Конспекты уроков 8 класс (39-44)
30.09.2013 г.

Урок 39

ТЕМА: «Определенно-личные предложения».

ЦЕЛИ УРОКА:

• повторить тему «Назывные предложения».

• дать понятие определенно-личных предложений.

• научить находить определенно-личные предложения в тексте и уметь создавать собственные определенно-личные предложения.

ТИП УРОКА: комбинированный.

НА ДОСКЕ:

милиц..я                                   пр..вилегия

демонстрац..я                         пр..зидент

ц..вилизац..я                            пр..мьера

организац..я                             пр..зидиум

декларац..я                               п..йзаж

декорац..я                                тра..вай

репетиц..я                              трол..ейбус

реставрац..я                           тер..итория

иллюминац..я                         а..самбль

информац..я                           спец..альность

конференц..я                          эксп..римент

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

 

2. Проверка домашнего задания

 

3. Повторим орфографию

- Спишите с доски слова, вставляя пропущенные буквы (проверка всем классом с объяснением орфограмм).

 

4. Работа с учебником

§ 32

Чтение материала параграфа, помеченного звездочкой, выполнение задания по тексту «В феврале».

• Анализ текста: определение действующего лица по форме глагола и по значению окончания.

Вывод: в односоставных предложениях с главным членом, выраженным глаголом, можно определить, каким лицом совершено действие по форме лица глагола (выраженного в окончании), и наклонение глагола.

• Чтение теоретического материала на стр. 90.

• Выполнение упр. 184 (комментированное письмо).

 

5. Слово учителя

Главный член определенно-личного односоставного предложения выражен глаголом, указывающим личным окончанием на определенное, конкретное, лицо, которым может быть говорящий или его собеседник: я, ты, мы, вы, т. е. глагол в форме 1-го или 2-го лица ед. и мн. числа. Такие предложения обычны в диалогической или монологической речи, в живом общении. Деятель мыслится в них определенно.

Определенно-личные и двусоставные предложения близки по смыслу, поэтому эти предложения взаимозаменяемы, что дает возможность использовать их во избежание повторения одного и того же слова.

Главным членом определенно-личных предложений не может быть глагол в форме 3-го лица ед.ч. и в форме прошедшего времени, т.к. он не указывает на конкретное действующее лицо.

При таких формах, как пишет, писал и т. п., подлежащее может быть не только местоимением он, но и другим местоимением (кто-то, кто-нибудь и др.) и существительным (ученик, Иванов и др.)

(частично учащиеся делают запись в грамматическую тетрадь для правил).

• Упр. 185 (проверка по цепочке, запись на доске).

 

6. Словарная работа

Спишите слова с доски, вставьте буквы, на какие орфограммы эти пропуски? (Взаимопроверка. Один ученик работает у доски).

• Упр. 188 (чтение вслух 3-4 вариантов).

 

7. Закрепление и обобщение материала

Разобрать предложения по членам, указать вид односоставных предложений:

1) Знаю, что шутишь - а всё-таки верю.

2) Зачем же мучаешь? (А. Толстой)

3) И вот наконец едем.

4) Сидим в столовой на станции Шилово. (В. Песков)

 

8. Подведение итогов урока

 

9. Сообщение домашнего задания

§ 32 упр. 187

 

 

 

Урок 40

ТЕМА: «Неопределённо-личные предложения».

ЦЕЛИ УРОКА:

• дать понятие неопределённо-личных предложений.

• отработать на практике «узнавание» и применение предложений такого типа.

• показать на примере различных типов речи использование неопределенно-личных предложений.

ТИП УРОКА: комбинированный.

НА ДОСКЕ:

     Образуйте форму 3 лица мн.ч. Поставьте ударение. (Образуйте с 2-3 глаголами форму условного наклонения множ. числа.)

усугуби́ть - ...                                  закружить - ...

облегчи́ть - ...                                 заслони́ть - ...

пригу́бить - ...                                 закли́нить - ...

уве́домить - ...                                букси́ровать - ...

дози́ровать - ...                               звони́ть - ...

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

 

2. Проверка домашнего задания

- Запишите под диктовку русские народные пословицы. Определите грамматическую основу, чем выражен главный член предложения, подчеркните его.

Иглой дороги не мерят.

В квартире пожар не разводят.

Орлам комара не травят.

Другим дивились, а сами на льду обломились.

В чужой огород не пустят козла полоть.

