Викторина по литературе 18 века
10.03.2011 г.

Викторина по русской литературе 18 века ( Бельская Л.Л.)

Вопросы

1. Когда появилась и как называлась первая русская газета?
2. Какие изменения были внесены в русский алфавит при Петре I?
3. В каких повестях появился новый герой времени - молодой незнатный дворянин, достоинства которого определялись не происхождением и богатством, а личными качествами, умом и талантом?
4. Какого церковного деятеля пригласил Петр I из Киева и сделал своей правой рукой в проведении реформаторской политики?
5. В своей «Поэтике» Ф. Прокопович выступал против «буйства» слога и «темноты» стиля, против «трудных пустяков» и «куриозных» стихов. Что имел в виду автор?
6. Кто из писателей 1-й половины XVIII в. был дипломатом и русским посланником в Лондоне и Париже?
7. С кем из французских философов и писателей дружил и переписывался А. Кантемир?
8. В своей сатире «На зависть и гордость дворян злонравных» Кантемир высмеивал «петиметров». Кто они такие?
9. Известен кантемировский афоризм: «Что взял по-галльски, заплатил по-русски». Как это можно понять?
10. Какие произведения Кантемира не были напечатаны при его жизни и распространялись по России во множестве списков?
11. Когда и где был открыт первый русский университет?
12. Чья надпись на статуе Петра I (1750) заканчивалась словами: «...коль много есть ему обязанных сердец!»?
13. За несколько лет до Ломоносова Славяно-греко-латинскую академию закончил другой русский поэт, тоже бежавший в Москву из родительского дома, но не с севера, как Ломоносов, а с юга. Кто он и откуда родом?
14. Переводом какого «галантного» романа французского писателя XVIII в. дебютировал в литературе В. Тредиаковский и какой знаменитый трактат Н. Буало перевёл позднее?
15. Как назвал Тредиаковский свою стихотворную обработку романа Ф. Фенелона «Приключения Телемака»?
16. Строка из этой поэмы «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй» была взята в качестве эпиграфа к одному произведению. К какому произведению и какой смысл был вложен в эти слова?
17. В чём сущность реформы русского стихосложения, проведенной Тредиаковским вместе с Ломоносовым?
18. Какой стихотворный метр Ломоносов считал наиболее подходящим для русского языка, в то время как Тредиаковский выбрал другой?
19. Кто из поэтов отстаивал «великолепие» поэтического стиля, а кто - «ясность»: «По моему мнению, пропади такое великолепие, в котором нет ясности»?
20. Каким двум «тройственным» теориям следовали классицисты?
21. Какие жанры относили они к «высоким», а какие - к «низким»?
22. Кого называли в XVIII в. «российским Расиным» за то, что он переводил расинские трагедии и сочинял свои, и «наперсником Буало» за трактат о поэзии («Эпистола о стихотворстве»)?
23. Какую трагедию Шекспира переделал А. Сумароков?
24. Одну из своих трагедий Сумароков посвятил Смутному времени, той эпохе, к которой впоследствии обратится Пушкин, но назовёт своё произведение по-другому. Вспомните оба названия.
25. Разрабатывая разные жанры (от трагедии до песни), Сумароков подчеркивал их равноправие: «Слагай, к чему влечёт тебя твоя природа; Лишь просвещение, писатель, дай уму, Прекрасный наш ... способен ко всему». Какое слово пропущено?
26. Один жанр писатель недолюбливал, считая, что пользы от него мало, а «вреда много». Какой жанр?
27. Вот как сформулировал Сумароков одно из требований классицизма: «Знай в стихотворстве ты различие родов. <...> Не раздражая муз худым своим успехом: Слезами Талию, а Мельпомену смехом». Объясните смысл этого высказывания. Кто такие Талия и Мельпомена?
28. До Крылова Сумароков был самым плодовитым (более 300 басен) и популярным баснописцем. Вот концовка одной из его басен: «Коль такое ваше племя, Так лети отсель ты прочь: Поплясати время». Что это за басня и как звучит аналогичный финал у Крылова?
29. Что советует Сумароков стихотворцу, сочиняющему притворные, «хладные» стихи о любви: «Коль хочешь ты писать, так прежде ты ...»?
