Конспекты уроков 8 класс (21-25)
30.09.2013 г.

Урок 21

ТЕМА: «Описание памятника культуры».

ТИП УРОКА: урок развития речи.

ЦЕЛИ УРОКА:

• проверить умение учащихся анализировать готовый текст и создавать собственный текст-описание.

• развивать навыки создания собственного текста, совершенствовать написанное.

• добиваться полного соответствия содержания и языковых средств коммуникативной задаче речи.

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

 

2. Работа с учебником

• Упр. 88 (по заданию)

• Упр. 89 (по заданию)

• Предварительная работа по созданию текста-описания

- Какие типы текста вы знаете? (описание, повествование, рассуждение).

- Каковы признаки текста-описания?

- Как и когда ходят люди в церковь?

- Какие церкви, храмы вы посещали?

- Какие памятники культуры вы знаете?

- Какое значение для народа имеют памятники культуры?

- Рассмотрите внимательно иллюстрации храма на цветной вкладке учебника. Сравните их. Какие части речи активно применяются при описании признаков предмета, явления? (прилагательные, наречия, глаголы...).

Опишите подробно архитектурные особенности, цветовую гамму храмов, свои впечатления.

 

3. Выполнение упражнения

 

 

 

Урок 22

ТЕМА: «Двусоставные предложения. Главные члены предложения. Подлежащее».

ЦЕЛИ УРОКА:

• обобщить знания учащихся о подлежащем, полученные в 5-7 кл.

• отработать умения: а) выделять грамматическую основу предложения, подлежащее б) определять части речи в роли подлежащего (способы выражения подлежащего).

• обогащать словарь учащихся и грамматический строй их речи.

ТИП УРОКА: обобщение и повторение.

НА ДОСКЕ:

Он уезжает сегодня вечером.

Взрослые пили чай, а дети вышли во двор.

И вот раздалось «ау» вдалеке.

Жить - родине служить.

Бабушка с внучкой читали книгу.

Несколько машин подъехало к дому.

Двое сыновей - замечательные парни.

Пятью пять - двадцать пять.

С тех пор уже никто не разговаривал с Татьяной.

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

 

2. Слово учителя

При помощи предложений мы выражаем свои мысли, сообщаем информацию, передаём просьбы или приказы, делимся эмоциями.

(Предложение - слово или группа слов, связанных между собой грамматически и по смыслу; это коммуникативная единица языка, оформленная интонационно.)

Предложение имеет грамматическую основу, состоящую из подлежащего и сказуемого или из одного главного члена - подлежащего или сказуемого.

• Что вы знаете о подлежащем?

• На какие вопросы отвечает подлежащее?

• С каким членом предложения соотносится подлежащее?

 

3. Работа с записями на доске

• Прочитайте предложения. Какими частями речи выражены подлежащие в этих предложениях?

Вывод: подлежащее может быть выражено разными частями речи: местоимением, прилагательным, междометием, глаголом в начальной форме, словосочетанием, числительным, существительным.

 

4. Работа с учебником

§ 17.

• Чтение теоретического материала.

• Выполнение упражнения 90 (по заданию).

• Упр. 92 (по заданию)

 

5. Творческое задание

Придумать предложения с подлежащим, выраженным существительным, местоимением, глаголом в начальной форме, прилагательным, словосочетанием. (взаимопроверка)

 

6. Подведение итогов урока

 

7. Сообщение домашнего задания

§ I7 упр. 91.

 

 

 

Урок 23

ТЕМА: «Сказуемое. Простое глагольное сказуемое».

ЦЕЛИ УРОКА:

• обобщить знания учащихся о сказуемом, полученные в 5-7 классах по теме «Сказуемое».

• отработать умения:

а) выделять сказуемое в предложении;

б) различать простое глагольное сказуемое;

в) определять части речи в роли сказуемого.

• развивать культуру речи учащихся.

ТИП УРОКА: комбинированный.

НА ДОСКЕ:

1) Николай бил баклуши целую четверть.

На улице мороз трескучий.

Дважды два - четыре.

Сказки рассказаны, песенки пропеты.

Жить - народу служить.

Москва - столица нашей родины.

Зима началась неожиданно рано.

2) [сущ. - сущ.].                                  [сущ. - н.ф.].

    [числ.. - числ.].                              [      - это        ].

    [сущ. - числ.].                                [сущ. - сущ.], [сущ. - сущ.].

