А.С.Пушкин "Евгений Онегин"
28.09.2012 г.
А. С. ПУШКИН

«Евгений Онегин»

      При подготовке к урокам этого раздела важно иметь в виду два обстоятельства: первое - девятиклассники уже хорошо знакомы с пушкинскими произведениями - еще в начальной школе учили наизусть небольшие стихотворения, размышляли над пушкинскими произведениями в 5-8 классах («Руслан и Людмила», «Сказка о мертвой царевне...», «Метель», «Капитанская дочка», «Полтава»; отрывки из поэм «Борис Годунов», «Медный всадник», «Песнь о вещем Олеге»), и второе - не все девятиклассники станут продолжать учебу в 10-11 классах, следовательно, необходимо не просто познакомить их с рядом пушкинских произведений, а закрепить глубокий интерес к творчеству классика.
       Побеседуем с учащимися:

       - В какой семье родился и воспитывался поэт? Когда и где родился? Кто знакомил его с устным народным творчеством?
       - Что помогало ему знакомиться с зарубежной литературой?
       - Что вам известно о его лицейских годах?
       - Какие произведения поэта особенно близки вам?
       - Расскажите о впечатлениях от наиболее понравившихся вам произведений (стихотворения, поэмы, проза).
       - Прочтите наизусть любое стихотворение.
       - Подумайте над небольшим рассказом о Пушкине. Подготовьте его к следующему уроку.

       Ориентируясь на примерный план, учащиеся готовят либо небольшое сообщение о личности поэта, либо рассказ по одному из периодов жизни и творчества, например:
       Детство. Рождение. Родители. Друзья семьи, интересы. Увлечение поэта литературой. Интерес к устному народному творчеству.
       Лицей. Особое учебное заведение. Поступление. Учителя (А. Куницын, В. Малиновский и др.), товарищи (И. Пущин, В. Кюхельбекер, А. Дельвиг). Первые поэтические опыты. Впечатления от войны 1812 года. Экзамен (Г. Р. Державин).
       После Лицея. «Арзамас». Крепнут дружеские связи - Оленины, Тургеневы, «субботы» В. Жуковского. Первые произведения. «Руслан и Людмила». Вольные стихи и ссылка на Кавказ («К Чаадаеву», «Деревня»).
       Южная ссылка. Семейство Раевских. Новые произведения («Кавказский пленник», «Погасло дневное светило...», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы» и др.). Увлечения поэта (Ризнич, Воронцова).
       Ссылка в Михайловское. Встречи с семейством Осиповых в Тригорском. Арина Родионовна. Творчество (четыре главы «Евгения Онегина», «Борис Годунов», «Граф Нулин», «Я помню чудное мгновенье...», «Цыганы»). Друзья (И. Пущин, А. Дельвиг). В 1825 году первый сборник «Стихотворения Александра Пушкина». Вызов в Москву, к царю. Дело декабристов.
       Болдино. Предложение Н. Гончаровой. Болдино. Женитьба. Произведения: «Маленькие трагедии», «Повести Белкина», «Медный всадник», «Пиковая дама» и др.
       Дуэль и смерть. Звание камер-юнкера. Двойная цензура - обычная и царская. Произведения: «Дубровский», «Капитанская дочка», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» и др. Дуэль. Смерть поэта.
       Получив индивидуальные задания, девятиклассники подбирают произведения, материал к освещению каждого периода, критический и иконографический (статьи, портреты; скульптура - фотографии, иллюстрации).
       Работа каждой группы комментируется и корректируется учителем.
       Конечно, возможны и другие варианты, например: лекция учителя, в которой участвуют и старшеклассники с высказываниями о Пушкине, с чтением любимых стихотворений, сообщениями об отдельных эпизодах жизни и творчества, анализом стихотворного и прозаического текста. Словом, и в том и в другом случае итоговый урок представляет собой небольшой вечер, концерт, монтаж, посвященный Пушкину.
       Рассказы учащихся, их впечатления от прочитанного закрепляются вопросами, как бы собирающими воедино знания, полученные в процессе коллективной работы, связанной с темой «А. С. Пушкин»:
       - Что в жизни и судьбе поэта наиболее ярко характеризует личность, глубоко воспринимающую действительность, остро чувствующую все, что связано с историей страны?
       - Какие его стихотворения о любви вы знаете?
       - Сформулируйте темы прочитанных вами сказок Пушкина, назовите иллюстраторов, главных героев.
       - В чем проявляется ироническое отношение автора к героям в «Руслане и Людмиле»?
       - В какой из поэм и сказок появляется образ автора?
       - В каких поэмах и стихотворениях Пушкина наблюдаются романтические мотивы?
       - В каком произведении показан конфликт между властью и народом?
       - Назовите произведения поэта, посвященные Петру I. Что особенно привлекает поэта в Петре I?
       - Что заинтересовало вас в прозе Пушкина («Капитанская дочка», «Дубровский», «Повести Белкина»)?
       - Какие ценности подчеркиваются автором в дворянской и простонародной, патриархальной культурах («Евгений Онегин»)?
       - Какова роль лирических отступлений в романе?
       - Чем интересны картины природы в тексте? Как в романе сближается книжная и народная речь?
       - Назовите авторов-литературоведов, критиков, посвятивших свои труды Пушкину (М. А. Цявловский, Д. Д. Благой, Н. Л. Бродский, Л. П. Гроссман, Б. В. Томашевский, Ю. Н. Тынянов, М. И. Цветаева, А. И. Гессен, М. Я. Басина, Ю. М. Лотман, Л. А. Черейский и др.).
       - На какую тему вы хотели бы сделать доклад или сообщение на пушкинской конференции или вечере?
       - Рассказывая в книге «Александр Сергеевич Пушкин» о поэте, Ю. М. Лотман пишет: «В редкую эпоху личная судьба человека была так тесно связана с историческими событиями - судьбами государств и народов, - как в годы жизни Пушкина». С какими же событиями была тесно связана судьба поэта?
       - Кто были предки поэта и в каких произведениях есть намеки на собственное происхождение?
       - Что вы могли бы рассказать о взаимоотношениях поэта с друзьями и любимыми?
       - Что вы знаете о дуэли и смерти поэта?
       - Какие произведения Пушкина вы могли бы назвать шедеврами?
       - Какие портреты и иллюстрации к произведениям Пушкина вам известны? Назовите особенно понравившиеся вам, обоснуйте свой ответ.
       - Известно, что Пушкин любил осень, когда ему легко работалось, хотя часто это осложнялось другими заботами. «Еду в деревню, - писал он перед поездкой в Болдино, - Бог весть, буду ли там иметь время заниматься, и душевное спокойствие...»

