Авторизация






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Файлы

CategoryФото(1)
CategoryРазное(3)
CategoryЛитература(9)
CategoryVIP(9)
CategoryШкольные документы(10)
CategoryРусский язык(20)

Статистика

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня749
mod_vvisit_counterВ этом месяце20954
mod_vvisit_counterВсего6755278

Опросы

Ваше отношение к системе ЕГЭ

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
5 гостей
Конспекты уроков 8 класс (26-30)
30.09.2013 г.

Урок 26

ТЕМА: «Тире между подлежащим и сказуемым».

ЦЕЛИ УРОКА:

• ознакомить учащихся с условиями постановки тире между подлежащим и сказуемым.

• закрепить умения и навыки учащихся ставить тире между подлежащим и сказуемым.

• контроль за усвоением словарных слов.

ТИП УРОКА: обучение новому материалу, закрепление пройденного.

НА ДОСКЕ:

Тире между подлежащим и сказуемым

Тире ставится                                                   Тире не ставится

при отсутствии глагола-связки                     1. не

[сущ. - сущ.].                                                      Бедность не порок.

Чтение - вот лучшее учение.                         2. как,   точно,   как будто

[числ. - числ.].                                                    Двор как сад.

Пятью четыре - двадцать.                            3. [л. мест. + сущ.].

[сущ. - числ.].                                                     она - врач

Высота нашего дома - 6 метров.

[н.ф. - н.ф.].

Жить - родине служить.

[сущ. - н.ф.].

Наша большая мечта - посадить сад.

[        - это         ].

Язык - это история народа.

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

 

2. Проверка домашнего задания

 

3. Работа по теме урока

• Фронтальный опрос.

- Какие виды сказуемых вы знаете?

- Из каких частей состоит составное глагольное сказуемое? Составное именное сказуемое?

- На что указывает связка?

- Если связка отсутствует, как может выглядеть сказуемое?

Приведите примеры.

• Анализ предложений, записанных на доске.

- Прочитайте предложения. При каких условиях между подлежащим и сказуемым ставится тире? Чем выражены главные члены в этих предложениях?

• Запишите на каждый вид схемы свой пример предложения.

- Прочитайте записанные на доске примеры предложений, когда тире не ставится.

- При каких условиях не ставится тире между подлежащим и сказуемым? Чем выражены главные члены в таком предложении?

Запишите на каждый вид схемы свой пример предложения в тетрадь.

[        не         ].

[        как         ].

       точно

   как будто

[личн. мест. - сущ.].

 

4. Работа с учебником

• Чтение § 22(*), ответы на вопросы, помеченные звездочкой.

• упр. 114 (устно)

упр. 115 (по заданию). Комментированное письмо.

 

5. Закрепление темы

Составьте со словами безвестный, бессмертный, братство, единомышленник, корреспондент предложения, в которых ставится тире между подлежащим и сказуемым.

Проверка.

 

6. Подведение итогов урока

 

7. Сообщение домашнего задания

§ 22 упр. 117, 119.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

• Подчеркните подлежащее и сказуемое; Поставьте, где нужно, тире. Объясните свой выбор.

О б р а з е ц: Ученье - свет, а неученье - тьма. [сущ. - сущ.], а [сущ. - сущ.].

1. Плохой товарищ не подмога.

2. Сердце не камень.

З. Назначение искусства помогать людям полюбить жизнь.

4. И неподкупный голос мой был эхо русского народа.

5. Точность и краткость вот первые достоинства прозы.

6. Друга любить себя не щадить.

7. Земля как будто глобус.

8. Счастье умов благородных видеть довольство вокруг.

 

• Спишите. Поставьте знаки препинания, подчеркните грамматическую основу в каждом предложении.

1. Дома города точно груды грязного снега.

2. Земля под ними чёрная голая.

3. Деревья садов как бугры.

4. Он скептик и материалист.

5. Жизнь прожить не поле перейти.

6. Жить народу служить.

7. Летний дождик одно только удовольствие.

8. Дважды два четыре.

 

 

 

Урок 27

ТЕМА: «Изложение» (изложение с элементами сочинения-рассуждения).

ЦЕЛЬ:

• написать изложение с творческим заданием, завершив его собственными размышлениями о пользе леса, его значении для каждого человека.

ТИП УРОКА: урок развития речи.