    [н.ф. глаг. - н.ф. глаг.].                 [л. мест. + сущ.].

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

 

2. Проверка домашнего задания

 

3. Вступительное слово учителя

• Вспомните, что вы знаете о сказуемом?

- На какие вопросы оно отвечает?

- Какими частями речи может быть выражено сказуемое?

- Как связано сказуемое с подлежащим?

- Приведите примеры предложений, в которых сказуемое отвечает на вопросы: что делать? что сделать? каков? что это такое? кто это такой?

 

4. Работа с записями на доске

Прочитайте предложения. Определите грамматическую основу. Чем выражено сказуемое? Сделайте выводы (сказуемое может быть выражено словосочетанием, глаголом, прилагательным, существительным, числительным).

• Придумайте предложения по схемам (запись на доске и в тетрадях).

 

5. Работа с учебником

§ 18

• Ответы на вопросы, помеченные звездочкой.

• Упр. 95 (выборочно по заданию).

• Чтение теоретического материала.

• Анализ схемы.

§ 19

• Анализ материала, помеченного звездочкой.

• Чтение теоретического материала.

• Упр. 96 (устно).

• Упр. 97 (по заданию).

• Упр. 99 (устно): анализ таблицы, изучение особенностей согласования подлежащего и сказуемого.

• Упр. 100 (по заданию).

 

6. Подведение итогов урока

 

7. Сообщение домашнего задания

§ 18, 19 упр. 98, 101.

 

 

 

Урок 24

ТЕМА: «Составное глагольное сказуемое».

ЦЕЛИ УРОКА:

• закрепить навык вычленения из текста сказуемого как главного члена предложения.

• объяснить принципы образования составного глагольного сказуемого, отработать навыки его обнаружения в предложении.

• развивать умение тщательно отбирать языковые средства и строить структуру высказывания.

ТИП УРОКА: объяснение нового материала.

НА ДОСКЕ:

     Не раз мне приходилось видеть ласточек, которые ... прогоняют от своих птенцов довольно-таки внушительных посягателей.

     И скоро я с тревогой стал замечать, как в ответ на бреющий полёт самца мой баловень вспрыгивает и вот-вот лапой полоснёт ласточку прямо в воздухе (Сборник изложений 5-9 кл.).

     Потом всё переменилось, он стал чувствовать себя в деревне как у бога за пазухой.

(С. Гейченко)

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

 

2. Проверка домашнего задания

 

3. Работа с учебником

§ 20

• Знакомство со схемой, помеченной звездочкой, «Составное глагольное сказуемое», анализ структуры составного глагольного сказуемого.

• Задание: устно составить с глаголами из рамочки составные глагольные сказуемые.

(Например: начать - дождь начал капать утром.

                     стать - Сестра хочет стать врачом. и т. д.)

Записать два примера в тетрадь.

Вопросы:

а) В какой части составного глагольного сказуемого выражается его грамматическое значение?

б) В какой части заключается основное лексическое значение сказуемого?

• Чтение теоретического материала § 20.

Вопросы:

а) Какие грамматические значения выражают вспомогательные глаголы?

б) Какие части речи могут быть в роли вспомогательного глагола?

(Ср.: я хотел уйти - он рад был уйти.)

• Составление записи в грамматической тетради:

 

Составное глагольное сказуемое

       
   
 

                     вспомогат. глагол                    +                       неопред. форма глаг.

                 ...или краткое прилагат.                            (основное лексическое значение)

(грамматическое значение:

наклонение, время)

Выражает значение начала, конца,

продолжительности

действия, его желательности,

необходимости

начать, кончить, стать,

продолжать, хотеть, мочь

должен

рад

готов                           + глагол-связка быть

обязан

согласен

 

4. Работа с учебником

Упр. 104 (устно), 106 (устно) - с выборочной записью на доске 2-3 предложений, с выделением грамматической основы в них.

• Прочитайте записанные на доске предложения. Выпишите из них только грамматические основы, подчеркните их, надпишите, какими частями речи они выражены.

• Укажите наклонения и время вспомогательных глаголов.

 

5. Повторяем орфографию

Давайте повторим орфограммы, связанные с глаголом.