      Роман в стихах «Евгений Онегин» (1823-1831). Вот как сам автор набросал общий его план, пометив основные даты работы:
Онегин

      Часть первая
 I песнь (Хандра)
 II песнь (Поэт)
 III песнь (Барышня)
       
       Часть вторая
 IV песнь (Деревня)
 V песнь (Именины)
 VI песнь (Поединок)
      
       Часть третья
 VII песнь (Москва)
 VIII песнь (Странствие)
 IX песнь (Большой свет)


      Важно помочь школьникам познакомиться с некоторыми книгами, подробно рассказывающими об этом замечательном произведении А. С. Пушкина:
                                                                         А. С. Пушкин: Школьный энциклопедический словарь/ Под ред. В. И. Коровина. - М., 1999.      Долинина Н. Прочитаем «Онегина» вместе. - Л., 1971.
       Бродский Н. Л. «Евгений Онегин»: Роман А. С. Пушкина. - М., 1964.
       Станчек Н. А. Восьмиклассники читают «Евгения Онегина». - М., 1968.
       Благой Д. Д. «Евгений Онегин» // Пушкин А. Собр. соч.: В 10 т. - М., 1960. - Т. IV.
       Бонди С. М. Примечания и объяснительные статьи // Пушкин А. С. Евгений Онегин. - М., Л., 1964.
       Лотман Ю. М. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий. - Л., 1983.
       Пушкин в школе / Сост. В. Я. Коровина. - М., 1997.


