№
|
8
класс, литература
Тема
урока
|
Кол-во
часов
|
Дата
|
Классная
работа
|
Самост.
работа
|
Домашняя
работа
|
Наглядные
пособия, ТСО
|
Примечания
|
1
|
Введение. Литература и история.
|
1
|
|
Беседа
|
Знакомство с учебником
|
Статья учебника, стр. 3-4
|
|
|
2
|
Устное народное творчество. Исторические и лирические
песни, частушки.
|
1
|
|
Рассказ учителя, беседа
|
Ответы на вопросы, устный анализ песни по плану
|
Написать частушку на школьную тему
|
Сборники сказок, былин, пословиц, иллюстрации
|
|
3
|
Предания как исторический жанр русской народной прозы
|
1
|
|
Беседа, ответы на вопросы
|
Выразительное чтение
Анализ текстов
|
Стр. 17-18, ответы на вопросы
|
Суриков «Покорение Сибири Ермаком»
|
|
4
|
Житийная литература. «Житие Александра Невского»
|
1
|
|
Рассказ учителя, беседа, практикум
|
Комментированное чтение
|
Повесть о Шемякином суде (29-30)
|
Текст жития
|
|
5
|
«Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века
|
1
|
|
Урок внеклассн. чтения
|
Ответы на вопросы, задания по группам
|
Биография Фонвизина, тексты комедии
|
Иллюстрации к произведению
|
|
6
|
Сатирическая направленность комедии Фонвизина «Недо- росль».
Проблема воспитания истинного гражданина в
комедии
|
1
|
|
Рассказ учителя, беседа, чтение по ролям
|
Комментированное чтение, анализ фрагментов
|
Прочитать комедию
|
Текст
|
|
7
|
Анализ эпизода комедии «Недоросль»
|
1
|
|
Практик.
|
Анализ по предложенному плану
|
Завершить работу
|
Алгоритм анализа произвед.
|
|
8
|
Р.р Подготовка к сочинению «Человек и история в фольклоре,
древнерусской литературе и в литературе 18 века»
|
1
|
|
Урок развития речи
|
Составление плана, подбор материала
|
Написать сочинение, Биография Крылова
|
|
|
9
|
И.А.Крылов. Сатирическое изображение человеческих и
общественных пороков в баснях «Лягушки, просящие царя» и «Обоз»
|
1
|
|
Рассказ учителя, беседа, отработка навыков выр. чтен.
|
Викторина, сообщение
о Крылове
|
Выучить наизусть одну басню на выбор
|
Портрет И.А. Крылова, иллюстрации к басням
|
|
10
|
И.А.Крылов - поэт и мудрец. Личность и талант баснописца
|
1
|
|
Урок внеклассн. чтения
|
Выразительное чтение, комментарии
|
Рылеев, жизнь и творчество
|
Иллюстрации к басням
|
|
11
|
К.Ф.Рылеев. Тема и образы в думе Рылеева «Смерть Ермака»
|
1
|
|
Рассказ учителя, практикум
|
Работа со статьей учебника
|
Ответы на вопросы, стр. 88
|
Портрет Рылеева, иллюстрации к думе
|
|
12
|
О Пушкине. Основные темы и мотивы стихотворений «Туча»,
«К...», «19 октября»
|
1
|
|
Рассказ учителя, беседа
|
Сообщение, анализ стихов
|
Стр. 96-99
|
Репродукции портретов А.С.Пушкина
|
|
13
|
Историческая тема в творчестве Пушкина (на основе
изученного в 6-7 классах)
|
1
|
|
Семинар
|
Выступления по предложенным темам
|
Прочитать повесть «Капитанская дочка»
|
|
|
14
|
История пугачевского восстания в книге Пушкина «История
Пугачева».
