7 класс - разные задания
23.11.2010 г.

Олимпиадные задания по русскому языку. 7 класс. Ответы.

 

Задание 1.

 

Найдите среди данных слов «четвертое лишнее» и объясните свой выбор.

 

Бесценный, почвенный, мысленный, торжественный.

 

 

Количество баллов.

 

1 балл.

 

2 балла в случае указания обоих вариантов.

 

Ответ.

 

Возможны два варианта ответа.

Бесценный - нет суффикса -енн.

Бесценный - образовано приставочно-суффиксальным способом.

 

 

 

Задание  2.

 

На основании какого признака вертолет получил свое название?

 

 

Количество баллов.

 

1 балл.

 

Ответ.

 

На основании способности лететь (взлетать) вертикально.

 

 

Задание 3.

 

Найдите среди фразеологизмов искаженные и исправьте ошибки. Объясните, что  означают эти фрасзеологизмы..

 

Делать из комара слона, выносить сор из избы, два валенка пара, заблудиться в трех осинах, кошку съел, кот наплакал, комар носа не подточит.

 

 

Количество баллов.

 

Исправление ошибки - 1 балл.

 

Толкование фразеологизма - 1 балл.

 

Итого максимум - 8 баллов.

 

Ответ.

 

Делать из мухи слона - сильно преувеличивать что-либо, придавать чему-либо незначительному большое значение.

 

Два сапога пара - похожи друг на друга (обычно по своим качествам, свойствам, положению и т.п.); стоят друг друга, один другого не лучше.

 

Заблудиться в трех соснах - не суметь разобраться в чем-нибудь простом, не суметь найти выход из самого несложного затруднения.

 

Собаку съел - имеет большой опыт, навык, основательные знания в чем-либо.

 

 

 

Задание  4.

 

Пятиклассник Саша рассказывает одноклассникам о своем младшем брате: «Он  маленький - даже букву Р еще не выговаривает!». «Ты хоть и в школе учишься, а  про буквы тоже ничего не знаешь», - замечают они.  Почему одноклассники так отреагировали на Сашин рассказ?

 

 

 

Количество баллов.

 

До 2 баллов.

 

Ответ.

 

Одноклассники отметили, что Саша  не знает о различиях между буквами - графическими знаками, которые предназначены для письменного обозначения звуков, и звуками - акустическими единицами речи.

 

 

Задание 5.

 

Учитель на уроке русского языка предложил ученикам объяснить значение слов.  Правильно ли они это сделали? Если в толковании допущены ошибки, исправьте их.

 

Барышник - человек, который не работает, а ухаживает за барышнями.

 

Приказчик - тот, кто издает приказы.

 

Лапотник - медведь, у которого болят лапы.

 

 

Количество баллов.

 

Толкование одного слова - до 2 баллов, в зависимости от полноты и точности.

 

Максимум 6 баллов.

 

Ответ.

 

Барышник - тот, кто занимается  перепродажей ради барыша - прибыли; перекупщик.

 

Приказчик - тот, кто занимается торговлей  по доверенности хозяина магазина, выполняет его поручения торгового характера; служащий помещика, управлявший помещичьим хозяйством и исполнявший различные хозяйственные поручения.

 

Лапотник - тот, кто делает, продает лапти; тот, кто ходит в лаптях, крестьянин.

 

 

Задание  6.

 

Найдите среди данных слов «четвертое лишнее» (с грамматической точки зрения) и объясните свой выбор.

 

Штаны, сени, носилки, иваси.

 

 

Количество баллов.

 

1 балл.

 

Ответ.

 

Иваси - несклоняемое существительное.

 

 

 

Задание 7.

 

Вставьте, где нужно, пропущенные буквы в следующие слова: ровес..ник, сверс..ник. Какое слово произошло от слова верста? К какому словарю вы обратитесь за помощью для ответа на последний вопрос?

 

 

Количество баллов.

 

До 2,5 балла.

 

Ответ.

 

Ровесник, сверстник.(0,5+0,5=1)

 

Сверстник.(0,5)

 

Этимологический словарь. (1)

 

 

Задание 8.

 

В книге Л. Кэрролла «Алиса в Стране Чудес» героиня говорит «А не пролечу ли я всю землю насквозь? Вот будет смешно! Вылезаю, - а люди вниз головой! Как их там зовут?.. Антипатии, кажется?» Что имела в виду Алиса, употребляя слово антипатии? Как бы вы назвали людей, живущих на противоположной стороне земли? Как называется словарь,  который  помог бы ей их назвать?

 

 

 

Количество баллов.

 

Комментарий  - 1 балл.

 

Свой вариант наименования - 1 балл.

 

Название словаря - 1 балл.

 

Итого максимум 3 балла.

 

Ответ.

 

Судя по употребленному слову антипатии с греческой приставкой анти (anti), обозначающей противоположность или враждебность чему-либо, Алиса могла иметь в виду, например, антилюдей, антиангличан.

 

Словарь антонимов фиксирует группировки слов с противоположным значением.

 

 

Задание 9.

 

Школьники, живущие и обучающиеся в России, могут сказать, что они знают русский алфавит от А до Я. А что могли бы сказать о знании своего алфавита  ученики  Древней Греции? А Древней Руси?

 

 

 

Количество баллов.

 

Один ответ - 1 балл.

 

Итого максимум 2 балла.

 

Ответ.

 

В Древней Греции - от альфы до омеги. В Древней Руси - от аза до ижицы.

 

 

Задание  10.

 

Каким термином называют не только один из разделов лингвистики, но и раздел биологии, изучающий формы животного и растительного мира? Что изучает это раздел лингвистики?

 

 

Количество баллов.

 

2 балла.

 

Ответ.

 

Морфология (от греч. morhhē - форма и logos - слово, учение)  изучает системы словоформ и механизмы их построения.