      Исследователь русской литературы Г. А. Гуковский писал: «...уже самое количество бытовых тем и материалов принципиально отличает пушкинский роман от предшествующей литературы... бытовой материал истолкован Пушкиным иначе, чем его предшественниками, по-новому, реалистически, то есть в качестве типического, идейно обосновывающего человека и его судьбу» (Гуковский Г. А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. - М., 1957. - С. 140, 146). Подумаем, как входит такой материал в роман и какую роль выполняет (хозяйство, имущественное положение, образование, служба, интересы и занятия дворянской женщины, жилище, развлечения и пр.).
       Проследим за рассказом, который ведет поэт о героях, их поступках, размышлениях, радостях и страданиях, взаимоотношениях друг с другом...
       Описание природы и настроений героев...
       Лирические отступления... голос автора в романе...
       Прочитаем роман, который является несомненным шедевром или, как назвал его В. Белинский, «энциклопедией русской жизни».
       Рассмотрим вместе прочитанное сначала по главам, например:
       1. К главе первой предпослан автором такой эпиграф: «И жить торопится и чувствовать спешит...» - слова князя Вяземского. Подумаем, почему взят именно этот эпиграф . Как он раскрывает суть главы? К кому он относится? Что рассказывает поэт о своем герое? Как он его называет? («Молодой повеса», «добрый мой приятель».) Как воспитывался? Как учился? Почему свет решил, что «он умен и очень мил», в чем он «истинный был гений»? Чем интересен театр и почему так скучен он Онегину? Каков кабинет героя? Как описывается бал и отношение героя к светской жизни? О чем лирические отступления? Почему он оставил книги? Почему поэту нравится мирная жизнь и деревенская тишина?
       Понравился ли вам начальный рассказ поэта и каким предстал перед вами герой?
       2. Какой эпиграф определяет вторую главу романа в стихах? Чем интересна деревня, в которой оказался герой, и чем он решил заняться? Что хочет сказать поэт, характеризуя дружбу Онегина и Ленского словами: «Волна и камень, / Стихи и проза, лед и пламень...»? Что нравится автору в Ленском и Ольге? Как вы понимаете слова о том, что в любом романе можно найти портрет Ольги? Чем интересен характер Татьяны и в чем его отличие от Ольги? Каково семейство Лариных?
       3. И вот новый эпиграф, перевод с французского. О чем он? Как соотносится с содержанием главы? «Скажи: которая Татьяна?» Отношение автора к Татьяне - каково оно? В чем особенность чувств Татьяны и как ее характеризует письмо к Онегину?
       4. Каким было первое свидание Татьяны и Онегина? Как проявляются чувства героев при встрече?
       5. Характер, чувства, особенности поведения Татьяны. В чем смысл сна Татьяны? Как вы оцениваете поведение героев во время бала?
       6. Каковы поведение героев во время дуэли и отношение автора к ним?
       7. Какую роль играет описание природы и какое настроение автора передается через описание весны, зимы? Какова дальнейшая судьба Ольги и Татьяны? (Нравится ли вам описание Москвы? Можно ли судить об отношении автора к столице? Для чего нужен эпизод посещения Татьяной усадьбы Онегина?)
       8. Что важного и интересного в письме Онегина к Татьяне, в их последнем свидании? Как изменились оба героя?
       Итак, роман прочитан. Как и многие другие произведения Пушкина, его нельзя прочесть только один раз. Повторное чтение всегда будет открывать все новые грани этого удивительного и совершенного создания поэта.
       Чтобы рассказать о героях - Татьяне и Онегине, Ольге и Ленском, нужно перечитать текст, продумать план и композицию такого рассказа, подобрать цитаты.
       Возможны и другие темы, например:
       «Пейзаж четырех времен года в романе „Евгений Онегин"»;
       «Образ автора романа в лирических отступлениях»;
       «Славянизмы, архаизмы, иностранные слова, народная лексика в романе и их роль»;
       «Ленский и Онегин», «Ольга и Татьяна», «Письмо Татьяны и письмо Онегина»;
       «Две встречи Татьяны и Онегина»;
       «Именины у Лариных» и «Изображение дворянства в романе».
       «Белинский и Герцен о Ленском», «Белинский и Достоевский о Татьяне», «Белинский, Герцен, Добролюбов об Онегине».
       Эти и другие темы можно порекомендовать и для письменных сочинений или для сообщений, докладов.
       Возможны и небольшие эссе, размышления на тему «Как вы понимаете главу, строфу, слова...?». Например:
       Как вы понимаете строки (на выбор)?...Кто жил и мыслил, тот не может
 В душе не презирать людей;
 Кто чувствовал, того тревожит
 Призрак невозвратимых дней...