НА ДОСКЕ:

вблизи лесов                             полноводность

не то - не то                           грунтовые воды

не только                                 обветренный

помощник                                сожжённый

                                                   колебания

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

 

2. Подготовка к написанию изложения

 

Лес - источник жизни

Леса - это украшение земли, её великолепный и удивительный наряд. И это - не только источник сырья. Леса - это самый верный помощник в борьбе за урожай. Они хранят влагу, поддерживают полноводность наших великих рек, смягчают климат, останавливают жаркие ветры и пески. Грунтовые воды в лесах и вблизи лесов стоят гораздо ближе к поверхности, чем в безлесных областях. Леса останавливают рост оврагов.

Но и это не всё. Леса - величайшие источники здоровья. Это исполинские зеленые лаборатории, вырабатывающие кислород, уловители ядовитых газов и пыли.

Многие болели за леса, писали о них, старались передать читателю свою любовь к нашим зелёным «океанам», к нашим лесным богатствам.

Думая об этом, я представляю себе человека, который через пески и гари, после изнурительного зноя, обветренный, сожженный солнцем, входит наконец в глубину торжественных и тихих лесов, и все его тело охватывает прохладой листвы. Великая сила жизни видна во всём: в колебаниях вершин, в пересвисте птиц, в мягком освещении. А к вечеру около каких-нибудь лесных вод - темных и глубоких - человек садится у костра, и рядом с ним садится тишина.

Ночь поднимается над лесами, полная свежих запахов, смутного света, крика ночных птиц. А впереди сотни таких ночей, и рассветов, и дней, и вечеров, когда над любимой страной расстилается не то туман, не то дымок костров.

(К. Паустовский)

 

• Предварительная работа.

Определить стиль и тип текста. Как проявляются в содержании и языке текста особенности публицистического стиля? Почему автор считает необходимым выступить в защиту «зелёного друга»?

Как строится текст? Как связаны между собой предложения? Где находится тезис и как располагаются доказательства в рассуждении автора? Озаглавьте части текста, составьте план.

• Примерный план.

1) Леса это украшения земли:

а) Лес это не только источник сырья;

б) Лес - это помощник в борьбе за урожай;

в) Лес - величайший источник здоровья.

2) Многие «болели» за леса...

3) Человек в лесу:

а) Человек после зноя входит в лес;

б) Его тело охватывает прохладой;

в) Великая сила жизни видна во всём;

г) Человек садится у костра - садится тишина.

4) Ночь поднимается над лесами.

 

3. Написание изложения

 

 

 

II ЧЕТВЕРТЬ

 

Урок 28

ТЕМА: «Второстепенные члены предложения. Роль второстепенных членов в предложении. Дополнение».

ЦЕЛИ УРОКА:

• показать роль второстепенных членов в предложении.

• повторить на уроке (усвоить) три группы второстепенных членов: дополнения, определения, обстоятельства.

ТИП УРОКА: объяснение нового материала.

НА ДОСКЕ:

ПРЕ-  или  ПРИ- ?

пр..брежный                         пр..мьера                                пр..емственный

пр..вращать                          пр..подавать                         пр..зреть сироту

пр..дорожный                       пр..ободрить                         пр..зирать труса

пр..забавный                         пр..стол                                 пр..старелый

пр..зидент                            пр..ступник                           пр..творять

пр..ложение                         радиопр..мник                       пр..чудливый

пр..мудрый                           знаки пр..пинания                пр..митивный

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

 

2. Беседа

- Какие члены предложения являются главными?

- Если предложение состоит из грамматической основы, как мы называем такое предложение?

- Какие члены предложения распространяют грамматическую основу?

 

3. Работа с учебником

§ 23

• Ответы на вопросы, помеченные звездочкой.

• Анализ нераспространенных и распространенных предложений.

• Чтение теоретического материала.

• Выполнение упр. 121 (по заданию),

§ 24 «Дополнение».

• Расскажите, что вы знаете о дополнении.

• На какие вопросы отвечает этот второстепенный член?

• Распространите дополнением предложения (устно):

Мы читаем ... (книги)

Лётчик управляет... (самолётами)

Ребята думали... (об экзаменах)

 

• Чтение материала параграфа.

3) Беседа: какие части речи могут употребляться в роли дополнения? Приведите примеры.

- Какие дополнения называют прямыми, а какие - косвенными? (Приведите примеры).

• упр. 125 (устно), 127 (по заданию).

 

4. Повторяем орфографию

• Спишите с доски слова, правильно выбирая нужную гласную в приставке или корне.