 

 

Задание  11.

 

Перед  вами предложение на непонятном языке, которое, однако, построено по законам русского языка. Слова, употребленные в нем, также имеют русские приставки, суффиксы, окончания. Сделайте синтаксический разбор предложения, морфемный и морфологический разбор всех слов. Расставьте необходимые знаки препинания.

 

 

 

Кусодка нырво  подзикала мызянаясь отпакать мылюту.

 

 

Количество баллов.

Синтаксический разбор предложения - до 2 баллов.

Морфологический разбор слова: один признак - 0, 5 балла. Всего 8 баллов.

Морфемный разбор слова: одна морфема - 0,5 балла. Всего 9 баллов.

Пунктуация - 0,5 балла.

 

Итого максимум 19,5 балла.

 

Ответ.

 

подлеж.    обст.      сказуем.           о б с т о я т е л ь с т в о

 

Кусодка нырво подзикала,  мызянаясь отпакать мылюту.

 

 

Кусод - к -(а) - существительное женского рода в форме  единственного числа, именительного падежа. (2+1,5=3,5)

 

нырв - о - наречие. (0,5+1=1,5)

 

по - дзик - а - л - (а) - глагол  1 спряжения в форме изъявительного наклонения,   прошедшего времени, женского рода, единственного числа.(3+2,5=5,5)

 

мызян- а - я - сь - деепричастие несовершенного вида.(1+2=3)

 

от - пак - а - ть - глагол 1 спряжения в форме инфинитива. (1,5+2=3,5)

 

мылют - (у) - существительное женского рода в форме единственного числа, винительного падежа. (2+1=3).

 

 

Задание 12.

 

В приведенном ниже рассказе от лица знаменитого барона Мюнхгаузена расставьте пропущенные знаки препинания, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. Как можно точнее перескажите его содержание в одном предложении от третьего лица.

 

 

 

Вскоре турки отпустили меня на свободу и вместе с другими пле(н,нн)ыми отправ...ли обратно в П...тербург. Но я решил уехать из Росси... и пок...тил на родину. Зима в том году была очень холодная. Даже солнце пр...студилось отмороз...ло щеки и у него ...делался насм...рк. А когда солнце пр...стуже(н,нн)о от него вместо тепла идет холод. Можете себе представить как сильно я пр...дрог в своей к...рете.

 

 

Ответ.

 

Вскоре турки отпустили меня на свободу и вместе с другими пленными отправили обратно в Петербург. Но я решил уехать из России и покатил на родину. Зима в том году была очень холодная. Даже солнце простудилось, отморозило щеки, и у него сделался насморк. А когда солнце простужено, от него вместо тепла идет холод. Можете себе представить, как сильно я продрог в своей карете.

 

Возможный вариант пересказа. Вскоре после того как турки, отпустив Мюнхгаузена на свободу, вместе с другими пленными отправили его в Петербург,  очень холодной зимой, когда даже солнце простужено, у него отморожены щеки и  вместо тепла от него идет холод, барон в своей карете, совершенно продрогший, покатил на родину.

 

 

Количество баллов.

 

Орфограмма - 0,1 балл. Всего 1,2 балла.

 

Пунктограмма - 0,1 балл. Всего 0,4 балла.

 

Пересказ - до 10 баллов в зависимости от полноты. Снимается по 0,1 балла за каждую орфографическую, пунктуационную и грамматическую ошибку.

 

Итого максимум 11,6 балла.

 

 

 

 

 

 

Олимпиадные задания по русскому языку.7-й класс. Ответы.

 

Задание 1.

 

Объясните причины орфографических ошибок в словах жолтый, вчира, сапок, ноч.

 

 

Количество баллов.

 

За объяснение  ошибочного написания одного слова от 0,5 до 1,5 баллов  в зависимости от полноты и точности ответа.

 

Максимум 6 баллов.

 

 

 

Ответ.

 

Ошибки объясняются отражением  на письме особенностей звучания слов (0,5)  (не    учитываются   действующие орфографические правила) и особенностями системных связей отдельных звуков (0,5), а именно:

 

1. [жо] лтый - [ж] не имеет пары по мягкости (всегда твердый) (0,5), а буква ё указывает на мягкость предшествующего согласного (0,5), поэтому для пишущего здесь «естественна» буква о, соответствующая твердому согласному;

 

2. вчира - [е], обозначаемый буквой е, в безударном положении произносится как звук, близкий к [и](0,5);

 

3. сапок -   [г], обозначаемый буквой г, на конце слова оглушается и произносится как   [к](0,5);

 

4. ноч - [ч '] не имеет пары по твердости (всегда мягкий) (0,5),  поэтому буква ь,    обозначающая мягкость предшествующего согласного, здесь, с точки зрения пишущего, «избыточна».

 

 

 

Задание  2.

 

Катя жалуется маме на щенка:

 

- Он мой тапок куда-то утащил!

 

Мама, улыбаясь, отвечает:

 

- Надеюсь,  твой  любимый юбок от него еще не пострадал?

 

Объясните, почему мама так ответила дочери.

 

 

 

Количество баллов.

 

1 балл.

 

 

Ответ.

 

Мама таким образом попыталась указать Кате на допущенную ею  ошибку - употребление слова тапок как существительного мужского рода, в то время  как  оно женского рода - тапка.

 

 

Задание 3.

 

Вставьте недостающие слова в пословицы и поговорки.

 

1. Всем сестрам по_____________.

 

2. В _________________омуте черти водятся.

 

3. ______________ платит дважды.

 

4.  ______________ все стерпит.

 

5. Дела_________, ______________ пишет.

 

 

Количество баллов.

 

За каждую пословицу - 1 балл.  Всего 5 баллов.

 

 

 

Ответ.

 

Всем сестрам по серьгам.

 

В тихом омуте черти водятся.