 ...Мы все глядим в Наполеоны;
 Двуногих тварей миллионы,
 Для нас орудие одно;
 Нам чувство дико и смешно...

 ...Чем меньше женщину мы любим,
 Тем легче нравимся мы ей
 И тем ее вернее губим
 Средь обольстительных сетей...

 ...Но наше северное лето,
 Карикатура южных зим,
 Мелькнет и нет: известно это,
 Хоть мы признаться не хотим...

 ...Блажен, кто праздник жизни рано
 Оставил, не допив до дна
 Бокала полного вина,
 Кто не дочел ее романа
 И вдруг умел расстаться с ним,
 Как я с Онегиным моим...

 Я вас люблю (к чему лукавить?).
 Но я другому отдана;
 Я буду век ему верна.


      Читая и перечитывая «Евгения Онегина», важно сверить свое восприятие с суждениями критиков, литературоведов, глубоко изучивших этот роман.
       Литературоведы и методисты обращают внимание на то, какое огромное значение имеет привлечение музыки на все уроки по изучению литературы, но особенно это касается лирики Пушкина. «Его поэзия, - пишет М. Ф. Дроздова из Магнитогорска, - занимает огромное место в творчестве русских композиторов. Любовь и тяготение русских композиторов к творчеству Пушкина объясняются тем, что мысли и чувства поэта общечеловечны, а разнообразие проблем и образов позволяет находить у него созвучное своему творчеству. Привлекала композиторов и музыкальность пушкинского стиха» 1. Чайковский, отмечая эту особенность лирики поэта, писал о том, что Пушкин «силою гениального таланта очень часто врывается из тесных сфер стихотворчества в бесконечную область музыки» 2.
       Романсы на пушкинские тексты создавали многие русские и советские композиторы - Алябьев, Верстовский, Яковлев, Глинка, Даргомыжский, Балакирев, Рубинштейн, Римский-Корсаков, Рахманинов, Прокофьев, Шостакович, Шапорин, Свиридов и др.
       На уроках изучения лирики поэта мы знакомим учащихся с некоторыми самыми популярными музыкальными произведениями. Прослушав романс, мы спрашиваем учащихся, как характер музыки отражает все этапы движения мысли и чувств стихотворения.
       Школьникам можно дать задание рассказать о некоторых композиторах, которые создавали музыку на слова пушкинских стихотворений; например, о том, что «Не пой, красавица, при мне...» - первое стихотворение Пушкина, к которому в 1828 году обратился Глинка, о том, что стихотворение «Я вас любил...» около 70 раз было положено на музыку, «На холмах Грузии...» - одно из лучших музыкальных произведений - романс Римского-Корсакова и др.

«Лицейские друзья Пушкина»

Штрихи к портретам

Из опыта работы

      Урок литературы по этой теме подготовлен учительницей московской школы № 1666 В. А. Болдиной.
       Работа на таком уроке предполагает максимальную готовность школьников к беседе, рассказу, чтению стихотворений, поэтому учащиеся заблаговременно перечитывают материалы о лицейских годах Пушкина, его друзьях, готовятся к пересказам, докладам, распределяют задания внутри групп. При этом они пользуются учебником 9 класса, книгой «А. С. Пушкин. Школьный энциклопедический словарь» под ред. В. И. Коровина (М., 1999), книгами Н. Эйдельмана «Прекрасен наш союз...», Ю. Тынянова «Кюхля», Л. Рубинштейна «В садах Лицея» и многими другими.
       К уроку были подготовлены: выставка книг о Пушкине, портреты друзей Пушкина, фотографии здания Лицея, на доске - рисунок герба Лицея и список пушкинского выпуска (Бакунин, Броглио, Вольховский, Горчаков, Гревениц, Гурьев, Данзас, Дельвиг, Есаков, Илличевский, Комовский, Корнилов, Корсаков, Корф, Костенский, Кюхельбекер, Ломоносов, Малиновский, Мартынов, Маслов, Матюшкин, Мясоедов, Пушкин, Пущин, Ржевский, Саврасов, Стевен, Тырков, Юдин, Яковлев - 30 человек).

      Эпиграф урока Куда бы нас ни бросила судьбина
 И счастие куда б ни повело,
 Все те же мы: нам целый мир - чужбина;
 Отечество нам Царское Село.


