Подготовка к экзамену: Тютчев
27.03.2011 г.
Федор Иванович ТЮТЧЕВ (1803-1873)

Без него нельзя жить.

Л. Н. Толстой

Наследник классицизма и поэт-романтик. Философский характер тютчевского романтизма. Единство мира, обеспеченное единством противоположностей (внутреннего и внешнего, прошлого и настоящего, сна и бодрствования, непостижимого и рационального). Идеал Тютчева - слияние человека с Природой и Историей, «с божеско-всемирной жизнью» и его неосуществимость. Сочетание разномасштабных образов природы (космический охват с конкретно-реалистической детализацией). Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». Основной жанр - лирический фрагмент (осколок классицистических монументальных и масштабных жанров - героической или философской поэмы, торжественной или философской оды, вмещающей образ старых лирических или эпических жанровых форм).

Мифологизмы, архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных творений.
Вопросы для повторения

- В чем своеобразие поэзии Тютчева?

- Как соотносятся философская лирика Тютчева и философия Шеллинга?

- Каким образом выражена хрупкость, призрачность бытия в стихотворениях «Призрак», «Как неожиданно и ярко...», «День и ночь»?

- Как показано одиночество в стихотворениях «Странник», «Пошли, Господь, свою отраду...», «Душа моя - элизиум теней...»?

- Как идея живого единства и цельности всего мироздания, стремление к слиянию с природой находят воплощение в стихотворениях «Мировая душа», «Пиллинг», «Не то, что мните вы, природа...», «Певучесть есть в морских волнах...», «Весна», «Проблеск», «Видение»?

- В чем заключаются натурфилософские поиски Тютчева?

- Как в любовной лирике Тютчева раскрываются драматические переживания героя?
Стихотворения

«Есть в осени первоначальной...» (1852)

«Осенний вечер» (1830)

«Умом Россию не понять...» (1866). (Каким размером написано стихотворение?)

«Весенние воды» (1830)

«Еще земли печальный вид...» (1836)

«Неохотно и несмело...» (1849)

«Листья» (1830)

«Что ты клонишь над водами...» (1836)

«Фонтан» (1836)

«Как весел грохот летних бурь...» (1851)

«Молчание! (Silentium)» (1830)

«Я помню время золотое...» (1836)

«О чем ты воешь, ветр ночной?..» (1836)

«Зима недаром злится...» (1836)

«Не то, что мните вы, природа...» (1836)

«Еще томлюсь тоской желаний...» (1848)

«Слезы людские, о слезы людские...» (1848)

«Русской женщине» (1848-1849)

«О, как убийственно мы любим...» (1851)

«В разлуке есть высокое значенье...» (1851)

«Чему молилась ты с любовью...» (1851-1852)

«Чародейкою Зимою...» (1852)

«Ты, волна моя морская...» (1852)

«Последняя любовь» (1852-1854)

«Эти бедные селенья...» (1855)

«Весь день она лежала в забытьи...» (1864)

«Как хорошо ты, о море ночное...» (1865)

«Нам не дано предугадать...» (1869)

«Весенняя гроза» (1854)

«Я встретил вас...» (1870) и другие стихотворения.
Вспомним наизусть

«О, как убийственно мы любим...» (1851)

«Эти бедные селенья...» (1855)

«Умом Россию не понять...» (1866)

«Чему молилась ты с любовью...» (1851-1852)

«Весенние воды» (1830)

«Неохотно и несмело...» (1849)

«Летний вечер» (1828)

«Цицерон» (1830)

«Нам не дано предугадать...» (1869)

«Она сидела на полу...» (1858)

«Есть в осени первоначальной...» (1852)
Темы сочинений

Философский характер лирики Тютчева.

Пейзажная лирика Тютчева.

Мой Тютчев.

Лирика Тютчева в моем восприятии.

Мое любимое стихотворение Тютчева (восприятие, оценка, истолкование).
Чтение и рецензирование сочинения
Лирика Ф. И. Тютчева в моем восприятии
Среди громов, среди огней,
Среди клокочущих страстей,
В стихийном, пламенном раздоре,
Она с небес слетает к нам -
Небесная к земным сынам,
С лазурной ясностью во взоре -
И на бунтующее море
Льет примирительный елей.


