Конспекты уроков 8 класс (1-6) |
30.09.2013 г. | ||||||||||||
Урок 1 ТЕМА: «Русский язык в современном мире». ЦЕЛИ УРОКА: • познакомить учащихся с содержанием тем и структурой учебника, • разъяснить функции русского языка в современном мире, • развить навыки вдумчивого чтения учебного материала, познавательного отношения к учебной литературе. ТИП УРОКА: сообщение новых знаний, повторение ранее изучен- ного материала. НА ДОСКЕ:
ХОД УРОКА 1. Организационный момент
2. Знакомство с учебником 1) содержание 2) форзацы 3) система условных обозначений 4) приложения
3. Вступительное слово учителя о роли русского языка Русский язык - это национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира. Известный писатель К. Паустовский, подчеркивая богатство русского языка, писал, что для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий. Бережное отношение к слову народ выразил в пословицах и поговорках. - Прочитайте записанные на доске пословицы. Как вы их понимаете? (обсуждение). Какие пословицы знаете вы?
4. Работа с учебником (стр. 3 упр. 1). - Прочитайте текст упражнения (один ученик читает вслух). Выпишите в тетрадь термины, называющие различные функции русского языка в современном мире, и прочитайте их вслух.
5.Слово учителя Мировыми языками называются некоторые наиболее распространенные языки, употребляемые между собой представителями разных народов за пределами территорий, населенных людьми, для которых они изначально родные. Об этом можно прочитать например, в Энциклопедическом словаре юного филолога. Русский язык вошел в состав мировых языков как язык авторитетного государства, у которого много научных открытий, политических достижений. - Прочитайте высказывания о русском языке, поясните их смысл.
(на плакате: «Рождению русской литературы способствовал превосходный, гибкий и лаконичный русский язык, достигший... высокого уровня развития». «Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно распускающийся цвет его духовной жизни, начинающийся далеко за границами истории. Язык есть самая живая... и прочная связь, соединяющая жившие, живущие и будущие поколения в одно великое, историческое живое целое». (К. Ушинский) - Как вы понимаете эти слова?
6. Работа с учебником Упр. 2, 3 (по заданию).
7. Работа в тетради • Перепишите в тетрадь значения слов функция, коммуникация. Как вы понимаете смысл этих слов? • Что важного вы узнали о значении русского языка? • Какой документ подтверждает статус русского языка как государственного? • В каких сферах международного общения употребляется русский язык? • Какие шесть языков признаны официальными языками ООН? • Составьте со словами, записанными на доске, предложения на тему «Русский язык в современном мире» (проверка вслух. Выбор лучших, удачных вариантов).
8. Подведение итогов урока
9. Сообщение домашнего задания Упр. 4 (по заданию), со словами из рамочки придумать и записать предложения.
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В V-VII КЛАССАХ (6 часов + 2 часа развития речи)
Урок 2 ТЕМА: «Комплексное повторение». «Пунктуация и орфография». ЦЕЛИ УРОКА: • повторить и обобщить знания учащихся о применении знаков препинания. • уточнить правила фонетического и морфемного разбора слов. • диагностика навыков работы с орфограммами в тексте, анализ текста. ТИП УРОКА: повторение и обобщение изученного материала. НА ДОСКЕ:
ХОД УРОКА 1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
3. Работа по теме урока • Запишите под диктовку в тетради высказывание писателя В. Шкловского: «К книге нужно относиться как к жизни... выискивать в ней точное знание и идти от книги к книге. Ведь книга - это только дорога» (один ученик записывает высказывание на доске). • Подчеркните орфограммы и объясните основную мысль высказывания. Выделите грамматическую основу последнего предложения. • Если книга - дорога к знаниям, то что является целью этой дороги? (новые знания, интересная информация, обогащение лексикона). • Какими частями речи выражена грамматическая основа в последнем предложении? • Объясните постановку тире. Сделайте схему этого предложения. • Напишите транскрипцию слова относиться, разберите это слово по составу, обозначьте морфемы. • Определите вид, возвратность, спряжение этого глагола. • Найдите имя прилагательное в этом высказывании, определите его разряд.
