Викторина по 19 веку
10.03.2011 г.
Оглавление
Викторина по 19 веку
Страница 2

Викторина по русской литературе 19 века (вторая половина) (Бельская Л.Л.) 

Вопросы

1. Какие литературные маски, созданные писателями XIX в., вы знаете?
2. В 50 - 60-е гг. в России издавались сатирические и юмористические журналы, и среди них - «Свисток» и «Искра». Как прозвали реакционеры авторов первого и как назывался раздел юмористики во втором?
3. Кто такой Козьма Прутков и его создатели?
4. Помните ли вы изречения К. Пруткова: а) «Не все стриги ... »; б) «Никто не обнимет ... »; в) «Одного яйца ... »; г) «Если у тебя есть фонтан ... »; д) «Специалист подобен флюсу ... »; е) «Если на клетке слона прочтёшь надпись „буйвол" ... »; ж) «Где начало того конца ... »; з) «...Эгоист подобен ... »?
5. Автором многочисленных пародий был Д. Д. Минаев, дважды пародировавший одно известное стихотворение известного поэта: «Холод, грязные селенья...» и «Топот, радостное ржанье...». Какое стихотворение и какого поэта?
6. В своей сатире, посвящённой одному современному произведению, Минаев высмеивает двух его героев: «А что за нравственность! О боги! Он перед Феничкой в тревоге, Как гимназист, дрожит» и «И даже, - дерзость ведь какая, - Гостеприимства прав не зная, Однажды Феню обнимая, В саду поцеловал». Назовите произведение и героев.
7. Какой роман и его героиню осмеял другой поэт-сатирик, В. Курочкин от имени ханжи-моралиста: «Жена героя - что за стыд! Живёт своим трудом; Не наряжается в кредит И с белошвейкой говорит, Как с равным ей лицом»?
8. Кого из литературных героев упоминает Курочкин в «Семейной встрече 1862»: «Свинюшник твой далёк, брат, от упадка; В нём тьма свиней, Почтенный друг! В них нету недостатка Для наших дней»?
9. Кто, открывая «поэтическую эпоху» 50-х гг., утверждал, что «дело прозы - анализ, дело поэзии - синтез (ис)»?
10. Кого отнёс Некрасов к «русским второстепенным поэтам»?
11. Поэты и «чистого искусства», и демократического лагеря объявляли себя наследниками Пушкина, но первые ссылались на его стихотворение «Поэт и толпа», а вторые - на «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Какие пушкинские строки они цитировали?
12. Кому из поэтов середины века оказалась близка поэтическая формула Жуковского: «Невыразимое подвластно ль выраженью?»
13. Если в 20-е гг. в декабристских кругах был популярен гимн Катенина «Свобода! свобода! Ты царствуй над нами!», то поэт 50-х, находясь на чужбине, как будто отзывался на этот призыв: «И если паду я средь битвы суровой, Скажу, умирая, могучее слово: Свобода! свобода!» Кто этот поэт?
14. Кому посвятил поэт-демократ М. Михайлов стихотворение «Пятеро»: «В безвестную могилу их зарыли И над могилой выровняли землю...»?
15. Известно, что Пушкин не любил весны («Скучна мне оттепель; вонь, Грязь - весной я болен»). А вот весенние картины поэтов середины века: «Весна идёт! весна идёт! Мы молодой весны гонцы...», «То было раннею весной, Трава едва всходила, Ручьи текли, не парил зной, и зелень рощ сквозила», «И верба вся пушистая Раскинулась кругом; Опять весна душистая Повеяла крылом», «Голубенький, чистый Подснежник-цветок! И подле сквозистый, Последний снежок», «Травка зеленеет. Солнышко блестит. Ласточка с весною в сени к нам летит». Назовите авторов этих строк.
16. Можете ли вы продолжить зачины осенних пейзажей поэтов II половины XIX в.: «Славная осень. Здоровый, ядреный ... », «Есть в осени первоначальной ... », «Осень. Обсыпается весь мой бедный сад ... », «Ласточки пропали ... », «Мой сад с каждым днём увядает ... » - и назвать авторов?
