Часть 2
Прочтите текст и
выполните задания A1 - A7; B1 - B14. К каждому заданию A1 - A7 даны 4
варианта ответа, из которых только один правильный. Номер этого ответа обведите
кружком.
|
(1)Весна
в изломе. (2)Вот-вот перейти ей в короткое быстротечное заполярное лето, да
отчего-то медлила, тянулась весна, и, когда истаяла, утекла в озера и реки,
людей шатало от голода.
(3)По
дымящейся сизым паром, мокрой тундре брел парнишка в больших изодранных
броднях, часто наклонялся, обирая с кочек и со мха-волосца, зеленого зимой и
летом, прошлогоднюю, перемерзлую клюкву, почти уже вытекшую...
(4)На обогретом, с боков заголённом серебристой мерзлотою холмике
парнишка увидел мокрое перо, хотел побежать скорее: может, сова или песец
задавили линялого гуся, косточки да остались от него, но сапоги, хоть в них и
было толсто подвернуто, хлябали, вязали ноги. (5)Парнишка упал, отдышался, стал
подниматься на руках и замер, увидев перед носом цветок на мохнатой ножке. (6)Вместо
листьев у цветка были крылышки, тоже мохнатые, два крылышка в слабом, дитячьем
пере, и мохнатый, точно куржаком охваченный, стебелек подпирал чашечку цветка,
в чашечке мерцала тоненькая, прозрачная ледышка.
(7)Солнце,
выпутавшееся из густого меха зимы и поднявшееся уже высоко над тундрой,
вдавливало всякое растение в мягкий ворс тундры, загоняло в заросли стлаников,
смахивало к озерам, в поймы рек. (8)А этот цветок дерзко стоял на обдувном
холме, где не отошла еще, лишь отпотела тонкая корочка земли, питая робкие,
паутинно-тонкие всходы мхов, нити сухоросной травки, сереньких, как бы
вымороженных до погибельной сухости кустиков голубики. (9)Один лишь цветок жил
на холме уверенно, вызывающе, не прячась в благостное затишье, дерзко выйдя
навстречу зазимкам, ветрам, таким частым тут в весеннюю пору.
(10)Цветок
караулил солнце. (11)Коснувшись ледышки, солнечные лучи собирались в пучок,
будто в линзе, и грели маковку, тоже укутанную в мохнатую паутинку на дне
чашечки цветка. (12)Льдинка подтаивала, оседала, шире распирая празднично
сияющие лепестки цветка, будто створки ворот, и тогда чашечка, почти
выворачиваясь живым зевом, подставляла маковку солнцу, а льдинка оборачивалась
в светлую каплю, освежая и питая собою цветок и назревающее в нем семя. (13)До
ухода солнца, до самой последней секунды заката, цветок дышал теплом светила,
поворачивая вслед ему яркую головку, после чего лепестки, с исподу отепленные
шерстью, сразу плотно закрываются, грустно опадает головка, но внутри цветка,
под лепестками, не кончается неприметная работа. (14)Жилкой вонзившегося в
мерзлоту корешка цветок вытягивает влагу, дышит и обращает свое дыхание в
зеркально-тонкую, прозрачную льдинку, которая утром снова поймает и соберет в пучок
лучи солнца.
(15)Из
утра в утро, изо дня в день идет невидная миру работа, пока не созреет маковка.
(16)И тогда поблекнут, тряпично свернутся и опадут лепестки, сухо треснет,
обломится былка стебелька, уронит наземь погремушку-маковицу, ветром ее покатит
по тундре, соря черненькой пыльцой семян[1].
По В.
Астафьеву
А1
|
Какое из высказываний,
приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Что имел в виду автор, когда
написал: «...обломится
былка стебелька, уронит наземь погремушку-маковицу, ветром ее покатит по
тундре, соря черненькой пыльцой семян»?
|
|
|
1) Цветок погибнет от холода, его стебель обломится.
2) Люди сломают цветок.
3) Цветок сломается и превратится в сухой мусор.
4) Созревшая коробочка упадет и будет кататься по
тундре, чтобы разбрасывать семена .
|
А2
|
Почему рассказчик,
описывая солнце, написал: «...выпутавшееся из
густого меха зимы и поднявшееся уже высоко над тундрой»?
|
|
|
1) Закончилась полярная ночь, во время которой солнца
не было.
2) Зимой солнце светило, но не грело, а с весной его
лучи стали теплыми.
3) Зимой солнце было в холодном тумане, а теперь вышло
на небо.
4) Это был полдень, поэтому солнце было высоко над
тундрой.
|
А3
|
Как характеризует мальчика информация, заключённая в предложениях
3 - 6?
|
|
|
1) Больше всего на свете мальчик любил цветы.
2) Мальчик был истощен от голода.
3) Мальчик стеснялся старых сапог.
