Викторина по творчеству Грибоедова
10.03.2011 г.
Викторина по творчеству А. С. Грибоедова (1795-1829) (Бельская Л.Л.)

Вопросы

1. «Человек ослепительных способностей» (А. В. Луначарский), А. С. Грибоедов проявил себя в разных областях культуры и общественной деятельности. В каких?
2. Почему таких людей, как Грибоедов, в детстве называют вундеркиндами?
3. Сколько языков знал Грибоедов, если известно, что он владел древними, основными европейскими и тремя восточными? Назовите эти языки.
4. Грибоедов сочинял музыку и хотел стать пианистом. Что разрушило его планы? Что из его музыкальных сочинений вошло в историю?
5. Кандидатом каких наук стал Грибоедов по окончании университета?
6. Уйдя добровольцем в действующую армию в 1812 г., принимал ли он участие в боях с Наполеоном?
7. Куда на четыре года не по своей воле уехал Грибоедов и где странствовал?
8. Были ли среди друзей Грибоедова декабристы? Назовите их.
9. Какое знаменитое высказывание о ста прапорщиках приписывается Грибоедову?
10. Где он находился во время петербургского наводнения 1824 г., описанного позднее Пушкиным?
11. Какой смысл имели многозначительные слова из письма Грибоедова А. А. Шаховскому (1820): «Во сне дано, наяву исполнится»?
12. Что ставил Грибоедов выше общественного мнения: «Для меня моя ... важнее чужих пересудов»?
13. Как Грибоедов откликнулся в стихах на свой арест по делу декабристов: «По духу времени и вкусу Он ненавидел слово ... » (какое?), «Горем скованы уста, Руки тяжкими ... » (чем?)?
14. Грибоедов считается автором одного-единственного произведения. Так ли это?
15. Как первоначально называлась комедия «Горе от ума» и что хотел подчеркнуть автор, меняя заглавие?
16. В набросках будущей пьесы была выведена жена Фамусова - сентиментальная модница, наставлявшая мужу рога. Остались ли следы этого образца в окончательной редакции?
17. Как «Горе от ума» разлетелось по всей России?
18. Чем прославился альманах «Русская Талия» и что в нём печаталось, судя по названию?
19. Где и когда впервые было полностью опубликовано «Горе от ума»?
20. Кому оставил свою пьесу Грибоедов, уезжая в Персию и сделав на титуле рукописи такую надпись: «Горе мое поручаю ... . Верный друг Грибоедов»?
21. Как Грибоедов охарактеризовал замысел своей пьесы: «Девушка сама ... предпочитает ... умному человеку», «В моей комедии 25 ... на одного ... человека»?
22. А как определил цель грибоедовской комедии Пушкин: «Цель ее - характеры и резкая картина ... » (чего?)?
23. Как уже в списке действующих лиц отражена комедийность пьесы?
24. Отчего в этом списке Чацкий указан не в начале, а в середине?
25. Какую фамилию дал сначала автор своему главному герою и почему изменил её?
26. Были ли у Чацкого прототипы и кого напоминают такие факты его биографии, как связь с министрами и разрыв, отказ от военной службы, или такие черты его характера и поведения, как «резкий тон» и «грозный взгляд», иронические выпады и остроты в адрес глупцов?
27. Как отразилась в биографии Чацкого военная служба автора и его литературные занятия?
28. Есть ли в пьесе слова об Отечественной войне?
29. А что это за «времена Очаковские и покоренья Крыма», о которых вспоминает Чацкий?
30. Известно ли что-нибудь о родителях Чацкого?
31. С какими словами появляется Чацкий в доме Фамусова рано утром и в чем их необычность?
32. Сколько лет он путешествовал и как мы об этом узнаем?
33. О каких двух ремёслах рассуждает Чацкий: «но смешивать два эти ремесла Есть тьма искусников, я не из их числа»?
34. Расшифруйте значения фамилий Фамусов и Репетилов; оправдывает ли Скалозуб свою фамилию? Писателями какого литературного направления традиционно использовались «говорящие» фамилии героев?
35. Чем вызван смех Лизы после рассказа госпожи о ночи, проведённой с Молчаливым?
