Тексты С3 3-4
09.04.2012 г.

Текст 3.

 

Потребность в пространственной и духовной террито­рии играет огромную роль в жизни народов, и именно она

наряду с другими родовыми потребностями вызывает борь­бу, которая зачастую переходит в войны малые и большие.

Эта потребность имеет и личностную форму в виде потребности каждого отдельного человека в неприкасае­мой духовной территории - это его внутренний мир, его душа, в которую он не хочет никого из посторонних впус­кать.

Каждый человек, особенно в юности и старости, нужда­ется в периодах одиночества. Уединение позволяет осмыс­лить свою жизнь, подготовиться к будущим делам, помеч­тать о них, мысленно «проиграть» предстоящие события.

Вокруг каждого человека имеется как бы невидимый круг, очерчивающий его духовную территорию. Этот круг у разных людей, конечно, разный: у одних (например, у экстравертов) он, должно быть, не столь велик, как у других (например, у интровертов), хотя возможны и ка­кие-то отклонения, связанные с возрастом и личностными особенностями. Это круг, внутри которого мы чувствуем себя комфортно, в котором наше существование наполнено внутренним смыслом. Это круг нашего уединения, нашего размышления о себе, это наше личное время, наши потаен­ные планы и мечты. Одиночество - это важнейшее усло­вие личностного и психического развития, и нужно со­здать такие условия, чтобы каждый мог удовлетворять эту потребность в духовной территории одиночества.

Каждый человек нуждается в общении с другими людь­ми, ибо без повседневного общения с близкими, родными и другими людьми человек жить не может. Постоянное одиночество может стать таким нетерпимым, что захочется спрятаться от него даже в смертной бездне. И в то же вре­мя, как это ни парадоксально, каждый человек нуждается в одиночестве. Это естественное проявление потребности в духовной территории. Точно так же и народы нуждаются в общении, сотрудничестве с другими народами, без кото­рого в современных условиях ни один народ не может жить и развиваться. Но в то же время каждый народ хочет жить по-своему, по своим идеалам и традициям. И он бо­лезненно переживает, когда другие вмешиваются в его жизнь, нарушают его обычаи и устои, когда другие пыта­ются диктовать ему свои законы и порядки.

Многие конфликты и недоразумения между людьми и между народами происходят из-за того, что ущемлена потребность в духовной территории. Особенно тогда, когда какой-то социальной группе, какому-то народу или его ча­сти кажется, что нарушена их духовная территория, что пытаются изменить их традиции, их верования. Нару­шение пространственной и духовной территории, которое сплошь и рядом встречается в жизни людей и народов, является одной из причин возникновения конфликтов лично­стных и национальных, а так как эти личности и народы вооружены современным оружием, то эти конфликты в ко­нечном счете кончаются убийствами и войнами.

(Л. Фридман)

 

Текст 4.

 

Будни. Они - сплошная беспробудность. Вечная забо­та. Тягучая скука. Непрестанный шум, время от времени прерываемый очередною неудачею. О, плохое настроение! А понедельник - это прообраз будней.

Да, тогда дело с жизнью обстоит плохо! Но нельзя пере­кладывать вину за это на «жизнь». У тебя не хватает ис­кусства жить; было бы глупо ожидать, что жизнь устроит тебе торжественный прием. Так что твори сам и преобра­жайся, иначе будни одолеют тебя. А в жизни нет большего стыда, чем быть побежденным - и не великаном, не могу­щественными врагами, не болезнью, а серою повседневно­стью существования. Итак - искусство жизни! Прежде всего: спокойно и мужественно смотреть в глаза врагу! Нам никогда не избавиться от будней. Они будут всегда. Они со­ставляют материю нашей жизни. И если праздник служит лишь тому, чтобы, подобно молнии, осветить серость буд­ней и обличить повседневность, то он нам вреден и мы не­достойны его. Только тот заслужил радость праздника, кто полюбил свои будни. Как этого добиться?

Этого можно достичь, отыскав священный смысл в своей будничной работе, погрузив его в глубину сердца и осветив и воспламенив повседневность лучом его света. Это первое требование, даже первооснова искусства жизни. Что есть ты во Вселенной? Каковы твои деяния перед Оте­чеством?

Ты еще этого не уяснил? Ты еще этого не знаешь? Как же ты живешь? Бессмысленно, слепо, тупо и бессловесно? Тогда легко постичь «сплошную беспробудность» твоих будней. И скуку, и плохое настроение, и все им сопутству­ющее.

Нельзя слепо воспринимать ежедневный труд как ли­шенную смысла работу по принуждению, как галерную пытку, как муку от зарплаты до зарплаты. Надо одумать­ся. Надо понять серьезный смысл своей профессии и за­ботиться о ней во имя ее высокого смысла. Надо серьезно отнестись к самому себе, а значит, и к собственной профес­сии, и к собственным будням. Будни остаются, но их необ­ходимо преобразить изнутри. Они должны наполниться смыслом, ожить, стать многоцветными; а не оставаться «сплошной беспробудностью».

Бессмысленно ->это безрадостно. Человек создан так, что не может жить безрадостно. Тот, кто кажется живу­щим без радости, непременно выдумал себе замену радо­сти. Радость должна, однако, вырастать из повседневного труда, пусть даже только в том смысле, что трудишься все лучше и лучше, повышаешь качество своего труда, переме­щаясь тем самым вверх по ступеням совершенствования.

Если же ты нашел высокий смысл твоего труда и ра­дость в его качестве, сможешь ли ты и после этого гово­рить о «сплошной беспробудности»? Жизнь станет для тебя тогда светящейся нитью. И взлет в твоей жизни обес­печен. Ведь радость высвобождает творческие силы; твор­ческие силы создают качество; а качество труда вызывает радость от труда.

Посмотри: так твои будни попадают в добрый круг ду­ховного здоровья. И теперь для тебя нет больше тягучих будней.

(И.Ильин)

 
« Пред.   След. »