4. Работа в тетради Спишите с доски слова, подчеркните в них орфограммы, вспомните правила написания этих слов (комментированное письмо). На каждый вид орфограммы придумайте свои примеры (по цепочке). (О б р а з е ц: аромат - безударная гласная о в корне, не проверяемая ударением, слово запоминается (вокзал, картофель).
5. Работа с учебником Чтение вслух § 1 «Пунктуация и орфография». Работа с отрывком из письма А. Чехова.
6. Беседа • Ответьте, пожалуйста, какие нормы литературного языка вы знаете? (орфоэпические, орфографические, пунктуационные). • Что такое орфография? (раздел науки о языке, который изучает правила написания слов). • Что такое пунктуация? (раздел науки о языке, который изучает знаки препинания и правила их постановки). • Какова роль пунктуации в литературной речи? (знаки препинания помогают более точно и полно выразить смысл письменной речи).
7. Работа с деформированным текстом • Прочитайте на доске текст. Перепишите его в тетрадь, разделив текст на предложения; правильно поставьте нужные знаки препинания.
Багратион лучший генерал русской армии так выразил свое мнение о Багратионе как о полководце Наполеон который не раз довольно безуспешно посылал против него на лучших своих маршалов и действительно любимец и правая рука Суворова друг Кутузова Багратион был орлом русской армии так по крайней мере называли его солдаты Багратион был великим мастером наступательного боя для этого у него были необходимые качества во-первых тактический глазомер во-вторых железное упорство и наконец поистине легендарная храбрость почему он всегда находится в самых опасных местах солдаты ценили и любили его так как они любили Суворова и Кутузова. (По С. Борисову)
• Проверка готового текста (у доски работает ученик со своим вариантом готового текста, за ним следующий работают по одному предложению, по цепочке). • Ребята, какими знаками препинания вы завершили предложения? (Это знаки завершения.) • Какими знаками разделяли прямую речь и слова автора, однородные члены предложения? (Это знаки разделения.) • Какими знаками препинания выделяли придаточные предложение, вводные слова? (Это выделительные знаки.) • О назначении знаков препинания прочитайте в таблице в § 2 на стр. 6, 7.
8. Подведение итогов урока
9. Сообщение домашнего задания Составьте таблицу «Правописание гласных в корне слова».
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ Знаки препинания и правила их постановки возникли не сразу. В древнерусских книгах, переживших несколько столетий, мы находим тексты, написанные от руки, практически без знаков препинания. (И даже без разделений предложений на слова.) Знаки препинания сформировались в основном после изобретения книгопечатания, постепенно были созданы и правила их постановки. Эти правила постоянно совершенствовались. Причина изменений - развитие языка, его усложнение. Двоеточие и тире - знаки смыслового неравноправия. Кавычки выделяют всё, что пишущий считает нужный обозначить как «чужое». Скобки - всё, что пишущий отводит на второй план Точка с запятой - это «усиленная запятая», или «ослабленная точка». Иногда знаки препинания работают в паре: тире с запятой, многоточие с вопросительным знаком... (Энциклопедический словарь юного филолога).
Урок 3 ТЕМА: «Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения». ТИП УРОКА: обобщение и повторение изученного материала. ЦЕЛИ УРОКА: • закрепить навыки сознательного, грамотного применения знаков препинания. • повторить орфограммы, изученные в 5-7 кл. • проверить навыки определения темы текста, стиля текста, типа текста. НА ДОСКЕ:
ХОД УРОКА 1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
3. Работа в тетради • Запишите слова, записанные на доске, в тетрадь, вставьте пропущенные буквы и обозначьте орфограммы. • Производите взаимную проверку по парам (один ученик по желанию выходит к доске, вставляет пропущенные буквы и комментирует орфограммы).