36. В кого влюблена Лиза и за что она называет барышню-госпожу «мучительницей»?
37. О ком и кем сказано: «чувствителен, и весел, и остёр» и «остёр, умён, красноречив»?
38. А это о ком: «уступчив, скромен, тих» и «услужлив, скромненький, в лице румянец есть»?
39. Зачем автор ввёл в комедию сон Софьи? Как называются такие сны и в каких произведениях они ещё встречаются?
40. Скептический отзыв Фамусова о сне дочери: «Повыкинь вздор из головы; Где чудеса, там мало складу» неожиданно перекликается со стихами современника Грибоедова: «Здесь большие чудеса - очень мало складу». Откуда взяты эти слова? Кто их автор?
41. В чем комизм фамусовской самохарактеристики: «монашеским известен поведеньем»?
42. Какого дядюшку и за что расхваливает Фамусов?
43. В чём двусмысленность рассуждения Фамусова о предстоящих крестинах у докторши-вдовы?
44. Чьи это мнения о Скалозубе: «и золотой мешок, и метит в генералы», «он слова умного не выговорил сроду», «хрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки»? Почему «фагот»?
45. Какой орден, когда и за что получил Скалозуб?
46. Почему он считает себя философом и имя какого философа называет?
47. Как отзываются о Москве Фамусов и Скалозуб?
48. Сколько наград и какой чин успел получить Молчалин на службе у Фамусова?
49. Какие таланты он ценит в себе? Их наименования станут заглавием сатирических очерков Салтыкова-Щедрина, каким?
50. Среди «покровителей» Молчалина фигурирует и «собака дворника». Преувеличение ли это или молчалинская исповедь находит подтверждение в пьесе?
51. Чем можно объяснить, что Софья «выбрала» Молчалина?
52. Сколько ей было лет, когда Чацкий уехал «ума искать»?
53. Как звучит формула Чацкого «ум с сердцем ... » и применима ли она к Софье?
54. Есть ли у Чацкого друзья или он чувствует себя одиноким?
55. Кто из фамусовских гостей единственный усомнился в безумии Чацкого?
56. А кто первый произнес слово «сумасшествие»?
57. Кому и как сообщила Софья, что Чацкий «не в своем уме»?
58. Фамусовские гости спорят о том, сколько шампанского выпивает Чацкий, доводя свой спор до абсурда. Можете ли вы это подтвердить?
59. Вся комедия пересыпана суждениями персонажей об уме: «Да эдакий ли ум семейство осчастливит?», «Чтобы иметь детей, кому ума недоставало?», «Да умный человек не может быть не плутом». Кому они принадлежат?
60. Кто предлагает: «Уж коли зло пресечь: Забрать все книги бы, да сжечь»?
61. «Там упражняются в расколах и в безверьи Профессоры!!» Где - там?
62. Кого рекомендуют как «отъявленного мошенника и плута» и что он преподносит Софье?
63. Кем приходится Хлёстова Фамусовым и кого привезла она к ним на вечер.
64. Что это: «хвост сзади, спереди какой-то чудный выем... Движенья связаны и не краса лицу»?
65. Кого Чацкий язвительно именует «низкопоклонником и дельцом», а кого - «муж-мальчик, муж-слуга из жениных пажей»?
66. Есть ли в пьесе упоминания о петербургском свете?
67. Членами какого клуба являются и Фамусов, и Чацкий, и Репетилов?
68. Кто на вечере у Фамусова осмеливается во всеуслышание обозвать его «полоумным»?
69. Возмущённые слова Фамусова: «Ужасный век! Не знаешь, что начать! Все умудрились не по летам» неожиданно отзовутся в реплике героя трагического произведения: «Ужасный век! Ужасные сердца!» Какого произведения?
70. Как Фамусов грозится наказать и Софью, и Лизу?
71. Чем отличается концовка «Горя от ума» от финальной фразы «Недоросля» Фонвизина?
72. «Спасибо, ты меня увековечил», - сказал Грибоедову известный дуэлянт и картежник Фёдор Толстой. Что он имел в виду?