17. А можете ли вы угадать, кому из русских поэтов принадлежат эти картины лунной ночи: «На тёмно-голубом эфире Златая плавала луна В серебряной своей порфире...» (XVIII в.), «Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела», «Сияла ночь. Луной был полон сад; лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней», «Как хорошо ты, о море ночное, - Здесь лучезарно, там сизо-темно... В лунном сиянии, словно живое, Ходит, и дышит, и блещет оно», «Месяц полный плывет над дубровой, И господствуют в небе цвета Голубой, беловатый, лиловый»?
18. Вот как два поэта описали утро и окружающий пейзаж: «Звезды меркнут и гаснут. В огне облака. Белый пар по лугам расстилается. По зеркальной воде, по кудрям лозняка От зари алый свет разливается» и «Бесконечно унылы и жалки Эти пастбища, нивы, луга, Эти мокрые, сонные галки, Что сидят на вершине стога». Кто эти поэты?
19. А не помните ли вы, где сидели галки в пушкинском «Евгении Онегине» при въезде Татьяны в Москву, что вызвало раздражение и возмущение митрополита Филарета?
20. Каким стихотворением возмутились бы, по мнению Достоевского, жители Лиссабона во время землетрясения, а через 30-50 лет поставили бы поэту, воспевавшему «пурпур розы» и поцелуи, памятник на площади?
21. В каких произведениях русской литературы описывались дуэли то с трагическим, то с фарсовым финалом?
22. В каких очерках 60-х гг. показывались порядки в российских учебных заведениях и мучения учеников?
23. В каком детском журнале, как и в «Современнике», публиковались лучшие произведения современной литературы (Тургенева, Гончарова, Л. Толстого)?
24. Петербург во многих произведениях изображается как город вечного холода - зимы и осени, реже - промозглой весны. Назовите эти произведения.
25. Наряду со стихами об узнике есть в русской поэзии послание к узнице: «Что мне она! - не жена, не любовница И не родная мне дочь! Так отчего её образ страдающий Спать не даёт мне всю ночь?». Кто его автор?
26. Кто из писателей II половины XIX в. выступал и как поэт-лирик, и как сатирик, и как прозаик, и как драматург?
27. Кем было написано, когда и где опубликовано следующее «Предостережение»: «Я гласности, я гласности желаю В столбцах газет, Но формулы, как в алгебре, встречаю: „Икс, Игрек, Зет"»?
28. Кому принадлежат слова знаменитого романса «Средь шумного бала...» и какой современный русский поэт перефразировал его начало: «Когда среди шумного бала Они повстречались случайно...»?
29. Какие произведения Некрасова посвящены декабристам?
30. Героини каких произведений русской литературы XIX в. мечтают о полетах: «Отчего люди не летают! <...> Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела»; «Так бы вот села на корточки, подхватила бы себя под колени... и полетела бы»; «Отчего я с завистью гляжу на пролетающих птиц? Кажется, полетела бы с ними, полетела - куда, не знаю, только далеко, далеко отсюда»?
31. Когда в 60-х гг. оформляли плафон Петербургского императорского театра (Александринки), живописец нарисовал четыре портрета лучших российских драматургов. Чьи портреты?
32. Какого персонажа Островского можно определить как полугероя и полуподлеца, «гремучую смесь» Чацкого с Молчалиным?
33. Какой журнал славянофильской направленности, названный по имени города, издавался в Москве в середине века?
34. В этом журнале вместе с Островским сотрудничал автор популярной «Цыганской венгерки» («О поговори хоть ты со мной, Гитара семиструнная...»). Назовите его.
35. В своей поэме «Искусство и правда» А. Григорьев вывел героя нашумевшей пьесы Островского Любима Торцова: «Стоит с поднятой головой... Несчастный, пьяный, исхудалый, Но с чисто русскою душой». О какой пьесе идёт речь?
36. Кто из русских критиков XIX в. не подписал ни одной статьи своей настоящей фамилией?
37. Кого из критиков-демократов реакционеры называли просто змеёй, а кого, подчёркивая его особую ядовитость, очковой?
38. Какая критическая статья стала поводом для разногласий между Тургеневым и Некрасовым, что привело к расколу в редакции «Современника»?
39. В какой работе Добролюбов, анализируя современный роман и его героя, называет многочисленных предшественников этого образа в русской литературе?
40. Когда Добролюбова похоронили на Волковом кладбище в Петербурге рядом с Белинским, по соседству оставалось ещё одно место, и Чернышевский сказал: «Нет ещё для него человека в России». Кто же позднее был похоронен рядом с Белинским?