      Урок открывает вступительное слово учителя, рассказ о Лицее, его особенностях, гербе, друзьях Пушкина по материалам вышеназванного Словаря.
       Почему Лицей стал для его питомцев родным домом? Вот как об этом говорит сам Пушкин:Друзья мои, прекрасен наш союз!
 Он, как душа, неразделим и вечен -
 Неколебим, свободен и беспечен,
 Срастался он под сенью дружных муз...


      «Чугунниками» называл лицеистов директор Энгельгард, подаривший им по чугунному кольцу, которое они надевали на встречу 19 октября. Лицейские годы, лицейское братство - самая светлая полоса пушкинской жизни. Куда бы ни бросила судьбина лицеистов, они всегда оставались верны лицейскому братству. Пущин посещает опального поэта в Михайловском. Молодой дипломат Горчаков, рискуя вызвать недовольство начальства и пожертвовать карьерой, предлагает деньги и заграничный паспорт Пущину после разгрома восстания декабристов...

       Первая группа девятиклассников подготовила рассказы о Пущине по следующему плану:
       1 В Лицее. Влияние Пущина на будущего великого поэта.
       2. Встреча в Михайловском.
       3. Чтение стихотворения.Поэта дом опальный,
 О Пущин мой, ты первый посетил...


      4. Пущин-декабрист. Сибирь. Мужество и стойкость. Поддержка слабых.
       5. Чтение стихотворения «Мой первый друг...».
       6. «Записки о Пушкине».
       7. Письма Пущина Малиновскому:
       «...если бы я был на месте Данзаса, то роковая пуля встретила б мою грудь, я бы нашел средство сохранить поэта-товарища, достояние России».
       В день смерти А. С. Пушкин жалеет, что рядом с ним нет Пущина и Малиновского.

      Вторая группа учащихся рассказывает о Дельвиге:
       «Никто на свете не был мне ближе Дельвига» (Пушкин - Плетневу).
       1. Дельвиг в Лицее («Дай руку, Дельвиг! Что ты спишь?..»).
       2. Дельвиг отправляет в редакцию журнала «Вестник Европы» пушкинскую рукопись стихотворения «К другу стихотворцу». Именно Дельвиг возвестил миру о появлении нового поэта.
       3. Чтение стихотворения.Пушкин! Он и в лесах не укроется,
 Лира выдаст его громким пением...


      4. Дружба поэтов после Лицея.
       5. Чтение отрывка из стихотворения «19 октября».
       6. Ранняя смерть Дельвига.

       Третья группа учащихся рассказывает о Кюхельбекере:
       1. В Лицее. Характер. Отношения с товарищами. Закончил Лицей с серебряной медалью.
       2. Пушкин и Кюхельбекер.
       3. Чтение стихотворения «Разлука» (1817).
       4. Кюхельбекер прямодушен, добр, справедлив, самоотвержен в любви и дружбе.
       5. Чтение отрывка из стихотворения «19 октября».
       6. Кюхельбекер-декабрист. Причислен к преступникам, достойным казни, но его пощадили и на долгие годы бросили в тюрьму (10 лет одиночного заключения).
       7. Последняя встреча поэтов.
       8. Пушкин при жизни не забывал Кюхельбекера, писал ему, посылал книги.
       9. Чтение стихотворения Кюхельбекера....И вот опять Лицея день священный,
 Но уж и Пушкина меж нами нет...


      10. Кюхельбекер в Сибири. Последние годы жизни. Безденежье и нищета. Потеря зрения. Смерть в 1846 году.

       Тема четвертой группы - лицеисты и памятник Пушкину. Уход лицеистов из жизни.
       Матюшкин считал, что памятник Пушкину следует поставить в Москве, на родине поэта. Всероссийский сбор денег на памятник. Конкурс. Открытие памятника.
       А лицеисты уходят один за другим...
       1868 - умирает староста, хранитель архива Яковлев,
       1870 - Данзас, секундант Пушкина,
       1872 - адмирал Матюшкин,
       1873 - Малиновский,
       1876 - Корф.
       В 1880 году открыт памятник Пушкину. Из лицеистов только Комовскому удалось увидеть этот памятник.
       В 1825 году Пушкин писал:Кому из нас под старость день Лицея
 Торжествовать придется одному?


      Этим последним лицеистом оказался Горчаков.
       Урок заканчивается заключительным словом учителя: «Вот и вспомнили мы о первом выпуске Лицея, о лицейском братстве, лицейских товарищах великого Пушкина, свидетелях радости и грусти русского поэта...»

