Подготовка к экзамену: Ф.М. Достоевский
25.03.2011 г.
Оглавление
Подготовка к экзамену: Ф.М. Достоевский
Страница 2
Страница 3
Федор Михайлович ДОСТОЕВСКИЙ (1821-1881 )
«Преступление и наказание»

«Преступление и наказание» - первый идеологический роман. Уголовно-авантюрная основа и ее преобразование в сюжете произведения. Противопоставление «преступления» и «наказания» в композиции романа. Композиционная роль «снов» Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно-нравственных и социальных представлений. «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Исповедальное начало как способ самораскрытия души. Полифонизм романа и диалоги героев. Оценка романа в критике.
Вопросы для повторения

- Что толкает Раскольникова на убийство старухи-процентщицы?

- В чем состоит «наполеонство» Раскольникова?

- Почему в сцене чтения Евангелия Раскольниковым и Соней редакция журнала, в котором впервые печатался роман Достоевского, увидела «следы нигилизма» и потребовала ее изъятия?

- Что заставляет Раскольникова пойти на «явку с повинною»?

- В чем состоит наказание Раскольникова?

- Прав ли Достоевский в своем суждении о герое времени?

- В чем суть внутренней борьбы Раскольникова до преступления?

- Каким образом повлияли на него встреча с Мармеладовым в распивочной, эпизод с пьяной девочкой, письмо матери?

- С какой целью вводит Достоевский в роман сон Раскольникова перед преступлением?

- Почему теория Раскольникова изложена в романе после убийства?

- Почему Раскольников не вынес убийство нравственно?

- Что объединяет Раскольникова и Свидригайлова?

- Что общего и различного у героя с Лужиным?

- Почему Раскольников пришел именно к Соне после убийства?

- Почему Порфирий Петрович не арестовал Раскольникова? Чего он хотел от него? Зачем в третий раз пришел к герою?

- За что Раскольникова не любили на каторге? Чем объясняется его заболевание?

- Как вы думаете, почему Достоевский категорически отрицал, что он психолог, называя себя реалистом?

- Какое место в изображении героев занимает их внутренний монолог?

- Как вы докажете, что Достоевский - непревзойденный мастер диалога?

- Почему в литературе о Достоевском часто связывают особенности его творчества с традициями европейского авантюрного романа?

- Что нового внес Достоевский как художник в русскую литературу?
Вспомним наизусть тексты из романа

Часть II, глава VII, портрет Сони: «Из толпы, неслышно и робко, протеснилась девушка...»

Часть III, глава IV, портрет Сони.

Часть V, глава IV, диалог Раскольникова и Сони:

«...начал я себя спрашивать и допрашивать: имею ль я право власть иметь?...Тварь ли я дрожащая или право имею...»

Эпилог, глава II: «День опять был ясный и теплый».
Темы сочинений по роману
«Преступление и наказание»

Гневное обличение мира насилия и несправедливости в романе.

«Их воскресила любовь» (по роману «Преступление и наказание»).

Христианские образы и мотивы в художественном мире романа.

Теория идеи Раскольникова и ее крах.

Образ Петербурга в романе.

Образ Петербурга в романе и в иллюстрациях Д. Шмаринова.

Автор и герой в романе.

Судьбы униженных и оскорбленных на страницах романа.

«...когда уже некуда больше идти» (по роману «Преступление и наказание»).

Как развенчивается в романе теория Раскольникова.

Социальные и философские истоки теории Раскольникова.

Христианская концепция Достоевского и ее гуманизм в романе.

Бунт Родиона Раскольникова.

Родион Раскольников и Соня Мармеладова.

Раскольников и Разумихин.

Раскольников и Порфирий Петрович.

Раскольников и Свидригайлов. Сравнительная характеристика героев.

Анализ человеческой психологии в романе «Преступление и наказание».

Образ Раскольникова в романе.

Незабываемые страницы романа «Преступление и наказание».

О чем меня заставил задуматься роман Достоевского «Преступление и наказание».

Крушение и разочарование Родиона Раскольникова.

«Правда» Сони Мармеладовой.

Тема внутренней свободы и несвободы в творчестве Достоевского.

Мастерство Достоевского в создании характера героя (на примере любого персонажа).

Соня Мармеладова и Родион Раскольников читают Евангелие. Роль эпизода в романе Достоевского «Преступление и наказание».
Чтение и рецензирование сочинений

1. Теория Раскольникова: «твари дрожащие» и «право имеющие» (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»).

2. Петербург в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
Теория Раскольникова: «твари дрожащие» и «право имеющие»

Федор Михайлович Достоевский - величайший русский писатель, страстный поборник идей гуманизма и справедливости. Максим Горький писал о нем: «Гениальность Достоевского неоспорима, по силе изобразительности его талант равен, может быть, только Шекспиру».

Роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского - это произведение, посвященное истории того, как долго и трудно шла через страдания и ошибки душа к постижению истины.

Для Достоевского, человека глубоко религиозного, смысл человеческой жизни заключается в постижении христианских идеалов любви к ближнему.

Если рассмотреть преступление Раскольникова с этой точки зрения, то можно понять, что Достоевский выделяет в нем в первую очередь факт преступления нравственных законов, а не юридических. Родион Раскольников - человек, по христианским понятиям являющийся глубоко грешным. Имеется в виду не грех убийства, а гордыня, нелюбовь к людям, мысль о том, что все - «твари дрожащие», а он, возможно, «право имеющий».

 
« Пред.   След. »