41. Чьи это афоризмы: «Мир спасёт красота», «Умри, но не давай поцелуя без любви», «Человек создан для счастья, как птица для полёта», «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли», «Спокойствие - душевная подлость»?
42. Какие названия статей Добролюбова стали крылатыми выражениями?
43. Кто из поэтов переделывал на «русский лад» песни Беранже, получив прозвище «русский Беранже»?
44. Какая известная песня-переделка В. Курочкина была положена на музыку Даргомыжским и исполнялась Ф. Шаляпиным?
45. Вслед за каким русским классиком автор повести «Мещанское счастье» восклицал: «Эх, господа, что-то скучно!»?
46. Каких героев сводит с ума «роковой город» Петербург, разрушающий мечты и несущий горе и бедствия?
47. Какие произведения о шекспировских героях, живущих в России, вы знаете?
48. Назовите авторов двух отзывов о русском слове и языке: «Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко... так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово» и «...нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу».
49. Знаете ли вы поэта-петрашевца, который наряду с гражданскими стихотворениями («Вперёд! без страха и сомненья На подвиг доблестный, друзья!») сочинял детские, вошедшие потом в хрестоматии («Мой садик», «Мой Лизочек»)?
50. Кто из критиков 60-х гг. презирал лирику Фета и ниспровергал Пушкина, напоминая этим своего любимого литературного героя?
51. Как Писарев называл интеллигенцию, т. е. людей умственного труда?
52. Кто из русских писателей, находясь в Париже, были свидетелями французской революции 1848 г.?
53. А кто из героев русской литературы погибал в бою за чужую независимость, на чужих баррикадах?
54. Какие вы знаете в русской поэзии XIX в. «любовные циклы», т. е. стихи, посвящённые любимым женщинам?
55. Какие мемуары, написанные в XIX в., вам известны?
56. Если Тургенева считали «ловцом моментов», то кого можно назвать его антиподом, так как он утверждал, что «творчество требует спокойного наблюдения уже установившихся и успокоившихся форм жизни»?
57. От какого слова образована фамилия «Обломов»? Не возникает ли ассоциаций с некоторыми пушкинскими строками?
58. Какие вещи и предметы быта «сопровождали» Обломова?
59. Как перекликаются имена и фамилии главных героев романа «Обломов»?
60. Кого в романе Гончарова можно назвать «крестьянским Обломовым»?
61. С каким сказочным персонажем сравнивает себя Обломов, мечтая стать «непобедимым полководцем»?
62. О реальном или метафорическом обрыве идёт речь в третьем романе Гончарова?
63. Какие потери понесла русская литература в начале 60-х гг.?
64. Кем из литературных героев завершает галерею лишних людей Добролюбов, вызвав возражение Герцена?
65. Под одним своим памфлетом, адресованным реакционному журналисту Н. Гречу, Добролюбов поставил подпись «Анастасий Белинский». Что означает это имя?
66. Друг Герцена, Н. Огарёв, будучи политэмигрантом, подписывался в «Полярной звезде» и «Колоколе» буквами «Р. Ч.». Расшифруйте их.
67. Кто из писателей II половины XIX в. учился в Царскосельском лицее, причем один из них стяжал там славу «второго Пушкина», но стал прозаиком, а другой - поэтом и драматургом?
68. О каком произведении 60-х гг. ходили самые разноречивые мнения: «скучища с сюсюканьем» и «лучшая книга, ставшая своего рода знаменем для русской молодежи»?
69. Почему удивлялся некий профессор в 70-е гг., что не встречал студента, который не прочитал бы знаменитый роман ещё в гимназии, что «гимназистка 5-6 класса считалась бы дурой, если б не ознакомилась с похождениями» его героини?
70. О ком из героев Чернышевского Луначарский сказал, что в литературе вряд ли есть «положительный тип более грандиозных размеров»?
71. Кого призывал Чернышевский «К топору зовите Русь!»?
72. Встречался ли Чернышевский с Герценом?
73. «Палачи! Как Христа, приковали его У столба казни цепью позорною». О какой казни говорится в этом стихотворении Буренина?
74. Первую голодовку политзаключенного в России объявил Чернышевский. Сколько она длилась и чего добивался заключённый?
75. Как объяснял Чернышевский свой отказ от помилования, находясь в Сибири?
