Модель мира в поэзии Ф. Тютчева и живописи Н. Рериха
02.04.2011 г.
Оглавление
Модель мира в поэзии Ф. Тютчева и живописи Н. Рериха
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5

 

      Эту же мысль продолжает и картина «Тень учителя». Радостные блики света, светящиеся краски, но уже не тихо светящиеся, а ликующе, победительно, также говорят о единстве неба и земли. Но самое главное в этой картине - человек, его присутствие в мире. Тень Учителя невозможно заметить сразу: она словно «вросла» в скалу, ее контуры уподобляются контурам гор, она стала неотъемлемой частью мира природы, уже невозможно представить, что ее могло не быть - она останется вечно. Присутствие человека одухотворяет этот мир, не случайно тень расположена в центре - словно душа этого мира. Важно для Рериха показать величие человека, поэтому художник не изображает самого Учителя, который уподобился бы маленькой песчинке по сравнению с величием и громадностью скал. Кроме того для Рериха важно показать значимость именно духовного присутствия человека в мире, поэтому только тень. Ведь именно духовно, а не физически человек равен мирозданию, его душа - часть общей Мировой Души.

 

       Одиночество человека среди природы - это также значимо для Рериха. Только в одиночестве, несуетности можно постичь величие мира, приобщиться к его торжественному покою, «с-мириться». Слово «смирение» Рерих трактовал именно так: с-мирение, соединение с миром, слияние с ним. Человек-микрокосм несет в себе энергию мироздания, часть Мировой Души, но и в свою очередь Космос одухотворяется присутствием человека.

 

       Мир в изображении Тютчева противоречив: враждебность мироздания, его хаос, мгла, страхи и тайны - и его величие, гармония в самой стихийности; Человек - песчинка перед ликом мироздания, он в разладе с собой и миром - и человек един со всем сущим, он неотъемлемая часть мироздания. У Тютчева нет выхода из этих противоречий, а у Рериха само наличие разности - проявление жизненной энергии, условие существования мира. В художественном мире Рериха противоречия не трагедийны, не катастрофичны, а естественны. Мир Рериха эпичен, в то время как мир Тютчева драматичен. Напряженность героя Тютчева - от сознания своей особости, выделенности из мира. Это, пожалуй, то новое, что ребята поймут именно на этом уроке, а потому произойдет углубление восприятия поэзии Тютчева. Ход урока

 

      Мотивация.

      Слово учителя: Все вы видели ночное звездное небо, ощущали холодок этой беспредельности, бесконечности или, напротив, восхищались красотой сияния света в вечной черноте. Человеческому разуму, мне кажется, невозможно ощутить эту бес-конечность, бес-предельность - и самого пространства Вселенной и мириад звёзд в ней. А если вспомнить, что это не только бесконечность, но и вечность - только представьте себе, что эти звезды так же сияли, когда на земле могли отразить только льды, и через тысячи лет после нас они тоже будут сиять, почти не меняясь.

 

       Но можно прожить жизнь, так и не ощутив эту бесконечность и вечность над собой, можно жить, вообще не поднимая головы к небу, не задумываясь о той связи, которая есть между нами и мирозданием, космосом, Вселенной.

 

      Сегодня мы продолжим размышление о творчестве человека, который ощущал эту связь с мирозданием, задумывался о временном и вечном, о жизни и смерти, о сущности бытия. Некоторые, возможно, решат, что эти проблемы никак не касаются вашей обыденной жизни: вы еще очень юны, уж какая там проблема жизни и смерти... А между тем почему-то именно в юности, именно в ваши годы наступает пора, когда хочется задавать себе философские вопросы, пытаться найти на них ответы, эти отвлеченности вдруг становятся проблемами личной жизни, от их решения эта жизнь, оказывается, напрямую зависит, поэтому обращение к поэту-философу, поэту-романтику объяснимо и, мне кажется, очень значимо.

 

      Целеполагание.

      Слово учителя: Продолжая знакомиться с творчеством Федора Ивановича Тютчева, мы обращаемся к одной из наиболее значимых поэтических тем - теме взаимоотношения человека и мироздания, однако в размышлении об этой теме будем обращаться к живописи Николая Рериха. Творчество Рериха выбрано сегодня не случайно. Понять глубоко философию Рериха на сегодняшнем уроке мы не сможем, но особенности мировидения постараемся почувствовать, обратившись к нескольким картинам. Попытайтесь сформулировать цель сегодняшнего урока: предположите, что сопоставительный анализ художественной и поэтической системы может нам дать, для чего мы проводим урок интеграции смежных видов искусства?

 

      Первичное восприятие текста.

      Установочное задание: Послушайте одно из стихотворений Тютчева, попытайтесь описать словами ту картину, которая возникнет в вашем воображении, и предположите, каким может быть название этого стихотворения.

 

      Выразительное чтение учителем стихотворения «День и ночь» (у школьников тексты в это время закрыты).

 

      Анализирующее наблюдение. Словесное рисование: Опишите словами те картины, которые возникли в вашем воображении.

 

      Беседа: Предположите, каким может быть название этого стихотворения, и прокомментируйте свои предположения (после возможных предположений учитель называет тютчевский вариант, школьники комментируют этот вариант и открывают тексты стихотворения для анализа).

 

      Запись в тетради: Найдите в тексте наиболее значимые детали, которые помогут понять сущность этих двух состояний Вселенной - дня и ночи. Найдите наиболее оптимальный вариант для записи цитатного материала. В дальнейшем при обращении к новым стихотворениям продолжайте свою запись самостоятельно: этот цитатный материал поможет вам создать представление о концепции мира в поэзии Тютчева.

 

      Беседа:

 

Предложите ваши наблюдения: какими предстают мир дня и мир ночи в стихотворении. Есть ли между ними связь или пропасть непроходима?

 

«Покров златотканый» - эта грань проницаема или нет? Каково смысловое наполнение этого метафорического образа?

 

      Первичное восприятие текста.

      Установочное задание: Сейчас вы услышите стихотворение, которое обогатит ваше представление о двух ликах мироздания - дневном и ночном. Постарайтесь отразить ваши первые впечатления от созданной в этом стихотворении картины, ощутить самое главное для нашего дальнейшего размышления.


 
« Пред.   След. »