 

Вывод: (делается после определения всех грамматических основ) Это односоставные предложения, в которых грамматическая основа состоит из одного главного члена, выраженного глаголом в форме 3-го лица множественного числа.

Учитель сообщает, что такие предложения называются неопределённо-личными, потому что действие в них совершается неопределённым лицом.

 

3. Работа с учебником

§ 33

• Выполнение задания, помеченного звездочкой.

• Чтение правила.

• Выполнение упр. 190 (по заданию).

 

4. Закрепление материала

• Упр. 192 (№ 1, 2, 3)

(В помощь ученикам: Сборник пословиц В. Даля в 3 томах)

• Запись предложений под диктовку, их анализ и составление новых предложений по аналогии. (Задание: подчеркнуть грамматическую основу, надписать, чем выражен главный член предложения.)

 

Виноград собирают осенью.

Из березовой коры плетут корзины.

Об отсутствующих плохо не говорят.

Здесь не курят.

Цыплят по осени считают.

По одёжке встречают, по уму провожают.

Соловья баснями не кормят.

Клин клином вышибают.

Не пером пишут, а умом.

 

5. Фронтальный опрос

• Что такое простое предложение?

• Что такое неопределенно-личные предложения?

• Какими частями речи может быть выражен главный член неопределенно-личного предложения?

• Приведите свои примеры неопределенно-личных предложений.

 

6. Подведение итогов урока

 

7. Сообщение домашнего задания

• Упр. 191, упр. 192 (4, 5, 6, 7)

Принести инструкцию по пользованию бытовыми приборами, как ухаживать за животными, цветами.

 

 

 

Урок 41

ТЕМА: «Инструкция».

ЦЕЛИ УРОКА:

• научить правильно применять глаголы повелительного наклонения при составлении текста.

• развивать связную речь учащихся при самостоятельном составлении памяток, инструкций, правил.

• развивать орфографическую грамотность.

ТИП УРОКА: урок развития речи.

НА ДОСКЕ:

     Б..льш..й к..стёр разв..ли на б..регу, против п..сёлка. Туши тура и к..бана целиком жарили на огромных в..рт..лах, пов..рач..вая то одним, то другим боком. Внутрь клали раск..лен..ые камни. Едва бог неба отправился на п..кой в свою хиж..ну за п..лосой леса, п..ляну по обе стор..ны костра заст..лили шкурами. .. предстоял пир, (не)слыха..о богатый даже для южного племени.

(В. Головин)

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

 

2. Проверка домашнего задания

• Чтение § 34.

• Упр. 193 (Вопросы: почему при описании пользования электрическими бытовыми приборами применяются глаголы повелительного наклонения? (Они выражают приказ или просьбу, убедительный совет, в данном случае инструктируют читателя о правилах пользования телевизором.)

• Назовите типы односоставных предложений.

• Упр. 194 (по заданию).

• Прочитайте инструкции, которые вы принесли. Проанализируйте, какого вида односоставные предложения использованы в тексте.

• Составьте рекомендацию по пользованию, эксплуатации бытового прибора с применением глаголов повелительного наклонения мн.ч. устно.

(Заслушиваются 2-3 варианта ответов.)

• Прочитайте письменные инструкции.

• Упр. 196 (по заданию). Проверка.

 

3. Работа с записями на доске

(Повторение темы «Неопределенно-личные предложения»)

• Спишите текст с доски, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Укажите вид односоставных предложений в конце предложения. Подчеркните грамматическую основу.

(Проверка: у доски работает один ученик)

• Закрепление материала.

1) Устно расскажите о правилах пользования рабочим местом.

а) токаря,                 б) пекаря,                          в) стоматолога.

2) Порекомендуйте, как использовать корректор для исправления ошибок в тетради.

Проинструктируйте астронавтов, как себя вести при высадке на планету Марс, Сатурн и т.п.

 

4. Подведение итогов урока

 

5. Сообщение домашнего задания

§ 34 упр. 195, 198.

 

 

 

Урок 42

ТЕМА: «Безличные предложения».

ЦЕЛИ УРОКА:

• дать понятие о безличном предложении.

• отработать умения и навыки учащихся узнавать безличные предложения, составлять собственные.

• обогащать словарный запас учащихся, закреплять изученные орфограммы.

ТИП УРОКА: объяснение нового материала.