|
1
|
|
Рассказ учителя, беседа
|
Комментированное чтение, ответы на вопросы
|
|
Иллюстрации по теме
|
|
15
|
А.С.Пушкин «Капитанская дочка»: история создания, герои и
их исторические прототипы
|
1
|
|
Рассказ учителя, беседа
|
Ответы на вопросы, характеристика персонажа
|
Гл. 3-5
|
Дем.матер. для 7 класса
|
|
16
|
Жизненный путь Гринева. Гринев и Швабрин. Гринев и
Савельич
|
1
|
|
Беседа, обучение устному рассказу
|
Пересказ, устный портрет героя
|
Гл. 6-7
|
Текст, иллюстрации
|
|
17
|
Семья капитана Миро нова. Маша Миронова - нравственный идеал Пушкина
|
1
|
|
Беседа
|
Пересказ, анализ фрагментов
|
Образ Пугачева в повести
|
Картины С. Герасимова
|
|
18
|
Пугачев и народное восстание в романе
|
1
|
|
Беседа, практикум
|
Проверочная работа
|
Гл. 8-12, задания по группам
|
|
|
19
|
Художественные особенности романа Пушкина «Капитанская
дочка». Подготовка к сочинению по роману.
|
1
|
|
Урок развития речи
|
Составление плана сочинения, подбор материала
|
Подготовиться к сочинению
|
|
|
20
|
Р.р Сочинение по роману Пушкина «Капитанская дочка»
|
1
|
|
Урок развития речи
|
Работа над сочинением
|
«Пиковая дама»
|
|
|
21
|
Проблема человека и судьбы в повести Пушкина «Пиковая
дама». Система образов и композиция повести
|
1
|
|
Рассказ учителя, беседа
|
Комментированное чтение
|
Биография Лермонтова
|
Текст повести, иллюстрации
|
|
22
|
Воплощение истории ческой темы в творчестве М.Лермонтова
|
1
|
|
Семинар
|
Выступления
|
Прочитать «Мцыри»
|
Портрет писателя, рисунки
|
|
23
|
Лермонтов «Мцыри». Мцыри как романтический герой
|
1
|
|
Беседа
|
Анализ сюжета и композиции
|
Цитатный план поэмы
|
Иллюстрации к поэме
|
|
24
|
Особенности композиции поэмы «Мцыри»
|
1
|
|
Практик.
|
Работа по цитатному плану
|
Стр. 240-243, ответы на вопросы
|
Репродукции картин Кипренского
|
|
25
|
Р.р Подготовка к сочинению по поэме Лермонтова «Мцыри»: «Анализ
эпизода из поэмы «Мцыри», «Мцыри как романтический герой», «Природа и человек
в поэме «Мцыри»
|
1
|
|
Урок развития речи
|
Комментарий и анализ фрагментов, подбор цитат, составление
плана
|
Завершить работу. Биография Н.В.Гоголя (индивидуальные задания)
|
Репродукции картин Кипренского
|
|
26
|
Слово о Гоголе. Исторические произведения в творчестве
писа теля
|
1
|
|
Рассказ учителя, семинар
|
Чтение статьи, ответы на вопросы
|
Характеристики действующих лиц
|
Портрет писателя
|
|
27
|
Н.В.Гоголь.«Ревизор» как социальная комедия «со злостью и
солью» История соз- дания комедии и ее первой постановки.
|
1
|
|
Рассказ учителя, беседа
|
Заполнение таблицы «Характеристика чиновников»
|
Характеристика Хлестакова
|
Кинофрагменты, иллюстрации
|
|
28
|
Разоблачение пороков чиновничества в комедии «Ревизор»
|
1
|
|
Беседа, практикум
|
Работа в группах ( Городничий, Хлестаков)
|
Стр. 345-346 ответы на вопросы
|
Иллюстрации к комедии
|
|
29
|
Хлестаков. Хлестаковщина как нравственное явление
|
1
|
|
Практик.
|
Характеристика образа, средства создания образа
|
План сочинения
|
Иллюстрации
|
|
30
|
Р.р Особенности композиционной структуры комедии. Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в
драматическом произ- ведении»
|
1
|
|
Урок развития речи
|
Работа над планом сочинения.
|
Завершить работу. Прочитать «Шинель»
|
Фрагмент комедии
|
|
31
|
Образ «маленького человека» в повести Гоголя «Шинель»
|
1
|
|
Рассказ учителя, беседа
|
|
|
|
|
32
|
Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга
|
1
|
|
Практик.