 

Скупой плати дважды.

 

Бумага все стерпит.

 

Дела идут, контора пишет.

 

 

 

Задание  4.

 

Есть ли родственная связь между словами аквариум, акварель, акваланг, акватория? Прокомментируйте свой ответ.

 

 

 

Количество баллов.

 

Ответ на вопрос - 1 балл.

 

Комментарий - до 6 баллов.

 

Максимум 7 баллов.

 

 

 

Ответ.

 

Все эти слова родственны с точки зрения их происхождения (1): они восходят к латинскому (1) корню аква (1) - вода (1), со значением которого все и связаны: аквариум - резурвауар, приспособленный для содержания, разведения и демонстрации водных животных и растений (1); акварель - водяная прозрачная краска, а также живопись такими красками (1); акваланг - устройство для дыхания человека под водой (1); акватория - участок водной поверхности (1).

 

 

 

 

Задание 5.

 

Известный русский лингвист Александр Матвеевич Пешковский называл слова определенной категории «словами-хамелеонами». Что это за слова? Почему ученый их так назвал? Приведите 3-4 примера таких слов.

 

 

 

Количество баллов.

 

Определение «слов-хамелеонов» - 1 балл.

 

Комментарий - до 2 баллов.

 

Один пример - 1 балл.

 

Максимум 7 баллов.

 

 

Ответ.

 

Это слова, переходящие из одной части речи в другую (1). Подобно хамелеону, меняющему свою окраску в зависимости от температуры и освещенности,  они в зависимости от контекста (1) приобретают различную лексико-грамматическую «окрашенность» (1). Часовой (механизм) - относительное прилагательное, обозначающее признак предмета (механизма); часовой (на посту) - существительное, обозначающее лицо (человека).

 

 

Задание  6.

 

Прочтите фрагмент сказки А.Ремизова.

 

- Странного человека медведь никогда не тронет, он знает! - говорил старик. - Встретишься с медведем, скажи ему: « Иди, иди, Мишка!< ...>. И медведь уйдет.

 

Назовите устаревшее значение подчеркнутого слова. В каком значении это слово употребляется в современном русском  языке?

 

 

 

Количество баллов.

 

Определение  устаревшего значения - 1 балл.

 

Определение современного значения - 1 балл.

 

Итого 2 балла.

 

 

Ответ.

 

В данном тексте слово употреблено в значении «странствующий, прохожий» (1). В современном русском языке оно имеет значение «необычный, непонятный, вызывающий недоумение» (1).

 

 

Задание 7.

 

Семиклассник Сергей прочитал другу страничку из своего дневника, где он вспоминает об одном из дней летних каникул. Тот с интересом выслушал Сергея, но потом заметил, что, если  в записи кое-что  поправить, рассказ станет еще интереснее. Согласны ли вы с ним? Отредактируйте рассказ Сергея.

 

Во вторник я проснулся рано утром, подбежал к окну, которое входило во двор, в котором еще никого не было. Но мотоцикл дяди Паши уже стоял у дома, в котором он живет. Я ощутил волну радости, которая нахлынула на меня, бросился к кровати, быстро застлал ее, торопливо позавтракал, схватил рюкзак, который собрал еще вечером, и  быстро выбежал во двор и встретил там ребят, которые тоже были с рюкзаками. Потом вышел дядя Паша, который держал в руках удочки. И мы на велосипедах, а он на мотоцикле отправились на рыбалку на озеро, на котором рыбачили до самого вечера и наловили много рыбы.

 

 

Количество баллов.

 

До  6 баллов - в зависимости от точности и разнообразия способов, выбранных для замены повторяющихся придаточных предложений.

 

 

Ответ.

 

 

Задание 8.

 

Отметьте неверное утверждение:

Нужно писать поводок, так как приставки па- в русском языке  не существует.

Нужно писать расцепить, так как после приставки стоит глухой согласный ц.

Нужно писать сбросить, так как приставки з- в русском языке не существует.

 

Прокомментируйте свой выбор.

 

Количество баллов.

Выбор неверного утверждения - 1 балл.

Комментарий - до 4 баллов.

 

Максимум 5 баллов.

 

 

Ответ.

 

Неверно утверждение 1(1): приставка па- в  присутствует в таких словах, как пасынок, падчерица (1). Ее значение - «ненастоящий», «неполный» (1). Правописание же слова нужно проверять,  ориентируясь на его значение (1) и подбирая слова с ударными по- (пóвод) или па- (пáводок) (1).

 

Задание 9.

 

Какое слово в «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина имеет иные грамматические признаки, чем в современном русском языке? Почему?

 

Лебедь нас к тебе послала

 

И наказом наказала

 

Славный город твой хранить

 

И дозором обходить.

 

Подберите однокоренные слова к выделенному слову. Выделите в них корень.

 

 

Количество баллов.

Определение слова - 0,5 балла.

Комментарий - до 1 балла.

Ответ на вопрос -  0,5 балла.

Подбор  одного однокоренного слова - 0,1 балла.

Выделение корня в слове - 0,1 балла.

 

 

Ответ.

 

1,3. Лебедь (0,5) в сказке Пушкина употреблено как существительное женского рода (0,5), потому что Лебедь - заколдованная царевна (0,5).

 

2. В современном русском языке оно относится к существительным мужского рода (0,5).

 

4. Дозор - взирать, зрение, зрячий, позор, обзор, кругозор, подзорная, взор и т.п.

 

 

Задание  10.

 

Почему в «Словаре живого великорусского языка» В.И. Даля среди слов на Е нет слова есть?

 

 

Количество баллов.

 

До  2 баллов  в зависимости от полноты ответа.

 

 

Ответ.

 

Слово есть до реформы орфографии 1918 года (1) писалось с буквой Ђ («ять») (1) - Ђсть, поэтому не могло оказаться среди слов, начинающихся на другую букву алфавита.

