Конспекты уроков 8 класс (7-10)
30.09.2013 г.

 

Урок 7

ТЕМА: «Сочинение-рассуждение по исходному тексту».

ЦЕЛИ УРОКА:

• проверить умения учеников анализировать текст (определять его тему, основную мысль, композицию, стиль и т.д.).

• отработать навыки учащихся находить более точные и выразительные средства передачи собственных мыслей.

ТИП УРОКА: урок развития речи.

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

 

2. Вступительное слово учителя

Ребята, каждый из вас, конечно же, задумывался над тем, кем он хочет стать, чего хочет добиться в жизни. А каким характером надо обладать для достижения поставленных целей? Нужно ли вообще развивать в себе лучшие душевные, нравственные качества?

Своими мыслями о развитии в себе лучших нравственных черт поделился академик Д. С. Лихачёв в статье «Человек должен быть интеллигентен».

Послушайте отрывок из этой статьи, определите стиль текста. Задумайтесь нал темой, основной мыслью статьи. Подумайте и вспомните жизненные ситуации, которые могут служить примером интеллигентности.

 

Человек должен быть интеллигентен

Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования?.. А если интеллигентность сделает его «белой вороной» среди его сослуживцев, друзей, родных?

Нет... интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека.

Это очень, очень важно, и прежде всего для того, чтобы жить счастливо и долго - да, долго! Ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго - не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле». Это относится и к целому народу, и к отдельному человеку. Это мудро...

Многие думают: интеллигентный человек - это тот, который много читал, получил хорошее образование... много путешествовал, знает несколько я зыков.

А между тем можно иметь всё это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большей степени, а быть всё-таки внутренне интеллигентным человеком.

Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях понимании другого. Она проявляется в тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно... помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя - не мусорить окурками или руганью, дурными идеями. (Это тоже мусор, и еще какой!)

Я знал на Русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны. Они соблюдают удивительную чистоту в своих домах, умеют ценить хорошие песни... жили упорядоченным бытом, были гостеприимны и приветливы, с пониманием относились к чужому горю и к чужой радости.

Интеллигентность - это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.

Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать - тренировать душевные силы, как тренируют и физические. А тренировка возможна и необходима в любых условиях.

...Дело в том, что злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание других - это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить. Толкается в переполненном автобусе - слабый и нервный человек, не умеющий жить, глухой душевно. Эстетически не восприимчивый - тоже человек несчастный. Не умеющий понять другого человека, приписывающий ему только злые намерения, вечно обижающийся на других - это тоже человек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим. Душевная слабость ведёт к физической слабости... долголетний опыт меня в этом убедил.

Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. Да, именно красивым.

Лицо человека, искажающееся злобой, становится безобразным, а движения злого человека лишены изящества - не нарочитого изящества, а природного, которое гораздо дороже.

Социальный долг человека - быть интеллигентным. Это долг и перед самим собой. Это залог его личного счастья и «ауры доброжелательности» вокруг него и к нему...

 

А сейчас, опираясь на текст, подумайте, как бы вы ответили на вопросы: как вы понимаете слово «интеллигентность»? Что такое нравственное здоровье человека?

Расскажите в своей письменной работе о своих приёмах самовоспитания, самосовершенствования, формирования своего «я», о создании своими собственными руками своего нравственного облика. Кого вы считаете примером интеллигентности? Выразите в сочинении своё отношение к роли общества и человека в этом обществе.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

«Этикет» - совокупность правил поведения, касающихся отношения к людям, обхождение с окружающими, формы обращения и приветствия.

«Привычка - вторая натура». (Цицерон)

«Посей поступок - пожнёшь привычку, посей привычку - пожнёшь характер, посей характер - пожнёшь судьбу». (Пословицы)

«И так во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». (Евангелие от Матфея)

«Совесть - тысяча свидетелей». (Пословица)

«Созидая, мы творим самих себя».

 

Текст для анализа, обсуждения и темы написания сочинения:

Послушайте внимательно, что написал А. П. Чехов о воспитанности и воспитанных людях.

