Викторина по творчеству А.Н. Островского
10.03.2011 г.
Оглавление
Викторина по творчеству А.Н. Островского
Страница 2
Викторина по творчеству А. Н. Островского (Бельская Л.Л.)
(1832-1886)

Вопросы

1. Продолжая семейную традицию, какую профессию выбрал поначалу Островский?
2. В каких судах служил молодой Островский, набираясь опыта, который ему впоследствии весьма пригодился?
3. Как называли современники Островского за открытие новой «земли» в русской литературе: «Колумб ... »?
4. Среди ранних литературных опытов начинающего драматурга был и очерк в прозе в духе натуральной школы: «Записки... ... ». Кого?
5. Как он озаглавил вначале свою первую комедию в стиле писателя, перед которым преклонялся?
6. Почему, кем и надолго ли была запрещена она для театрального представления?
7. Чей похвальный отзыв, написанный на листке бумаги карандашом, Островский «сохранял потом как драгоценность»?
8. Кто из русских писателей, старших современников Островского, сказал: «До сих пор я считал на Руси три трагедии: „Недоросль", „Горе от ума" и „Ревизор". На „Банкроте" я ставлю номер четвёртый»? Какое название получила впоследствии пьеса Островского «Банкрот»?
9. Кого из героев «Свои люди - сочтёмся» можно назвать «русским Тартюфом»?
10. О каком женихе мечтает Липочка и какую другую невесту из пьесы предшественника Островского она напоминает?
11. Какую преемственность от старшего поколения к младшему показывает автор в «темном царстве»?
12. Как комически обыграны в пьесе имена библейских героев?
13. Какую «роковую» ошибку совершил Большов?
14. Один бессовестный обманщик взывает к совести другого и вспоминает библейскую легенду. Кто и какую?
15. Кто из персонажей любит вставлять в свою речь «благородные» слова: «Что же он там спустя рукава сентиментальничает?», «...так вот и рябит меланхолия в глазах»?
16. По мнению какого критика (и в какой статье), в комедии «нет ни злодеев, ни извергов, а все люди очень обыкновенные»: «лицемерство и самодурство одних», «обманчивая покорность» и «рабская хитрость других»?
17. Какую из комедий Шекспира перевёл молодой Островский, изучая английский язык, немного изменив её название?
18. В каком московском журнале сотрудничал Островский, возглавив «молодую редакцию», прозвавшую главного редактора «старец Михаил»?
19. В заглавиях своих пьес Островский часто использовал русские пословицы. Назовите их.
20. Одно из названий его пьес повторяет заглавие крыловской басни, другое - стихотворения Кольцова. Вспомните их.
21. Кроме пьес о современной жизни, Островский писал исторические хроники. Какие?
22. Действие многих пьес происходит на Волге, хотя писатель родился в Москве. Откуда он знал волжские города?
23. В какой приволжской усадьбе часто и подолгу жил Островский и там же скончался?
24. Какой цикл пьес был задуман драматургом в связи с волжскими впечатлениями?
25. Какое определение (подзаголовок) дал автор своей драматической поэме «Снегурочка»?
26. Чья дочь Снегурочка и в какое сказочное царство она попала?
27. Кто из русских композиторов написал оперу на сюжет «Снегурочки»?
28. Какие два значения совмещены в заглавии пьесы «Бедная невеста»?
29. Добрые и страдающие герои в комедии «Бедность не порок» носят имена Любовь и Любим. В каких родственных отношениях они находятся?
30. Среди персонажей пьесы «Бедность не порок» есть поэт-самоучка кольцовского типа и беспутный, но благородный бродяга, предтеча горьковских босяков. Кто они?
31. Отказавшись в 50-е гг. от «жёсткого» взгляда на русскую жизнь, Островский писал: «Пусть лучше русский человек радуется, видя себя на сцене, чем тоскует. Исправители найдутся и без нас». Как называется этот период в творчестве драматурга и какие пьесы он написал в это время?
32. В каких пьесах раскрывается тема «горячего сердца» - непокорной, вольнолюбивой женской души?
