Часть 2
Прочтите текст и
выполните задания A1 - A7; B1 - B14. К каждому заданию A1 - A7 даны 4
варианта ответа, из которых только один правильный. Номер этого ответа обведите
кружком.
|
(1)Наш двор «нарочито невелик», квадратен, замощён
булыжником. (2)Посредине огорожен зеленой деревянной решёткой жалкий питерский садишко в четыре тополя и одну берёзку...
(3)Вот во двор входит
перекошенный на один бок тяжестью своего ящикообразного инструмента, худой, смуглый, впалогрудый
шарманщик. (4)Такой же тощий и черномазый мальчишка несёт за ним клетку с ободранным зеленым попугаем, ящичек, в котором плотно уложены, как в картотеке,
картонные билетики «счастья», маленький вытертый коврик...
(5)Старший упирает в булыжник деревянный костыль
шарманки, утверждает перед нею на раскладной табуреточке клетку и переполненный
«счастьем» ящик. (6)Мальчишка уже разостлал
поодаль трёпаный, грязнее каменной
мостовой, коврик. (7)Свой картуз с
переломленным козырьком он положил,
как чашку, тут же около, на панели...
(8)Ах, этот нудный,
гнусавый, за сердце хватающий присвист, которым начинались все мелодии
тогдашних разбитых шарманок! (9)Почему ты помнишься столько лет, столько десятилетий? (10)Ах, этот мрачный, жутковатый, униженный и ненавидящий взгляд сине-белых, то ли
цыганских, то ли итальянских глаз на
коричневом лице! (11)Ты и сейчас стоишь передо мною. (12)И эта мятая,
бутылочно-зеленого плюша артистическая шляпа,
шляпа нищеты, шляпа горечи, шляпа тысяч несчастий и миллионов терзаний - сколько я видел в детстве таких
трагических шляп...
(13)Раздается чахоточная,
пошлая, скудная, как этот дворик, мелодия без слов... (14)Это - искусство,
и оно доходит. (15)Уже из подворотни, озираясь, нет ли где рядом
злого дворника, заглядывают во двор девчонки и парнишки с соседних
дворов, таскающиеся за шарманкой из дома в дом. (16)Уже наши собственные
дворницкие и швейцарские дети выбежали во двор: девчонки подбираются шаг за шагом
к самому попугаю, мальчишки окружают коврик. (17)Одно за другим распахиваются
окна, высовываются головы кухарок, горничных, приживалок, и вот уже летит на
землю первый, завернутый в бумажку алтын, и незавернутый пятак падает и
катится, звеня и подпрыгивая, к ногам музыканта... (18)И какая-то с косичкой,
но уже похихикивающая по-взрослому, фыркая в рукав, покупает себе «счастье». (19)И
сердитый, нахохленный попугай, недовольно покрякивая и покрикивая что-то не
по-русски, ловко зацепив клювом, вытаскивает из туго спрессованной пачки один
билетик.
(20)Когда шарманщик чуть приметно кивнул, мальчик,
сбросив верхнюю одежду, остался в обшитом мишурными позументами, затасканном,
стократно заплатанном костюме акробата, и все вокруг ахнули. (21)Он разбежался,
и стал на голову, и сложился пополам, и закувыркался, и сделал кульбит...
(22)Шарманщик набрал порядочно, они собрали свое
имущество и пошли прочь: старший - привычно
согнувшись на один бок под грузом шарманки, глядя в землю, трудно кашляя на
ходу, младший - посверкивая детскими,
но уже много знающими глазами, глазами не
то как у младенца Христа, не то как у обезьянки-макаки,
жгучими и грустными. (23)У ворот шарманщик
вдруг оборачивается и что-то быстро,
гортанно говорит той, с косичкой, которая покупала «счастье». (24)И она,
вспыхнув, плюет ему вслед, а мальчишки восхищенно хохочут, и дворничиха
замахивается на музыкантов метлой, и старший дает младшему на ходу быстрый, но добродушный подзатыльник и обзывает свиненком.
(25)Но мальчишке что? (26)Он пронзительно свистнул и
высунул дворничихе язык...
(По Л.
Успенскому)
А1
|
Какое из высказываний,
приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему «нудный, гнусавый, за сердце
хватающий присвист»
шарманки долгие годы стоит перед автором?
|
|
|
1) Это была самая красивая из всех слышанных автором
мелодий.
2) Это яркие воспоминания детства, отражающие дух
прошлого.
3) Это был неприятный звук, который раздражал автора.
4) В детстве автора было мало радости, и он запомнил
шарманку как одно из немногих удовольствий.
|
А2
|
Почему рассказчик, говоря
о «чахоточной,
пошлой, скудной» музыке шарманщика, назвал ее «искусством»?
|
|
|
1) В ту пору автор был маленьким и не мог отличить подлинного
искусства от самодеятельности.
2) В то время эта музыка была единственной возможностью
простых людей приобщиться к миру искусства.
3) Автор иронизирует.
4) В XIX веке были
иные представления об искусстве.
|
А3
|
Как характеризует жизнь бродячих артистов информация,
заключённая в предложениях 8 - 12 и 22 - 26?
|
|
|
1) Они были обездоленными
скитальцами, обеспечивающими себе жалкое существование тяжким трудом.