Ф. И. Тютчев. «Поэзия»

С детских лет нам сопутствует поэзия Федора Ивановича Тютчева. Я еще не умела читать, но уже знала наизусть:

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

В России все - от мала до велика - знают это стихотворение.

Строки стихотворения «Весенняя гроза», его образы и его звучание слились для меня с образом и звучанием весенней грозы, стали ее выражением. Оно давно стало наиболее емким и поэтически точным выражением грозы над полем, лесом, садом, над зелеными просторами зачинающейся весны в России.

Стихотворение «Весенняя гроза» по праву называют классическим. Оно выдержало труднейшее испытание временем и осталось живым произведением русской поэзии.

Несколько слов я хочу сказать о самом поэте. Федор Иванович Тютчев родился 5 декабря 1803 года в селе Овстуг Орловской губернии, в семье брянского помещика И. Н. Тютчева. Первоначальное образование он получил дома, под руководством поэта Раича, пробудившего в своем питомце любовь к литературе. Пятнадцатилетним мальчиком за стихотворное подражание поэту Горацию Тютчев был принят в Общество любителей российской словесности. По окончании Московского университета Тютчев поступил на службу в Коллегию иностранных дел и в 1822 году был послан за границу. Там, в Германии и Италии, он прожил двадцать два года. Многолетнее пребывание за рубежом только внешне отдалило Тютчева от родины. На чужбине Тютчев вырос в глубоко своеобразного поэта-лирика, изумительного мастера русского слова.

Своеобразной была судьба Тютчева-поэта. Долгое время в читательских кругах его или попросту не замечали, или же считали поэтом «для немногих». Когда-то И. С. Тургенев утверждал: «О Тютчеве не спорят, - кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии». Но поэты бывают разные, и сама поэзия многолика. Любовь к тому или иному поэту зависит прежде всего от причин субъективных, индивидуальных, и навязать ее нельзя.

Некогда Фет назвал Тютчева «одним из величайших лириков, существовавших на земле».

Тютчева принято называть певцом природы. Автор «Весенней грозы» и «Весенних вод» был тончайшим мастером стихотворных пейзажей. Но в его вдохновенных стихах, воспевающих картины и явления природы, нет бездумного любования.

Когда я читаю и перечитываю стихотворения Федора Ивановича Тютчева, то размышляю о загадках мироздания, о вековых вопросах человеческого бытия. Идея торжества природы и человека пронизывает собой лирику Тютчева, определяя некоторые основные особенности его поэтики. Для него природа - такое же одушевленное, «разумное» существо, что и человек:

«В ней есть душа, в ней есть свобода. В ней есть любовь, в ней есть язык». Через обращение к природе Тютчев нередко раскрывает сложный мир человеческой души во всем богатстве его переживаний.

К лучшим созданиям Тютчева принадлежат и любовные стихотворения, проникнутые глубочайшим психологизмом, подлинной человечностью, благородством и прямотой в раскрытии сложнейших душевных переживаний:

Я встретил вас - и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое -
И сердцу стало так тепло...

Это одно из самых моих любимых стихотворений. Читаешь его и слышишь неповторимый голос Козловского, поющего этот романс. Это одно из самых задушевных стихотворений поэта. На склоне лет Тютчев испытал самое большое в своей жизни чувство - любовь к Е. А. Денисьевой. Именно с этой «последней любовью» связаны многие шедевры тютчевской лирики:

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя...
Год не прошел - спроси и сведай,
Что уцелело от нея?

Или другие пронзительные строки:

Чему молилась ты с любовью,
Что, как святыню, берегла,
Судьба людскому суесловью
На поруганье предала.

Эти и другие стихотворения («Не говори: меня он, как и прежде, любит...», «Весь день она лежала в забытьи...»), взятые вместе, образуют так называемый «денисьевский цикл», по своей проникновенности и трагической силе в передаче сложной и тонкой гаммы чувств не имеющий равного не только в русской, но и в мировой любовной лирике. Эти лучшие образцы любовной лирики Тютчева тем замечательны, что в них личное, индивидуальное, пережитое самим поэтом поднято до значения общечеловеческого.