4. Слово учителя М. В. Ломоносов писал: «Знаки ставятся по силе разума». В этом основоположник русской грамматики был прав. Они помогают выразить различные смыслы слов и окрашивающие их чувства. Знаки, как слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами. А иногда даже вместо слов. Известен факт такой «бессловесной» переписки. Французский писатель Виктор Гюго, закончив роман «Отверженные», послал рукопись книги издателю. К рукописи он приложил письмо, в котором не было ни одного слова, а был только знак «?». Издатель также ответил письмом без слов «!». Как огромно смысловое и эмоциональное наполнение этих сверхкоротких писем! Письмо Виктора Гюго содержит тревожные вопросы («Ну как? Понравилось ли? Можно ли будет это издать?»). Ответ издателя может имёть примерно такое словесное выражение: «Замечательно! Великолепно! Это лучшая рукопись, которую я когда-либо держал в руках! Я её немедленно издам!» (Г. Граник, С. Бондаренко «Секреты пунктуации»)
5. Беседа - Какие выводы можно сделать из этого рассказа о значении знаков препинания? (каждый пунктуационный знак имеет важное, смысловое значение, синтаксическую роль...) - Какие чувства выражал «?»? - Какие мысли передавал «!»?
6. Работа с учебником Упр. 5. • Прочитайте тексты стихотворений Тютчева и других авторов. Проанализируйте значения поставленных знаков препинания. Пользуясь таблицей знаков препинания на стр. 6, 7, ответьте на вопрос: «К какой группе знаков по значению можно их отнести?» Работа с таблицей. • На какие группы по значению делят знаки препинания? • Прочитайте информацию о знаках завершения. Придумайте свое предложение с применением этих знаков. Запишите его (один ученик работает у доски). • Проанализируйте информацию о знаках разделения. Придумайте свой пример с использованием этих знаков. • Приведите примеры употребления знаков выделения. • Придумайте предложения со знаками выделения (проверка с комментированием). Выполнение упр. 10 (по заданию). • дополнительное задание: 1) определите основную мысль текста; 2) озаглавьте его; 3) произведите полный синтаксический разбор последнего предложения и составьте его схему; 4) определите тип текста; 5) определите стиль текста. • Проверка выполненного задания.
7. Подведение итогов урока
8. Сообщение домашнего задания § 2 упр. 7, 8.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ Запятая - от глагола запять - «задержать» (ср. запонка) (Этимологический словарь русского языка). О происхождении слова запятая. У названия знака препинания «запятая» долгая история. В средневековой литературе название это употреблялось для обозначения различных письменных знаков. От глагола запяти (остановить, пнуть) образовалась запятая. Это название знака утвердилось на Руси в первой половине ХVI в.
Урок 4 ТЕМА: «Знаки препинания в сложном предложении». ЦЕЛИ УРОКА: • закрепить умение и навыки постановки знаков препинания в сложном предложении. • повторить правила орфографии (разделительные ъ, ь знаки; чк чн, нщ, нч, , соединительные гласные -о, -е). • отработать навыки различения сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. ТИП УРОКА: проверка усвоения знаний, повторение и обобщение. НА ДОСКЕ:
ХОД УРОКА 1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
3. Запись под диктовку Комментированное письмо (объясните орфограммы и знаки препинания).
1) Швейцар зажег свечу и обошел зеленые, оранжевые, серовато-голубые залы. 2) Он посматривал с подозрением то на хозяина, то на вожатого. 3) Речь молодого Дубровского, его звучный голос и величественный вид произвели желаемое действие. 4) Стал накрапывать редкий, мелкий дождь. 5) Северная зима, ковры снега, треск огня в печах и свет зимней ночи - всё это располагает к сказке. 6) Вокруг не было видно ни души: ни человека, ни лошади, ни птицы.
4. Повторяем орфографию На доске написаны слова с пропущенными буквами. Вспомните виды орфограмм, употребленных в этих словах, вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. Перепишите, обозначьте орфограммы. (проверка)
5. Работа с учебником В § 3 прочитайте варианты предложений и ответьте на поставленные вопросы. Упр. 12 (устно назовите грамматические основы и орфограммы). Чтение текста, помеченного зеленой линией (стр. 10). • Вспомните сочинительные союзы, назовите их. • Вспомните и назовите подчинительные союзы. Упр. 13 - устно, с записью по одному примеру на доске. Упр. 14 (устно)
6. Повторяем состав слова, морфемику • Разберите по составу слова, объясните условия выбора приставок пре-/при-, раз-/рас-, соединительных гласных -о, -е.
