Подготовка к экзамену: Ф.М. Достоевский |
25.03.2011 г. | |||||
Страница 1 из 3 Федор Михайлович ДОСТОЕВСКИЙ (1821-1881 )«Преступление и наказание» «Преступление и наказание» - первый идеологический роман. Уголовно-авантюрная основа и ее преобразование в сюжете произведения. Противопоставление «преступления» и «наказания» в композиции романа. Композиционная роль «снов» Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно-нравственных и социальных представлений. «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Исповедальное начало как способ самораскрытия души. Полифонизм романа и диалоги героев. Оценка романа в критике. Вопросы для повторения - Что толкает Раскольникова на убийство старухи-процентщицы? - В чем состоит «наполеонство» Раскольникова? - Почему в сцене чтения Евангелия Раскольниковым и Соней редакция журнала, в котором впервые печатался роман Достоевского, увидела «следы нигилизма» и потребовала ее изъятия? - Что заставляет Раскольникова пойти на «явку с повинною»? - В чем состоит наказание Раскольникова? - Прав ли Достоевский в своем суждении о герое времени? - В чем суть внутренней борьбы Раскольникова до преступления? - Каким образом повлияли на него встреча с Мармеладовым в распивочной, эпизод с пьяной девочкой, письмо матери? - С какой целью вводит Достоевский в роман сон Раскольникова перед преступлением? - Почему теория Раскольникова изложена в романе после убийства? - Почему Раскольников не вынес убийство нравственно? - Что объединяет Раскольникова и Свидригайлова? - Что общего и различного у героя с Лужиным? - Почему Раскольников пришел именно к Соне после убийства? - Почему Порфирий Петрович не арестовал Раскольникова? Чего он хотел от него? Зачем в третий раз пришел к герою? - За что Раскольникова не любили на каторге? Чем объясняется его заболевание? - Как вы думаете, почему Достоевский категорически отрицал, что он психолог, называя себя реалистом? - Какое место в изображении героев занимает их внутренний монолог? - Как вы докажете, что Достоевский - непревзойденный мастер диалога? - Почему в литературе о Достоевском часто связывают особенности его творчества с традициями европейского авантюрного романа? - Что нового внес Достоевский как художник в русскую литературу? Вспомним наизусть тексты из романа Часть II, глава VII, портрет Сони: «Из толпы, неслышно и робко, протеснилась девушка...» Часть III, глава IV, портрет Сони. Часть V, глава IV, диалог Раскольникова и Сони: «...начал я себя спрашивать и допрашивать: имею ль я право власть иметь?...Тварь ли я дрожащая или право имею...» Эпилог, глава II: «День опять был ясный и теплый». Темы сочинений по роману «Преступление и наказание» Гневное обличение мира насилия и несправедливости в романе. «Их воскресила любовь» (по роману «Преступление и наказание»). Христианские образы и мотивы в художественном мире романа. Теория идеи Раскольникова и ее крах. Образ Петербурга в романе. Образ Петербурга в романе и в иллюстрациях Д. Шмаринова. Автор и герой в романе. Судьбы униженных и оскорбленных на страницах романа. «...когда уже некуда больше идти» (по роману «Преступление и наказание»). Как развенчивается в романе теория Раскольникова. Социальные и философские истоки теории Раскольникова. Христианская концепция Достоевского и ее гуманизм в романе. Бунт Родиона Раскольникова. Родион Раскольников и Соня Мармеладова. Раскольников и Разумихин. Раскольников и Порфирий Петрович. Раскольников и Свидригайлов. Сравнительная характеристика героев. Анализ человеческой психологии в романе «Преступление и наказание». Образ Раскольникова в романе. Незабываемые страницы романа «Преступление и наказание». О чем меня заставил задуматься роман Достоевского «Преступление и наказание». Крушение и разочарование Родиона Раскольникова. «Правда» Сони Мармеладовой. Тема внутренней свободы и несвободы в творчестве Достоевского. Мастерство Достоевского в создании характера героя (на примере любого персонажа). Соня Мармеладова и Родион Раскольников читают Евангелие. Роль эпизода в романе Достоевского «Преступление и наказание». Чтение и рецензирование сочинений 1. Теория Раскольникова: «твари дрожащие» и «право имеющие» (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»). 2. Петербург в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Теория Раскольникова: «твари дрожащие» и «право имеющие» Федор Михайлович Достоевский - величайший русский писатель, страстный поборник идей гуманизма и справедливости. Максим Горький писал о нем: «Гениальность Достоевского неоспорима, по силе изобразительности его талант равен, может быть, только Шекспиру». Роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского - это произведение, посвященное истории того, как долго и трудно шла через страдания и ошибки душа к постижению истины. Для Достоевского, человека глубоко религиозного, смысл человеческой жизни заключается в постижении христианских идеалов любви к ближнему. Если рассмотреть преступление Раскольникова с этой точки зрения, то можно понять, что Достоевский выделяет в нем в первую очередь факт преступления нравственных законов, а не юридических. Родион Раскольников - человек, по христианским понятиям являющийся глубоко грешным. Имеется в виду не грех убийства, а гордыня, нелюбовь к людям, мысль о том, что все - «твари дрожащие», а он, возможно, «право имеющий». |
« Пред. | След. » |
---|