НА ДОСКЕ:

     Уж тает снег. Бегут ручьи. В окно повеяло весною. (А. Фет)

     Вдруг мне почудилось, как будто в комнате слабо и жалобно прозвенела струна. (И. Тургенев)

     Прозвучало над ясной рекою, прозвенело в померкшем лугу, прокатилось над рощей немою, засветилось на том берегу. (А. Фет)

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

 

2. Проверка домашнего задания

 

3. Орфографическая «пятиминутка»

Запишите под диктовку слова:

лаборатория                         диалог                                      патриот

аттестат                               дискуссия                                 патриотизм

аудитория                            достопримечательность           сверстник

декларация                           доблестный                              эскадрилья

делегат                                 конгресс                                   режиссер

 

• Проверьте самостоятельно свою запись по орфографическому словарю (по одному словарю лежит на парте). Запишите ещё раз слова, в которых вы сделали ошибку.

• Прочитайте предложения, записанные на доске. Спишите их. Определите, чем выражен главный член каждого предложения. Сравниваются грамматические основы всех предложений, делается вывод по поводу односоставных предложений, в которых грамматическая основа выражена глаголом в форме среднего рода, прошедшего времени, при котором нет лица, производящего действие. Учитель сообщает: такие глаголы называются безличными.

 

4. Работа с учебником

• Чтение материала параграфа, помеченного звездочкой

§ 35.

• Упр. 199 (по заданию)

(проверка по цепочке всем классом).

• Упр. 200 (сначала устное проговаривание, затем письменная запись вариантов предложений).

Н а п р и м е р: Моросило весь день. Похолодало. Закачало деревья, зашумело во дворе. Не спится под завывание ветра в трубах.

 

• Запишите под диктовку только безличные предложении (другие типы односоставных предложений не записывайте).

 

Не расти траве после осени.

С любимой мечтой не хочется сердцу расстаться.

Я даже выразить не пробую, как на душе светло и тихо.

Соловья баснями не кормят.

Ложкой моря не вычерпаешь.

Души от ветра времени не прячь.

Мне в душу повеяло ветром и волей.

Пахло сеном, созревающим хлебом, мёдом, полынью.

Когда цветут сады, мне по ночам не спится.

 

(Проверка с объяснением, какой частью речи выражен главный член предложения.)

• Выполнение упражнения 201 (по заданию).

 

5. Подведение итогов урока

 

6. Сообщение домашнего задания

§ 35 упр. 202, 203, 205.

 

 

 

Урок 43

ТЕМА: «Составление текста-рассуждения».

ЦЕЛИ УРОКА:

• повторить признаки текста-описания, текста-повествования, текста-рассуждения.

• развить у детей авторские умения и навыки при составлении текста-рассуждения (чувство стиля, композиционной целостности и т.п.).

• воспитывать активную жизненную позицию учащихся, любознательность, эрудицию.

ТИП УРОКА: урок развития речи.

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

 

2. Вступительное слово учителя

• Какие смысловые типы текстов вы знаете? (Повествование, описание, рассуждение.) Расскажите о них.

Объектами наших высказываний являются окружающие предметы, явления, животные, люди, понятия, жизненные ситуации.

Повествование - смысловой тип текста, в котором описываются события в определённой последовательности.

Художественный повествовательный текст строится по следующей композиционной схеме: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

Описание - тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных, человека.

Описательный текст может быть в форме любого стиля.

Рассуждение - тип текста, в котором утверждается или отрицается какое-то явление, факт, понятие. В тексте-рассуждении говорится о причинах явлений. Их нельзя увидеть, их можно только понять. К такому типу текста можно поставить вопрос: почему это так?

Рассуждение строится по плану: тезис; аргументы, доказывающие его; вывод.

Аргумент - довод, доказательство (веский аргумент). Вывод - умозаключение, то, что выведено, доказано.

Текст-рассуждение бывает в форме научного стиля и его разновидностей, художественно-публицистического стиля.

 

Вариант I

 

3. Работа с учебником

§ 36

• Упр. 206 (устно)

чтение текста (определить тип текста); анализ структуры текста (тезис, аргументы, вывод); обсуждение волевых качеств человека (целеустремлённость, доброта, сила воли, усидчивость, сострадание, верность своему слову, самосовершенствование).

• Упр. 207

обсуждение темы сочинения, плана работы;

проговаривание структуры текста, возможных вариантов тезисов.

(Варианты тезисов:

- В жизни всегда есть место подвигу

- Человек в основе своей всегда устремлён к хорошему

- Чем прекрасна жизнь? Полезными делами?