76. С кем ведёт диалоги и споры автор на протяжении всего романа «Что делать?» и как иронично называет своего собеседника?
77. Какую теорию проповедуют герои Чернышевского и в чем её суть?
78. О какой «реальной» и «фантастической» грязи идёт речь во втором сне Веры Павловны?
79. Можете ли вы продолжить высказывание Чернышевского о будущем: «Будущее светло и прекрасно ... »?
80. Каким «эзоповым» иносказанием вместо «победы революции» воспользовался писатель в эпилоге романа?
81. Из какого металла, которому, по мнению Чернышевского, предстоит всемирное распространение, сделаны в «обществе будущего» и мебель, и посуда, и крыши?
82. Как зовут мать Верочки? Не напоминают ли её имя и отчество одну знаменитую фразу из другого произведения русской литературы?
83. Прочитал ли Чернышевский тургеневский роман «Отцы и дети» до того, как принялся писать «Что делать?»?
84. Кого из героев других писателей можно отнести к «новым людям», как Лопухова и Кирсанова?
85. Кто из критиков утверждал, что время Чацких, Бельтовых и Рудиных прошло навсегда с той минуты, как сделалось возможным появление Базаровых, Лопуховых и Рахметовых?
86. Образы бурлаков встречаются в некрасовской поэзии, а есть ли они у Чернышевского?
87. Кто из русских писателей оспорил идеи «разумного эгоизма» и женской эмансипации, провозглашенные Чернышевским?
88. В каком романе, написанном в ссылке, Чернышевский вывел себя и Добролюбова и в уста одного из них вложил приговор русской нации: «Нация рабов - снизу доверху, все сплошь рабы»?
89. Какой период в русской литературе выделил Чернышевский после пушкинского?
90. О каком городе и его жителях рассказывается в «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина?
91. Как назывался «Устав», сочинённый градоначальником, в котором запрещалось «делать пироги из грязи, глины и строительных материалов»?
92. Какая сказка Щедрина озаглавлена по типу гоголевской «Повести о том, как...»?
93. Назовите щедринские сказки, названия которых состоят из двух слов: «Дикий ... », «Вяленая ... », «Премудрый ... », «Карась ... », «Орел ... », «Верный ... », «Баран ... ».
94. К каким известным литературным персонажам обращался Салтыков-Щедрин в своей сатире, переосмысляя их характеры и продолжая их судьбы?
95. Какие два героя у двух русских писателей носят одно и то же редкое имя, причем один из них совершает безнравственные поступки, другой стоит на страже нравственности и законности?
96. Все персонажи щедринского романа «Господа Головлёвы» давали друг другу прозвища и бранные клички. Какие?
97. С какими литературными героями можно сравнить Иудушку, в котором соединились скупость, стяжательство и лицемерие?
98. Какие две матери у Щедрина и Некрасова имеют одинаковые имена, но различное социальное положение и противоположные характеры?
99. В какой кульминационной сцене в «Господах Головлевых» рисуется разрыв сына с матерью?
100. Как показано пробуждение одичалой совести в Иудушке?
101. О произведениях кого из писателей-современников Салтыков-Щедрин сказал, что «после прочтения их легко дышится, легко верится, тепло чувствуется»?
102. Кому принадлежит формула, разоблачающая либералов, ставших обывателями: «применительно к подлости»?
103. Кто из писателей, записав в дневнике пушкинскую строчку: «Люблю тебя, Петра творенье», продолжал: «Виноват, не люблю его - окна, дырья - и монументы»?
104. Какие три романа разных писателей были одушевлены «мыслью семейною»?
105. Кто до Некрасова сделал своими героями крестьянских детей?
106. Какое реальное убийство произошло на том самом канале, где была убита старуха-процентщица?
107. В какие памятные для всех русские места отправились юные братья Достоевские, приехав в Петербург?
108. Возле какой площади, описанной другим автором, жил герой Достоевского Раскольников?
109. Какой поэт XX в. рисует «Россию Достоевского»: «Страну знобит и омский каторжанин Всё понял и на всём поставил крест»?
110. У каких поэтов встречается образ сеятеля: «Свободы сеятель пустынный, Я вышел рано до звезды... Но потерял я только время, Благие мысли и труды» и «Сеет он все-таки доброе семя... В добрую почву упало зерно - Пышным плодом отродится оно», «Сеятель знанья на ниву народную!.. Сейте разумное, доброе, вечное...»?
