Назывные односоставные предложения |
05.10.2011 г. | |
Односоставное предложение (далее ОСП) - это предложение, грамматическая основа которого состоит только из одного главного члена, который равен по форме либо подлежащему, либо сказуемому. По структуре односоставные предложения противопоставлены двусоставным, так как в первых представлен только один главный член, схожий по форме с одним из главных членов ДСП. При рассказе о типах ОСП необходимо рассмотреть следующие вопросы: 1. типы ОСП; 2. способы выражения главного члена в разных типах ОСП; 3. возможные различия в выражении главного члена ДСП и ОСП. Принципиальным отличием ОСП будет наличие лишь одного независимого главного члена. Говоря о независимости мы имеем в виду его структурную несогласованность с каким-то еще членом (не так, как взаимозависимость подлежащего и сказуемого в ДСП). Строго говоря, мы должны называть главный член ОСП именно так, не применяя термины "подлежащее" и "сказуемое", но в традициях школьной программы использовать для ОСП ту же терминологию, что и для ДСП, поэтому мы позволим себе то же самое. Классификация ОСП в первую очередь основана на форме главного члена, поэтому выделяют предложения с главным членом подлежащим и главным членом сказуемым (иногда их называют "глагольные"). Последние в свою очередь делят уже по смыслу - на личные (определенно-, неопределенно- и обобщенно-личные) и безличные. Описывая отдельные типы ОСП, мы начнем с первых, где главный член имеет форму подлежащего, а потом рассмотрим по порядку все типы глагольных. §1. НАЗЫВНЫЕ ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Назывные - это один из типов ОСП, форма главного члена в которых имеет сходство в выражении с подлежащим. "Король!" - торжественно произнес мажоржом. Главный член назывных предложений выражен формой именительного падежа существительного и словосочетанием, которое включает именительный падеж. В принципе возможно и использование местоимения, обычно в разговорной речи:"Вот и я!" - сказала Ариэль, вплывая в гостиную. Использование независимого именительного падежа возможно в этих предложениях, так как их смысл - сообщение о бытии, наличии, существовании предмета или явления. Следовательно, предполагается лишь одно грамматическое время - настоящее. Отсутствие глагола соотносимо с нулевой связкой в составе сказуемого. При отсутствии глагола назывные ОСП не располагают грамматическими показателями значений реальности, но их соотнесение с настоящим временем предполагает реальность описываемого. В связи со сказанным ранее заметим, что отсутствие глагола в предложении не делает его автоматически назывным. К примеру, рассмотрим такое предложение: В тот вечер под водой была буря, а на земле - дождь. Первая часть двусоставное предложение, где действие происходит в прошедшем времени. Это означает, что вторая часть тоже должна быть в прошедшем времени, и отсутствие в ней глагола - это неполнота части. На пропуск сказуемого в этой части указывает также наличие второстепенного члена - обстоятельства, которое в составе предложения зависит именно от сказуемого. Разбирая таким образом каждое представленное нам предложение, мы будем делать верные выводы о его структуре. Некоторые предложения с главным членом подлежащим могут быть рассмотрены двояко - и как ОСП, и как ДСП неполные:"Скоро свадьба, а под водой буря!" - грустно произнесла Ариэль. Мы бы рассматривали обе части как неполные (пропущены глаголы "состоится" и "бушует"), на пропуск которых, как и в разобранном выше примере, указывают обстоятельства. . Для конкретизации значения назывного ОСП в него могут входить частицы, также возможен восклицательный характер назывного предложения. Обычно говорят о значениях: · Непосредственного восприятия - Пожар! · Указание -Вот лес. Вон речка. · Достижение - Вот и тишина. · Эмоциональная оценка - Ну и дом! Вот это лес! Какие перышки! Назывные предложения, имеющие в своем составе только частицы, оказываются нераспространенными. Но встречаются и