|
Система образов произведения (схема)
|
Биография С.Щедрина
|
иллюстрации
|
|
33
|
М.Е.Салтыков-Щедрин «История одного города»: темы, образы,
средства создания комического
|
1
|
|
Рассказ учителя, беседа
|
Ответы на вопросы
|
Пересказ содержания
|
Портрет писателя, выставка произведений
|
|
34
|
Обучение анализу эпизода из романа «История одного города»
|
1
|
|
Урок развития речи
|
Анализ по предложенному плану
|
Подготовиться к КР
|
|
|
35
|
Контрольная работа по творчеству Лермонтова, Гоголя,
Салтыкова-Щедрина
|
1
|
|
Урок контроля
|
Ответы на вопросы КР
|
Биография Н. Лескова
|
|
|
36
|
Нравственные проблемы рассказа Н.Лескова «Левша». Сатира
на чиновничество
|
1
|
|
Рассказ учителя, беседа
|
Сообщение, работа в группах
|
Л.Н.Толстой «После бала»
|
Портрет Лескова, иллюстрации
|
|
37
|
Слово о Толстом. Социально-нравственные проблемы в рас- сказе «После бала»
|
1
|
|
Рассказ учителя, беседа
|
Ответы на вопросы, составление плана рассказа
|
Стр.40 вопросы 1-7
|
Портреты Толстого,
фотографии музея-усадьбы «Ясная поляна»
|
|
38
|
Герои рассказа «После бала». Идея разделенности двух
Россий
|
1
|
|
Беседа, рассказ учителя
|
Система образов (схема), сопоставительный
анализ образов
|
Стр.40, вопросы 8-9
|
видеофрагменты
|
|
39
|
Художественные особенности рассказа «После бала»
|
1
|
|
Практик.
|
тест
|
Биография А.П.Чехова
|
Иллюстрации к рассказу
|
|
40
|
А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном
счастье
|
1
|
|
Рассказ учителя, беседа
|
Пересказ, ответы на вопросы
|
Чехов «Шуточка»
|
Иллюстрации, портрет писателя
|
|
41
|
Истинное и ложное в человеческих отношениях в рассказе
Чехова «Шуточка»
|
1
|
|
Урок внеклассн. чтения
|
Пересказ, комментированное чтение
|
Биография И.А.Бунина
|
|
|
42
|
И.А.Бунин. Проблема рассказа «Кавказ»
|
1
|
|
Рассказ учителя, беседа
|
Выполнение заданий учебника
|
Стр. 67-68, ответы на вопросы
|
Портрет Бунина
|
|
43
|
Нравственные проблемы рассказа Куприна «Куст сирени»
|
1
|
|
Рассказ учителя, беседа
|
Работа с таблицей, анализ текста
|
Сочинение рассуждение «Счастлива ли Вера Алмазова?»
|
Портрет Куприна
|
|
44
|
Р.р Сочинение «Что значит быть счастливым?»
|
1
|
|
Урок развития речи
|
Работа над сочинением
|
Завершить работу
|
|
|
45
|
А.А.Блок. Образ России и ее истории в стихотворении «Россия»
|
1
|
|
Рассказ учителя, беседа
|
Сообщение, выразительное чтение
|
Выучить наизусть одно из стихотв.
|
Портрет Блока, произведения
|
|
46
|
Образ Родины в лирическом цикле Блока «На поле Куликовом»
|
1
|
|
Урок внеклассн. чтения
|
Анализ стихотворения
|
Биография Есенина
|
|
|
47
|
Слово о Есенине. «Пугачев»- поэма на историческую тему.