33. Показывая частную жизнь на фоне общей, драматург изображает быт города, шум улицы, слухи, интриги, голоса толпы - многоголосие, как в романах. В каких пьесах есть сцены городских гуляний?
34. В каких пьесах развёртывается сюжет обманутой любви?
35. А в каких показана купля-продажа бедной девушки?
36. Какое обобщение типа «обломовщины», «хлестаковщины», «карамазовщины» (но без опоры на собственные имена) создано Островским?
37. Почему с лёгкой руки Островского купцов стали называть Тит Титычи и Кит Китычи?
38. Какое определение дал пьесам Островского Добролюбов?
39. В каких пьесах основные события происходят на крутом берегу Волги?
40. Есть ли среди героинь Островского актрисы?
41. Как зовут бродячих актеров, оказавшихся в российской глуши, в «лесу», где водится всякое «зверьё»?
42. В каком кружке принимал участие Островский в 60-е гг. и председателем какого кружка стал в 70-е гг.?
43. Какие приволжские города спорили о том, в каком из них происходит действие пьес «Гроза» и «Бесприданница»?
44. И. А. Гончаров, восхищаясь смелостью плана «Грозы», в немногих словах определяет сюжетную канву всей пьесы: «...увлечение нервной, страстной женщины и борьба с долгом, падение, раскаяние и тяжкое искупление вины». Можете ли вы распределить эти «пункты» по актам?
45. Как подчеркивает автор кольцевую композицию драмы?
46. Какую и чью песню поёт в начале пьесы Кулигин - это своего рода эпиграф, предсказывающий судьбу главной героини: «Где ж сердцем отдохнуть смогу, Когда гроза взойдет?», «Куда ж мне, бедной, деться?»
47. Островский любил давать своим персонажам значащие имена и фамилии. Есть ли такие в «Грозе»?
48. Случайно ли дано Катерине её имя? А что значит «Тихон»?
49. Кудряш - это имя, прозвище или фамилия? Какого кольцовского героя он напоминает?
50. Кто из персонажей одет не по-русски?
51. Носит ли Борис фамилию своего дяди?
52. Почему Кулигину автор дал такую фамилию?
53. Что он изобретает?
54. О каких современных открытиях и изобретениях говорится в пьесе?
55. Кто и как коверкает слово «электричество»?
56. Чьи стихи с восторгом цитирует Кулигин?
57. Какие картины, нарисованные на стенах часовни, разглядывают и обсуждают жители Калинова?
58. Про какие заморские чудеса рассказывает Феклуша?
59. Кем высказаны два диаметрально противоположных суждения о городе Калинове: «В обетованной земле живете» и «у всех собаки спущены», «а сколько разврата и пьянства»?
60. К кому обращён монолог Кулигина: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!»?
61. У кого из персонажей часты ремарки «помолчав», «молчание», «задумывается»?
62. На какие несправедливые упреки Катерина говорит: «...напраслину-то терпеть кому ж приятно?»
63. Какие сны снились Катерине?
64. Где и когда она любила молиться?
65. С кем сравнивает она себя: «Я жила, ни об чём не тужила, точно... на воле», «Вылетела бы в поле и летала бы с василька на василёк по ветру, как ... »?
66. Была ли Катерина уроженкой Калинова, из богатой или бедной она семьи?
67. О чём горюет она в браке с Тихоном и какие предчувствия мучают ее?
68. Соблюдения каких приличий требует Кабаниха при прощании жены с мужем перед его поездкой?
69. «Как же мне любить тебя, когда ты такие слова говоришь»? Какие?
70. Кому признаётся Катерина, что любит другого, и называет ли его имя?
71. Как отвечает она на вопрос Варвары: «А не стерпится, что ж ты сделаешь?»
72. О какой детской обиде, которую она не стерпела, рассказывает Катерина?
73. Какой случай помог состояться свиданию Катерины и Бориса?
74. «Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли...» Чего?
75. Кто о ком говорит: «И на воле-то он словно связанный»?
76. «... я не умею; ... ничего не могу». Чего не умеет и не может Катерина?
77. Что сделал Тихон по велению матери после публичного признания жены?