73. Знаете ли вы афоризмы Грибоедова и сможете ли назвать их «авторов»: а) «Свежо предание ... »; б) «Служить бы рад ... »; в) «А, впрочем, он дойдет до степеней известных ... »; г) «Дома новы ... »; д) «Нельзя ли для прогулок ... »; е) «Что за комиссия, Создатель ... »; ж) «Обычай мой такой ... »; з) «Ах, злые языки ... »; и) «Ах, если любит кто кого ... »; к) «Грех не беда ... »; л) «Да! водевиль есть вещь ... »; м) «Ох! басни смерть моя! ... »?
74. Кто сказал о стихах комедии, что половина их «войдет в пословицы»?
75. Что общего между грибоедовской комедией и крыловскими баснями?
76. Кого из грибоедовских героев Гоголь сравнивает с одним из своих персонажей, называя первого «глупым либералом» и «рыцарем пустоты во всех отношениях»?
77. Замысел какой драмы, главный герой которой, крепостной крестьянин, участвовал в Отечественной войне, «возвращается под палку господина» и решается на самоубийство, возник у Грибоедова после «Горе от ума», но не был реализован?
78. Кому писал Грибоедов за год до своей гибели: «Бедный друг и брат! Зачем ты так несчастлив!»?
79. Как прозвали Грибоедова после заключения Туркманчайского договора с Персией и как встретили поэта-дипломата в Петербурге?
80. Каким представлял себе Грибоедова известный критик и журналист К. А. Полевой: «Человек, который не боялся быть ...»?
81. Какую кличку присвоили Грибоедову его противники и враги: «Глаза у многих змей полны смертельным ядом, И, видно, для того придуманы очки, Чтоб ... , созданный рассудку вопреки, Не отравил кого-нибудь своим змеиным взглядом» (эпиграмма А. И. Писарева)?
82. Какую надпись сделала на могиле Грибоедова его вдова Нина Чавчавадзе?
83. Как откупился за гибель Грибоедова персидский шах?
84. На чьи воспоминания о Грибоедове П. А. Вяземский откликнулся такой эпиграммой: «Ты целый свет уверить хочешь, Что ты был с Чацким всех дружней; Ах ты бесстыдник! Ах злодей! Ты и живых бранишь людей, Да и покойников порочишь!»?
85. Главным свойством своей натуры писатель считал «ненасытность души», «пламенную страсть к новым вымыслам, к новым познаниям, к перемене мест и занятий, к людям и делам необыкновенным». Какие из этих выражений повторяются потом в произведениях Пушкина и Лермонтова?
86. Кому принадлежат следующие высказывания о Чацком: «Чацкий совсем не умный человек», так как «первый признак умного человека - с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми и тому подобными»; «Это просто крикун, фразёр, идеальный шут»; «Это декабрист, это человек, который завершает эпоху Петра I» и «Чацкий шёл прямой дорогой на каторжную работу»; он «неизбежен при каждой смене одного века другим»; это «единственно героическое лицо нашей литературы»?
87. Кого из героев русской драматургии после Чацкого можно отнести к «злым умникам», терпящим «мильон терзаний» от общества?
88. Кто из русских писателей II половины XIX в. показал постаревшего Чацкого, учредившего Департамент Государственных умопомрачений и женатого на Софье Павловне?
89. В каком романе Достоевского присутствует «тень Чацкого», тип «русского Чацкого»?
90. Этот же тип появится и в произведении поэта XX в.: «Его прозрения глубоки, Но их глушит ночная тьма, И в снах холодных и жестоких Он видит „горе от ума"». Можете ли вы указать автора и произведение?
91. В каком романе писателя XX в. Грибоедов показан как бывший Чацкий, оказавшийся в положении Молчалина, пытаясь жить и действовать по законам реальности?
92. «Три первостепенных поэта: ... , Грибоедов, ... - один за другим, в виду всех, были похищены насильственной смертью». Кого рядом с Грибоедовым называет Гоголь в этом перечислении?


Ответы

1. Литература (поэт и драматург), музыка (композитор и пианист), дипломатия (посланник в Персии).
