Стилистические
функции звукописи в художественной речи
Художественное
назначение звукописи может заключаться в простом создании гармонии,
музыкального звучания речи (У Черного моря чинара стоит молодая... - Л.). Такое
использование звукописи, если оно не наносит ущерба логической стороне речи,
вполне эстетически оправдано. Стройное повторение созвучий и отдельных
согласных придает речи особую красоту (Роняет лес багряный свой убор, сребрит
мороз увянувшее поле, проглянет день, как будто поневоле. И скроется за край
окружных гор. - Л.). И в прозе звукопись может быть средством
создания особых музыкальных интонаций (...В лесу - каждый замшелый пень и каждый
рыжий муравей-разбойник, который тащит, как похищенную прелестную принцессу,
маленькую мошку с прозрачными зелеными крылышками, - все это может обернуться
сказкой. - Пауст.).
Однако
художники слова обычно не довольствуются красотой звучания речи и стараются
привлечь звукопись к решению более сложных стилистических задач.
Звукоподражание
Разнообразные приемы усиления
звуковой выразительности могут быть использованы с целью звукоподражания. Звукоподражание
- это употребление слов, которые своим звучанием напоминают слуховые
впечатления от изображаемого явления. Например: Партер и кресла, все кипит / В
райке нетерпеливо плещут, / И, взвившись, занавес шумит (П.). В этом отрывке из
«Евгения Онегина» звуковые повторы в первых двух строках
передают нарастающий шум в театре перед началом представления, в последней
строке аллитерации на длительные согласные, среди которых особенно выразительны
свистящие и шипящие, создают звуковое подобие шума поднимающегося занавеса.
Поэты
стремятся передать средствами фоники самые различные слуховые впечатления. И
хотя звуки человеческой речи не могут быть совершенно тождественны реальным
«голосам» природы, язык выработал свои приемы для отражения этих слуховых
впечатлений.
Есть
немало слов, которые уже своим звучанием напоминают называемые ими действия
(шуршать, шипеть, охать, чирикать, цокать, тикать, бренчать). Такие слова,
возникающие на основе звукоподражания, называются ономатопеями
(гр. onomatopeia - словотворчество). Одни ономатопеи передают звучание
человеческого голоса (ахать, хихикать); другие - звуки, издаваемые животными
(каркать, мяукать); иные же имитируют «голоса» неживой природы (дребезжать,
скрипеть). По своей грамматической природе ономатопеи представляют собой
существительные и глаголы. Образованные от междометий типа бац, бух. Ономатопеи
довольно точно передают разнообразные звуковые впечатления [тихострунное
треньканье балалайки (Г.); зенькал звоночек, тарабарил с деревьями гром (А.
Б.)].
Значение
ономатопей в художественной речи усиливается их фонетическим окружением: обычно
звуковую выразительность слова подчеркивают соседние аллитерации, например: Вот
дождик вкрадчиво прокрапал (Твард.). Повторение созвучия кр напоминает
постукивание дождевых капель по железной крыше. В подобных случаях звукопись строится на сочетаниях ономатопоэтического слова с
фонетически подобными ему словами. Так, в поговорке От топота копыт пыль по
полю летит главное звукоподражательное слово топот, его фонетическая
выразительность усиливается аллитерациями на т - н.
Наибольший
стилистический эффект звукоподражание дает в том случае, если
звуковое сближение слов подчеркивает их образность, подкрепляет содержание
фразы. Когда звукоподражание рождается из самой темы, оно воспринимается как
естественное и необходимое выражение мысли [А Петербург неугомонный уж
барабаном пробужден (П.); Довольный праздничным обедом, сосед сопит перед
соседом (П.); Бренчат кавалергарда шпоры; Летают ножки милых дам (П.)].
Стремясь
средствами фоники передать характер звучания. писатели отбирают очень яркие ономатопеи, которые способны вызвать различные
предметно-смысловые ассоциации [И хруст песка, и храп коня (Бл.); Ему отвечает
лишь хруст хвороста да бульканье по болоту (А. Б.); Морозом выпитые лужи
хрустят и хрупки, как хрусталь (Сев.); Не задушена вашими тушами душа (Цв.)].