30. Одна из эпиграмм Сумарокова звучит вполне по-современному: «Танцовщик, ты богат, профессор, ты убог, Конечно, голова в почтеньи меньше ... » Меньше чего?
31. Угадайте пропущенные слова в сумароковских сентенциях: а) «Несчастна та страна, где множество вельмож, Молчит там ..., владычествует ... »; б) «Мала у разума, у силы больше ... »; в) «Науки и умы мешков не ... »; г) «Чего не получил, того своим не числь. То разно - что в руки и чем владеет ... »; д) «Ум трезвый завсегда чуждается ... ».
32. Закончите эпиграфы из сумароковских притч, которые брал для своих сатирических журналов Н. Новиков: «Они работают, а вы ... », «Опасно наставленье строго, где зверства и ... ». Какой смысл он в них вкладывал?
33. Кто из писателей XIX в. видел заслуги Сумарокова в том, что он «требовал уважения к стихотворству» и «прекрасно знал по-русски, лучше, нежели Ломоносов»?
34. О ком писал поэт и критик XIX в. П. Вяземский: «Как странна наша участь: русский силился сделать из нас немцев, немка хотела переделать нас в русских»?
35. Какой сатирический журнал первый повёл полемику с официальным органом, в котором печаталась императрица?
36. Кого за просветительскую деятельность арестовали по приказу Екатерины II и поместили в Шлиссельбургскую крепость? Дождался ли он освобождения?
37. Кого из литературных героинь предвосхищает новиковская Акулина Сидоровна, жестоко расправлявшаяся с крепостными и слепо потакавшая своему сынку Фалалею, но (в отличие от другой героини) зверски избиваемая мужем?
38. Молодой Крылов издавал сатирический журнал «Зритель» вместе с драматургом, сочинявшим пьесы из купеческой и крестьянской жизни, и теоретиком театра, выступившим против «трех единств»: зачем «втискивать обширное содержание в одни сутки ко вреду сочинения?» Кто был соратником Крылова в журналистике и что это за «три единства»?
39. В каком журнале Крылов напечатал сочинённую им переписку арабского философа Маликульмулька с «водяными, воздушными и подземными духами»?
40. Какой критик XIX в. посвятил сатирическому направлению в русской литературе XVIII в. целую статью и как её озаглавил?
41. Какое сатирическое произведение XVIII в. Пушкин считал «единственным памятником народной сатиры» этого времени?
42. О ком известен отзыв: «из перерусских русский» и почему так подчеркнута «русскость»?
43. Кто из писателей принимал участие в подавлении пугачёвского бунта, а кто (и кем) был назван «бунтовщиком хуже Пугачёва»?
44. Если Г. Державин замечал и подчеркивал в человеке противоречивость (раб и царь, червь и бог), то А. Радищев отказывался быть рабом и скотом и чувствовал себя только человеком. Можете ли вы процитировать строки обоих авторов, ставшие афоризмами?
45. «Я взглянул окрест меня - душа моя страданиями человеческими уязвлена стала» и «Загляну и увижу, каков я был, как думал и мечтал, а что человеку (между нами будет сказано) занимательнее самого себя?» Кому принадлежат эти суждения и в чём принципиальная разница между ними?
46. Кто был автором «срамных», непристойных стихов, распространявшихся в рукописных списках?
47. Какие герои являются рупорами авторских идей в «Недоросле» Фонвизина, «Почте духов» Крылова и «Путешествии...» Радищева?
48. Какое определение получил реализм XVIII в.?
49. Известны пушкинские отзывы о писателях XVIII в.: Державин - «бич ... », Радищев - « ... враг», Фонвизин - «друг ... ». Угадайте пропущенные слова.
50. Какая выдающаяся женщина была одновременно директором Петербургской Академии наук и президентом Российской, т. е. во главе двух академий?
51. Тираж какой трагедии и за что Екатерина II предписала «сжечь публично», а автор был арестован и умер под пытками?
52. Какая сатирическая комедия, обличающая неправый суд, написанная после фонвизинских пьес, пользовалась «громкой славой» (В. Г. Белинский)?
53. Кто был автором «Стихов похвальных России» и завещал эту тему русской литературе?