(Проговариваем правило:

(Привилегия, премьер и т.п. - приставки нет)

(Комментированное письмо)

 

5. Аналитическое упражнение

• Найдите в тексте дополнения, укажите, прямые они или косвенные. Подчеркните грамматические основы.

 

...Медленно, цепляясь за ветви сирени, проплыла паутинка. Паутинка - предвестница осени. Долго и трудно вызревало это лето, чтобы потом взорваться буйным цветением. Рано и быстро угасает.

Татуша сидела на террасе, подставив загорелое лицо... августовскому солнцу. Крепко печёт это обманное солнце, но не прибавляет загару. Татуша лениво щурила глаза, обмахиваясь маленьким вёером из слоновой кости, и не без удовольствия думала, что лето на исходе и скоро будет Петербург с театрами, балами, интересными людьми.

 

(По выбору учителя текст диктуется или списывается с доски.)

 

6. Подведение итогов урока

 

7. Сообщение домашнего задания

§ 23, 24, упр. 122 (по заданию)

- Со словами из рамочек придумать и записать предложения, упр. 123 (устно)

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

Таблица № 1

Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей:

Р.  к о г о?  ч е г о?

Д.  к о м у?  ч е м у?

В.  к т о?  ч т о?                    косвенные падежи

Т.  к е м?  ч е м?

П.  о  к о м?  о  ч е м?

 

Таблица № 2

       х                                    прямое

перех. глагол  +  дополнение (в вин. п. или род. п.)

        х                         предлог

неперех. глагол  +  Δ  +  косвенное дополнение.

 

К а р т о ч к и: 1) Объясните знаки препинания, подчеркните члены предложения, составьте схемы.

Идти в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь.

Дождь стучал по крыше, трепал листья в саду, плескался на дворе в лужах.

Слышны смех, и говор, и плесканье купающихся.

Осенней свежестью, листвою и садами благоухает сад.

 

2) Подчеркните члены предложения. Укажите вид дополнений.

После теплой ясной погоды наступило ненастье.

Подруга на станции купила новые иллюстрированные журналы и свежий мягкий хлеб.

Хохлатые курицы ищут в сене мошек да букашек.

И туман, и непогоду осень поздняя несёт.

 

 

 

Урок 29

ТЕМА: «Дополнение. Определение».

ЦЕЛИ УРОКА:

• закрепить знания учащихся по теме «дополнение».

• обобщить ЗУН по теме «Определение», способы выражения определения.

• дать понятие согласованных и несогласованных определений.

ТИП УРОКА: комбинированный,

                                 х                                                                                          х

     1) Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора. (Ф. Тютчев)

     2) Сравните:

     Ещё я высыпал на стол много                        Ещё я высыпал на стол

     грибов...                                                              много белых грибов, и красных

                                                                                  и чёрных.

     3) ...Спустившись с террасы, Фет направился через парк, сперва по вязовой аллее, а затем боковой тропкой, протоптанной в траве к маленькой, скрытой за кустами жимолости, всегда запертой калитке... (Ю. Нагибин)

     (Произвести синтаксический разбор предложения, дать полную характеристику предложения, сделать схему.)

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

 

2. Проверка домашнего задания

 

3. Закрепление темы «Дополнение»

• Упр. 130 (устно).

• Упр. 131 (выборочно).

 

4. Объяснительный диктант

(Найти грамматическую основу, выделить в тексте определения, объяснить знаки препинания.)

                                                                                                             х

1) На дворе стояла совершенно чёрная, непроницаемая ночь.

                                                                                                                                                         х

2) Швейцар зажёг свечу и обошёл зелёные, оранжевые, серовато-голубоватые залы.

                                      х

3) Яркое зимнее солнце заглянуло в наши окна.

                                                                                                                                                        х

4) В ста шагах от мельницы находился маленький, со всех сторон открытый навес.

5) Начал он свою карьеру мелким, необеспеченным чиновником.

 

5. Работа с учебником

§ 25 «Определение».

• Работа над стихотворением К. Д. Бальмонта «Снежинка» (по тексту параграфа).

• Чтение теоретического материала, обсуждение.

• Обобщение знаний учащихся об определении:

- что обозначает

- на какие вопросы отвечает

- какими частями речи может быть выражено

• Упр. 133 (по заданию).

• Чтение теоретического материала на стр. 70 (согласованные и несогласованные определения).

• Упр. 134 (устно).

Вопросы учителя после изучения таблицы:

- Какими способами можно выразить несогласованное определение?

- Как называется тип связи главного и зависимого слова (определения)?