 

Задание  11.

 

Составьте предложения со словом язык так, чтобы оно выступало  в роли разных членов предложения (форму слова можно изменять).

 

 

Количество баллов.

 

Одно предложение - 1 балл.

 

Предложение с несогласованным определением - 2 балла.

 

Максимум  6 баллов.

 

 

Ответ.

 

Например: Язык - орган вкуса. (Подлежащее)

 

Положите таблетку под язык. (Обстоятельство)

 

Он владеет русским языком. (Дополнение)

 

Русский - мой родной язык. (Сказуемое)

 

Кушанья из языка вкусны и полезны. (Несогласованное определение).*

 

Задание  12.

 

Приведите пример пары омонимов, один из которых обозначает выражение лица, а другой - снаряд.

 

 

Количество баллов.

 

1 балл.

 

 

Ответ.

 

Мина.

 

 

 

Задание 13.

 

Выделите окончания у приведенных ниже существительных в форме родительного падежа множественного числа.

 

Коров, домов, столов, голов, подков.

 

В каком из слов выделение окончания зависит от его значения?

 

 

Количество баллов.

 

Выделение окончания одного слова - 0,5 балла. Всего 2,5 балла.

 

Ответ на вопрос - 1 балл.

 

Максимум 3,5 балла.

 

 

 

Ответ.

Коров - нулевое окончание , домов - окончание  - ов , столов - окончание - ов, голов - окончание  нулевое, подков - окончание нулевое.

Если голов от голова, то окончание нулевое; если от гол, то окончание - ов.

 

Задание 14.

 

Назовите известные вам лингвистические словари русского языка. Расскажите об одном      из них (3 - 5 предложений).

 

 

Количество баллов.

 

Название одного словаря - 1 балл.

 

Рассказ о словаре - до 3 баллов в зависимости от точности сведений и грамотности  их изложения.

 

Ответ.

 

 

 

 

Олимпиада по русскому языку. 7 класс.

       

Формулировка задания       

Ответ 

Балл

 

1         

Есть ли в русском языке слова, которые состоят из одного звука? Докажите.

Союз А, предлог О  

3

 

2         

Каким способом образованы выделенные слова?

 

Птицы возвращаются весной. Мостовая вела к самому морю. Вокруг озера росли сосны.  

Весной - неморфологическим, переход из сущ. в наречие. Мостовая - неморфологическим, из прилагательного в существительное. Вокруг - неморф., из сущ в наречие.    

3

 

3         

Сколько слов из списка можно понять и как существительное, и как глагол: брать, дать, жать, знать, мать, рать, рвать, стать? Выпишите.       

Знать, стать. 

4

 

4         

Какие фразеологизмы состоят из одних местоимений? 

Сам по себе; сам не свой; всего ничего   

5

 

5         

Как объяснить, что в словах: ТРЕНОЖНИК, СТРЕНОЖИТЬ (лошадь), ТРЕНОГИЙ (табурет) пишется буква Е?           

Сложные слова, Е - соединительная гласная. (тр(и) + Е+ .....)

5

 

6         

Расставьте в предложении необходимые знаки препинания, подчеркните слова как члены предложения.           

Рочник грюмил расчиквающее дытирем стягло.

5

 

7         

Расставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

 

Каждый день к докт..ру Айболиту пр..ходили звери лечи(т, ть)ся. Лисиц...  крол...ки тюлени  ...слы  в.. .рблюжата   все пр.. ходили к нему и...д...лека. У кого б...дел ж...вот  у кого - зуб. Каждому докт...р д...вал л...карство и все они сейчас же вызд.. равливали.

 

Однажды пр...шёл к Айболиту бе...хвостый к...злёнок и доктор пр...шил ему хвост.

 

А потом из д...лекого леса пр.. шла, вся в сл..зах, медвед...ца. Она жал..бно  ст...нала  и хныкала: из лапы у неё т...рчала большая заноза. Доктор выт..щил занозу промыл рану и смазал её своей чудодействе(н, нн)ой мазью.Боль у медвед...цы  с...ю  же

 

м..нуту прошла.

 

- Чака! - закр...чала медвед...ца и весело поб...жала домой - в б...рлогу к своим медвежатам.

 

А потом пр...шли два цыплёнка и пр...вели индюка который отр...вился гр...бами

 

п...ганками.

 

Каждому каждому   д... вал доктор лекарство и все в тот же миг вызд...равливали и каждый говорил ему «чака».           

10

 

8         

Закончите начатые фразы подходящими словами из списка, ставя их в нужной форме. Ор(?)ентир, и (л,лл)юстрация, те(р,рр)итория, экз..мпляр, тр..буна, конве..р, ад...ютант, к..м..тет, ..тм..сфера, пр..т..ндент, о(к,кк)упация, х..р..ктеристика, пр..з..дент, ..гре(с,сс)ия.           

1. Для того, чтобы не заблудиться  выбрать правильное направление, нужны ориентиры.

 

2.Пространство с четко очерченными границами называю территорией.

 

3.Офицера, состоящего при начальнике для выполнения особых поручений, называют адъютантом.

 

4.Большая удача для коллекционера - приобрести редкостный экземпляр.

 

5.На должность, даже на руку и сердце нужно найти претендента.

 

6.желая описать отличительные свойства кого-либо, дают ему характериститку.

 

7.Земной, дружеской и приятной, доверительной или семейной может быть атмосфера.

 

           

7+3

 

9         

Какое слово (слова) образовано от славянского слова ОКО, имеющего значении «глаз»? Выпишите. Аргументируйте.

 

Окно, околица, окинуть, океан, окулист. 

Окно.

 

Околица -около, окинуть- кинуть, океан- греч., окулист- латинское происхождение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Олимпиадные задания по русскому языку. 8 класс. Ответы.