Однако, несмотря на выразительность многих ономатопей, их эстетическую функцию
не следует переоценивать; по фонетической организации они не редко примитивны.
С
целью звукоподражания используются не только ономатопеи, но и звукообразные
слова. Различие звукоподражательных и звукообразных слов состоит в том, что
первые имитируют звуки, характерные для называемых ими явлений и действий, а
вторые сами выразительны по звучанию и благодаря этому способствуют образной
передаче движений, эмоциональных состояний, физических и психических явлений и
т.п. (шушукаться - звукоподражательное слово, а шашни, шушера, шшш -
звукообразные).
В
русской фонике сложились свои традиции образного осмысления различных звучаний.
Например, для воспроизведения шума, шороха обычно используются слова с шипящими
и свистящими звуками. В балладе В.А. Жуковского «Людмила» описание страшной
ночи изобилует шипящими и свистящими звуками, передающими ночные шумы, которые
создают впечатление таинственности:
Чу!..
полночный час звучит. ...
«Ночь
давно ли наступила?
Полночь
только что пробила.
Слышишь?
Колокол гудит.» -
«Ветер
стихнул; бор молчит...»
Символика
звукописи может быть и совершенно ясной, как в приведенных стихах Жуковского, и
более отвлеченной. Кроме того, осмысление звукописи не исключает субъективного
момента. Так, в отрывке из стихотворения Н.А. Заболоцкого «Журавли» можно лишь
догадываться о том, что аллитерации на ж - з усиливают художественные образы
холодной зари и погибающего журавля: А вожак в рубашке из металла погружался
медленно на дно, и заря над ним образовала золотого зарева пятно. В таких
случаях надо говорить уже не о звукоподражании, а о
выразительно-изобразительной функции звукописи.
Выразительно-изобразительная
функция звукописи
Звукопись не ограничивается отражением лишь
слуховых впечатлений. Диапазон ее выразительных возможностей шире: она может
рисовать различные по характеру действия (энергичные, порывистые и спокойные),
отражать настроения и чувства героя. Например, в стихотворении А.С. Пушкина
«Обвал» звукопись помогает представить переправу через Терек по снежному
обвалу, перегородившему реку:
И
путь по нем широкий шел:
И
конь скакал, и влекся вол,
И
своего верблюда вел степной купец...
В
словосочетании конь скакал выразительно повторение мгновенных глухих согласных
к и звукосочетаний ко - ка - ка, словно имитирующих стук конских копыт. В
словосочетаниях влекся вол преобладают уже другие по качеству звуки: длительные
согласные в, л, гласный о. Их повторение помогает представить замедленное
движение вола. Следующая часть фразы - и своего верблюда вел степной купец -
длиннее каждого из предыдущих простых предложений вдвое (что отражается и
графически). В этих словах однообразно повторяются длительный согласный в и
звукосочетания во - ве - во. Такая фонетическая организация речи усиливает
выразительность слов, рисующих неторопливое движение верблюда.
Русский
язык располагает большим количеством слов, которые могут выступать в
поэтической речи как звукообразные. Одни из них произносятся
энергично (бой, крик, рвать, резко, грубо), другие - мягко, нежно (льнуть,
таять, нега, лебедь, дева, милый), третьи напоминают шепот (чу, слышишь, молча,
тише). На эти слова и опирается звукопись. Движения стремительные, динамические
в поэтической речи часто рисуются словами, которые произносятся особенно
энергично (Так бей же по жилам, кидайся в края, бездонная молодость, ярость
моя! - Багр.). Напротив, слова нежные, ласкающие слух, создают впечатление
покоя (Руки милой - пара лебедей - в золоте волос моих ныряют. Все на этом
свете из людей песнь любви поют и повторяют. - Ес.). Органическая связь
звукописи с содержанием, единство слова и образа придают речи яркую экспрессию.
Звукопись опирается на повторение отдельных
звуков, так и на повторение одинаковых созвучий (Волна на волну набегала, волна
погоняла волну... - Л.). Здесь сталкиваются созвучные слоги (на - ну - на...),
точно «набегают» друг на друга, воспроизводя характер самого действия.