111. На какой светский раут, изображенный в поэтическом произведении первой трети XIX в., похож салон Анны Шерер в «Войне и мире»?
112. Кто и о каком своём творении отозвался так: «Без ложной скромности - это как Илиада»?
113. В какой поэме II половины XIX в. показаны две встречи героини с Пушкиным?
114. Кого из русских поэтесс, живших в XIX в., вы знаете?
115. А были ли среди писательниц такие, которые подписывались мужскими именами и фамилиями?
116. В каком произведении Л. Толстой высказал мысль, ставшую знаменитой, о том, что в России «всё переворотилось и только ещё укладывается»?
117. Кого из своих современников Некрасов называл пророком и сравнивал с Христом?
118. Кому принадлежат два стихотворения с одинаковым названием - «Музе»: «О муза! наша песня спета. Приди, закрой глаза поэта На вечный сон небытия, Сестра народа - и моя!» и «Пришла и села. Счастлив и тревожен, Ласкательный твой повторяю стих; И если дар мой пред тобой ничтожен, То ревностью не ниже я других»? Не напоминает ли высказывание о даре во втором стихотворении известные строки: «Мой дар убог, и голос мой не громок, Но я живу, и на земле мое Кому-нибудь любезно бытие!»?
119. Какие метафорические заглавия романов вы знаете?
120. Назовите авторов предсмертных стихов: «Милый друг, я умираю оттого, что был я честен...», «О муза! Я у двери гроба!», «Не говорите мне: „он умер". Он живет! Пусть жертвенник разбит, - огонь ещё пылает...».
121. У кого из писателей, дальних родственников и однофамильцев, жен звали Софьями Андреевнами?
122. Персонажи каких произведений предъявляют претензии молодым, которые не желают слушаться стариков: «Вот то-то, все вы гордецы! Спросили бы, как делали отцы, Учились бы, на старших глядя...» и «Ничего-то не знают, никакого порядка. А ведь тоже, глупые, на свою волю хотят. Что же будет, как старики перемрут, как будет свет стоять...»?
123. Какие два поэта написали стихи, ставшие известными цыганскими романсами: «Песня цыганки» и «Цыганская венгерка»?
124. В каких произведениях цыганский хор сопровождает жизнь и смерть героев?
125. Одна героиня говорит о себе: «Когда я бедным помогала...», а о другой говорят окружающие: «Бедные все ей приятели-други». Кто эти героини?
126. Две аналогичные параллели человеческой и природной жизни: «Так осенью бурливее река, Но холодней бушующие волны» и «Так поздней осени порою Бывает день, бывает час, Когда повеет вдруг весною И что-то встрепенётся в нас». Кто авторы?
127. Кто из русских поэтов в течение 10 лет до получения российского подданства вынужден был подписываться: «К сему иностранец ... руку приложил»?
128. О книге кого из своих современников Фет отозвался так: «Вот эта книга небольшая Томов премногих тяжелей»?
129. Одно из последних и самых популярных стихотворений Никитина, не раз положенное на музыку, заканчивается так: «Тише!.. О жизни покончен вопрос. Больше не нужно ни песен, ни слёз!» А как начинается это стихотворение?
130. Кем и какие драматические трилогии как на историческую, так и на современную тематику были написаны в XIX в.?
131. Поэта-царедворца, заступавшегося перед Александром II за Тургенева, Шевченко, Чернышевского, власти считали чуть ли не революционером, но в демократических журналах называли ретроградом. Кто этот поэт?
132. Чье это стихотворение: «Колокольчики мои, Цветики степные, Что глядите на меня, Темно-голубые?»
133. Какое стихотворение А. К. Толстого о каторжниках, бредущих бесконечным сибирским трактом, заканчивается следующими строками: «День меркнет всё боле, - а цепи дорогу метут да метут»?
134. В какой трагедии А. К. Толстой вслед за Пушкиным выводит в качестве персонажа Бориса Годунова?
135. Кто написал две исторические драмы в стихах из эпохи Ивана Грозного, на сюжеты которых созданы одним композитором две оперы?
136. Кто из русских писателей вслед за Герценом и под его влиянием писал мемуары «Мои литературные и нравственные скитальчества» (60-е гг.) и в память о Белинском назвал свою статью «Взгляд на русскую литературу после Пушкина» (1859)?