- Приведите примеры предложений с определением, выраженным:

1) существительным в родительном падеже.

2) наречием.

3) н.ф. глагола.

4) словосочетанием.

• упр. 135 (по заданию)

 

6. Закрепление темы

Выполнение заданий на доске.

 

7. Подведение итогов урока

 

8. Сообщение домашнего задания

§ 25 упр. 138, 139 (устно)

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

• Списать текст, выделить грамматические основы предложений, подчеркнуть определения волнистой линией.

 

Бор - дремучий, кондовый, с берлогами медвежьими, крепким грибным и смоляным духом, с седыми лохматыми мхами. Видал и железные шеломы, княжьих дружин, и куколи скитников старой, настоящей веры, и рваные шапки Степановой вольницы, и озябшие султаны наполеоновых французишек.

И снова - синие зимние дни, шорох снеговых ломтей, ядрёный морозный треск, дятел долбит; желтые летние дни, восковые свечки в корявых зелёных руках, прозрачные медовые слёзы по заскорузлым крепким стволам, кукушки считают годы...

(Е. Замятин)

 

• Пользуясь толковым словарем, указать лексическое значение слов: экстравагантный, экстраординарный, экспансивный.

Придумайте и запишите с этими прилагательными предложения.

Придумайте и запишите предложения со словами: дружеский - дружественный, главный - заглавный.

 

 

 

Урок 30

ТЕМА: «Приложение. Знаки препинания при нём».

ЦЕЛИ УРОКА:

• повторить темы «Дополнение», «Определение».

• познакомить учащихся с особой группой определений - приложением; раздельным и дефисным написанием приложений.

• повторить орфограмму «непроверяемые гласные в корне слова», «буква е в суффиксе -ен- в именах существительных на -мя».

ТИП УРОКА: комбинированный.

НА ДОСКЕ:

     1. Выделите определения, указав их вид и способы выражения.

     По сторонам д..рог.. р..сли кудрявые дубы. Проме(ж, ш) них виднелись кусты орешника. Было св..жо. Д..жд..вые капли б..жали с д..ревьев и л..ниво лоп..ли по ш..роким листьям.

     2. Объясните постановку или отсутствие дефиса.

     Зима-волшебница, попугай какаду, девушка-узбечка, дед-мороз, гражданин судья, изба старуха, народ победитель.

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

 

2. Проверка домашнего задания

 

3. Словарный диктант

Кучевые облака, парчовый халат,

оранжевый апельсин, ежовые рукавицы,

гуттаперчевый мяч, алычовый компот,

дрожжевое тесто, замшевый пиджак, ландышевый аромат.

 

4. Работа с записями на доске

Спишите предложения, подчеркните определения, крестиком обозначьте определяемое слово, над определениями укажите, согласованные они или несогласованные, какими частями речи они выражены.

Проверка.

 

5. Работа с учебником

§ 26

- Прочитайте параграф о приложении (стр. 73, 74).

- Что обозначают приложения?

- В каком случае приложения пишутся через дефис?

- Чем могут быть выражены приложения?

 

6. Работа с записями на доске

• Спишите словосочетания, объясните постановку или отсутствие дефиса.

• Синтаксический разбор предложения (письменно).

                                                    х сущ.           сущ.

На опушке леса стоял сгорбленный старичок-охотник и высматривал зайца.

 

7. Работа с учебником

Упр. 140 (комментированное письмо).

 

8. Тренировочные упражнения

• Упр. 141 (устно)

• Придумать предложения со словами:

врач-стоматолог,

брат-кормилец,

змейка-волшебница.

• Повторим орфограмму: «Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя».

• Словарный диктант.

К плам..ни, без баран..ны, по тем..ни, без стрем..ни, на знам..ни, без брем..ни, о стрем..ни, перед плам..нем, у окра..ны, вокруг тем..ни, у плам..ни, на вым..ни, в им..ни, о врем..ни.

 

9. Закрепление темы

• Объясните написание приложений-определений в следующих конструкциях:

Чехов-человековед исследовал судьбы людей в реальном мире.

Жук-короед проснулся весной под корой.

 

• Упр. 141 (по заданию).

 

10. Подведение итогов урока

 

11. Сообщение домашнего задания

§ 26 упр. 142.

Составить и записать предложения со словами:

Марья-искусница, лётчик-испытатель, старец-летописец, сын-отличник, город-герой.

 

 

Нури О. А

 

 

 

 
« Пред.   След. »