2. Вундеркинд - в переводе с немецкого - «чудо-ребёнок». В 12 лет Грибоедов поступил в университет и за шесть лет закончил три факультета.
3. Древнегреческий, латинский, французский, английский, немецкий, итальянский, персидский, арабский и турецкий - итого 9 языков, не считая русского.
4. Дуэль и ранение в палец руки. Вальсы.
5. Кандидатом словесных наук (в 14 лет) и юридических наук (в 16).
6. Нет, служил в резервном полку.
7. За участие в дуэли выслан из столицы и назначен секретарем русского посольства в Персии, находился то в Тифлисе, то в Тегеране.
8. С. Бегичев, В. Кюхельбекер, А. Одоевский, И. Якушкин, П. Катенин, П. Чаадаев.
9. «Сто прапорщиков хотят изменить весь государственный быт России».
10. В нижнем этаже затопленного дома, откуда спасался на лодке, о чем и рассказал Пушкину.
11. Во сне увидел, что пишет комедию, пересказывает друзьям её план и читает отдельные куски из неё.
12. «...совесть».
13. «...раб», «...цепями».
14. Не совсем так. Ранние драматургические опыты были переделками французских водевилей и создавались вместе с друзьями («Молодые супруги», «Притворная неверность», «Своя семья», «Студент», «Кто брат, кто сестра»).
15. «Горе уму». В окончательном заглавии подчеркиваются страдания ума не только от внешних сил, но и от внутренних его свойств - из объекта страданий он становится их причиной.
16. Фамусов сравнивает дочь с женой: «Как мать её, покойница жена. Бывало я с дражайшей половиной Чуть врознь: - уж где-нибудь с мужчиной!»
17. Переписанное от руки в сотнях и тысячах списков.
18. В декабре 1824 г. в альманахе были напечатаны первая часть и все третье действие «Горя от ума». Талия - богиня комедии. Публиковались комедийные произведения.
19. В 1858 г. в Лейпциге и в 1862 г. в России.
20. Ф. В. Булгарину - «Булгарину».
21. «...не глупая», «...дурака», «...глупцов», «...здравомыслящего».
22. «...нравов».
23. Значащие смешные фамилии (Скалозуб, Тугоуховский, Хрюмины, Хлестова), «перестановка» в семье Горичей - вначале молодая дама, а потом её муж, шесть безымянных дочерей Тугоуховских, имя служанки (Лизанька) и слуги (Петрушка); упоминание «гостей всякого разбора» и «говорящих слуг».
24. В соответствии с последовательностью появления персонажей в комедии (после Молчалина, но до Скалозуба), а может быть, потому, что занимает второе место среди «женихов» Софьи.
25. Чадский - возможно, не хотел близости к слову «чад» и фамилии «Чаадаев».
26. П. Я. Чаадаев (отказался от блестящей военной карьеры и отправился путешествовать) и В. К. Кюхельбекер (казался в обществе странным и смешным).
27. Обращаясь к бывшему однополчанину, Чацкий вспоминает: «Не в прошлом ли году, в конце, В полку тебя я знал? лишь утро: ногу в стремя И носишься на борзом жеребце...» - Грибоедов служил в гусарском полку. «Он славно пишет, переводит», - говорит о Чацком Фамусов.
28. О 1813 г. упоминает Скалозуб («В 13 году мы отличились с братом»). О пожаре Москвы вспоминают Фамусов, Скалозуб и Чацкий: первый считает, что «с тех пор дороги, тротуары, дома и всё на новый лад», второй - «по моему сужденью, пожар способствовал ей много к украшенью», третий - «дома новы, но предрассудки стары», и их не истребят «ни годы... ни моды, ни пожары».
29. Взятие русскими войсками турецкой крепости Очаков и присоединение Крыма к России в 1783 г.
30. О них сообщает Фамусов: «Андрея Ильича покойного сынок» и «По матери пошел, по Анне Алексевне; Покойница с ума сходила восемь раз».
31. «Чуть свет уж на ногах! и я у ваших ног». Чацкий начинает с каламбура, оправдывая данную ему до его появления характеристику («остер»).