 

I. Нормы русского литературного языка

 

1. В современном русском языке часто нарушаются орфоэпические нормы в словах:

 

Горчичник, булочная, античный, конечно, нарочно, библиотечный, скучно, яичница копеечная.

 

Укажите, в каких   словах согласно орфоэпическим нормам сочетание букв -ЧН- произносится  как:

 

А) [чн ];

 

Б) [шн];

 

В) возможны два варианта произношения  [чн - шн].

 

 

2. Недавно в городскую библиотеку поступило 78498 новых книг. Со сколькими  новыми книгами  могут познакомиться читатели библиотеки? Выберите верный ответ.

 

А) с семьдесят восемь тысяч четыреста девяносто восемью;

 

Б) с семьюдесятью восемью тысячами четырьмястами девяноста восемью;

 

В) с семидесятью восемью тысячами четырьмястами девяноста восемью;

 

Г) с семидесяти восьми тысяч четырёхсот девяносто восемью;

 

Д) с семьюдесятью восемью тысячами четырестами девяностами восемью.

 

 

 

3. Расставьте ударения в словах:

 

Иконопись, облегчить, облегчим, красивее, торты, мизерный, газопровод, включим.

 

 

 

4. В каких из перечисленных слов пишутся двойные согласные?

 

Артил...ерия,  гал...ерея,  драм...атический, гум...анизм, кол...ичество, кавал...ерия,  пьес...а,  интел...ект, дрож...и.

 

 

II. История русского языка

 

1. Какова история слова палка, и имеет ли это слово отношение к глаголу палить в значении «жечь, обжигать огнём»?

 

 

 

2. Объясните, что означает выражение блудный сын? Каково его происхождение?  Когда оно употребляется в современном языке? Приведите примеры.

 

 

3. Подберите к устаревшим словам современные синонимы:

 

Десница, виктория, ланиты, политес, ветрило, шуйца

 

 

4. Только одно из этих слов образовано от славянского слова око, имеющее значение «глаз». Какое? Свой ответ аргументируйте.

 

Окно, околица, окинуть, океан, окулист.

 

 

 

III. Язык художественного произведения

 

1. Перед вами отрывок из стихотворения Б.Л.Пастернака «Зимняя ночь». Какие изобразительно-выразительные средства языка употреблены в данном отрывке? Определите, какова их роль.

 

Мело, мело по всей земле

 

Во все пределы.

 

Свеча горела на столе,

 

Свеча горела.

 

 

 

Как летом роем мошкара

 

Летит на пламя,

 

Слетались хлопья со двора

 

К оконной раме.

 

 

 

Метель лепила на стекле

 

Кружки и стрелы.

 

Свеча горела на столе,

 

Свеча горела...

 

2. Перед вами фрагменты разных текстов. Внимательно прочитайте их, сравните и определите, какой художественный прием лежит в основе их построения.

1) Не морозом ретивое сердце познобило

 

Познобило сердце тоской-кручиной.

 

(Народная песня)     

2) Закатилось красно солнышко

 

До самой до земли;

 

Мне не видывать милёночка

 

До самой до зимы.

 

(Частушка)

 

 

 

IV. Современный русский язык

 

 

1. Из приведённого двустишия Б.Л.Пастернака выпишите все словосочетания.

 

И чем случайней, тем вернее

 

Слагаются стихи навзрыд.

 

А) Сделайте синтаксический разбор выписанных словосочетаний.

 

Б) Определите части речи в данном  двустишии.

 

 

2. Даны турецкие слова и словосочетания, а также их переводы на русский язык:

 

Ada - остров,      adalar - острова,    iki tas - две чашки,    adam - человек,

 

otuz adam - двадцать человек,      taslar -  чашки.

 

Как будет по-турецки:  двадцать островов?  люди?

 

 

 

3. Установите, какие звуки произносятся на месте выделенных сочетаний букв в данных словах:

 

разжечь, расшатать, изжога, из шубы, без шкафа, с женой, с шумом.

 

 

 

4. Объясните значение следующих фразеологизмов:

 

недремлющее око

 

дворянское гнездо

 

 

5. Почему местоимения его, её, могут находиться в одном синонимическом ряду с местоимением свой?

 

 

 

6. Спишите и расставьте знаки препинания в стихотворении А.Н. Апухтина «К Родине».

 

Проведите пунктуационный анализ. Свой ответ аргументируйте.

 

Далёко от тебя о родина святая

 

Уж целый год я жил в краях  страны чужой

 

И часто  о тебе грустил воспоминая

 

Покой  и счастие минувшее  с тобой

 

 

 

И вот в стране зимы болот  снегов глубоких

 

Где  так же одинок  и  я  печально жил

 

Я сохранил в душе остаток чувств высоких

 

К тебе всю прежнюю любовь я сохранил

 

Выпишите из стихотворения  однокоренные слова и формы одного и того же слова

 

 

 

7.Какие этимологические словари русского языка вы знаете?  Как строится словарная статья в этимологических словарях?

 

8. Что такое топонимика? Дайте толкование термину и приведите примеры.

 

 

 

V. Творческое задание

 

Напишите сочинение-миниатюру в публицистическом стиле в жанре заметки в газету на тему: «Книга».

 

 

 

Ответы.

 

I. Нормы русского литературного языка

 

1.

 

А) Слова, где произносится  [ЧН ] - античный, библиотечный.

 

Б) Слова, где произносится [ШН] - горчичник, конечно, нарочно, скучно, яичница.

 

В) Слова, где возможны оба варианта: булочная, копеечная [ЧН] монета, копеечная  [ШН] душа.

 

2.

 

Верный ответ - Б) с семьюдесятью восемью (восьмью) тысячами четырьмястами девяноста восемью (восьмью).

 

3.

 

Иконопись, облегчить, облегчим, красивее, торты, мизерный, газопровод, включим.

