Подготовка к экзамену: А.П. Чехов
25.03.2011 г.
Оглавление
Подготовка к экзамену: А.П. Чехов
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Антон Павлович ЧЕХОВ (1860-1904)
Его врагом была пошлость, и он всю жизнь боролся с ней.


А. М. Горький
Рассказы

Чехов-рассказчик. Стиль Чехова-рассказчика: «открытые финалы», «музыкальность», «поэтичность», психологическая и символическая деталь.

Темы настоящей правды, социального и философского безумия в рассказе «Палата № 6».

Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего - предметы рассказов Чехова «Попрыгунья», «Человек в футляре», «Крыжовник», «Учитель словесности», «Ионыч», «Душечка», «Случай из практики», «Дама с собачкой», «Дом с мезонином».

«Не позволяй душе лениться», - призывает Н. Заболоцкий. «...Человек, - вторит ему Ч. Айтматов (роман «Тавро Кассандры»), - не сотворен изначально добродетельным, отнюдь нет, для этого требуется неустанно прилагать душевные усилия и всякий раз, с каждым новым рождением, заново приступать к этому - для достижения недостижимого идеала. И все в человеке должно быть направлено на это. Только тогда он человек». Человек сам «творит» свою душу. Леность человеческой души приводит к ее гибели. Об этом с присущей Чехову психологической тонкостью - вышеназванные «Попрыгунья», «Человек в футляре», «Крыжовник», «Учитель словесности», «Ионыч».

При повторении темы «Рассказы А. П. Чехова» обратите внимание на следующее:

1. Выясните время написания рассказа, задумайтесь и постарайтесь объяснить смысл заглавия.

2. Подумайте, какова тема рассказа, в какой тональности он написан и почему; каково общее впечатление от рассказа.

3. Постарайтесь объяснить, чем рассказ интересен (проблемами, показом героев, их взаимоотношений и др.), какие чувства и мысли вызвало у вас чтение рассказов.

Подумайте, что нового о мире, людях и жизни рассказал автор. Как художественное мастерство писателя (приемы обрисовки героев, «открытые финалы», язык, психологические и символические детали, музыкальность, «ионичность») помогают читателю увидеть авторскую позицию, его отношение к миру и человеку?

Продумайте план и форму своего высказывания. Главное - старайтесь обосновать и доказать все свои суждения, выводы, предположения.
Вопросы для повторения рассказа «Ионыч»

- Какие стороны жизни Старцева открывает Чехов, чтобы показать нравственное оскудение героя? В чем и как проявляется «футлярное» существование Старцева?

- Чем объясняет автор превращение Старцева в Ионыча и кого считает повинным в этой эволюции? Как раскрыт конфликт обыденного и идеального в рассказе?

- Одинаково ли относится Чехов к Екатерине Ивановне и ее родителям на всем протяжении рассказа?

- Так кто же он, Ионыч? Хороший или плохой человек?
Темы сочинений по рассказам А. П. Чехова

Почему и как доктор Старцев стал Ионычем?

Проблема ответственности человека в рассказе А. П. Чехова «Ионыч».

Что погубило доктора Старцева?

Чеховский подтекст (на материале рассказов «Палата № б», «Попрыгунья», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч», «Учитель словесности»).

Своеобразие стиля Чехова-прозаика (на примере рассказов «Палата № 6», «Попрыгунья», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч», «Учитель словесности»).

«Его врагом была пошлость, и он всю жизнь боролся с ней» (М. Горький).

«Любовь изменила их обоих» (по рассказу «Дама с собачкой»).

Философская глубина изображения природы и ее связи с человеком в повести «Степь».

«Нет, больше жить так невозможно» (по рассказам А. П. Чехова).

«Всюду - палата № 6» (Н. С. Лесков) (по произведениям А. П. Чехова).

Жизненные идеалы героев рассказа «Крыжовник».

«Главное - перевернуть жизнь» (по рассказу «Невеста»).

Большие темы маленьких рассказов А. П. Чехова.

Своеобразие тематики и стиля рассказов А. П. Чехова.

«Берегите в себе человека» (А. П. Чехов).

Почему жизнь Алехина не удалась? (По рассказу «О любви».)

Призрачное и реальное в рассказе А. П. Чехова «Черный монах».

Надя Шумина и Аня Раневская (по рассказу «Невеста» и пьесе «Вишневый сад»).

Роль ключевой психологической детали в изображении героя (на материале одного из рассказов).
Чтение и рецензирование сочинений

1. «Его врагом была пошлость, и он всю жизнь боролся с ней» (М. Горький).

2. Почему доктор Старцев стал Ионычем? (По рассказу А. П. Чехова «Ионыч».)
«Его врагом была пошлость, и он всю жизнь боролся с ней» (М. Горький)
(По творчеству А. П. Чехова)
Беспощадная пошлость ни тени
Положить не успела на нем...

 
« Пред.   След. »