32. Три года. «Бедняжка, будто знал, что года через три» (Лиза), «Три года не писал двух слов» (Фамусов), «Ах! тот скажи любви конец, Кто на три года вдаль уедет» (Чацкий).
33. «И награжденья брать, и весело пожить» - это жизненное кредо Молчалина.
34. Фамусов - прославленный, известный, знаменитый (от лат. famus - слава); Репетилов - повторяльщик, подпевала (от лат. repete - повторять); Скалозуб - «шутить горазд» - рассказывает анекдот, отпускает шутки («Мы с нею вместе не служили») и сам первый громко хохочет. Классицизма.
35. Возможно, чувствует неестественность их любовных отношений - фальшь, игру (во всяком случае, со стороны Молчалина).
36. В буфетчика Петрушу. За то, что Софья ведёт себя как крепостница-помещица, не даёт служанке спать по ночам, посылает её следить за Молчалиным, обрывает, когда та осмеливается спорить и не соглашаться с госпожой.
37. О Чацком - Лизой и Софьей: одна видит в нём и душу, и ум, другая замечает только остроумие и речистость.
38. О Молчалине - Софья и Чацкий.
39. Это формула её души, круг чтения (сентиментальные романы и романтические баллады) и предвидение будущего. Такие сны называются «вещими» (см. в «Светлане» Жуковского, «Евгении Онегине» и «Капитанской дочке» Пушкина).
40. Из баллады Жуковского «Светлана», хотя Фамусову «от русских» книг «больно спится».
41. Она не соответствует действительности: перед этим монологом он «приударял» за Лизой.
42. Максима Петровича, который умел «подслужиться», «сгибался вперегиб» и нарочно падал ради высочайшей улыбки императрицы, а потому добился почета, богатства и большого чина.
43. Фамусов утверждал, что знает, когда вдова доктора должна родить: «Она не родила, но по расчёту По моему: должна родить».
44. Лизы, Софьи, Чацкого - офицеры старались говорить хриплыми голосами, грубым басом (отсюда сравнение с фаготом).
45. Анны на шее. «За третье августа; засели мы в траншею: ему дан с бантом, мне на шею». Это был день перемирия, и никаких боевых действий не было, т. е. Скалозуб получил орден за сидение в траншее.
46. «Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы; Об них как истинный философ я сужу», «Я князь-Григорию и вам Фельдфебеля в Вольтеры дам», «Ах! окаянный вольтерьянец!» (графиня бабушка).
47. «Решительно скажу: едва Другая сыщется столица, как Москва», «Дистанции огромного размера».
48. Молчалин говорит о трёх награжденьях, а Фамусов напоминает, что дал ему чин асессора (обладатель его получал право на потомственное дворянство).
49. «Умеренность и аккуратность». «В среде умеренности и аккуратности».
50. Молчалин - Хлестовой: «Ваш шпиц - прелестный шпиц; не более наперстка, Я гладил всё его; как шёлковая шёрстка!» Чацкий: «Там моську вовремя погладит...»
51. Обиженная на Чацкого, Софья ищет не умного, а доброго, сердечного, скромного человека (и, как в сентиментальных романах, - бедного), чтобы его облагодетельствовать и осчастливить.
52. «В семнадцать лет вы расцвели прелестно», - говорит Чацкий, вернувшись через три года. Значит, Софье было 14 лет.
53. «...не в ладу». Чацкого обманул ум, на который он так полагался, а Софью - сердце, не разгадавшее притворство и подлость Молчалина.
54. Нет, он говорит, от лица «мы», «нас», «молодых людей»; «Где, укажите нам, отечества отцы, Которых мы должны принять за образцы?», «Теперь пускай из нас один, Из молодых людей, найдется враг исканий...». А Софья утверждает, что Чацкий «в друзьях особенно счастлив».
55. Платон Михайлович Горич, его бывший однополчанин.
56. Чацкий: «От сумасшествия могу я остеречься...» Софья подхватывает его мысль: «Вот нехотя с ума свела» (про себя).
57. Г. Н. - вначале обмолвилась от злости: «Он не в своем уме», а потом, увидев, что собеседник принял её слова всерьез, подтвердила их: «Не то, чтобы совсем... Мне кажется».
