11 класс, рег.этап 2008-2009 рус.яз
22.10.2010 г.

Задания для проведения Регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку

11 класс

 

Вопрос № 1

Участники должны  продемонстрировать владение орфоэпическими нормами русского литературного языка.

Вопрос.

Какой гласный звук (или какие гласные звуки) в соответствии с нормами современного русского литературного языка невозможен (невозможны) в безударном слоге слова шоссе?

1. [а]

2. [о]

3. [у]

4. [э]

5. [и]

Какой ещё звук возможен в том же положении?

 

Вопрос № 2

Участники должны  продемонстрировать знание современной орфографической нормы и уметь обосновать её с исторической точки зрения.

Вопрос.

Объясните правописание выделенных букв в следующих словах:

Исчезнуть, мешок, трущоба.

В чём своеобразие этих написаний?

 

Вопрос № 3

Участники должны  показать знание семантической системы современного русского литературного языка.

Вопрос.

Всем известно, что глаголы в русском языке бывают совершенного и несовершенного вида. Это, в частности, означает, что, к примеру, фразы Можно входить? и Можно войти? будут иметь несколько разный смысл. Вот две ситуации. Определите, в какой ситуации какая из предложенных фраз уместнее и объясните, почему это так.

 

            А. Школьники на перемене стоят перед дверью пустого класса, в котором должен проходить следующий урок. Звенит звонок. Тогда староста класса, подталкиваемый одноклассниками, приоткрывает дверь и спрашивает у сидящего внутри учителя: «Можно ...?»

 

            Б. Школьники сидят в классе, идёт урок. Вдруг дверь приоткрывается, и в неё просовывается (непричёсанная) голова опоздавшего мальчика. Он говорит: «Простите, я проспал. Можно ...?»

 

Вопрос № 4

Участники должны  показать элементарную осведомленность в происхождении и истории слов. В качестве примеров выбираются слова с достаточно прозрачной этимологией, например с омонимичными корнями разного происхождения.

Вопрос.

В русском языке есть слова повесть и известь. Если открыть справочную литературу по этимологии, то в ней можно будет прочитать, что одно из них - славянского происхождения, а другое - заимствование из греческого. А возможно ли даже без заглядывания в словари и справочники предположить, какое из этих слов исконно, а какое заимствовано? И если да, то как?

 

Вопрос № 5

Участники должны продемонстрировать осведомлённость в историческом развитии лексического значения слова. В качестве примеров подбираются фрагменты древнерусских или церковнославянских текстов, содержащих слова с устаревшим значением.

Вопрос.

В церковнославянской Псалтыри мы читаем:

 

не убоимся, внегда смущается земля (не оубоимс#, внегда смущаетс#  земл#)

 

Что означает глагол смущаться в данном контексте?

 

Вопрос № 6

Участники должны продемонстрировать знание речевых норм русского языка и понимание их обусловленности языковой системой.

Вопрос.

В каких из перечисленных ниже примеров омонимы используются как основа осознанной словесной игры?

 

а) Народ был, народ есть, народ будет есть.

 

б) Вы видите на экране Гаврилова в красивой комбинации.

 

в) Спортсмен своей меткой стрельбой поражал не только мишени,

    но и зрителей.

 

г) Отпуск не проведёшь: он всегда кончается вовремя.

 

1) а, б, в, г;           

2) а, б, в;        

3) б, в, г;          

4) а, б, г;       

5) а, в, г?

 

Вопрос №7

Участники должны продемонстрировать навыки синхронного и диахронического морфемного и словообразовательного анализа. В качестве примеров рекомендуется подбирать слова с затемнённой, но ощутимой внутренней формой.

Вопрос.

Проведите анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точек зрения:

почти, надсадный, достоверный, жмот.

 

Вопрос № 8

Участники должны показать знание русской фразеологии и умение анализировать функционирование фразеологизмов в художественном тексте.

Вопрос.

Дайте краткую характеристику каждой группе устойчивых выражений, взятых из стихотворений Иосифа Бродского, и восстановите их первоначальный вид:

 

 

1) гулял по острию ножа; о философском диаманте;

 

 

2) родственник недальний; неколесный транспорт; после нас, разумеется,

    не потоп, но и не засуха;

 

 

3) лжет как сивый мерин; симпатичные чернила; знак допроса;

    птичкиным языком;

 

 

4) треугольник любви; с лицом из камня; курей слеповатых; пройти

    сквозь ушко иголки.

 

 

Вопрос № 9

Участники должны показать знание морфологической системы русского языка, способность объяснять особенности употребления грамматических форм в разных жанрах и стилях речи.

 

Вопрос.

 

Акакий Акакиевич Башмачкин, герой повести Н. В. Гоголя «Шинель», однажды должен был из одного документа сделать другой: «Дело состояло только в том, чтобы переменить заглавный титул да переменить кое-где глаголы из первого лица в третье».

 

О какой переделке документа идёт речь и как при этом меняется его жанр?

 

Вопрос № 10

Участники должны показать знание синтаксической системы русского языка и умение анализировать синтаксические явления повышенной сложности.

Вопрос.

 Какие варианты пунктуационного оформления имеет предложение

 

 

Он вышел из комнаты  энергичный  свежий  бодрый  радостный?

 

 

Укажите  эти  варианты,  расставив знаки препинания. К каждому варианту дайте синтаксический комментарий.

 

Вопрос № 11

Участники должны показать осведомленность в области истории русского языкознания.

Вопрос.

 Объясните, по каким принципам выбрана и расположена следующая семёрка слов.

 

де́ти, дете́й, де́тям, детьми́, о де́тях ! неправ. детя́м, детя́ми, о детя́х <...>

диабе́т [бье́] <...>

диа́гноз ! удар. диагно́з устар. <...>

диало́г ! удар. диа́лог устар. <...>

диане́тика [нэ] <...>

дикобра́з ! неправ. дикообра́з <...>

длинну́щий [нн] и длинню́щий [ньнь] <...>

 

Как называется словарь, из которого они были взяты?

 

Для чего предназначены такие словари?

 

 
« Пред.   След. »