Адресаты лирики Пушкина

(Заметки с уроков литературы)

      В 9 классе впервые школьники познакомятся с произведениями, посвященными адресатам лирики Пушкина. Это позволит учителю организовать тематические уроки.
       Открытый урок «Адресаты лирики Пушкина» в московской школе № 1666 провела Елена Владимировна Ключникова, урок, к которому вдохновенно готовились учителя и девятиклассники, разучивая диалоги, стихотворения, изучая переписку поэта. Отрывки из писем, некоторые диалоги прозвучали не только на русском, но и на французском языке. Учащиеся оформили класс: книжная выставка с текстами произведений поэта, портреты, письма, на столах - свечи в подсвечниках, магнитофон. Тихо звучит романтический вальс. На доске - портреты знакомых А. С. Пушкина, о которых пойдет речь.
       Урок начинается с небольшого вступительного слова учителя: «Итак, наш сегодняшний урок посвящен адресатам лирики Пушкина. О любви писали Гомер и автор „Слова о полку Игореве", Ломоносов и Державин, Пушкин и Лермонтов, Тютчев и Фет. Вся жизнь Пушкина в его стихах, где немало прекрасных страниц о любви. Давайте перелистаем некоторые из них и заглянем в этот особый мир, который вдохновлял поэта на создание поэтических произведений». (Звучит «Лунная соната» Бетховена.)
       Первая страница. Годы учения Пушкина в Лицее - 1811-1817 годы. Знакомство с Екатериной Бакуниной.
       Одна из учениц  рассказывает: - Екатерина Павловна Бакунина - сестра лицейского товарища Пушкина. «...Прелестное лицо ее, дивный стан и очаровательное обращение произвели всеобщий восторг во всей лицейской молодежи», - вспоминал С. Комовский. Милая Бакунина - предмет первого юношеского увлечения Пушкина, к ней обращены многие его стихотворения 1815-1816 годов. О ней вспоминал он и долгие годы спустя в черновых строфах восьмой главы «Евгения Онегина»: «О ней задумывался нежно, / Весь день минувшей встречи ждал / И счастье тайных мук узнал...»
       Ученик в роли Пушкина: - 29 ноября 1815 года. Лицей. «Я счастлив был!.. нет, я вчера не был счастлив, поутру я мучился ожиданием с неописуемым волнением, стоя под окошком, смотрел я на снежную дорогу - ее не было видно. Наконец я потерял надежду, вдруг нечаянно встречаюсь с ней на лестнице - сладкая минута! Как она мила была. Как черное платье пристало милой Бакуниной! Но я не видел ее 18 часов - ах! Какое положение, какая мука! Но я был счастлив - 5 минут!» Эти строки из дневниковой записи, сделанной 29 ноября 1815 года.
       Ученица в платье пушкинских времен: - Грациозность, обаяние двадцатилетней красавицы очаровали лицеистов. Раньше и гуляли, и играли, и проказили вместе, а теперь всяк сам по себе. Сдав в начале 1815 года экзамен, воспитанники перешли в старшую группу. «Монашеский режим кончился, они почувствовали себя взрослыми, это был возраст снов, надежд, мечтаний, этот критический возраст, когда и „жить торопятся и чувствовать спешат". А что за жизнь без самого сокровенного ее таинства - любви?»
       Пушкин с чувством пламенного юноши описал прелести Бакуниной в стихотворении «К живописцу», которое было положено на музыку лицейским его товарищем Яковлевым и постоянно пелось до самого выхода из Лицея. Стихотворение посвящено однокласснику и живописцу А. Д. Илличевскому, автору многих сохранившихся рисунков из лицейской жизни...
       До нас дошел автопортрет Бакуниной, акварельная работа П. Соколова (1828), рисунок О. Кипренского из альбома Е. Бакуниной (1810).
       Тонкая художественная натура, Бакунина увлекалась живописью великого живописца Брюллова.
       Вторая страница. Петербург. Дом А. Н. Оленина, президента Академии художеств. Именно здесь произошла первая встреча с Анной Керн в 1819 году. (Звучит музыка П. И. Чайковского к «Евгению Онегину».)
       Ученик в роли Пушкина: - Помню, как в моей жизни появилась очаровательная Анна Петровна Керн.