58. Хлестова - «Шампанское стаканами тянул». Наталья Дмитриевна - «Бутылками-с, и пребольшими». Загорецкий (с жаром) - «Нет-с, бочками сороковыми».
59. Софье, Чацкому и Репетилову.
60. Фамусов.
61. В Петербургском Педагогическом институте, в котором в 1821 г. четверо профессоров были обвинены в «безверии» и лишены возможности продолжать преподавательскую деятельность, т. е. княгиня имеет в виду реальное событие.
62. Антона Антоновича Загорецкого. Билет на завтрашний спектакль.
63. Свояченица Фамусова (сестра жены) и тетка Софьи, привезла девку-арапку, подаренную Загорецким, и моську.
64. Фрак - так его описывает Чацкий.
65. Будущего мужа Софьи, похожего на тестя, т. е. Фамусова; Молчалина в роли Софьиного мужа и Горича, полную зависимость от жены у которого Чацкий только что наблюдал.
66. Репетилов рассказывает о своем тесте, бароне фон Клоце, метившем в министры и жившем на Фонтанке, о его секретарях - «все хамы, все продажны», - вышедших в знать. А Фамусов - о дворе Екатерины II.
67. Английского клуба (клоба).
68. Старуха Хлёстова - Софье: «Ведь полоумный твой отец; Дался ему трех сажень удалец, Знакомит, не спросясь, приятно ли нам, нет ли?»
69. «Скупой рыцарь» Пушкина.
70. «В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов» и «Изволь-ка в избу, марш, за птицами ходить».
71. Нравоучительная сентенция: «Вот злонравия достойные плоды» и многозначительный афоризм: «Ах! боже мой! что станет говорить Княгиня Марья Алексевна!», в котором отчётливо слышна авторская ирония.
72. Свой портрет, созданный Грибоедовым: «Ночной разбойник, дуэлист, В Камчатку сослан он, вернулся алеутом, И крепко на руку нечист», при этом адресат отмечал неточности - он не был на Камчатке и не вообще на руку нечист, а только «в картишки на руку нечист».
73. а) «...а верится с трудом»; б) «...прислуживаться тошно»; в) «...Ведь нынче любят бессловесных»; г) «...а предрассудки стары» (Чацкий); д) «...подальше выбрать закоулок»; е) «...Быть взрослой дочери отцом!»; ж) «...Подписано, так с плеч долой» (Фамусов); з) «...страшнее пистолета» (Молчалин); и) «...Зачем ума искать и ездить так далёко» (Софья); к) «...молва не хороша» (Лиза); л) «...а прочее всё гниль» (Репетилов); м) «...Насмешки вечные над львами! над орлами! Кто что ни говори: Хотя животные, а все-таки цари» (Загорецкий).
74. А. С. Пушкин.
75. «Горе от ума» Грибоедова и большинство крыловских басен написаны вольными (разностопными) ямбами.
76. Репетилова с Хлестаковым.
77. Трагедия «1812 год».
78. Александру Одоевскому в Нерчинские рудники.
79. Персидским. Салютом.
80. «...странным».
81. Грибус.
82. «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?»
83. Подарил Николаю I алмаз «Шах».
84. На «Воспоминания о незабвенном Грибоедове» Ф. Булгарина.
85. «Охота к перемене мест» - в «Евгении Онегине», «пламенная страсть» - в «Мцыри».
86. А. С. Пушкину, В. Г. Белинскому, А. И. Герцену, И. А. Гончарову, Ап. Григорьеву.
87. Арбенина из «Маскарада» Лермонтова и Глумова из «На всякого мудреца довольно простоты» Островского.
88. М. Е. Салтыков-Щедрин. «В среде умеренности и аккуратности».
89. «Подросток» - Версилов играл Чацкого в домашнем спектакле, и его духовные искания перекликаются с размышлениями грибоедовского героя.
90. А. Блок. Поэма «Возмездие».
91. «Смерть Вазир-Мухтара» Юрия Тынянова.
92. Пушкина и Лермонтова.
 
« Пред.   След. »