2) Они были баловнями судьбы, любимцами публики.
3) Это были всеми гонимые люди.
4) В их среде процветали грубость, бескультурье,
насилие и унижение.
|
А4
|
Укажите, в каком значении
употребляется в тексте слово «терзаний»
(предложение 12)
|
|
|
1) надругательств
2) пыток
3) сомнений
4) мучений
|
А5
|
Ниже даны пары
предложений из прочитанного текста. В какой из этих дается вопросно-ответное
единство?
|
|
|
1) 8 и 9.
2) 9 и 10.
3) 9 и 11.
4) 25 и 26.
|
А6
|
Выберите верное
продолжение ответа на вопрос: «Почему рассказчик в предложении 22 сравнивает
глаза мальчика-акробата с глазами «младенца
Христа»?»
|
|
|
Использование такого
сравнения говорит ...
1) о желании автора передать цвет глаз мальчика более
точно.
2) о стремлении передать красоту этих глаз.
3) о том, что это были глаза ребенка, которому суждено
много страдать.
4) о том, что сравнивать людей с Богом было принято во
времена детства автора.
|
А7
|
Укажите, какое средство
речевой выразительности используется в предложении «шляпа нищеты, шляпа горечи, шляпа тысяч несчастий и миллионов терзаний»?
|
|
|
1) метафора
2) метонимия
3) перифраз
4) эпитет
|
Ответы на задания
B1 - B14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.
|
B1
|
Замените слово ПОЗУМЕНТ
из предложения 20 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
|
|
Ответ:
B2
|
Из предложений 1 - 10
выпишите слово с буквой Ё посоле
шипящей в корне, которая объясняется тем, что в корне родственного
слова пишется Е.
|
|
Ответ:
B3
|
Из предложений 1 - 7
выпишите слово, правописание приставки в котором определяется
правилом: «На конце приставки пишется -С, если после неё следует
буква, обозначающая глухой согласный».
|
|
Ответ:
B4
|
Из предложений 13 - 19 найдите
слово, в суффиксе которого после шипящей пишется О, так как это слово не происходит от глагола
и буква в суффиксе стоит под ударением.
|
|
Ответ:
B5
|
В приведенном ниже
предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры,
обозначающие запятые между однородными членами предложения.
|
|
|
Ах,(1) этот мрачный,(2) жутковатый,(3) униженный и ненавидящий взгляд
сине-белых,(4) то ли цыганских,(5) то ли итальянских глаз на коричневом лице!
|
Ответ:
B6
|
В приведенном ниже
предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры,
обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения.
|
|
|
Одно
за другим распахиваются окна,(1) высовываются головы кухарок,(2) горничных,(3)
приживалок,(4) и вот уже летит на землю первый,(5) завернутый в бумажку
алтын,(6) и незавернутый пятак падает и катится, (7)звеня и подпрыгивая,(8) к
ногам музыканта...
|
Ответ:
B7
|
В приведенном ниже
предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры,
обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.
|
|
|
Уже из подворотни,(1) озираясь,(2) нет ли где рядом
злого дворника,(3) заглядывают во
двор девчонки и парнишки с соседних дворов,(4) таскающиеся за шарманкой из
дома в дом.
|
B8
|
Замените словосочетание ДЕРЕВЯННЫЙ
КОСТЫЛЬ (предложение 5), построенное на основе связи согласование,
синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите
получившееся словосочетание.
|
|
Ответ:
B9
|
Выпишите грамматическую
основу предложения 5.
|
|
Ответ:
B10
|
Среди предложений 13 - 19
найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого
предложения.
|
|
Ответ:
B11
|
Среди предложений 1 - 11
найдите предложения со сравнительным оборотом. Напишите номера этих
предложений.
|
|
Ответ:
B12
|
Укажите количество грамматических
основ в предложении 24.
|
|
Ответ:
B13
|
Среди предложений 13 - 19
найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого
предложения.
|
|
Ответ:
B14
|
Среди предложений 20 - 26
найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью. Напишите
номер этого предложения.
|
|
Ответ:
Часть 3
Используя
прочитанный текст части 2, выполните на отдельном подписанном листе ТОЛЬКО
ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер
задания: С2.1 или С2.2.
|
Напишите
сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете, что такое риторические восклицания и какую роль в речи они играют.
Обдумывая
ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст.
Найдите и приведите 2 примера из
прочитанного текста, иллюстрирующие разные признаки текста-повествования.
Приводя примеры, указывайте номера
нужных предложений или применяйте цитирование (избегайте чрезмерного
цитирования).
Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Напишите
сочинение-рассуждение.
Объясните,
как вы понимаете смысл фразы: «И эта
мятая, бутылочно-зеленого плюша артистическая
шляпа, шляпа нищеты, шляпа горечи, шляпа тысяч несчастий и миллионов терзаний - сколько я видел в детстве таких
трагических шляп....»?
Приведите в сочинении два аргумента из
прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных
предложений или применяйте цитирование (избегайте чрезмерного цитирования).
Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
|