       Ученица в роли Керн: - Я воспитывалась в Тверской губернии вместе с моей двоюродной сестрой. В 16 лет меня выдали замуж за генерала Керн. Вместе со своими родственниками я часто бывала в доме Олениных. На одном из таких вечеров я встретила Пушкина.
       Ученик в роли Пушкина: - «Позволительно ли быть до того прелестною!» - воскликнул я, увидев впервые Анну Керн. Весь вечер я старался привлечь ее внимание, заслужить хотя бы улыбки, взгляда. Но мне так и не удалось приблизиться.
       Ученица в роли Керн: - Вскоре ужин кончился, и гости стали разъезжаться. Брат сел со мной в экипаж, а Пушкин стоял на крыльце и провожал меня глазами.
       Учитель: - Прошло шесть лет. 27-летний Пушкин прибыл в родительскую деревню Михайловское Псковской губернии. Сюда его выслали по распоряжению царя. В деревне жизнь вольнолюбивого поэта сделалась несносной. Он зажил там совершенным отшельником, бывал только у соседей в Тригорском, расположенном в трех верстах от Михайловского. Это было настоящее женское царство. Владелица поместья Осипова, ее дочери Анна и Епраксия, падчерица Александра, племянница Анна Керн - таковы обитатели Тригорского. А теперь давайте представим себе длинный одноэтажный дом, наполненный молодежью, - шум, говор, смех, стихи, игры, пение, музыка.
       Ученица в роли Керн: - Мы сидели за обедом и смеялись, вдруг вошел Пушкин с большой толстой палкой в руках. Он очень низко поклонился, но не сказал ни слова, робость видна была в его движениях. Вскоре мы уселись вокруг него, и он прочитал нам «Цыган». Я никогда не забуду восторга, который охватил мою душу. Я была в упоении как от текучих стихов поэмы, так и от его чтения, в котором было столько музыкальности, истаивала от наслаждения...
       Учитель: - Вновь вспыхнули чувства Пушкина, и он написал семь восторженных писем, пестрых по настроению, полных противоречивых чувств, искрящих страстью и ревностью, одновременно полных преклонения перед поразившей его красотой. Вслушаемся в этот давний разговор... (Учащиеся читают письма Пушкина к Анне Керн на русском и французском языках.)
       Ученица в роли Керн: - Перед моим отъездом Пушкин пришел проститься и принес экземпляр второй главы «Евгения Онегина» в неразрезанных листах, между которыми я нашла вчетверо сложенный лист бумаги со стихами «Я помню чудное мгновенье...». (Звучит это стихотворение Пушкина.)
       Учитель: - Прошло пятнадцать лет. Пушкина уже не было в живых. Но удивительная история этого стихотворения продолжалась. Судьбе было угодно, чтобы путь его еще раз скрестился с жизненным путем Анны Керн. Красотой стихов Пушкина пленился композитор Михаил Глинка. Он положил их на музыку и посвятил романс в 1840 году дочери Керн, в которую был страстно влюблен. (Звучит романс М. Глинки на стихи А. Пушкина «Я помню чудное мгновенье...».)
       Похоронена Анна Керн на кладбище недалеко от Торжка. На ее могильной плите - пушкинские строки «Я помню чудное мгновенье...». (Звучит «Сентиментальный вальс» П. Чайковского.)
       Третья страница поэтического дневника поэта.
       Учитель: - После михайловской ссылки Пушкин вновь оказался в столице.
       Первая ученица: - Холодной сентябрьской ночью 1826 года в Михайловское неожиданно явился чиновник, присланный псковским губернатором с предписанием привезти поэта в Псков, а затем доставить его в Москву к новому государю. Только что коронованный царь освободил поэта от ссылки, пообещал свободу от цензуры, предлагая взамен свою собственную.
       Литературная Москва с восторгом встретила и приняла поэта. В домах московских литераторов и своих друзей он читает написанное им за два года михайловской ссылки. С особой охотой он посещает салон З. А. Волконской на Тверской улице. Здесь собираются поэты, художники, актеры, музыканты, говорят о литературе, читают свои произведения, слушают изумительное пение хозяйки. Так проходит зима 1826 года.