• Орфограмма «Ь после шипящих на конце глагола»

пишется у глаголов неопред. формы (печь, стеречь, извлечь);

пишется у глаголов 2 л. ед.ч. наст. и буд. вр.: (ты читаешь, спишь, прочитаешь, проспишь);

пишется у глаголов повелит. наклонения: (спрячь - спрячьте).

• орфограмма «правописание -ться, -тся в глаголах»

                 -ться                                                             -тся

в неопределенной форме                                  в 3-м лице ед.ч.

ч т о   д е л а т ь? - улыбаться,                      он                                        улыбается

                                                                             она      ч т о   д е л а е т?  поднимается

                                                                             оно                                      мирится

 

6. Подведение итогов урока

 

7. Сообщение домашнего задания

§ 20упр. 103.

 

 

 

Урок 25

ТЕМА: «Составное именное сказуемое».

ЦЕЛИ УРОКА:

• повторить и закрепить знания учащихся о грамматических категориях глагола, правописании окончаний и суффиксов глаголов.

• развивать речь учащихся. Практиковать грамотное употребление глаголов в речи.

ТИП УРОКА: комбинированный.

НА ДОСКЕ:

Правописание суффиксов глаголов

Суффикс

Способ проверки

Примеры

-она-

(-ева-)

 

-ыва-

(-ива-)

если в 1-м лице ед.ч. глагол оканчивается на -ую, -юю

 

если в 1-м лице ед.ч. суффикс -ыва- (-ива-) сохраняется

советую - советовать

ночую - ночевать

 

испытываю - испытывать

вздрагиваю - вздрагивать

-а-

-и-

-е-

-я-

перед суффиксом прошедшего времени -л- пишется тот же суффикс, что и в неопределенной форме

слышать - слышал

строить - строил

увидеть - увидел

таять - таял

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

 

2. Проверка домашнего задания

 

3. Повторение грамматической категории «спряжение глагола»

• Для безошибочного написания безударных окончаний глагола необходимо определить его спряжение.

• Что такое спряжение глагола?

• Как определить спряжение глагола?

(по личному окончанию, если окончание ударное, или по неопределенной форме, если окончание безударное)

• Давайте вместе поставим глагол в неопределенную форму. Вспомним, как определить спряжение у глаголов с безударным личным окончанием.

 

II   с п р я ж е н и е                                           I   с п р я ж е н и е

все глаголы на -ить                                    все остальные глаголы

(кроме брить, стелить)                          на -ать, -ять, -оть, -уть, -еть,

+ 11 глаголов-исключений:                                       -ть, -ти

гнать, дышать, держать,                                       + брить, стелить

обидеть, слышать, видеть,

ненавидеть, смотреть,

вертеть, зависеть, терпеть

 

Приведите примеры глаголов I и II спряжения.

А сейчас давайте вспомним, какие личные окончания пишутся в глаголах.

 

            I   с п р я ж е н и е                               II   с п р я ж е н и е

              ед.ч.                мн.ч.                                      ед.ч.                  мн.ч.

1 л.       -у, -ю                -ем                    1 л.             -у, -ю                  -им

2 л.       -ешь                -ете                   2 л.             -ишь                  -ите

3 л.         -ет              -ут, -ют              3 л.               -ит                 -ат, -ят

 

Проспрягайте глаголы сеять, клеить, держать, писать.

 

4. Работа по теме урока

Откройте учебники на стр. 53 § 21.

(Изучение схемы «составное именное сказуемое»).

• чтение теоретического материала, его анализ.

• выполнение упр. 109 (устно), упр. 110 (устно).

• Сделайте вывод о структуре составного именного сказуемого и способах выражения именной части.

Образуйте составные именные сказуемые, придумайте с ними предложения:

быть                            талантливый

называться                 быстро

казаться                      профессионал

делаться                      обрадованный

становиться                 затемнённый

являться                      сзади

вдвоём

привлечён

 

5. Повторение правописания суффиксов глаголов

• Посмотрите на доску, повторите правила написания суффиксов глаголов.

• Перепишите схему в грамматическую тетрадь.

• Вставьте пропущенные буквы.

воспит..вать                                   проклад..вать

исслед..вать                                   проветр..вать

поскрип..вать                                 завед..вать

свёрт..вать                                      проповед..вать

пожертв..вать                                 навед..ваться

обрад..ваться                                  ориенти р..ваться

 

6. Подведение итогов урока

 

7. Сообщение домашнего задания

§ 21 упр. 111

 
« Пред.   След. »