Изобразительную
функцию может выполнять не только звучание слов, но и движение артикуляционных
органов. Ведь особенности образования звуков обусловливают определенную мимику
говорящего. Например, в предложении: Там рыдала княжна Евдокия, воздух силясь
губами поймать (Ахм.) - частое повторение губных звуков приводит к тому, что
при чтении этих слов все время сближаются и размыкаются губы: произносящий эту
фразу сам как бы «ловит губами воздух». Такую инструментовку
называют кинетической.
Поэты
упорно работают над стилем, добиваясь изобразительно-выразительного эффекта
звукописи. Так, сравнение различных черновых вариантов стихотворения А. Блока
«Черный ворон в сумраке снежном...» убеждает в настойчивом стремлении поэта к
отбору слов, инструментированных на губные согласные. Наиболее определенно эта аллитерация с доминантой губнозубного звука в звучит в третьей
строфе:
Снежный
ветер, твое дыханье,
Опьяненные
губы мои...
Валентина,
звезда, мечтанье!
Как
поют твои соловьи...
Сгущение
номинативов в первых трех строчках порождает особую напряженность интонации, а
отсутствие в них глагольных форм - незавершенность, которая создает впечатление
задыхающейся, взволнованной речи. В сочетании с этими стилистическими приемами
инструментовка на согласные, в образовании которых участвуют губы, получает
символическое значение: в самой артикуляции звуков угадывается образ поцелуя;
он «прозвучал» еще до того, как поэт о нем скажет в следующей строфе: Страшный
мир! Он для сердца тесен! В нем - твоих поцелуев бред...
При
восприятии звучащей речи наиболее «выпуклы» непривычные в стихах редкие слова,
их фонетическая окраска задерживает наше внимание. Например, Н.А. Некрасов
употребляет необычные в поэзии, неожиданно хлесткие слова для создания
сатирических образов. В поэме «Современники» он так рисует портреты «столпов
общества»: Князь Иван - колосс по брюху, руки - род пуховика, пьедесталом
служит уху ожиревшая щека... Так в поэтической речи
выразительно-изобразительные функции выполняют самые различные, даже
«неэстетические» звуки и созвучия.
Эмоционально-экспресивная
функция звукописи
Звуковые повторы в поэтической речи подчеркивают
ее эмоциональность, придавая большую «выпуклость» сходным фонетическим словам
(Каким наитием, какими истинами, о чем шумите вы, разливы лиственные? - Цв.; И
шальной, шевелюру ероша, в замешательстве смысл темня, ошарашит тебя нехорошей,
глупой сказкой своей про меня. - Паст.).
Нередко
с помощью звукописи поэт стремится выразить переполняющие его чувства (Милая,
ты ли? та ли? Эти уста не устали... - Ес.). В таких случаях, словно чувство
побеждает логику, подбор слов не всегда имеет четкую смысловую мотивировку. И в
этом тоже отражается своеобразный художественный прием - передать смятение
восторг «неясным трепетом речей».
Реже
фоника выполняет эмоционально-экспрессивную функцию в прозе.
Однако можно указать примеры намеренной ритмитизации речи и обыгрывания рифмы в
отдельных отрывках повествовательного текста, которые писатель хочет выделить
«звуковым курсивом». Так, в романе Б. Окуджавы «Путешествие дилетантов»
ритмическая организация речи, неожиданная рифма отражают лирическое настроение
героя, его особое восприятие действительности: Уже вставало солнце. Лавиния
спала, и недоумение на ее осунувшемся лице говорило, что сон захватил ее
внезапно. За окнами кудрявилась сирень. Кричал петух протяжно и легко. До
Петербурга было далеко - до прошлого рукой подать, да лень... Мятлев вышел из
комнаты.
Смысловая функция звукописи
Звукопись может выполнять серьезную смысловую
функцию в поэтической речи: подчеркивать логически важные слова, художественные
образы, мотивы, темы. На эту сторону звукописи обращал внимание В.В.
Маяковский, рассказывая об особенностях художественного творчества. В статье
«Как делать стихи?» он писал: «Я прибегаю к аллитерации для обрамления, для еще
большей подчеркнутости важного для меня слова». Например, в поэме «Облако в
штанах» Маяковский с помощью аллитераций выделяет малознакомое слово
лепрозорий: Мы, каторжане города-лепрозория, где золото и грязь изъявили
проказу, - мы чище венецианского лазорья, морями и солнцами омытого сразу!