распростаненные назывные предложения, включающие в себя чаще всего определения - Тихая ночь. Именно в такие ночи русалочки любят выплывать на поверхность. Назывные предложения редко могут оказаться частями сложноподчиненного предложения, но все же подобные примеры возможны: Вот и лето, которого так ждала русалочка. Назывные предложения могут быть использованы и в художественном тексте, и в разговорной речи, чаще всего в описаниях, а в литературном произведении еще и в авторских ремарках. Еще одна возможность использования назывных предложений - названия, вывески. Основная ошибка, связанная с определением назывного предложения, - это возможность спутать его с неполным. Причем речь идет не только о двусоставном неполном с пропущенным сказуемым (такие примеры приведены выше), но и о неполных предложениях, где пропущена вся предикативная основа и осталось лишь...дополнение, которое многие, не раздумывая, относят к подлежащему. Прочитайте текст: Ведьма спросила русалочку, что ей надо. "Ножки!" - прошептала девушка. "Ножки?" - расхохоталась ведьма. "А что ты дашь мне взамен?" - "Волшебный коралл!" - "Нет, я знаю, что мне нужно! Голос!" Перед нами 4 предложения, на первый взгляд представляющие назывные ОСП. Но перед нами - диалог, разговорная речь, следовательно, велика возможность использования неполных предложений. Попробуем превратить диалог в полный (как будто мы пишем упражнение в пособии для иностранцев первого года обучения языку). Разговор приобретет следующий вид: Мне необходимы ножки...- Тебе нужны ножки/ ты хочешь иметь ножки... - Я дам тебе коралл... - Мне нужен голос/ я хочу взять голос. Однозначно не назывным при таком восстановлении текста оказалось первое, третье - неполное с пропущенными главными членами (оказалось, что коралл - слово в винительном падеже, дополнение). Два оставшихся предложения могут быть рассмотрены по-разному. Мы хотели показать и, надеемся, показали вам, как внимательно следует анализировать текст при определении типа предложения. Не будут назывными также предложения следующей структуры: Чепуха! (="это чепуха"), Красавица! (= "это/ она красавица"). Слово в именительном падеже, представленное в таких предложениях, входит в именную часть СИС. Кстати, некоторые школьники забывают о таком осложнении предложения, как обращение, в результате его тоже иногда оформляют как назывное предложение. Сравните: "Ариэль, иди сюда!" - звали сестры. Здесь "Ариэль" - обращение. Назывным предложением будет такое: "Ариэль!" - представил принц свою жену. Еще раз призываем всех думать над анализируемой структурой. Задание. Определите, какие предложения в тексте назывные,а какие двусоставные неполные . 1. Волк работал в лесу на пропускном пункте между темной чащей и солнечной опушкой. Он останавливал каждого проходящего по тропинке и грозно рычал: "Документы!" 2. "Кто спал в моей кровати?" - зарычала Медведица. Тут медвежонок заглянул в свою кровать и вскрикнул: "Девочка!" "Ты кто?" - спросил он непрошеную гостью. "Машенька!" - ответила та. 3. "На улице снег!" - завизжала от восторга младшая козочка. "Где же санки?" - "Вот санки!" 4. "Какая шубка!" - воскликнула Лиса. "Надо только добавить некоторые детали", - заметил Кот. "Какие?" - "Пуговицы". 5. "Кто же все это сделал?" - "Медведь. Не беда. Скоро весна. Построим новый теремок". 6. "Чушь! Не может нос не влезть в кувшин. Попробуй!... Вот беда!" И журавль выскочил из дома, громко крича: "Ужас! Лиса...!" 7. Что бы вы хотели на ужин? Что кажется вам самым привлекательным? Пицца? Торт со сливками? Кошмар! 8. Гамбургер. Такая огромная булка с сочным мясом! Вкуснятина!!! 9. "Что привезти вам, дочки, из поездки?" - "Зеркальце, чтобы видеть себя красавицей. Убор из жемчуга в пару к жемчужным серьгам". - "А тебе, Настенька?" - "Цветочек аленький". 10. "А я купила тебе подарок!" - "ЧТО?!!" - "Всего-то небольшой сувенир! Пикассо!" (в тех предложениях, которые будут рассмотрены вами как неполные, выделите члены предложения) |
« Пред. | След. » |
---|