Подготовка к экзамену: Гоголь |
27.03.2011 г. | |||||
Страница 3 из 3 «Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух, летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства». Рецензия. Сочинение «Путешествие по России», написанное в жанре путешествия по страницам произведений А. Н. Радищева и Н. В. Гоголя, эмоционально и убедительно выражает его главную мысль: любовь к Отечеству, заботу о будущем его, желание счастливой судьбы Родины, народа. Читаю свое любимое произведение Н. В. Гоголя У каждого из нас есть любимые произведения. И уже давно я на свою «заветную полку» поставил поэму Н. В. Гоголя «Мертвые души». О чем эта поэма? Что меня в ней привлекает? Поэма была задумана Гоголем как широкое эпическое полотно, где автор берется правдиво отразить, как в чистом зеркале, живую современность. В поэме отразилась Россия первой трети XIX века - Россия того времени, когда царское правительство, расправившись с декабристами, с мечтами лучших людей страны о введении республиканского правления, усиленно создавало чиновничье-бюрократический аппарат, когда пошли в гору напористые Чичиковы - дельцы-приобретатели, способные делать деньги из чего угодно. Поэма построена в форме путешествия и дает читателю заглянуть во все интересующие его глубины. Предмет внимания - «господин средней руки». Гоголь сперва принимается за чиновничество. Каждый отдельный представитель этого класса предстает перед нами как существо неприглядное, безликое, невежественное, мелкое, трусливое и пустое. В массе же своей чиновник в России составляет решающую силу: связанные круговой порукой, они переиначили в своих интересах мораль и закон, на этой благодатной почве процветают взяточничество, подхалимство, пакостничество, кляузничество, отравляя все вокруг духом гниения. В образах же помещиков, нарисованных Гоголем живо и детально, замечательная хитрость автора обнаруживается: каждый из них по-своему жутко и смехотворно исказил, изуродовал человеческую природу. Люди не живут - лишь жалко существуют, не создавая истинных ценностей, поклоняясь ложным богам, не заботясь об оставляемом следе. Посмотрите, каков главный герой Павел Иванович Чичиков. Он самый мертвый из мертвых. Мошенник «с претензией», он не способен к созиданию, но любой ценой хочет достичь материального благополучия. Оказывается, он не менее деликатен, чем Манилов, способен копить более упорно, чем Коробочка, может кутнуть не хуже Ноздрева, а в умении «прилгнуть» далеко превзойдет этого болтуна; он прижимист и деловит, как Собакевич, в бережливости не уступит Плюшкину той поры, когда тот еще был мудрым хозяином, а в искусстве брать взятки перещеголял Ивана Антоновича-«кувшинное рыло». Но есть черта в его характере, которая придает его свойствам новое значение и делает его первым лицом в галерее подлости. Какая? Поразительная гибкость, цепкость, приспособляемость к любым обстоятельствам. Образ каждого из помещиков, с которыми встречается Чичиков, обладает у Гоголя своей резко выраженной «индивидуальностью». Сравнивая характеры помещиков, можно у каждого найти свои «преимущества» перед другими, но есть один признак, по которому эти образы выстраиваются по нисходящей: от одного к другому все гуще становится та их античеловеческая сущность, которую сам Гоголь назвал пошлостью холодных, раздробленных характеров. «...Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого», - писал он. Праздный и сладкий мечтатель Манилов, затрудняющийся найти слова и досказать то, что «варилось в его голове». В скорлупе своего вдовьего хозяйства живет бережливая, крохоборная, небогатая помещица Коробочка. Помещик Ноздрев - неудержимый враль, хвастун, драчун, герой ярмарочных кутежей. Ругателем, кулаком, обжорой изображен медведь-помещик Собакевич. Плюшкиным замыкается ряд помещиков, и этот характер раскрывается Гоголем в развитии. Вот как Гоголь показывает Плюшкина до того, как у него умерла жена и сбежала дочь: «А ведь было время, когда он только был бережливым хозяином! был женат и семьянин, и сосед заезжал к нему пообедать, слушать и учиться у него хозяйству и мудрой скупости. Все текло живо и совершалось размеренным ходом... везде во все входил зоркий взгляд хозяина...» А вот таким стал Плюшкин после смерти жены: «Лицо его не представляло ничего особенного; оно было почти такое же, как у многих худощавых стариков... маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей... Гораздо замечательнее был его наряд: никакими средствами и стараньями нельзя бы докопаться, из чего состряпан был его халат: рукава и верхние полы до того засалились и залоснились, что походили на юфть, какая идет на сапоги; назади вместо двух болталось четыре полы, из которых охлопьями лезла хлопчатая бумага. На шее у него тоже было повязано что-то такое, которого нельзя было разобрать: чулок ли, подвязка ли, или набрюшник, только никак не галстук. Словом, если бы Чичиков встретил его... где-нибудь у церковных дверей, то, вероятно, дал бы ему медный грош... Но пред ним стоял не нищий, пред ним стоял помещик». Изображение жизни дореформенной России было бы, на мой взгляд, неполным, если бы Гоголь ограничился образами помещиков. В сюжет включена еще одна важная общественная сила - чиновничество. Чиновники ничем не отличаются от уездных помещиков. В их жизни царят та же продажность и тот же произвол, те же взяточничество, невежество, пошлость, пустомыслие и пустословие, мелочность интересов, погоня за развлечениями. Вот о каких людях рассказывает книга «Мертвые души», о которой современник Гоголя сказал: «Эта книга - горький упрек современной Руси, но не безнадежный, там, где взгляд может проникнуть сквозь туман нечистых навозных испарений, там он увидит удалую, полную сил национальность». С каким огромным внутренним подъемом говорит Гоголь о любви к Отчизне, которая необъятными просторами внушает ему уверенность в ее величественных судьбах. Мне, русскому человеку, дорого отношение русского писателя к Отечеству, его забота и боль о будущем Руси, вера в ее светлые, добрые начала. Каждому русскому человеку понятны, близки и дороги слова писателя: «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ». И до глубины души меня трогают вдохновенные слова напутствия, обращенные к молодому поколению: «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!» Таков Н. В. Гоголь - поистине великий человек, который, по словам И. С. Тургенева, «для нас... больше, чем просто писатель: он раскрыл нам нас самих». Вот поэтому я и отдаю ему огромную любовь свою, вот поэтому и стоит на полке среди любимых мною книг поэма «Мертвые души» - одна из вечных книг. Рецензия. Рассказывая о поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души», автор сочинения, на наш взгляд, полно и целенаправленно раскрывает тему. Строго отобран материал, правильно используются текст поэмы, ее наиболее существенные факты; удачно вводятся цитаты. В работе прослеживаются четкие, логические связи. Композиция сочинения свидетельствует о наличии внутреннего мышления и последовательности в изложении мыслей. Сочинение написано четко, хорошим литературным языком. Импонирует то, что автору сочинения понятны и дороги боль и забота писателя о судьбе Отечества, о его будущем, о судьбе юношества. Современное прочтение классики Новейшие публикации о поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Петрова Н. В. Традиции гомеровского эпоса в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» // Литература в школе. - 1998. - № 3. Полтавец Е. Ю. «Мертвые души» Н. В. Гоголя: опыт комментированного чтения // Литература в школе. - 1998. - № 3. |
« Пред. | След. » |
---|