Тексты С3 3-4 |
09.04.2012 г. | |
Текст 3.
Потребность в пространственной и духовной территории играет огромную роль в жизни народов, и именно она наряду с другими родовыми потребностями вызывает борьбу, которая зачастую переходит в войны малые и большие. Эта потребность имеет и личностную форму в виде потребности каждого отдельного человека в неприкасаемой духовной территории - это его внутренний мир, его душа, в которую он не хочет никого из посторонних впускать. Каждый человек, особенно в юности и старости, нуждается в периодах одиночества. Уединение позволяет осмыслить свою жизнь, подготовиться к будущим делам, помечтать о них, мысленно «проиграть» предстоящие события. Вокруг каждого человека имеется как бы невидимый круг, очерчивающий его духовную территорию. Этот круг у разных людей, конечно, разный: у одних (например, у экстравертов) он, должно быть, не столь велик, как у других (например, у интровертов), хотя возможны и какие-то отклонения, связанные с возрастом и личностными особенностями. Это круг, внутри которого мы чувствуем себя комфортно, в котором наше существование наполнено внутренним смыслом. Это круг нашего уединения, нашего размышления о себе, это наше личное время, наши потаенные планы и мечты. Одиночество - это важнейшее условие личностного и психического развития, и нужно создать такие условия, чтобы каждый мог удовлетворять эту потребность в духовной территории одиночества. Каждый человек нуждается в общении с другими людьми, ибо без повседневного общения с близкими, родными и другими людьми человек жить не может. Постоянное одиночество может стать таким нетерпимым, что захочется спрятаться от него даже в смертной бездне. И в то же время, как это ни парадоксально, каждый человек нуждается в одиночестве. Это естественное проявление потребности в духовной территории. Точно так же и народы нуждаются в общении, сотрудничестве с другими народами, без которого в современных условиях ни один народ не может жить и развиваться. Но в то же время каждый народ хочет жить по-своему, по своим идеалам и традициям. И он болезненно переживает, когда другие вмешиваются в его жизнь, нарушают его обычаи и устои, когда другие пытаются диктовать ему свои законы и порядки. Многие конфликты и недоразумения между людьми и между народами происходят из-за того, что ущемлена потребность в духовной территории. Особенно тогда, когда какой-то социальной группе, какому-то народу или его части кажется, что нарушена их духовная территория, что пытаются изменить их традиции, их верования. Нарушение пространственной и духовной территории, которое сплошь и рядом встречается в жизни людей и народов, является одной из причин возникновения конфликтов личностных и национальных, а так как эти личности и народы вооружены современным оружием, то эти конфликты в конечном счете кончаются убийствами и войнами. (Л. Фридман)
Текст 4.
Будни. Они - сплошная беспробудность. Вечная забота. Тягучая скука. Непрестанный шум, время от времени прерываемый очередною неудачею. О, плохое настроение! А понедельник - это прообраз будней. Да, тогда дело с жизнью обстоит плохо! Но нельзя перекладывать вину за это на «жизнь». У тебя не хватает искусства жить; было бы глупо ожидать, что жизнь устроит тебе торжественный прием. Так что твори сам и преображайся, иначе будни одолеют тебя. А в жизни нет большего стыда, чем быть побежденным - и не великаном, не могущественными врагами, не болезнью, а серою повседневностью существования. Итак - искусство жизни! Прежде всего: спокойно и мужественно смотреть в глаза врагу! Нам никогда не избавиться от будней. Они будут всегда. Они составляют материю нашей жизни. И если праздник служит лишь тому, чтобы, подобно молнии, осветить серость будней и обличить повседневность, то он нам вреден и мы недостойны его. Только тот заслужил радость праздника, кто полюбил свои будни. Как этого добиться? Этого можно достичь, отыскав священный смысл в своей будничной работе, погрузив его в глубину сердца и осветив и воспламенив повседневность лучом его света. Это первое требование, даже первооснова искусства жизни. Что есть ты во Вселенной? Каковы твои деяния перед Отечеством? Ты еще этого не уяснил? Ты еще этого не знаешь? Как же ты живешь? Бессмысленно, слепо, тупо и бессловесно? Тогда легко постичь «сплошную беспробудность» твоих будней. И скуку, и плохое настроение, и все им сопутствующее. Нельзя слепо воспринимать ежедневный труд как лишенную смысла работу по принуждению, как галерную пытку, как муку от зарплаты до зарплаты. Надо одуматься. Надо понять серьезный смысл своей профессии и заботиться о ней во имя ее высокого смысла. Надо серьезно отнестись к самому себе, а значит, и к собственной профессии, и к собственным будням. Будни остаются, но их необходимо преобразить изнутри. Они должны наполниться смыслом, ожить, стать многоцветными; а не оставаться «сплошной беспробудностью». Бессмысленно ->это безрадостно. Человек создан так, что не может жить безрадостно. Тот, кто кажется живущим без радости, непременно выдумал себе замену радости. Радость должна, однако, вырастать из повседневного труда, пусть даже только в том смысле, что трудишься все лучше и лучше, повышаешь качество своего труда, перемещаясь тем самым вверх по ступеням совершенствования. Если же ты нашел высокий смысл твоего труда и радость в его качестве, сможешь ли ты и после этого говорить о «сплошной беспробудности»? Жизнь станет для тебя тогда светящейся нитью. И взлет в твоей жизни обеспечен. Ведь радость высвобождает творческие силы; творческие силы создают качество; а качество труда вызывает радость от труда. Посмотри: так твои будни попадают в добрый круг духовного здоровья. И теперь для тебя нет больше тягучих будней. (И.Ильин) |
« Пред. | След. » |
---|