 

Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы. Они не бунтуют из-за пропавшей резинки, живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят:

«... с вами жить нельзя»

Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют от души и от того, чего не увидишь простым глазом... Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Они не рисуются, держат себя на улице так же как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии... Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают.

Они не унижают себя с целью вызвать в другом сочувствие... Они не говорят: «Меня не понимают», потому что это бьёт на дешёвый эффект.

Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями...

Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, недостаточно прочесть Пиквика...

Тут нужен беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка воли». (А. Чехов)

 

О чём этот текст? Какую основную мысль выразил автор в этом тексте? Что вкладывает А. Чехов в понятие «воспитанный человек»?

Как вы понимаете это качество личности?

Напишите сочинение о том, что вы делаете или планируете сделать для самовоспитания, совершенствования своих положительных черт характера. Как вы тренируете свою силу воли, формируете свои привычки, добиваетесь положительных качеств в своём нравственном облике и у своих друзей, близких?

 

 

 

Урок 8

ТЕМА: «Обобщающее повторение».

ТИП УРОКА: повторение, обобщение и закрепление полученных знаний.

ЦЕЛИ УРОКА:

• проверить умение учащихся находить орфограммы в словах, называть их вид, приводить примеры.

• отрабатывать правильность написания слов, предложений.

• проверить умение учащихся видеть структуру предложения.

НА ДОСКЕ:

пр..творить  в жизнь                                        пр..творить дверь

пр..подать урок                                                  пр..падать к земле

пр..бывать в заблуждении                               пр..бывать поездом

пр..ступить к исполнению                              пр..ступить закон

пр..вратности судьбы                                      пр..вратник замка

пр..клонить колени                                           пр..клонить к низу

Президиум, престиж, президент, презент, примат,

привилегия, препарат, преамбула, прелюдия, прецедент

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

 

2. Проверка домашнего сочинения

 

3. Работа со словами на доске

Списать с доски слова, проговорить и объяснить орфограммы.

 

4. Объяснительный диктант

Объяснить условия выбора орфограммы, указать, какой частью речи является слово.

 

Я вырос на безлесном юге, потому больше всего в среднерусской природе я полюбил леса. Лесное слово «глухомань» меня заворожило. Впервые я услышал его от лесников. Оно связывается в моём представлении с дремучим лесом, сырыми чащами, буреломом, с зеленоватым сумраком и вечной тишиной...

Лучше всего смотрятся леса с пожарных вышек. Тогда хорошо видишь, как они уходят за горизонт, спускаются в туманные лощины, стоят крепостными стенами над песчаными ярами. Кое-где блестит вода - зеркало неподвижного затона.

(По К. Паустовскому)

 

5. Работа над лексическим значением слова

• Вспомните определение синонимов. Запишите под диктовку слова, найдите к ним синонимы и запишите их (один ученик работает у доски).

(О б р а з е ц: ветхий - дряхлый - старый)

юный, рачительный, стужа, гипотеза, чёлн (проверка вслух).

• Вспомните определение термина «антоним». Запишите в столбик слова, придумайте к ним антонимы и запишите через тире (второй ученик работает у доски).

Ласковый голос -

Медленный танец -

Расточительный -

Неряшливый -

Восток-

Гордость -

Тьма -

(проверка вслух).

• Вспомните определение термина: «омонимы».

• Найдите в тексте, который я вам зачитаю, слова, являющиеся омонимами, синонимами и антонимами. Обоснуйте свой выбор

1) Норка вылезла из норки

И пошла к знакомой норке...

2) По дороге все чаще нам стали попадаться лесные чащи.

3) Один чудак любил читать старые газеты, а новые откладывал «на потом».

4) Сладкая ложь лучше горькой правды.

5) Ни радости вечной, ни печали бесконечной.

 

• Разберите по составу глаголы: попа даться, откладывал.

6. Придумайте и запишите предложения по схемам.

1) [  ], и [  ].              3) [  ], (чтобы...).                     5) [  ], (если...).

2) [  ], [  ].                 4) [  ], (который...).

 

7. Подведение итогов урока

 

8. Сообщение домашнего задания

Подготовиться к контрольному диктанту.

