Мария Левченко Паровозы в прозе Андрея Платонова |
01.02.2011 г. | |||||||
Страница 4 из 5
Помимо того, выясняется невозможность устроения жизни по принципу машинизации человека: "Я раньше думал, что революция - паровоз, а теперь вижу, нет". Здесь делается еще более очевидным противостояние паровоза и человека вообще: собираясь делать детскую качалку, Захар Петрович в "Чевенгуре" думает: "Где бы это рессорного железа достать помягче? У нас ведь нету - у нас есть для паровозов"[38]. Происходит отход Платонова от принципов Пролеткульта; "временный этический парадокс"[39], когда любовь к машине выше, ценнее, достойней любви к отдельному человеку, терпит крах.
[1] Золотоносов М. "Ложное солнце" ("Чевенгур" и "Котлован" в контексте советской культуры 1920-х годов) // Андрей Платонов. Мир творчества. М., 1994. С. 280-281.
[2] См. статью С.Гончарова и О.Гончаровой "Маяковский и утопическое сознание": "Революционно-утопическое сознание воспроизводит один и тот же "мифологический сценарий" (М.Ласки) в различных эпохах и художественных системах. Поэтому сопоставление текстов Маяковского с древнейшими традициями обнаруживает сходный "словарь" или топику разрушения "структуры бытия", которая в утопическом сознании предваряет топику изображения идеального времени и пространства" ["Маяковский и утопическое сознание" (тезисы) // Wlodzimierz Majakowski i jego czasy. Seria "Literatura na pograniczach" # 6. Warszawa, 1995. C. 116]. Это воспроизведение архаики в утопическом дискурсе, естественно, можно обнаружить не только у Маяковского, но и у других поэтов революции. Мы попробуем продемонстрировать описанную закономерность на примере одного мотива Платонова.
[3] См.: Утопия и утопическое мышление. М., 1991; Гончаров С., Гончарова О. Маяковский и утопическое сознание.
[4] Подробно рассматривать автобиографический аспект, важный в плане возникновения этого мотива именно как паровоза, конкретизации пролеткультовского более или менее абстрактного понятия "машины", мы не будем. Необходимо лишь отметить еще раз, вслед за многими исследователями, писавшими о значении именно автобиографии в творчестве Платонова (жизнь отца, работа самого писателя), что паровоз наравне с электричеством и орошением важен в связи с работой Платонова в качестве инженера и др. (см.: Лангерак Т. Андрей Платонов: Материалы для биографии. Амстердам, 1995, работы Шубина и др.).
Многое может сказать отрывок из видимо автобиографического рассказа Платонова 1946 года "Житель родного города": "Однажды всю ночь неприятель взрывал цех за цехом паровозоремонтный завод имени Дзержинского (...). Каждый день и каждую ночь художник Коншин ощущал, как с умерщвлением Воронежа по частям отнимается у него жизнь. Особенно ему стало страшно после разрушения завода Дзержинского: на этом заводе работал его отец, там же, в малярном цехе, работал в молодости и сам Коншин.
С этого завода началась новая история Воронежа и всей области, потому что на заводе имени Дзержинского - тогда железнодорожных мастерских - образовался некогда очаг рабочего революционного движения" (Платонов А. Избранная проза. Старик и старуха. Мюнхен, 1958. С. 191).
[5] Это соотнесение революции со средствами передвижения вообще типично для идеологем и лозунгов первых лет революции (см. также сравнение с пароходом, Ленина (Сталина) - с Великим Кормчим и т.п.).
[6] Гюнтер Г. Жанровые проблемы утопии и "Чевенгур" А.Платонова // Утопия и утопическое мышление. М., 1991. С. 270.
[7] Платонов. К начинающим пролетарским писателям // RL 23(1988), # 4-5: 489).
[8] Платонов А.А. Душа мира // Цит. по: А.Платонов. Исследования и материалы. Воронеж, 1993. С. 15).
[9] Вероятно, здесь имеет значение и роль, приписываемая женщине. Если при отказе от сексуальности женщина вопринимается исключительно как "жена", то в ином контексте, если она играет роль "матери", отношение меняется на положительное, "матерью" можно восхищаться. Как пишет Н.Корниенко, "мотив возвращения от "ненужной жены" к "детской матери" - ключевой (...) для Платонова" [Н.Корниенко. "Страна философов" (Сомнения и откровения Фомы Пухова) // Андрей Платонов. Мир творчества. М., 1994. С. 242].
[10] Лангерак Т. Андрей Платонов в 1926 году // Андрей Платонов. Мир творчества. М., 1994. С. 194-195.
[11] См.: Гюнтер Г. Жанровые проблемы утопии и "Чевенгур" А.Платонова // Утопия и утопическое мышление. М., 1991. С. 269.
[12] Лангерак Т. Андрей Платонов в 1926 году // Андрей Платонов. Мир творчества. М., 1994. С. 210.
[13] Толстая-Сегал Е. Идеологические контексты Платонова // Андрей Платонов. Мир творчества. М., 1994. С. 53.
[14] См.: Малыгина Н.М. Художественный мир Андрея Платонова в контексте 1920-1930- годов. АДД. М., 1992. С. 15.
[15] А.Платонов.Собрание сочинений.Т 1. С. 36 ("Потомки
солнца"). |
« Пред. | След. » |
---|