Образ предводителя восстания
|
1
|
|
Беседа, рассказ учителя
|
Анализ поэтического текста
|
Выразительное чтение отрывка из поэмы «Пугачев»
|
Портрет С.Есенина, издания его произведений
|
|
48
|
Образ Пугачева в фольклоре, произведениях Пушкина и
Есенина
|
1
|
|
Урок - конференция
|
Сопоставительный анализ
|
Прочитать рассказ Осоргина «Пенсне»
|
|
|
49
|
М.А.Осоргин. Сочетание реальности и фантастики в рассказе
«Пенсне»
|
1
|
|
Рассказ учителя, беседа
|
Анализ текста
|
Придумать историю о каком-нибудь предмете
|
портрет Осоргина, его
произведения
|
|
50
|
«Как я стал писателем» И.Шмелева - воспоминание о пути к
творчеству
|
1
|
|
Рассказ учителя, беседа
|
Выразительное чтение, анализ текста
|
Рассказ о том, как впервые написал сочинение
|
Портрет Шмелева
|
|
51
|
Контрольная работа по творчеству Толстого, Чехова, Бунина,
Блока, Есенина
|
1
|
|
Урок контроля
|
Ответы на вопросы КР
|
|
|
|
52
53
|
Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная
«Сатириконом». Тэффи «Жизнь и воротник», Зощенко «История болезни»
|
2
|
|
Урок внеклассн. чтения
|
Выразительное чтение, комментарий
|
Биография Твардовского
|
Тексты, иллюстрации к рассказам
|
|
54
|
Картины фронтовой жизни и тема честного служения Роди- не
в поэме Твардовского «Василий Теркин»
|
1
|
|
Рассказ учителя, беседа
|
Выразительное чтение, элементы анализа текста
|
Наизусть отрывок из поэмы
|
Портрет писателя
|
|
55
|
Василий Теркин - защитник родной страны
|
1
|
|
Обучение устному рассказу
|
Выразительное чтение, ответы на вопросы
|
Индивидуальные задания
|
Иллюстрации к поэме
|
|
56
|
Художественные особенности поэмы «Василий Теркин»
|
1
|
|
Практик.
|
Работа по предложенному плану
|
Биография Платонова
|
Иллюстрации к поэме
|
|
57
|
Картины войны и мир ной жизни в рассказе А.Платонова
«Возвращение».Нравственная проблематика рассказа
|
1
|
|
Урок внеклассн. чтения
|
Беседа по вопросам
|
Стр. 227-229, наизусть одно стих. о войне
|
Портрет Платонова
|
|
58
59
|
Стихи и песни о Вели кой Отечественной войне
|
2
|
|
Урок-концерт
|
Чтение наизусть
|
В.Астафьев биография писателя
|
Репродукции картин на военную тематику
|
|
60
|
Проблемы рассказа В.Астафьева «Фото графия, на которой
меня нет». Отражение военного времени в рассказе
|
1
|
|
Рассказ учителя, беседа
|
Беседа по вопросам, анализ текста, составление плана
|
Стр. 258-267
|
Портрет писателя
|
|
61
|
Р.р Сочинение «Великая Отечественная война в произведениях
писателей 20 века»
|
1
|
|
Урок развития речи
|
Работа над сочинением, составление плана, подбор материала
|
Завершить работу
|
|
|
62
|
Русские поэты о Роди не, родной природе. Поэты Русского
зарубежья об оставленной ими Родине
|
1
|
|
Урок внеклассн. чтения
|
Выразительное чтение, элементы анализа
|
Шекспир. Жизнь и творчество (индивид. задания)
|
Пейзажная живопись русских художников
|
|
63
|
Поединок семейной вражды и любви в трагедии Шекспира
«Ромео и Джульетта»
|
1
|
|
Рассказ учителя, беседа, практ.
|
Анализ текста, выразительное чтение
|
Стр. 289-290
|
Портрет писателя,
иллюстрации к произведению
|
|
64
|
Сонеты Шекспира. Воспевание поэтом любви и дружбы
|
1
|
|
Практик.
|
Выразительное чтение
|
Чтение наизусть фрагмента
|
|
|
65
|
Сатира на дворянство и невежественных буржуа в комедии
Мольера «Мещанин во дворянстве»
|
1
|
|
Рассказ учителя, беседа
|
Чтение, анализ произведения
|
Свифт «Путешествие Гулливера»
|
Портрет Мольера
|
|
66
|
«Путешествия Гулливера» Свифта как сатира на государ- ственное
устройство общества
|
1
|
|
Урок внеклассн. чтения
|
Комментирован
ное, анализ фрагмента
|
Стр. 309-311
|
Иллюстрации к произведеднию
|
|
67
|
«Айвенго» В.Скотта как исторический роман
|
1
|
|
Урок внеклассн. чтения
|
Сопоставительный анализ текстов
|
Подготовиться к уроку-зачету
|
Портрет писателя, издания
книг Вальтера Скотта
|
|
68
|
Литература и история в произведениях, изученных в 8
классе. Итоги года и задания на лето
|
1
|
|
Урок-зачет
|
Выполнение заданий КР
|
Задания на лето
|
|
|
|
итого
|
68
|
|
|
|
|
|
|