54. Кого из своих предшественников Пушкин сравнил с Колумбом: «Древняя Россия, казалось, найдена ... , как Америка Колумбом»? А вскоре это сравнение было применено другим автором и к другому писателю. Кем и к кому?
55. Почти все писатели XVIII в. совмещали литературную деятельность с государственной службой (статской или военной) и нередко достигали высоких чинов и должностей (министров, губернаторов, сенаторов). А были среди них не пожелавшие служить и выбравшие жизнь частного человека?
56. Что противопоставили сентименталисты классицистическому рационализму?
57. Как объяснялось слово «чувствительность» в «академическом» словаре XVIII в.: «качество трогающегося человека ... другого»?
58. На какие теории природного равенства и «естественного» человека опирались русские сентименталисты?
59. Что они идеализировали как основу государства и как высокую человеческую добродетель?
60. Какие любимые жанры были у классицистов, а какие - у сентименталистов? В каком из жанров появилось обращение к печальной луне: «Прийди ж грустить со мною, Луна, печальный друг!»?
61. Какой поэт-сентименталист написал песенку о «сизом голубочке», который льет слёзы об «улетевшем дружочке», и был предшественником Крылова в басенном жанре?
62. Почему И. Дмитриев называл себя «рядовым на Пинде воином»?
63. В своей поэме «Модная жена» Дмитриев показал богатого старика Пролаза, который за полвека «дополз до степени известна человека», стал ездить «шестеркою в карете», на что имели право генералы, и, женившись на молодой, платит ей за ласки. Этот образ отзовется в двух произведениях XIX в.: в одном рассказано о старике, который добился денег и чинов благодаря умению «сгибаться вперегиб», в другом мелькнёт на балу некий Проласов, «заслуживший известность низостью души». В каких произведениях?
64. К VII главе «Евгения Онегина» предпосланы строки Дмитриева из стихотворения «Освобождение Москвы» (1795): «Москва ... дочь любима, Где равную тебе сыскать?» Чья дочь и какое освобождение имеется в виду?
65. Какие два поэта, родственники и друзья, издали свои поэтические сборники под заглавиями: «Мои безделки» и «И мои безделки» в противовес «Творениям» классицистов (М. Хераскова, Н. Николева)?
66. Два поэта XVIII в., основываясь на одном образце, написали стихотворения, начав их так: «Я знак бессмертия себе воздвигнул Превыше пирамид и крепче меди» и «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный, Металлов крепче он и выше пирамид». Назовите этих поэтов и добавьте к ним третьего, процитировав начало его стихотворения. К какому образцу они обратились?
67. Какие литературные журналы, ставящие своей задачей приохотить публику к чтению, издавались во второй половине XVIII в. под аналогичными названиями: «Полезное ... », «Невинное ... », «Доброе ... »?
68. В какой популярной в конце XVIII в. поэме рассказывается история любви русской Психеи к Амуру?
69. На какую литературную героиню XIX в. похожа Душенька с её простодушием и любопытством?
70. Строка «Во всех ты, Душенька, нарядах хороша» будет использована Пушкиным в качестве эпиграфа к одному произведению. Какому?
71. Имя пушкинского королевича Елисея встречается в ироикомической поэме XVIII в., в которой описаны приключения «детины взрачного», пьяницы-ямщика Елисея, а его характеристика напоминает другого пушкинского персонажа: «Картежник, пьяница, буян, боец кулачный» (ср. у Пушкина «некогда буян, картежной шайки атаман», «как зюзя пьяный»). Назовите поэму и её автора, а также пушкинского героя.
72. Существовала в XVIII в. и массовая литература, популярная и читаемая в «низах»: в Петровское время это была авантюрная повесть «Жизнь и приключения Ваньки Каина», в конце столетия - роман о вдове убитого под Полтавой солдата Мартоне, смелой и находчивой женщине, сумевшей разбогатеть. Кто был героем повести и как назывался роман?
73. Кем составлены были сборники русских песен, былин и сказок, собранные и изданные в XVIII в.?
74. Кем были написаны песни «Выйду я на реченьку», «Среди долины ровныя», «Стонет сизый голубочек», вошедшие в популярные песенники?
75. Кого современники называли «русским Лафонтеном» за то, что он пересказывал французских баснописцев (Лафонтена и Флориана) в русском духе: кроликов у него зовут Иваном, Петром и Софроном, горничных - Дуняшей и Парашей, а Дон-Кишот ухаживает за толстой коровницей Аглаей?