 

4.

 

Артиллерия, интеллект, дрожжи.

 

 

 

II. История русского языка

 

1.

 

Учёные считают, что между этими словами существует непосредственная связь. Дело в том, что на Руси славяне перед посевом  расчищали земли от растительности, при этом сжигали  деревья. Сожжённое место называли  палом, а обожженные колья - палки. Позже палками, палицами стали называть любые (и необожжённые) колья.

 

2.

 

Блудный сын означает «сын, вышедший из повиновения отцу».

 

В Евангелии есть притча о сыне, покинувшем отца и промотавшем свою долю наследства, а затем вернувшемся с раскаянием в родной дом.

 

В современном языке выражение блудный сын употребляется  в значении  «человек  беспутный, нравственно нестойкий», чаще - в значении «раскаявшийся в своих заблуждениях».

 

3.

 

Десница - правая рука, виктория - победа, ланиты - щёки, политес - этикет, вежливость,  ветрило - парус,  шуйца - левая рука.

 

4.

 

Это слово «окно». Оно образовано от слова «око». Буквальное его значение - глазок в стене. Сравните:  дверной глазок.

 

«Околица» образовано от слова «около»,  родственного древнерусскому слову коло-круг.

 

Глагол «окинуть» образован  от слова «кинуть» с помощью приставки О.

 

Слово «океан» пришло в русский язык из греческого (греч. okeanos  означает «всемирное море», «море, омывающее вселенную»).

 

«Окулист» - глазной врач. Слово имеет латинское происхождение и восходит к слову «oculus», т. е. «глаз».

 

 

3. Язык художественного произведения

 

1.

 

Изобразительно-выразительные средства языка в стихотворении: Лексический и синтаксический повтор:

повтор слова: мело, мело...

повтор строки - рефрен (от франц.- повтор):

 

Многообразие повторов создаёт картину мира, где царит непогода. Но гармония света, тепла побеждает хаос.

 

Развернутое сравнение:

 

Как летом роем мошкара

 

летит на пламя...

 

Олицетворение:

 

Слетались хлопья со двора

 

К оконной раме...

 

Метафора:

 

Метель лепила на стекле

 

Кружки и стрелы...

 

Контекстуальные  синонимы: по всей земле - во все пределы.

 

Ассонанс: [э] - [о]  и аллитерация: [м], [л , [р].

 

2.

 

1) Антитеза, художественное отрицание.

 

2) Параллелизм - один из видов сравнения, возникающий из сопоставления рядом стоящих предложений, при котором психологическое состояние человека сравнивается с состоянием природы.

 

 

IV. Современный русский язык

 

1.

 

как?

 

1. Слагаются навзрыд - вид связи - примыкание, грамм. значение - глаг. и его признак, (глаг.)    +   (нареч.).

 

 

 

 

 

как?

 

Слагаются случайней - вид связи - примыкание, грамм. значение - глаг. и его признак, (глаг.)    +   (нареч.).

 

как?

 

Слагаются вернее - вид связи - примыкание, грамм. значение - глаг. и его признак, ( глаг.)  + (нареч.).

 

2.  И (союз) чем (часть двойного союза - чем - тем) случайней (нар.), тем (союз) вернее (нар.) слагаются (глаг.) стихи (сущ.) навзрыд (нар.).

 

2.

 

Нетрудно заметить, что в турецких словосочетаниях, как и в русских, числительное (iki - два , otuz - двадцать) предшествует существительному,  также легко выделяется суффикс множ. числа - lar. Нетрудно понять, что этот суффикс не употребляется после числительного.

 

Поэтому ответ: otuz ada,   adamlar

 

3.

 

[ж]            [ш]            [ж]         [ш]            [ш]           [ж]          [ш]

 

Разжечь,  расшатать, изжога, из шубы, без шкафа, с женой, с шумом.

 

 

 

 

 

4.

 

Недремлющее око - бдительный, неусыпный надзор, наблюдение.

 

Дворянское гнездо - уклад жизни, где живут большой семьей, соблюдая традиции.

 

5.

 

Местоимение его (р., в.п. <он), её (р., в. п. <  она) и их (р., в. п. <они) могут являться формами косвенных падежей личных (лично-указательных) местоимений, а также могут выступать в роли притяжательных: его (чья?) книга; её (чья?) книга.  И в этой роли  они синонимичны местоимению свой.

 

6.

 

Далёко от тебя, о родина святая,

 

Уж целый год я жил в краях  страны чужой.

 

И часто  о тебе грустил, воспоминая

 

Покой  и счастие, минувшее  с тобой,

 

И вот в стране зимы, болот,  снегов глубоких,

 

Где,  так же одинок,  и  я  печально жил,

 

Я сохранил в душе остаток чувств высоких,

 

К тебе всю прежнюю любовь я сохранил.

 

 

О родина святая - обращение с  частицей О;

 

воспоминая покой  и счастие - обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом;

 

минувшее  с тобой - обособленное определение, выраженное причастным оборотом и стоящее после определяемого слова;

 

зимы, болот, снегов глубоких - однородные члены предложения, не соединённые союзами;

 

Где  и  я  печально жил - придаточное предложение;

 

так же одинок - уточнение;

 

Я сохранил в душе остаток чувств высоких,

 

К тебе всю прежнюю любовь я сохранил - запятая отделила части бессоюзного сложного предложения.

 

Однокоренные слова: воспоминая - минувшее;

 

формы одного и того же слова: от тебя - о тебе, с тобой, к тебе;

 

страны - в стране.

 

7.

 

Этимологические словари  объясняют  происхождения слов. Слова  располагаются по алфавиту, сгруппированы  по первообразным словам или по корням. Обязательно приводятся примеры их употребления, есть ссылки на писателей, в тексте которых встречается данное слово.