Звукопись
в поэзии может усиливать логические акценты в речи: фонетически подчеркнутые
слова получают в тексте особый вес [Вся жизнь, ненужно изжитая, пытала,
унижала, жгла; а там, как призрак возрастая, день обозначил купола (Бл.);
Здравствуй! Не стрела, не камень я! - Живейшая из жен: жизнь. Обеими руками в
твой невыспавшийся сон... (Цв.)].
Звуковое
подобие слов часто подчеркивает смысловую близость, однородность предметов (Их
разговор благоразумный о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне... - П.). Звуковые повторы выделяют однородные члены предложения:
[Несказанное, синее, нежное... (Ес.); И не слишком ли строг тот, в монистах, в
монетах, в туманах (Цв.)].
Звукопись
подкрепляет грамматические связи слов в тексте. Особенно настойчиво добиваются
поэты звукового подобия определений и поясняемых ими слов (ср. у А.С. Пушкина:
Медный всадник, недремлющий брегет, бобровый воротник, ночей Италии златой).
Нередко можно наблюдать звуковое сближение и других грамматически связанных
членов предложения: подлежащего и сказуемого, - сказуемого и обстоятельства,
сказуемого и дополнения (ср. у Пушкина: И раб судьбу благословил; Ей рано
нравились романы; Как он язвительно злословил; И вестник утра ветер веет; Он
был простой и добрый барин; Почтил он прах патриархальный; Книгохранилища,
кумиры и картины и стройные сады свидетельствуют мне; Пушки с пристани палят,
кораблю пристать велят). Звуковые повторы в таких случаях
подчеркивают логические связи слов.
Композиционная функция
звукописи
Звукопись может играть композиционную роль:
сообщать сходное звучание смысловым отрезкам фразы и отличать фонетически
каждый новый поэтический образ. Например: Ты рванулась движеньем испуганной
птицы, ты прошла словно сон мой легка... И вздохнули духи, задремали ресницы,
зашептались тревожно шелка (Бл.). Здесь повторение звуков в - у - п в первой
строке объединяет слова, связанные с образом птицы; иную звуковую окраску
получает сравнение словно сон; «перекличка» согласных и гласных отличает
последующие речевые отрезки, разделенные паузами: за словосочетанием вздохнули
духи словно слышится вздох (эту иллюзию создает сочетание звуков д - у - х),
образное выражение задремали ресницы получает особую экспрессию благодаря
гармонии созвучий ре - ре, з - с - ц; наконец, в последующей строчке
выразительная аллитерация на шипящие отражает шум шелковых
нарядов промелькнувшей таинственной незнакомки... Таким образом, развитие темы
находит последовательное отражение в аллитерациях и ассонансах.
Не
разрушая целостности частей текста, звуковые повторы могут
оттенять смену картин, Например, у И.С. Тургенева каждая художественная деталь
имеет особую звуковую окраску: На темно-сером небе кое-где мигают звезды;
влажный ветерок изредка набегает легкой волной; слышится сдержанный, неясный
шепот ночи; деревья шумят, облитые тенью. Для фоники первой части этого отрывка
характерно повторение гласных е - о; описание ветра оттеняет анафора
согласного в и повторение созвучий ок - ка - га - ко, неясный шепот ночи
доносят аллитерации на свистящие и шипящие; в словосочетании деревья, облитые
тенью, объединительную функцию выполняют созвучия де - ит - те.
Понятие звукообраза
В небольших произведениях
наблюдается подбор лексики, заданный звуковым обликом главного по смыслу слова;
к тому же нередко это слово используется для заголовка. Так, в стихотворении
А.С. Пушкина «Адель» настойчиво повторяются звуки: а - ль: Играй, Адель, не
знай печали Хариты, Лель тебя венчали и колыбель твою качали. Звуковые
повторы глубже вводят в наше сознание главное слово, скрепляют логические связи
созвучных с ним слов. В таких случаях говорят о звукообразе,
то есть о художественном образе, усиленном средствами звукописи.