76. Кого из античных авторов выбирали чаще других русские поэты в качестве образца, переводя их стихи и создавая свои по мотивам стихов этих авторов?
77. В литературной борьбе писатели сочиняли друг на друга эпиграммы и пародии: Сумароков - на Тредиаковского и Ломоносова, Чулков - на Сумарокова и Хераскова, Дмитриев - на Шишкова («Седящий на мешках славяно-русских слов»). Кто был адресатом следующей пародии: «Аз чудо-певец, строгий Пиита, Красного слова борзой писец, Сиречь чья стопно мысль грановита...» и получил прозвище Тресотиниус? А кого прозвали Фирсом Фирсовичем Гомером?
78. Остроумную пародию на популярную в то время песню «Я птичкой быть желаю» придумал Дмитриев: «Я ... быть желаю, Всегда чтобы храпеть; Нет нужды, что залаю И что не буду петь». Кем быть желает автор?
79. Какие строки поэта XX в. напоминает высказывание Карамзина: «Я хочу жить и умереть в своем любезном Отечестве, но после России нет для меня земли приятнее Франции»?
80. Судьбы многих русских писателей XVIII в. были драматичны, а порой и трагичны. Екатерина II, считая себя главным учителем своих подданных, не терпела и боялась людей умных и либерально настроенных: одних отправляла в отставку, других - в ссылку, третьих - в крепость, четвертым «затыкала рты», запрещая печататься и издавать журналы. Назовите этих писателей.
81. Кому принадлежат две поэтические характеристики XVIII в.: одна, более обличительная и социальная - «Попы стараются обманывать народ, Слуги дворецкого, дворецкие - господ, Друг друга - господа, а знатные бояря Нередко обмануть хотят и государя»; вторая историческая и философская: «Нет, ты не будешь забвенно, столетье безумно и мудро. Будешь проклято во век, в век удивлением всех. Крови - в твоей колыбели, припевание - громы сражениев; Ах, омоченно в крови ты ниспадаешь в гроб»?


Ответы

1. «Ведомости», в Петровскую эпоху (1702).
2. Исключены «юс большой» и «юс малый».
3. «Гистория о российском матросе Василии Кариотском», «Гистория о храбром российском кавалере Александре» (1-я треть XVIII в.).
4. Феофана Прокоповича (1681-1736).
5. Неумеренное употребление тропов и фигур, пышное красноречие, выступал за произведения, приносящие «услаждение и пользу».
6. Антиох Кантемир - сын молдавского господаря (1708-1744).
7. С Вольтером, Фонтенелем, Монтескье.
8. «Петиметр» по-французски - щёголь, франт и вертопрах, рабски подражающий заграничной моде.
9. Заимствуя из французского, переделывал на русский лад.
10. Сатиры «На хулящих учения. К уму своему» (Сатира I), «На зависть и гордость дворян злонравных. Филарет и Евгений» (Сатира II) и др.
11. В Москве, в 1755 г. по инициативе Ломоносова, но его даже не пригласили на открытие.
12. М. В. Ломоносова.
13. Василий Тредиаковский (1703-1769), из Астрахани.
14. «Езда в остров Любви» П. Тальмана; «Поэтическое искусство».
15. «Телемахида» (1766).
16. К «Путешествию из Петербурга в Москву» Радищева; обличение русского самодержавия.
17. В замене силлабического стихосложения силлабо-тоническим, основанным на чередовании сильных и слабых слогов, т. е. на принципе ударности в русском языке.
18. Ломоносов выбрал ямб, а Тредиаковский - хорей.
19. Ломоносов и Сумароков.
20. Теории «трех штилей» (низкий, средний и высокий) и теории «трех единств» (места, времени и действия).
21. Оду, героическую поэму и трагедию; комедию, сатиру, басню.
22. А. П. Сумарокова (1717-1777).
23. «Гамлет».
24. «Димитрий Самозванец» (1771) и «Борис Годунов» (1825).
25. «...язык».
26. Романы (статья «О чтении романов», 1759).
27. Талия - муза комедии, Мельпомена - трагедии, и их не надо смешивать.