 

 

 

Урок 9

ТЕМА: «Контрольный диктант» (по теме «Повторение изученного в VII классе»).

ТИП УРОКА: урок проверки, коррекции знаний.

ЦЕЛЬ УРОКА:

• проверить уровень усвоения изученного.

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

 

2. Написание диктанта

Диктант № 1

«В Москве завтра будет малооблачная погода. Во второй половине дня кратковременные дожди. Температура ночью 11-12, днём 16-18 градусов тепла».

Обычно на этом я выключаю радиоприемник и сажусь за письменный стол.

Вчера этого не произошло. Сразу же начался концерт. Моцарт. Комната заполнилась оркестром, по-моцартовски прозрачным.

Я вышел на балкон. Серые рваные облака идут высоко по небу. Слышно, как во Внуковском аэродроме поднялся ввысь самолёт. Над елями прошли его огоньки и вместе со звуком быстро пропали за облаками.

И тогда опять возник Моцарт и заполнил собой сад. И вдруг я понял, что вот так же Моцарт живёт сейчас в сотнях, тысячах городских, сельских домов, купе поездов, в каютах пароходов - повсюду. Рядом со мной нет ни одного человека. Но в пространстве звуков рядом миллионы людей. Мы вместе слышим и слушаем, как постепенно мелодия затягивает нас в неизбежный финальный аккорд.

В одном моцартовском аккорде растворился земной шар. Удивительно, когда же люди научились это делать? Совсем недавно.

(155 слов)

(С. Образов)

 

Грамматическое задание

1. Произведите разбор по членам выделенных предложений, составьте их схемы (по вариантам).

2. Выпишите из текста по два слова:

с чередующейся гласной в корне (1-й вариант);

с удвоенной гласной в корне (2-й вариант).

3. Произведите (по вариантам) разбор слов малооблачная, радиоприемник по составу.

 

Диктант № 2

Художественное своеобразие творчества Чехова оценили многие писатели и литераторы. Максим Горький выделил в нём важнейшую черту: сочетание комического начала с драматическим и трагическим. С молодых лет Чехову было присуще обострённое чувство противоречий действительности. Писатель одновременно раскрывал мрачную, трагическую и вместе с тем комическую нелепую сущность жизни.

Главное противоречие, мучившее Чехова, заключалось в том, что его великая родина, одаренный, трудолюбивый народ изнывали под властью «человека в футляре» и «хамелеонов».

Чехов выражает тоску и горечь, обиду за унижение своей родины и мечту о её будущем расцвете и величии. Поэма «Степь» - мощный, торжественный гимн радости жизни, величию и красоте родины.

Великолепен чеховский степной пейзаж, создающий светлый колорит и широту всего произведения. Можно сказать, что Чехов поэтически открыл степь, раскрыл в кажущемся однообразии пейзажа целый мир красок и звуков.

Мы вдыхаем страстный аромат степных трав и цветов, чувствуем всем существом, как великолепна и широка жизнь!

Степь начинает нам казаться живым, прекрасным существом, томящимся о счастье. Мы как будто слышим, как она дышит, как вздымается её грудь: И незаметно этот живой образ начинает сливаться с образом самой родины, тоскующей о счастье.

(146 слов)

(В. Ермилов)

 

Грамматическое задание

1. Произведите (по вариантам) синтаксический разбор выделенных предложений.

2. Разберите по составу выделенные слова (по вариантам).

3. Выполните фонетический разбор слов страстный; сливаться (по вариантам).

 

 

 

Урок 10

ТЕМА: «Основные единицы синтаксиса».

ЦЕЛИ УРОКА:

• вспомнить понятия «словосочетание», «предложение»; виды связи слов в словосочетании и предложении.

• укрепить навыки работы со словом как с единицей языка.

• совершенствовать навыки анализа строения предложения.

ТИП УРОКА: повторение и обобщение изученного материала.