       В мае поэт уезжает в Петербург, новое увлечение овладевает его фантазией - Анна Оленина, дочь президента Академии художеств. Это он, искусный рисовальщик, украсил своими заставками и виньетками первое издание «Руслана и Людмилы». Пушкин знал маленькую Анну, но сейчас это была 19-летняя красавица, живая, белокурая девушка, начитанная, образованная, поклонница поэзии. Поэт влюбился без памяти. Зиму и весну он не переставал посещать дом Олениных...
       Вторая ученица: - Отец Анны не обрадовался, узнав, что поэт готовится сделать предложение его дочери: за Пушкиным успела закрепиться слава легкомысленного человека. Однако намерение Пушкина было серьезным. Ей он посвятил множество восторженных стихов. Их свидания происходили в Летнем саду, куда Оленина приезжала в сопровождении гувернантки. Поэт поехал за ней на дачу в Приютино (в шестнадцати верстах от Петербурга). Наконец он посватался к ней, но приехал к концу званого обеда. Пушкину было отказано. Два года спустя поэт напишет в ее адрес стихи, которые сейчас все знают наизусть, - «Я вас любил...». Многие композиторы написали музыку на эти гениальные строки... (Звучит романс Даргомыжского на стихи Пушкина «Я вас любил...» в исполнении учащихся. Школьники читают стихотворение «Ее глаза».)
       Учитель: - А сейчас мы открываем самые прекрасные и самые трагические страницы в жизни Пушкина. По признанию поэта, Н. Гончарова была сто тринадцатой его любовью. Но это было такое всеобъемлющее чувство, которое захватило его совершенно. Бурная молодость прошла. Настала пора зрелости. Жажда семейного счастья, стремление любить и быть любимым овладели им. Он встретил Натали Гончарову в декабре 1828 года.
       Ученица в роли Гончаровой: - Моя мать была суровой женщиной и воспитывала нас в строгости. Она дала нам хорошее образование. В детстве мы изучали французский язык, мифологию, литературу, учились танцам, музыке. Я очень любила верховую езду, увлекалась вышиванием, разведением цветов. Пушкин познакомился со мной на одном из московских балов. Мне было тогда 16 лет. Не сразу я ответила на его чувства, да и мать моя была далеко не в восторге от перспективы такого замужества. Но Пушкин преодолел все преграды. (Школьники читают письмо поэта к матери Н. Гончаровой.)
       Ученик в роли Пушкина: - Как было переполнено счастьем мое сердце, когда Гончарова согласилась стать моей женой.
       Учитель: - Поэт любил ее красоту, но еще больше ее душу. «Мадона» - так назвал он стихотворение, посвященное ей. (Звучит стихотворение А. С. Пушкина «Мадона».)
       Ученик в роли Пушкина: - Я счастлив, одно мое желание, чтоб ничего в моей жизни не изменилось - лучшего не дождусь. Это состояние для меня так ново, что кажется, что я переродился...
       Учитель: - Позднее Гончарова первое лето в Царском Селе назовет самым безоблачным в их жизни. Письма А. С. Пушкина к Н. Гончаровой полны любви и нежности.
       Ученик в роли Пушкина: - Я должен был на тебе жениться, потому что всю жизнь был бы без тебя несчастлив.
       Учитель: - Наталье Николаевне не было равных в Петербурге. Пушкин считал, что жена его прелесть.
       Ученик в роли Пушкина: - Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего нельзя сравнить на свете, - а душу твою люблю еще более твоего лица.
       Жена моя прелесть, и чем далее я с ней живу, тем более люблю это милое, чистое, доброе создание.
       Мое семейство умножается, растет, шумит около меня. Теперь, кажется, и на жизнь нечего роптать, и старости нечего бояться.
       Учитель: - Но беда надвигалась... Подметные письма. Сплетни... Дуэль и смерть поэта...
       Ученица в роли Гончаровой: - Очень тяжело я пережила его смерть. Перед самой кончиной Александр сказал мне: «Носи траур по мне два года, а потом выходи замуж только за порядочного человека». Сразу после похорон Пушкина я с детьми уехала в деревню. И жила в одиночестве. Я жила для детей и ради детей. Все они выросли достойными, честными людьми.
       Учитель: - Перевернута последняя страница поэтического дневника Пушкина, пушкинских поэтических страниц, посвященных адресатам его лирики, вдохновившим его на великие, несравненные произведения.
 
« Пред.   След. »