28. «Стрекоза». «Ты всё пела? Это дело: Так поди же, попляши!».
29. «...влюбись».
30. «...ног».
31. а) «...истина» и «...ложь»; б) «...власть»; в) «...победят»; г) «...мысль»; д) «...мечты».
32. «...их труд ядите», «...безумства много» из притч «Жуки и пчёлы» и «Сатир и гнусные люди»; обличение дворянского сословия и всего общества.
33. А. С. Пушкин.
34. О Петре I и Екатерине II.
35. «Трутень» (1769-1770) Н. И. Новикова - с журналом «Всякая всячина».
36. Н. И. Новикова; освобождён при Павле I (1792-1796).
37. Фонвизинскую Простакову («Недоросль»).
38. П. Плавильщиков; единство места, времени и действия.
39. «Почта духов» (1789).
40. Н. А. Добролюбов; «Русская сатира в век Екатерины» (1859).
41. Комедию Д. И. Фонвизина «Недоросль».
42. О Фонвизине сказано Пушкиным, который подчеркнул тем самым знание русского языка и русской жизни писателем из обрусевших немцев.
43. Державин и Радищев, о котором так отозвалась Екатерина II.
44. «Я царь - я раб, я червь - я бог» Державина и «Не скот, не дерево, не раб, но человек» Радищева.
45. Радищеву и Карамзину - один взглянул вокруг и увидел чужие страдания, другой заглянул в свою душу и занялся самоанализом.
46. И. С. Барков.
47. Стародум, сильф Дальновид и путешественник.
48. Просветительский.
49. «...вельмож», «рабства...», «...свободы».
50. Княгиня Екатерина Дашкова (1744-1810).
51. Трагедия Я. Б. Княжнина «Вадим Новгородский» (1789), главный герой которой - республиканец и тираноборец - отстаивает вольность новгородцев и осуждает их за то, что они призывают на царство Рюрика и сами просят неволи.
52. «Ябеда» (1794) В. В. Капниста.
53. В. К. Тредиаковский.
54. Карамзина («...Карамзиным»); Белинским - к Жуковскому, который открыл романтизм в русской поэзии, как Колумб Америку.
55. Н. М. Карамзин, оставивший военную службу в юности.
56. Культ чувства, точнее, чувствительности.
57. «...несчастиям».
58. На теории французских просветителей и, в частности, Ж.-Ж. Руссо.
59. Семью и дружбу.
60. Оды и трагедии; элегии и дружеские послания; в элегии Капниста «На смерть Юлии».
61. И. И. Дмитриев.
62. Пинд - горная цепь в Греции, одна из вершин её - Парнас, на котором обитали Аполлон и музы.
63. В рассказе Фамусова о Максиме Петровиче в «Горе от ума» Грибоедова; в «Евгении Онегине» Пушкина.
64. Дочь России; подвиг Пожарского и изгнание поляков из России.
65. Н. Карамзин и И. Дмитриев.
66. Ломоносов и Державин; Пушкин: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа». К оде Горация «К Мельпомене».
67. «...увеселение», «...упражнение», «...намерение».
68. В поэме И. Ф. Богдановича «Душенька» (1778).
69. На Людмилу из поэмы Пушкина «Руслан и Людмила».
70. К повести «Барышня-крестьянка».
71. «Елисей, или Раздражённый Вакх» В. И. Майкова (1771); Зарецкий из «Евгения Онегина».
72. Реальное лицо - московский вор и разбойник, а потом сыщик; «Пригожая повариха» М. Д. Чулкова (1770).
73. М. Д. Чулковым, Киршей Даниловым и В. А. Левшиным: «Собрание разных песен», «Древние Российские стихотворения», «Русские сказки».
74. Ю. А. Нелединским-Мелецким, А. Ф. Мерзляковым, И. И. Дмитриевым.
75. И. И. Дмитриева.
76. Горация и Анакреонта.
77. Тредиаковский; Ломоносова.
78. «...моськой».
79. В. В. Маяковского «Я хотел бы жить и умереть в Париже, Если б не было такой земли - Москва!».
80. Фонвизин, Радищев, Новиков, Крылов и Карамзин.
81. Фонвизину («Послание к слугам моим...») и Радищеву («Осьмнадцатое столетие»).

 
« Пред.   След. »