137. Чьи статьи о женской эмансипации (особенно «Женщины, их воспитание и значение в семье и обществе», 1860) пользовались огромной популярностью, поскольку были выдержаны в феминистском духе и требовали гражданского равноправия?
138. Какие два писателя пережили сцену собственной казни, будучи помилованными в последнюю минуту, а кто был обвинен в убийстве и подозрение так и не было с него снято?
139. Полемические зачины двух стихотворений: «Блажен незлобивый поэт...» и «Блажен озлобленный поэт...». Кто их авторы?
140. Знаете ли вы трех братьев, внесших вклад в русскую литературу в качестве поэта, критика и ученого?
141. Среди русских писателей XIX в. было два Аполлона и три Алексея, причем два Николаевича. Назовите их. Один из них учился вместе с Чайковским в Училище правоведения и впоследствии получил прозвище «литературного Обломова». Кто он?
142. Кто из поэтов всерьез увлекался живописью, в молодости писал картины, а позднее статьи об изобразительном искусстве?
143. Воспевая «гармонии стиха божественные тайны» в антологической лирике, что называет Майков «богиней строгой»: «Богиня строгая - ей нужен пьедестал, И храм, и жертвенник, и лира, и кимвал»? И что такое кимвал?
144. Один поэт написал «Утро туманное, утро седое...», а другой - «Ночи безумные, ночи бессонные...». Назовите их.
145. Какие два поэта родились и жили в Воронеже и похоронены рядом?
146. А какие три поэта подружились в студенческие годы в Москве, причём один жил в доме другого, а третий был частым гостем у «Афони и Аполлоши»?
147. Их поэтическими кумирами были тоже три поэта - русский, английский и немецкий. Кто они?
148. Юношеский тройственный союз распался с уходом из жизни одного из друзей (кого?), но к оставшимся присоединился третий, который, как и они, увлекался античностью: «Им рано старых мастеров, Поэтов Греции и Рима, Далось почуять красоту. Те трое были... милый мой, Ты понял?.. Фет, и мы с тобой...» Кто был третьим?
149. Кто о ком сказал: «И откуда у этого добродушного толстого офицера берётся такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов?»
150. Какие романы получили определение «антинигилистических» в критике 60-70-х гг.?
151. На похоронах какого писателя был венок «от русских детей»?
152. Когда два писателя в конце 50-х - начале 60-х гг. обратились к изображению быта и нравов учащихся духовной семинарии, имели ли они предшественников в русской литературе?
153. О «дочерях нищеты и несчастья», о горькой доле тех, кого называли «именем страшным», писали и поэты, и прозаики. Кого и какие произведения вы можете перечислить?
154. Какое поэтическое произведение, начинающееся словами: «Садитесь, я вам рад. Откиньте всякий страх...», пользовалось популярностью чтецов-декламаторов в конце XIX в. и его любил декламировать молодой Блок?
155. Какие ассоциации вызывает у вас апухтинское сравнение «Судьба, как грозный часовой, повсюду следует за нами»?
156. Кто из поэтов был дворником, т. е. содержателем постоялого двора, а кто торговал в угольной лавке?
157. Какое стихотворение Сурикова стало популярной песней, а какое вошло в школьные хрестоматии?
158. Кого из славянских поэтов, тоже бывшего крепостного, переводил Суриков?
159. Какой художественный приём использует Суриков в начале своей песни: «Я ли в поле да не травушка была, ... не зеленая росла, Взяли меня, ... , скосили, На солнышке ... иссушили»?
160. Какой литературный кружок организовал Суриков?
161. Два русских поэта, разделенные 60 годами, умерли от чахотки, не дожив один до 22 лет, другой до 25. Назовите их.
162. За что получил Надсон Пушкинскую премию Академии наук?
163. Кто из поэтов-демократов, пострадавших в молодости за революционную деятельность, поддержал начинающего Надсона и пригласил его сотрудничать в «Отечественных записках»?
164. К кому обращался Надсон: «Пускай же ... твоя, как отдалённый гром, Грядущую грозу свободы возвещает»?
165. Какими эпитетами определяет поэт слово «брат» в стихотворении «Друг мой, брат мой ... »?
