже без заглядывания в словари и справочники предположить, какое из этих слов исконно, а какое заимствовано? И если да, то как?
Вопрос № 5 Участники должны продемонстрировать осведомлённость в историческом развитии лексического значения слова. В качестве примеров подбираются фрагменты древнерусских или церковнославянских текстов, содержащих слова с устаревшим значением. Вопрос. В церковнославянской Псалтыри мы читаем:
не убоимся, внегда смущается земля (не оубоимс#, внегда смущаетс# земл#)
Что означает глагол смущаться в данном контексте?
Вопрос № 6 Участники должны продемонстрировать знание речевых норм русского языка и понимание их обусловленности языковой системой. Вопрос. В каких из перечисленных ниже примеров омонимы используются как основа осознанной словесной игры?
а) Народ был, народ есть, народ будет есть.
б) Вы видите на экране Гаврилова в красивой комбинации.
в) Спортсмен своей меткой стрельбой поражал не только мишени, но и зрителей.
г) Отпуск не проведёшь: он всегда кончается вовремя.
Вопрос №7 Участники должны продемонстрировать навыки синхронного и диахронического морфемного и словообразовательного анализа. В качестве примеров рекомендуется подбирать слова с затемнённой, но ощутимой внутренней формой. Вопрос. Проведите анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точек зрения: почти, надсадный, достоверный, жмот.
Вопрос № 8 Участники должны показать знание русской фразеологии и умение анализировать функционирование фразеологизмов в художественном тексте. Вопрос. Дайте краткую характеристику каждой группе устойчивых выражений, взятых из стихотворений Иосифа Бродского, и восстановите их первоначальный вид:
1) гулял по острию ножа; о философском диаманте;
2) родственник недальний; неколесный транспорт; после нас, разумеется, не потоп, но и не засуха;
3) лжет как сивый мерин; симпатичные чернила; знак допроса; птичкиным языком;
4) треугольник любви; с лицом из камня; курей слеповатых; пройти сквозь ушко иголки.
Вопрос № 9 Участники должны показать знание морфологической системы русского языка, способность объяснять особенности употребления грамматических форм в разных жанрах и стилях речи.
Вопрос.
Акакий Акакиевич Башмачкин, герой повести Н. В. Гоголя «Шинель», однажды должен был из одного документа сделать другой: «Дело состояло только в том, чтобы переменить заглавный титул да переменить кое-где глаголы из первого лица в третье».
О какой переделке документа идёт речь и как при этом меняется его жанр?
Вопрос № 10 Участники должны показать знание синтаксической системы русского языка и умение анализировать синтаксические явления повышенной сложности. Вопрос. Какие варианты пунктуационного оформления имеет предложение
Он вышел из комнаты энергичный свежий бодрый радостный?
Укажите эти варианты, расставив знаки препинания. К каждому варианту дайте синтаксический комментарий.
Вопрос № 11 Участники должны показать осведомленность в области истории русского языкознания. Вопрос. Объясните, по каким принципам выбрана и расположена следующая семёрка слов.
де́ти, дете́й, де́тям, детьми́, о де́тях ! неправ. детя́м, детя́ми, о детя́х <...> диабе́т [бье́] <...> диа́гноз ! удар. диагно́з устар. <...> диало́г ! удар. диа́лог устар. <...> диане́тика [нэ] <...> дикобра́з ! неправ. дикообра́з <...> длинну́щий [нн] и длинню́щий [ньнь] <...>
Как называется словарь, из которого они были взяты?
Для чего предназначены такие словари?
|
« Пред. | След. » |
---|