4) Мальчик заблудился в тундре.
|
А4
|
Укажите, в каком значении
употребляется в тексте слово «дерзко»
(предложение 8)
|
|
|
1) непочтительно
2) оскорбительно
3) смело
4) грубо
|
А5
|
Ниже даны пары
предложений из прочитанного текста. В какой из этих пар в первом предложении называется причина того, о чём говорится
во втором?
|
|
|
1) 4 и 5.
2) 7 и 8.
3) 15 и 16.
4) 10 и 11.
|
А6
|
Выберите верное
продолжение ответа на вопрос: «Почему рассказчик в предложении 3 мальчика
называет «парнишка»?»
|
|
|
Такое наименование говорит
о...
1) тёплом, добром отношении рассказчика
к герою.
2) пренебрежительном
отношении рассказчика к герою.
3) значительной разнице в
возрасте героя и рассказчика.
4) разнице в социальном
положении героя и рассказчика.
|
А7
|
Укажите, какое средство
речевой выразительности используется в выражении «робкие,
паутинно-тонкие всходы мхов»?
|
|
|
1) метафора
2) метонимия
3) эпитет
4) синекдоха
|
Ответы на задания
B1 - B14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.
|
B1
|
Замените слово ХЛЯБАЛИ
из предложения 4 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
|
|
Ответ:
B2
|
Из предложений 2 - 3
выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне.
|
|
Ответ:
B3
|
Из предложений 7 - 8
выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом:
«На конце приставки пишется -С, если после неё следует буква, обозначающая
глухой согласный».
|
|
Ответ:
B4
|
Из предложений 4 - 6 найдите
слово, в котором правописание буквы -Е-
в суффиксе определяется тем, что оно образовано от инфинитива на -ИТЬ
|
|
Ответ:
B5
|
В приведенном ниже
предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры,
обозначающие запятые между однородными членами предложения.
|
|
|
Солнце(1),
выпутавшееся из густого меха зимы и поднявшееся уже высоко над тундрой,(2)
вдавливало всякое растение в мягкий ворс тундры,(3) загоняло в заросли
стлаников,(4) смахивало к озерам,(5) в поймы рек.
|
Ответ:
B6
|
В приведенном ниже
предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры,
обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения.
|
|
|
Льдинка подтаивала,(1) оседала,(2) шире распирая празднично
сияющие лепестки цветка,(3) будто створки ворот,(4) и тогда чашечка,(5) почти
выворачиваясь живым зевом,(6) подставляла маковку солнцу,(7) а льдинка
оборачивалась в светлую каплю,(8) освежая и питая собою цветок и назревающее
в нем семя.
|
Ответ:
B7
|
В приведенном ниже
предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры,
обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.
|
|
|
А этот цветок дерзко стоял на обдувном холме,(1) где не отошла
еще, (2) лишь отпотела тонкая корочка земли,(2) питая робкие, (3) паутинно-тонкие
всходы мхов,(4) нити сухоросной травки,(5) сереньких,(6) как бы вымороженных
до погибельной сухости кустиков голубики.
|
B8
|
Замените словосочетание ПОЙМЫ
РЕК (предложение 7), построенное на основе связи управление,
синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите
получившееся словосочетание.
|
|
Ответ:
B9
|
Выпишите грамматическую
основу предложения 11.
|
|
Ответ:
B10
|
Среди предложений 1 - 6
найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.
|
|
Ответ:
B11
|
Среди предложений 1 - 6
найдите предложение с обособленными определением и обстоятельством.
Напишите номер этого предложения.
|
|
Ответ:
B12
|
Укажите количество грамматических
основ в предложении 2.
|
|
Ответ:
B13
|
Среди предложений 10 - 16
найдите сложные бессоюзные предложения. Напишите номера этих предложений.
|
|
Ответ:
B14
|
Среди предложений 1 - 6
найдите сложное предложение с сочинительной, бессоюзной и подчинительной
связью. Напишите номер этого предложения.
|
|
Ответ:
Часть 3
Используя
прочитанный текст части 2, выполните на отдельном подписанном листе ТОЛЬКО
ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер
задания: С2.1 или С2.2.
|
Напишите сочинение-рассуждение «Что такое диалектизмы».
Обдумывая ответ на
вопрос, прочитайте ещё раз текст.
Найдите и приведите 2 примера из прочитанного текста,
иллюстрирующие роль диалектных слов в тексте.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений
или применяйте цитирование (избегайте чрезмерного цитирования).
Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Напишите
сочинение-рассуждение.
Объясните,
как вы понимаете смысл фразы «Один лишь цветок жил на холме уверенно, вызывающе, не
прячась в благостное затишье, дерзко выйдя навстречу зазимкам, ветрам».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста,
подтверждающие ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений
или применяйте цитирование (избегайте чрезмерного цитирования).
Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
[1] Для справок: куржак - иней; бродни - бахилы, обычная
обувь сибиряка; зазимки - заморозки; маковица - вершина, верхушка,
маковая головка.
|