 

Первым этимологическим словарём  был «Корнеслов русского языка, сравнённого со всеми главнейшими славянскими наречиями и с двадцатью четырьмя иностранными словами» Ф.С. Шишкевича (1842 г.). В словаре разработано 1378 корней распространённых русских слов.

 

1880 г. - «Опыт словаря русского языка сравнительно с языками индоевропейскими» М. Изюмова.

 

1910-1916 г.г. - «Этимологический словарь русского языка» А.Г. Преображенского.

 

1961 г. - «Краткий этимологический словарь русского языка» под ред. Н.М. Шанского.

 

1973 г. - «Этимологический словарь русского языка» М.Фасмера, самый обширный словарь, 4 тома.

 

8.

 

Топонимика - раздел лингвистики, исследующий географические названия (топонимы). От греч. topos-место,    onyma  - имя, название. По характеру объектов выделяется виды топонимии: ойконимия - названия населённых пунктов (г. Москва); гидронимия - названия водных объектов (река Волга); оронимия - названия рельефа (Альпы, Кавказ).

 

 

 

V. Творческое задание

 

Оценивается

качество связного текста: полнота и глубина содержания, логика изложения; оригинальность суждений;

языковое и речевое оформление работы: ясность, точность, простота выражения мысли в речевых конструкциях, стилевое единство, эмоциональность стиля, грамотность;

эстетический вкус: построение текста в единстве содержания и формы, отсутствие социологизации и вульгаризации в суждениях, бережное отношение к стилю автора при выборочном цитировании художественного текста.

 

 

 

 

 

 

 

Олимпиадные задания по русскому языку.7-й класс. Ответы.

 

Задание 1.

 

Объясните причины орфографических ошибок в словах жолтый, вчира, сапок, ноч.

 

 

Количество баллов.

 

За объяснение  ошибочного написания одного слова от 0,5 до 1,5 баллов  в зависимости от полноты и точности ответа.

 

Максимум 6 баллов.

 

 

 

Ответ.

 

Ошибки объясняются отражением  на письме особенностей звучания слов (0,5)  (не    учитываются   действующие орфографические правила) и особенностями системных связей отдельных звуков (0,5), а именно:

 

1. [жо] лтый - [ж] не имеет пары по мягкости (всегда твердый) (0,5), а буква ё указывает на мягкость предшествующего согласного (0,5), поэтому для пишущего здесь «естественна» буква о, соответствующая твердому согласному;

 

2. вчира - [е], обозначаемый буквой е, в безударном положении произносится как звук, близкий к [и](0,5);

 

3. сапок -   [г], обозначаемый буквой г, на конце слова оглушается и произносится как   [к](0,5);

 

4. ноч - [ч '] не имеет пары по твердости (всегда мягкий) (0,5),  поэтому буква ь,    обозначающая мягкость предшествующего согласного, здесь, с точки зрения пишущего, «избыточна».

 

 

 

Задание  2.

 

Катя жалуется маме на щенка:

 

- Он мой тапок куда-то утащил!

 

Мама, улыбаясь, отвечает:

 

- Надеюсь,  твой  любимый юбок от него еще не пострадал?

 

Объясните, почему мама так ответила дочери.

 

 

 

Количество баллов.

 

1 балл.

 

 

Ответ.

 

Мама таким образом попыталась указать Кате на допущенную ею  ошибку - употребление слова тапок как существительного мужского рода, в то время  как  оно женского рода - тапка.

 

 

Задание 3.

 

Вставьте недостающие слова в пословицы и поговорки.

 

1. Всем сестрам по_____________.

 

2. В _________________омуте черти водятся.

 

3. ______________ платит дважды.

 

4.  ______________ все стерпит.

 

5. Дела_________, ______________ пишет.

 

 

Количество баллов.

 

За каждую пословицу - 1 балл.  Всего 5 баллов.

 

 

 

Ответ.

 

Всем сестрам по серьгам.

 

В тихом омуте черти водятся.

 

Скупой плати дважды.

 

Бумага все стерпит.

 

Дела идут, контора пишет.

 

 

 

Задание  4.

 

Есть ли родственная связь между словами аквариум, акварель, акваланг, акватория? Прокомментируйте свой ответ.

 

 

 

Количество баллов.

 

Ответ на вопрос - 1 балл.

 

Комментарий - до 6 баллов.

 

Максимум 7 баллов.

 

 

 

Ответ.

 

Все эти слова родственны с точки зрения их происхождения (1): они восходят к латинскому (1) корню аква (1) - вода (1), со значением которого все и связаны: аквариум - резурвауар, приспособленный для содержания, разведения и демонстрации водных животных и растений (1); акварель - водяная прозрачная краска, а также живопись такими красками (1); акваланг - устройство для дыхания человека под водой (1); акватория - участок водной поверхности (1).

 

 

 

 

Задание 5.

 

Известный русский лингвист Александр Матвеевич Пешковский называл слова определенной категории «словами-хамелеонами». Что это за слова? Почему ученый их так назвал? Приведите 3-4 примера таких слов.

 

 

 

Количество баллов.

 

Определение «слов-хамелеонов» - 1 балл.

 

Комментарий - до 2 баллов.

 

Один пример - 1 балл.

 

Максимум 7 баллов.

 

 

Ответ.

 

Это слова, переходящие из одной части речи в другую (1). Подобно хамелеону, меняющему свою окраску в зависимости от температуры и освещенности,  они в зависимости от контекста (1) приобретают различную лексико-грамматическую «окрашенность» (1). Часовой (механизм) - относительное прилагательное, обозначающее признак предмета (механизма); часовой (на посту) - существительное, обозначающее лицо (человека).

 

 

Задание  6.

 

Прочтите фрагмент сказки А.Ремизова.

 

- Странного человека медведь никогда не тронет, он знает! - говорил старик. - Встретишься с медведем, скажи ему: « Иди, иди, Мишка!< ...>. И медведь уйдет.