НА ДОСКЕ:

бето́н                                                                     бечёвка

делега́т                                                                  винегре́т

каблу́к                                                                    палиса́дник

снеги́рь                                                                  интеллиге́нция

тротуа́р                                                               обая́ние

юбиле́й                                                                  обоня́ние

артилле́рия                                                          фразеоло́гия

Отважный человек, подарок отцу, писать быстро

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

 

2. Проверка домашнего задании

 

3. Беседа

• Какие функции в письменной речи выполняют знаки препинания? (завершают предложение; разделяют однородные члены и простые предложения в составе сложного, прямую речь и слова автора, обобщающие слова и однородные члены предложения; выделяют придаточные предложения, причастный и деепричастный оборот, обращение...)

• Как при чтении вслух письменного текста мы выражаем пунктуационные знаки? (интонационно, при помощи пауз, восклицательной и вопросительной интонацией).

• Каким образом мы осуществляем обратную связь, как мы понимаем, слушая текст, прочитанный выразительно, с интонацией, какие именно знаки препинания необходимо поставить в предложении, как пунктуационно грамотно его оформить? (по интонации, по смыслу, грамматически).

• Давайте вспомним, что изучает раздел русского языка «синтаксис». (Словосочетание, предложение, текст).

• Что из себя представляет текст как единица синтаксиса?

• Какие признаки текста вы знаете? (тема, заголовок; предложения в тексте связаны по смыслу, расположены в определенной последовательности).

• Какой из двух отрывков является текстом?

 

1) Искусство живописи пришло на Русь из Византии вместе с христианской религией. Первые иконы были привезены готовыми... В числе «Владимирская Божья матерь», хранящаяся ныне в Третьяковской галерее. Писал её, по преданию или по легенде, евангелист Лука...

2) Сады красовались на прекрасных горах. Я почитаю Рублёва как великого живописца. Море посылало на сушу пронзительную влажность.

 

• Из каких единиц синтаксиса состоит текст? Из чего состоит предложение?

А из чего состоят словосочетания?

 

4. Работа с учебником

Откройте учебники на стр. 21 § 6, ответьте на вопросы параграфа.

• Какой частью речи является главное слово в первом словосочетании? (имя существительное).

• Как называется такое словосочетание? (именное). А второе словосочетание? (именное).

• А если главное слово будет являться глаголом? (такое словосочетание будет называться глагольным). Приведите примеры именных и глагольных словосочетаний.

 

5. Работа на доске:

На доске коллективно составляется таблица.

Словосочетания

Именные

Глагольные

1)

 

2)

1)

 

2)

 

3)

 

• Выводы по таблице (словосочетание даёт более подробную информацию о предмете, действии предмета, указывает на признаки предмета или действия).

 

6. Словарная работа

Работа со словами, записанными на доске.

• Образуйте со словами, записанными на доске, словосочетания и запишите их, укажите главное слово.

 

7. Работа с учебником

• Прочитайте на стр. 22 теоретический материал о единицах синтаксиса.

• Выполнение упр. 38 (по заданию).

 

8. Подведение итогов урока

• Что такое синтаксис?

• Какие единицы синтаксиса вы знаете?

• Что такое слово?

• Что такое словосочетание?

• Что такое предложение?

• Что такое текст?

 

9. Сообщение домашнего задания

§ 6 упр. 39 (устно), упр. 40 (по заданию).

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

Работа по карточкам (индивидуально):

Перепишите текст. Выделите грамматические основы. Составьте схемы предложений.


           I   к а р т о ч к а

Отчего снег бесследно пропал,

И ручьи отчего потекли?

Отчего соловей засвистал,

И цветы отчего зацвели?

Отчего лес оделся в листву

И влечет меня залечь в него?

Отчего я дышу и живу

Так привольно? ... зачем! Отчего?

Отчего так внезапно весь мир

Пробудится от долгого сна?

- «Отчего?- прошептал мне зефир, -

оттого, что настала весна!»

                                     (И. Северянин)

          II  к а р т о ч к а

С земли не сошёл снег, а в

душу уже просится весна.

Земля холодна, грязь со

снегом хлюпает под ногами,

но как кругом всё весело,

ласково, приветливо. Воздух

так ясен и прозрачен, что

если взобраться на

голубятню или на

колокольню, то, кажется,

увидишь всю вселенную

от края до края.

                        (А. Чехов)


 

 

 
« Пред.   След. »