Тютчев писал о природе, писал о любви. Это и давало, казалось бы, основание относить его к жрецам «чистой поэзии». Но критик Н. А. Добролюбов находил, что поэту доступны «и знойная страстность, и суровая энергия, и глубокая душа, возбуждаемая не одними стихийными явлениями, но и вопросами нравственными, интересами общественной жизни». К числу таких дум о современности принадлежит и замечательное стихотворение «Русской женщине», рисующее беспросветную женскую долю старой России.

Вдали от солнца и природы,
Вдали от света и искусства,
Вдали от жизни и любви
Мелькнут твои младые годы,
Живые помертвеют чувства,
Мечты развеются твои...

И жизнь твоя пройдет незрима,
В краю безлюдном, безымянном,
На незамеченной земле, -
Как исчезает облак дыма
На небе тусклом и туманном,
В осенней беспредельной мгле...

В другом стихотворении - «Эти бедные селенья...», несмотря на славянофильскую идеализацию терпения и смирения, якобы присущих русскому народу, сказались свойственные поэту гуманизм, и гражданский пафос, и чувство Родины.

Эти бедные селенья,
Эта скудная природа -
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!

Поэзия Тютчева - это своеобразная лирическая исповедь человека, посетившего «сей мир в его минуты роковые», в эпоху крушения веками складывавшихся социальных устоев, нравственных догм и религиозных верований. Самого себя поэт осознает «обломком старых поколений», вынужденным уступить дорогу «новому, младому племени». И в то же время он сам, детище нового века, несет в своей душе «страшное раздвоение». Как ни горько ему плестись «с изнеможением в кости навстречу солнцу и движенью», он испытывает не тоскливое томление о прошлом, а сильное влечение к настоящему. Однажды он писал:

Не о былом вздыхают розы
И соловей в ночи поет;
Благоухающие слезы
Не о былом Аврора льет, -
И страх кончины неизбежной
Не сеет с древа ни листа:
Их жизнь, как океан безбрежный,
Вся в настоящем разлита.

Эти строки многое разъясняют в лирике Тютчева. Стремление жить в «настоящем» было до конца дней присуще поэту.

Читая стихи Тютчева, я вновь и вновь поражаюсь неисчерпаемому богатству русского языка. Взыскательное отношение к стихотворному мастерству отличает Тютчева. Несмотря на то что поэт «не писал, а лишь записывал свои стихи», он не раз возвращался к записанному, отделывал, отчеканивал то, что как бы невольно сорвалось с его пера, добиваясь предельной ясности и точности образа.

В своем знаменитом стихотворении «Молчание!» поэт признавался:

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.

Однако стихи Тютчева служат лучшим доказательством не бессилия, а могущества слова. Мысль никогда не оборачивалась в них ложью. И как бы ни был сложен в душе поэта строй «таинственно-волшебных дум», они, вопреки его собственному мнению, все больше и больше находят путь к сердцу другого.

Рецензия. В сочинении «Лирика Ф. И. Тютчева в моем восприятии» верно и глубоко раскрыта предложенная тема, показано при этом хорошее знание творчества поэта. Сочинение очень личностное, эмоциональное, в нем отражены мотивы лирики Ф. И. Тютчева, чутко подмечено, что поэзия Тютчева - своеобразная лирическая исповедь человека, посетившего «сей мир в его минуты роковые».

Сочинение написано в жанре литературно-критической статьи, в которой присутствует большой элемент эссеистики.

Работа отличается зрелостью суждений и выводов, свободным владением литературным языком.
Современное прочтение классики
Новейшие публикации о Ф. И. Тютчеве

Игнатенко Л. А. «Я встретил вас...» // Литература в школе. - 1995. - № 2.

Есин А. Б. Русская литература 19 века. - М.: Флинта, 1997.

Харитонова О. Н. Любовная лирика Ф. И. Тютчева // Литература школе. - 1998. - № 1.

Кошелев В. А. Легенда о Тютчеве // Литература в школе. - 1998. - № 1.

Маркина Е. Е. Стихотворение Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...» // Русский язык в школе. - 1998. - № 2.

Летопись жизни и творчества Ф. И. Тютчева, 1803-1844. - «Литограф»: Музей-усадьба «Мураново» им. Ф. И. Тютчева, 1999. - С. 342.
 
« Пред.   След. »