Прекрасный привокзальный птицелов расходовать водопад безымянный разбудить кашевар розыск сверхинициативный преградить расчёт
• Каковы способы образования этих слов?
7. Работа с теоретическим материалом. Стр. 12 (О функциях знаков препинания в сложном и простом предложении). • Придумайте и запишите по одному предложению: 1) сложное бессоюзное 2) сложное с придаточными внутри главного. (взаимопроверка)
8. Подведение итогов урока
9. Сообщение домашнего задания § 3 упр. 17. Со словами из рамки придумать и записать сложные предложения.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ Таблицы:
Поставьте верно ударение в словах: досыта, дотемна, забронировать, звонит, вакансия. Карточки к уроку: 1. Придумать и записать предложения по схемам: 1) 2) 3)
2. Составить схемы предложений. Указать вид связи простых прёдложений в составе сложного. 1) Когда в лунную ночь видишь широкую сельскую улицу с её избами, стогами, уснувшими ивами, то на душе становится тихо. (К. Паустовский) 2) Свет луны померк, и уже вся деревня была охвачена красным дрожащим светом... (В. Солоухин) 3) Тяжёлые капли, упавшие с влажной морды оленя, покрыли рябью тихую гладь воды, и красивое отражение заколебалось... (Б. Полевой)
Урок 5 ТЕМА: «Буквы Н-НН в суффиксах прилагательных, причастий, наречий)». ЦЕЛИ УРОКА: • повторить и закрепить знания по теме урока. • повторить правила орфографии: пре-, при-, -раст-/-рос-; -кас-/кос-; -лаг-/-лож-. • закрепить навыки морфемного разбора, морфологического разбора слов. ТИП УРОКА: обобщение и закрепление изученного материала. НА ДОСКЕ:
ХОД УРОКА 1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
3. Работа по теме урока • Вспомните о правилах написания Н и НН в суффиксах имен прилагательных (учащиеся вспоминают с учителем правило, приводят примеры: • Н пишется в суффиксах -ан (-ян), -ын (-ин) отыменных прилагательных:
Кроме слов-исключений: и в словах свиной, пряный, бараний, румяный, юный, тюлений. -НН- пишутся в прилагательных, образованных от основ на -н (камень - каменный) и на -мя (пламя - пламенный), а также в суффиксах -онн, -енн отыменных прилагательных (станционный, божественный), кроме слова-исключения: ветреный, но в прилагательных с приставкой пишется -нн- (ветреный - безветренный) В причастиях и отглагольных прилагательных -НН- пишется: 1) Если в них есть приставки: связанный. 2) Если в них есть суффикс -ова (-ева): маринованный. 3) Если при них есть зависимые слова: вязанный вручную. 4) Если слово образовано от бесприставочного глагола совершенного вида (кроме раненый): решенная задача. -Н- пишется в остальных случаях: (варёный, тушёный).
4. Работа с учебником §4 - 1) Работа с таблицей -Н---НН-; 2) Упр. 21 (письменно по заданию). Комментированное письмо. Взаимопроверка; 3) Упр. 22 (выборочно под диктовку учителя). Проверка по цепочке с объяснением условий выбора орфограмм.
5. Выполнение упражнения Выполнение задания, помеченного звездочкой. • Вспомните орфограммы: правописание приставок пре-/ при-, правописание гласных в корне -раст -/-рос-, -лаг-/лож-, -клан-/-клон-, -гор-/-гар-, -зар-/-зор-. • Спишите с доски слова, вставляя гласные буквы (один ученик выполняет левый столбик, второй - правый. Выборочное комментирование).