 

Назовите устаревшее значение подчеркнутого слова. В каком значении это слово употребляется в современном русском  языке?

 

 

 

Количество баллов.

 

Определение  устаревшего значения - 1 балл.

 

Определение современного значения - 1 балл.

 

Итого 2 балла.

 

 

Ответ.

 

В данном тексте слово употреблено в значении «странствующий, прохожий» (1). В современном русском языке оно имеет значение «необычный, непонятный, вызывающий недоумение» (1).

 

 

Задание 7.

 

Семиклассник Сергей прочитал другу страничку из своего дневника, где он вспоминает об одном из дней летних каникул. Тот с интересом выслушал Сергея, но потом заметил, что, если  в записи кое-что  поправить, рассказ станет еще интереснее. Согласны ли вы с ним? Отредактируйте рассказ Сергея.

 

Во вторник я проснулся рано утром, подбежал к окну, которое входило во двор, в котором еще никого не было. Но мотоцикл дяди Паши уже стоял у дома, в котором он живет. Я ощутил волну радости, которая нахлынула на меня, бросился к кровати, быстро застлал ее, торопливо позавтракал, схватил рюкзак, который собрал еще вечером, и  быстро выбежал во двор и встретил там ребят, которые тоже были с рюкзаками. Потом вышел дядя Паша, который держал в руках удочки. И мы на велосипедах, а он на мотоцикле отправились на рыбалку на озеро, на котором рыбачили до самого вечера и наловили много рыбы.

 

 

Количество баллов.

 

До  6 баллов - в зависимости от точности и разнообразия способов, выбранных для замены повторяющихся придаточных предложений.

 

 

Ответ.

 

 

Задание 8.

 

Отметьте неверное утверждение:

Нужно писать поводок, так как приставки па- в русском языке  не существует.

Нужно писать расцепить, так как после приставки стоит глухой согласный ц.

Нужно писать сбросить, так как приставки з- в русском языке не существует.

 

Прокомментируйте свой выбор.

 

Количество баллов.

Выбор неверного утверждения - 1 балл.

Комментарий - до 4 баллов.

 

Максимум 5 баллов.

 

 

Ответ.

 

Неверно утверждение 1(1): приставка па- в  присутствует в таких словах, как пасынок, падчерица (1). Ее значение - «ненастоящий», «неполный» (1). Правописание же слова нужно проверять,  ориентируясь на его значение (1) и подбирая слова с ударными по- (пóвод) или па- (пáводок) (1).

 

Задание 9.

 

Какое слово в «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина имеет иные грамматические признаки, чем в современном русском языке? Почему?

 

Лебедь нас к тебе послала

 

И наказом наказала

 

Славный город твой хранить

 

И дозором обходить.

 

Подберите однокоренные слова к выделенному слову. Выделите в них корень.

 

 

Количество баллов.

Определение слова - 0,5 балла.

Комментарий - до 1 балла.

Ответ на вопрос -  0,5 балла.

Подбор  одного однокоренного слова - 0,1 балла.

Выделение корня в слове - 0,1 балла.

 

 

Ответ.

 

1,3. Лебедь (0,5) в сказке Пушкина употреблено как существительное женского рода (0,5), потому что Лебедь - заколдованная царевна (0,5).

 

2. В современном русском языке оно относится к существительным мужского рода (0,5).

 

4. Дозор - взирать, зрение, зрячий, позор, обзор, кругозор, подзорная, взор и т.п.

 

 

Задание  10.

 

Почему в «Словаре живого великорусского языка» В.И. Даля среди слов на Е нет слова есть?

 

 

Количество баллов.

 

До  2 баллов  в зависимости от полноты ответа.

 

 

Ответ.

 

Слово есть до реформы орфографии 1918 года (1) писалось с буквой Ђ («ять») (1) - Ђсть, поэтому не могло оказаться среди слов, начинающихся на другую букву алфавита.

 

Задание  11.

 

Составьте предложения со словом язык так, чтобы оно выступало  в роли разных членов предложения (форму слова можно изменять).

 

 

Количество баллов.

 

Одно предложение - 1 балл.

 

Предложение с несогласованным определением - 2 балла.

 

Максимум  6 баллов.

 

 

Ответ.

 

Например: Язык - орган вкуса. (Подлежащее)

 

Положите таблетку под язык. (Обстоятельство)

 

Он владеет русским языком. (Дополнение)

 

Русский - мой родной язык. (Сказуемое)

 

Кушанья из языка вкусны и полезны. (Несогласованное определение).*

 

Задание  12.

 

Приведите пример пары омонимов, один из которых обозначает выражение лица, а другой - снаряд.

 

 

Количество баллов.

 

1 балл.

 

 

Ответ.

 

Мина.

 

 

 

Задание 13.

 

Выделите окончания у приведенных ниже существительных в форме родительного падежа множественного числа.

 

Коров, домов, столов, голов, подков.

 

В каком из слов выделение окончания зависит от его значения?

 

 

Количество баллов.

 

Выделение окончания одного слова - 0,5 балла. Всего 2,5 балла.

 

Ответ на вопрос - 1 балл.

 

Максимум 3,5 балла.

 

 

 

Ответ.

Коров - нулевое окончание , домов - окончание  - ов , столов - окончание - ов, голов - окончание  нулевое, подков - окончание нулевое.

Если голов от голова, то окончание нулевое; если от гол, то окончание - ов.

 

Задание 14.

 

Назовите известные вам лингвистические словари русского языка. Расскажите об одном      из них (3 - 5 предложений).

 

 

Количество баллов.

 

Название одного словаря - 1 балл.

 

Рассказ о словаре - до 3 баллов в зависимости от точности сведений и грамотности  их изложения.

 

Ответ.

 

 
« Пред.   След. »