78. Как протестует он в финале пьесы?
79. Между какими контрастными состояниями души мечется Катерина: то ли «точно я снова жить начинаю», то ли «точно я стою над ... », то ли «голубь воркует», то ли «... в уши шепчет»?
80. Какой «природной» метафорой пользуется героиня, описывая свою жизнь в доме Кабановых: «Какая я была резвая! Я у вас ... совсем»?
81. К кому и чему обращается в предсмертном монологе Катерина, напоминая героиню предшествующей русской литературы, взывавшую к силам природы?
82. Кто выносит к людям тело Катерины и встречался ли он с ней до её гибели?
83. Кто в пьесе даёт меткие характеристики самодурам: «как с цепи сорвался», «всё под видом благочестия»?
84. Способен ли Дикой просить прощения?
85. Кто видит в Диком Анику-воина, всю жизнь воюющего с бабами?
86. Чья это философия: «А по-моему: делай, что хочешь, лишь бы шито да крыто было»?
87. Как считает Катерина, будут ли о ней, самоубийце, молиться?
88. В заглавии «Гроза» наряду с прямым просвечивает иносказательный смысл. Какой? Есть ли у Островского ещё пьесы с аналогичными названиями?
89. Согласны ли вы с тем, что детство и юность Катерины - «сухая и однообразная жизнь», что «воспитание и молодая жизнь ничего не дали ей»? Чьё это мнение?
90. Кто из критиков считал Катерину протестанткой, а кто - невинной жертвой (в каких статьях)?
91. Почему Добролюбов именно в Катерине, а не в Ольге Ильинской и не в Елене Стаховой увидел «новый тип, создаваемый русской жизнью»?
92. Как повторились в жизни драма Катерины и её самоубийство в Костроме перед премьерой «Грозы»?
93. Кому принадлежат писательские отзывы о «Грозе»: «новая фаза русской литературы» и «удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского, вполне овладевшего собой таланта»?
94. В каких пьесах главные герои обличают взяточничество и казнокрадство чиновников, но один устоял от соблазна приспособленчества, а другой - нет?
95. Кто и в какой комедии в финале утверждает: «Я буду ждать того времени, когда взяточник будет бояться суда общественного больше, чем уголовного»?
96. Какая из поздних пьес напоминает «Грозу» и чем?
97. Что означает имя «Лариса» и связано ли оно с образом героини «Бесприданницы»?
98. Когда Лариса прозревает, поняв, как к ней относятся окружающие: «Наконец, слово для меня найдено»? Какое слово?
99. Между кем происходит диалог: «Дорогой бриллиант дорогой и оправы требует». - «И хорошего ювелира»?
100. На героев какого писателя-современника похож Карандышев и чем?
101. В какой костюм он наряжается на костюмированном вечере?
102. Куда хочет увезти Ларису Кнуров?
103. Кто из персонажей признаётся, что учился русскому языку у бурлаков, а другой с презрением отзывается о них: «Мы, то есть образованные люди», «считаем их образцом грубости и невежества»?
104. В «Бесприданнице» много выстрелов. Одного из них - пушечного - испугалась Лариса. Что это был за выстрел?
105. Кто первым стрелял в Ларису, а кто пытался застрелиться сам?
106. Чем Лариса, возможно, провоцирует выстрел Карандышева, не решившись сама покончить с собой?
107. Кому кричит Паратов возле смертельно раненной Ларисы, веля замолчать, на что она отвечает: «Пусть веселятся, кому весело»?
108. Кто считался лучшей исполнительницей роли Ларисы в конце XIX - начале XX в.?
109. Какой романс поёт героиня Островского, а каким заменила его В. Комиссаржевская и почему?
110. Какой номер поставил автор на первой странице рукописи «Бесприданницы»?
111. Сколько всего пьес насчитывает «театр Островского»?
112. Кому принадлежит отзыв: «Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский национальный театр»?
113. Где поставлен в Москве памятник Островскому?
114. Как называется фильм Э. Рязанова по мотивам одной из пьес Островского?


Ответы

 
« Пред.   След. »