166. Закончите надсоновские сентенции: «Нет на свете мук ... », «Пусть роза сорвана, - ... ! Пусть арфа сломана, - ... !».
167. «То вся она - печаль, то вся она - приманка, То всё в ней - блеск и свет, то всё - позор и тьма...» Кто она?
168. Чей это афоризм: «Бывали хуже времена, Но не было подлей»?
169. Сборник стихов какого поэта I половины XIX в. напоминает заглавие чеховской книги рассказов «В сумерках» (1887)?
170. Кто из русских писателей вспоминал, что в детстве учился читать по журналам «Современника», а в 8 лет прочитал «Что делать?» Чернышевского?
171. Какой талант отмечал Чехов в людях гаршинского типа?
172. Кто из русских классиков объявил молодого Гаршина своим наследником?
173. К кому приезжал он как к учителю и пророку ради спасения души и имел ночную беседу с глазу на глаз?
174. Для какой исторической картины Гаршин позировал И. Репину?
175. Какой гаршинский рассказ начинается с фразы: «Именем его императорского величества, государя императора Петра I, объявляю ревизию сему сумасшедшему дому!»?
176. Что символизирует красный цветок?
177. Что означает «attalea princeps»?
178. Вырвавшись на волю, что увидела пальма: «Только-то? И это всё, из-за чего я томилась и страдала так долго?»
179. Какую гаршинскую сказку можно сравнить с андерсеновскими - «Дюймовочкой», «Прекраснейшей розой мира», «Маргариткой»?
180. В какой сказке Гаршина, предназначенной для детского чтения, героиня говорит: «Нужно только, чтобы вы не крякали, а я не квакала»?
181. По примеру Тургенева Гаршин писал «Стихотворения в прозе», и в одном из них юноша спросил мудреца Джиафара: «Учитель, что такое жизнь?» Что ответил ему мудрец? И согласился ли с этим ответом автор?
182. Какое отношение к Гаршину и его творчеству имели автор «Овода» Э. Л. Войнич и писатель-революционер Степняк-Кравчинский?
183. Г. Успенский в статье «Смерть В. М. Гаршина» писал о трёх ударах, которые привели писателя к гибели: один - «по ... , которое просит добрых ощущений», второй - «по ... , жаждущей права жить», третий - «по ... , которая хочет ощущать себя». Что это за удары?
184. В связи с чем Чехов отправился посмотреть на «тёмную и грязную» лестницу?
185. Какие два поэта перед смертью написали «Последние песни» и «Загробные песни»?
186. Случевского считают «поэтом противоречий», - так назвал свою статью о нём один из символистов. Кто именно?
187. Кто из русских писателей конца XIX в., пройдя через тюрьмы и ссылки, не раз вступался за несправедливо обвинённых и осуждённых и при царском режиме, и впоследствии, при советской власти, а современники говорили ему: «Вы счастливы... ссылка позволила вам сохранить совесть» (Г. Успенский)?
188. В каких произведениях русской литературы детское сознание, наивное и чистое, противопоставляется порочному и бесчеловечному миру взрослых?
189. Переделка какого рассказа для детей была осуществлена без участия автора и опубликована под названием «Дети подземелья» (1886).
190. Кто в «дурном обществе» был знатоком латыни и произносил речи из Цицерона и Тита Ливия?
191. Над чьей могилой юные герои, «полные жизни и надежд», произносят обеты, делятся своими мыслями и планами?
192. В какой повести писатель хотел проследить «душевную драму слепого»?
193. «„Обездоленный за обиженных" - вот девиз, который он выставил заранее на боевом знамени своего питомца». Кто эти «он» и его «питомец»?
194. А кто считает, что гуманнее оградить калеку от жизненных трудностей и испытаний, окружив его заслоном любви?
195. О каком дебюте идёт речь в эпилоге повести «Слепой музыкант»: «Так дебютировал слепой музыкант»?
196. О чём снится сон старому Макару в «святочном рассказе» «Сон Макара»?
197. В каком рассказе рефреном проходят слова о шуме леса («шумит лес», «а лес и вправду шумел», «по лесу шум идёт», «ветер по лесу шумит»), приобретая символическое значение?
198. А другой рассказ завершается символической фразой: «Но все-таки... все-таки впереди - огни!» Какой?
199. В рассказе «Река играет» возникает образ «проходящего», использованный в дальнейшем и объясненный другим писателем. Кем?