6. Работа с таблицами • Вспомните, в каких случаях пишется приставка пре-, а в каких - при-. • Проверьте по таблице 1, насколько точно вы помните это правило. 1. Правописание пре- - при-
• Задание по карточкам: вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор. К а р т о ч к а № 1 пр..неприятный пр..образовать пр..вратить пр..вокзальный пр..лечь пр..творить (дверь) пр..рвать пр..готовить пр..зидиум пр..сутствовать
К а р т о ч к а № 2 пр..способить пр..обрести пр..пятствие пр..казать пр..большой пр..ступить черту пр..ступить к делу пр..следовать пр..влекательный пр..ключение Применяя правило, напишите 2-3 предложения со словами, в которых есть чередование гласных в корне. Проверка (читают вслух). К а р т о ч к а № 1 сд..рать зап..реть перест..лать забл..стали выж..гать выч..тать наб..раю К а р т о ч к а № 2 соб..рают зам..рло прот..реть забл..стели зам..реть ум..реть выт..раю 7. Выполнение упражнений • Придумайте и запишите слова, соответствующие схемам: существительное: глагол: прилагательное: • Разберите как часть речи: ярким (светом), прозвучал (проверка).
8. Подведение итогов урока
9. Сообщение домашнего задания § 4 упр. 24, 26. Пользуясь толковым словарем, определите значения слов библиография, логика, прерия.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ 1) О происхождении слова лето. Слово лето обозначает в современном русском языке «самое теплое время года». В форме мн.ч. оно значит «годы, возраст», а в форме родительного падежа мн.ч. в сочетании с числительным - год. Праславянское Leto имело значение лето, год (причем год мыслился как «отрезок времени от одного лета до другого»). Праславянское Letъ - можно, позволено, вольно по отношению к нагревшейся под солнцем, тепловатой воде. (Ср. польское диалектное слово Letko - «не холодно»). 2) Поставьте правильно ударение в словах: занята, предпринята, упрочить, камбала, должно.
Урок 6 ТЕМА: «Слитное и раздельное написание не с разными частями речи». ЦЕЛИ УРОКА: • осуществить контроль за сформированностью навыков слитного и раздельного написания не с разными частями речи. • повторить орфограммы «о-ё после шипящих», «ы-и после ц». ТИП УРОКА: обобщение и повторение изученного материала. НА ДОСКЕ:
ХОД УРОКА 1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
3. Объяснительный диктант Объяснить орфограмму, выделить морфему, в которой она находится.
Багряный закат, бесчисленное множество, глиняная посуда, длинная очередь, юные натуралисты, объемлет ужас печенегов, неизъяснимая тишина, бесконечные войны, иметь преимущество, выращенный летом, температура возрастает, над горизонтом, пригорелый блин, горечь во рту, камыш зацвёл, испытывать дрожь, игра не стоит свеч, темно-синяя грань, областной город, громоздкий чемодан, известный баснописец.
4. Работа с учебником • §5 • Чтение стр. 17, 18, обсуждение. • Работа с таблицей упр. 28.
5. Беседа • Вспомните, как пишется не с прилагательными? • Как пишется не с существительными?
6. Словарный диктант
Неаккуратность ученика; неожиданное известие; неприветливость в обращении; необрывистый берег; не правда, а ложь; не мягкий, а твердый; чувствовать неприязнь; нечаянная встреча; большие невзгоды; небрежный почерк; неточность в ответе; отнюдь не единственное решение.
Проверка вслух по цепочке.
7. Работа с учебником • Упр. 32 (по заданию). На доске работают два ученика (один пишет четные слова, второй нечётные). Проверка всем классом. • Вспомните правило написания гласных о, ё после шипящих. • Спишите с доски слова (первые 2 столбика), напротив каждого слова укажите условия выбора орфограммы (первые 2 столбика). • Прочитайте таблицу о правописании и(ы) после ц. Спишите с доски два правых столбика, указывая напротив каждого слова условия выбора орфограммы. Взаимопроверка в тетрадях. • Выполнение упр. 35 (по заданию). Выборочная проверка.
8. Подведение итогов урока
9. Сообщение домашнего задания Упр. 36 (домашнее сочинение).
|
« Пред. | След. » |
---|