Возникновение
звукообраза объясняют психологически: в процессе творчества поэта переполняют
те или иные созвучия, связанные с главными образами. Это побуждает его
подбирать слова близкого звучания по-своему закрепляющие и усиливающие основной
звуковой комплекс. Поэты могут создавать в одном произведении несколько
звукообразов, которые иногда бывают созвучны друг другу. Такова, например,
фонетическая организация «Бахчисарайского фонтана» Пушкина с общей звуковой
основой имен героев (Гирей, Мария, Зарема).
Звукообразы
придают художественную завершенность и особую целостность поэтической форме
произведения и нередко являются отличительной чертой того или иного автора.
Например, для поэзии С.А. Есенина характерны звукообразы липы, березы, клена.
Стихотворения, пронизанные звуковыми повторами. связанные с этими
художественными образами, имеют свой характерный тембр: Клен ты мой опавший,
клен заледенелый, что стоишь нагнувшись под метелью белой? Или что увидел? Или
что услышал? Словно за деревню погулять ты вышел.
Сохранение
избранного звукообраза на протяжении всего произведения или его значительной
части создает особую тональность. выразительную своими звуковыми ассоциациями и
благоприятную для проявления эмоциональных красок и создания эмфатической
интонации.
Работа над фоникой в процессе
авторедактирования
Просматривая черновики
писателей и сравнивая различные редакции художественных произведений, можно
проследить, как в процессе авторедактирования идет отбор фонетических средств
языка. Так, изучение черновиков А.С. Пушкина показывает, что с годами поэт все
требовательнее относился к фонике своих произведений. Чтобы достичь желаемой
окраски стиха, он напряженно искал нужные слова, исправлял написанное.
Обратимся к черновым наброскам «Евгения Онегина»: первоначальный текст - Любви
печальную тревогу я слишком, может быть, узнал; первый вариант правки - Любви
печальную тревогу я слишком долго испытал; поправки в черновике, перенесенные в
беловую рукопись, - Любви безумную тревогу я слишком сильно испытал; печатный
текст - Любви безумную тревогу я безотрадно испытал. Найденное поэтом слово
безотрадно не только наиболее оправданно по смыслу. но и очень выразительно
фонетически: в нем повторились основные созвучия предыдущей строки.
Пушкин неустанно стремился к
наиболее яркому звуковому выражению мысли. Незримый (И тайный) хранитель
могущему дан; И горек был небратский (холодный) их привет; Услышишь суд глупца
и смех толпы холодной (черни смех холодный); Сквозь волнистые (печальные)
туманы пробирается луна; Ты им доволен ли, взыскательный художник [И ты доволен
им, божественный (увенчанный, разборчивый. взыскательный) художник]; Морозной
(И снежной) пылью серебрится его бобровый (соболий) воротник. Достигнув
гармонии, поэт дорожил каждым звуком поэтической речи, понимая, что перестановка
слов, замена синонимов губит фонику, что выборочная правка отдельных строк
разрушит звукопись.
Черновики
Пушкина отразили и работу над звукообразом Татьяны.
Первоначально героиня звалась Наташей. Это имя было в таком контексте: Я новый
карандаш беру, чтоб описать ее сестру... Ее сестра звалась Наташа. Мы нынче
именем таким станицы нашего романа, не устрашаясь, освятим.
Далее
в черновой рукописи появляется имя Татьяна, однако звуковое «окружение» его
остается прежним. Только в беловой рукописи поэт исправляет: Позвольте мне,
читатель мой. (займусь я старшею сестрой) занять вас старшею сестрой. И.
наконец, печатный текст: Позвольте мне, читатель мой, заняться старшею сестрой.
Ее сестра звалась Татьяна... Сравнивая фонику этих вариантов, мы видим в обоих
случаях звуковую подготовку имени: в первоначальном варианте повторяются
согласные: н - т - ш, в окончательном последовательно проведена аллитерация
на т.
Так
же тщательно подбирал слова, объединенные общим звучанием М.Ю. Лермонтов:
Безумные б звуки (И песни и звуки) в груди подавила; Слова разлуки (надежды)
повторяя, Полна надежд (Чужда тоски) душа твоя.
Анализ
черновых вариантов художественных произведений показывает как писатели сочетают
работу над содержанием с уточнением звукового выражения мысли.
|