200. Кого писатель называет «чудной» в одноименном рассказе?
201. В каком рассказе герой убивает, заступившись за беззащитную женщину с малыми детьми, и до конца дней ощущает на своих руках пролитую им кровь, хотя это и кровь злодея?
202. В чем парадоксальность афоризма «Человек создан для счастья, как птица для полёта», включённого в очерк «Парадокс»?
203. В каком произведении Короленко, воссоздавая атмосферу 70-х гг., вспоминает свои юношеские романтические мечты о «грядущем перевороте, которому надо уготовить путь»?
204. Назовите произведения русской литературы XIX в., заглавия которых содержат слово «история».
205. В одной из этих «Историй» есть такие строки: «Веселая царица была Елисавет, Поет и веселится. Порядка только нет». Что это за произведение и кто его автор?
206. Кто из русских критиков мечтал о поэте, который соединил бы в себе «красоту» Пушкина, «силу» Лермонтова и «здоровую сторону» стихотворений Кольцова?
207. Многие русские писатели XIX в. жили и творили в Петербурге. А родился ли кто-нибудь из классиков в столице Российской империи?
208. Какие вам известны двойные писательские фамилии?
209. Какому русскому писателю принадлежит формула «За человека страшно», а завязкой сюжета многих его произведений является фраза: «Я начал(а) думать»?
210. Какое произведение молодого автора прочитал Гаршин перед смертью и сказал, что в России появился писатель, который оправдает великие надежды русской литературы?
211. Какое имя давали писатели XIX в. своим героиням, страстным и грешным, воплощавшим тип простой русской женщины?
212. Кто из героев русской литературы XIX в. обуреваем «идеей Ротшильда», мечтой о богатстве?
213. Толстовский оксюморон «Живой труп» встречался в поэзии русского классика I половины XIX в.: «Сей труп живой, ещё вчера Стонавший слабо над могилой...» Где и у кого?
214. В чём парадоксальность заглавия рассказа Чехова «Скрипка Ротшильда»?
215. Кто из начинающих писателей, творчество которых развернётся уже в новом веке, обращались к Короленко за помощью и советом?
216. О ком из своих современников Лесков сказал: «Наши потомки будут говорить: это было в век ... , как называли век Вольтера»?
217. А кого современники называли «упорным и бескорыстным ходатаем и печальником о чужих делах в публицистике» (П. Струве)?
218. О ком Достоевский задумал написать статью под названием «Лучшие люди»?
219. Какие книги о детстве, во многом автобиографические, были написаны в середине и конце XIX в.?
220. Кто из писателей II половины XIX в. писали сказки как для детей, так и для взрослых?
221. Сказка «Аленький цветочек» народная или литературная? Можете ли вы назвать автора?
222. Какой «Историей» открывается XIX в., а какой он завершается?
223. Названия каких произведений становятся вопросительными формулами, которые задавала себе русская интеллигенция?
224. Назовите заглавия произведений в форме антитез или сопоставлений.
225. Какие вы знаете произведения, названные именем и(или) фамилией главного героя (героини)?
226. Какие вы можете вспомнить заглавия, указывающие на родственные отношения между героями?
227. Вспомните названия, дающие собирательный образ в форме множественного числа.
228. А есть ли произведения, озаглавленные кличкой героя-животного?
229. Расшифруйте «сборное» заглавие «Записки одного молодого человека, замоскворецкого жителя, сумасшедшего охотника об уженье рыбы из подполья мёртвого дома».
230. Каких героинь с русскими именами Вера, Надежда и Любовь вы помните?
231. А знаете ли вы героев и героинь с переделанными на иностранный манер именами?
232. В каком произведении два героя, любящие одну женщину, носят одно имя?
233. В своей характеристике русской классики XIX в. М. Горький в нескольких словах, порой одним эпитетом пытался выразить своё восприятие разных писателей: «гигант» и «величайшая гордость наша», «тоскующий», «гневный», «грустный», «больная совесть наша», «чародей языка». Кого имел в виду Горький?
234. Описывая Россию Достоевского в «Северных элегиях», кого из его современников упоминает Анна Ахматова: «Темнеет жестокий и прямой Литейный... И визави меня живут - ... и ... . Обоим по доске мемориальной. О, как было б страшно Им видеть эти доски!»?


Ответы


 
« Пред.   След. »