Подготовка к экзамену: А.П. Чехов |
25.03.2011 г. | ||||||
Страница 1 из 4 Антон Павлович ЧЕХОВ (1860-1904) Его врагом была пошлость, и он всю жизнь боролся с ней. А. М. Горький Рассказы Чехов-рассказчик. Стиль Чехова-рассказчика: «открытые финалы», «музыкальность», «поэтичность», психологическая и символическая деталь. Темы настоящей правды, социального и философского безумия в рассказе «Палата № 6». Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего - предметы рассказов Чехова «Попрыгунья», «Человек в футляре», «Крыжовник», «Учитель словесности», «Ионыч», «Душечка», «Случай из практики», «Дама с собачкой», «Дом с мезонином». «Не позволяй душе лениться», - призывает Н. Заболоцкий. «...Человек, - вторит ему Ч. Айтматов (роман «Тавро Кассандры»), - не сотворен изначально добродетельным, отнюдь нет, для этого требуется неустанно прилагать душевные усилия и всякий раз, с каждым новым рождением, заново приступать к этому - для достижения недостижимого идеала. И все в человеке должно быть направлено на это. Только тогда он человек». Человек сам «творит» свою душу. Леность человеческой души приводит к ее гибели. Об этом с присущей Чехову психологической тонкостью - вышеназванные «Попрыгунья», «Человек в футляре», «Крыжовник», «Учитель словесности», «Ионыч». При повторении темы «Рассказы А. П. Чехова» обратите внимание на следующее: 1. Выясните время написания рассказа, задумайтесь и постарайтесь объяснить смысл заглавия. 2. Подумайте, какова тема рассказа, в какой тональности он написан и почему; каково общее впечатление от рассказа. 3. Постарайтесь объяснить, чем рассказ интересен (проблемами, показом героев, их взаимоотношений и др.), какие чувства и мысли вызвало у вас чтение рассказов. Подумайте, что нового о мире, людях и жизни рассказал автор. Как художественное мастерство писателя (приемы обрисовки героев, «открытые финалы», язык, психологические и символические детали, музыкальность, «ионичность») помогают читателю увидеть авторскую позицию, его отношение к миру и человеку? Продумайте план и форму своего высказывания. Главное - старайтесь обосновать и доказать все свои суждения, выводы, предположения. Вопросы для повторения рассказа «Ионыч» - Какие стороны жизни Старцева открывает Чехов, чтобы показать нравственное оскудение героя? В чем и как проявляется «футлярное» существование Старцева? - Чем объясняет автор превращение Старцева в Ионыча и кого считает повинным в этой эволюции? Как раскрыт конфликт обыденного и идеального в рассказе? - Одинаково ли относится Чехов к Екатерине Ивановне и ее родителям на всем протяжении рассказа? - Так кто же он, Ионыч? Хороший или плохой человек? Темы сочинений по рассказам А. П. Чехова Почему и как доктор Старцев стал Ионычем? Проблема ответственности человека в рассказе А. П. Чехова «Ионыч». Что погубило доктора Старцева? Чеховский подтекст (на материале рассказов «Палата № б», «Попрыгунья», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч», «Учитель словесности»). Своеобразие стиля Чехова-прозаика (на примере рассказов «Палата № 6», «Попрыгунья», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч», «Учитель словесности»). «Его врагом была пошлость, и он всю жизнь боролся с ней» (М. Горький). «Любовь изменила их обоих» (по рассказу «Дама с собачкой»). Философская глубина изображения природы и ее связи с человеком в повести «Степь». «Нет, больше жить так невозможно» (по рассказам А. П. Чехова). «Всюду - палата № 6» (Н. С. Лесков) (по произведениям А. П. Чехова). Жизненные идеалы героев рассказа «Крыжовник». «Главное - перевернуть жизнь» (по рассказу «Невеста»). Большие темы маленьких рассказов А. П. Чехова. Своеобразие тематики и стиля рассказов А. П. Чехова. «Берегите в себе человека» (А. П. Чехов). Почему жизнь Алехина не удалась? (По рассказу «О любви».) Призрачное и реальное в рассказе А. П. Чехова «Черный монах». Надя Шумина и Аня Раневская (по рассказу «Невеста» и пьесе «Вишневый сад»). Роль ключевой психологической детали в изображении героя (на материале одного из рассказов). Чтение и рецензирование сочинений 1. «Его врагом была пошлость, и он всю жизнь боролся с ней» (М. Горький). 2. Почему доктор Старцев стал Ионычем? (По рассказу А. П. Чехова «Ионыч».) «Его врагом была пошлость, и он всю жизнь боролся с ней» (М. Горький) (По творчеству А. П. Чехова) Беспощадная пошлость ни тени Положить не успела на нем... |
« Пред. | След. » |
---|