- Слово делом крепи

- Что такое дружба и т.п.)

написание сочинения.

 

Вариант II

 

• Упр. 212 (сочинение по картине К. Юона «Новая планета»)

• обсуждение картины;

беседа о возможных потрясениях на планете Земля (об экологии, о катаклизмах, о космических ураганах, о достижениях в области космических исследовании и т.п.).

Возможные вопросы учителя:

Какие тезисы вы придумали для сочинения-рассуждения?

(«Беречь свою планету - долг каждого землянина». «

Люди всех континентов должны объединяться для блага цивилизации»,

«Земля - наш общий дом» и т. п.)

Назовите возможные варианты названия текста («Кто предупреждён, тот вооружён».) «Глобальный катаклизм на планете Земля». «Сохраним нашу планету, планету людей». «Наука на страже цивилизации» и т. п.

Настрой на работу: пишите сочинение убедительно, эмоционально, выражайте свои мысли искренне; используйте слова: надо, можно, следует, требуется, желательно, нельзя, необходимо.

 

4. Подведение итогов урока

 

5. Сообщение домашнего задания

Повторить слова из рамочек в учебнике и разделе словаря учебника.

 

 

 

Урок 44

ТЕМА: «Неполные предложения».

ЦЕЛИ УРОКА:

• дать понятие «неполное предложение»,

• объяснить условия его применения в тексте; показать различие неполных и назывных предложений,

• развивать навыки устной речи: составление текстов из неполных предложений; анализ худ. произведений с использованием неполных предложений.

ТИП УРОКА: объяснение нового материала.

НА ДОСКЕ:

(Слова из словаря учебника и рамочек учебника.)

в..личина                                       микр..фон                         пр..дшестве(н/нн)ик

виде..камера                                 мног..образие                   пр..лес(?)ный

в..трина                                        м..н..лог                             пр..порц..я

вит..зь                                           мультимед..а                   пр..св..щение

вп..пыхах                                      ..фицер                              р..комендац..я

пе(р/рр)он                                     р..монт                             ед..номышле(н/нн)ик

за(ж/жж)ё(н/нн)ый                   р..ком..ндац..я                  изя(щ/щь)ный

заже(ч/чь)                                    ..ксплуатац..я                  мо(ч/чь)

иску(с/сс)ный                              эл..мент                             тра(с/сс)а

иску(с/сс)тво                              совер..менник                    те(р/рр)аса

совреме(н/нн)ики                       сожж..нный                      осл..пительный

ар..мат                                        соотеч..ственник             пр..порц..я

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

 

2. Объяснение темы «Неполные предложения»

Полные предложения - это предложения, в которых есть все члены предложения, необходимые для его понимания.

Неполные предложения - это предложения, в которых пропущен какой-либо член - главный или второстепенный, но он легко восстанавливается из контекста или по ситуации: Товарищ пошёл в библиотеку, а я - в бассейн.

Неполные предложения чаще всего используются в устной речи. Опущенными могут быть как главные члены предложения, так и второстепенные. Неполными могут быть как двусоставные, так и односоставные предложения.

Чаще неполные предложения встречаются в диалогах, пословицах, поговорках, художественных описаниях.

Обычно контекст или конкретная ситуация подсказывают лексическую конкретность опущенных членов предложения, т. е. определяют лексическое значение опущенных слов.

Например: Мальчик опустил яхту на зелёную воду и отступил на шаг, давая простор ветерку. Но лоскутки парусов даже не шевельнулись. Кораблик не тронулся с места.

- Не плывёт, - вздохнула мать. - Пошли.

- Поплывёт, - сказал мальчик.

У неполных предложений есть свои стилистические преимущества: они придают речи живость, естественность, непринуждённость, а главное, позволяют выделить новое.

 

3. Работа с учебником

§ 37.

 

4. Закрепление материала

Задание: Спишите текст, определите, какой член предложения опущен в неполных предложениях. Дополните предложения опущенными членами предложений.

 

Данный текст с неполным предложениями

Мой вариант текста с полными предложениями

Доктор в этом месте почему-то улыбнулся.

- Вы говорили с ним?

- Говорил.

- О чём?

- По-моему, о каком-то южном городе.

- Иван Иваныч, эти дневники у

вас здесь? В этом доме?

- Здесь.

- Покажите. (В. Каверин)

Доктор в этом месте почему-то улыбнулся.

- Вы говорили с ним?

- Я говорил.

- О чём вы говорили?

- По-моему, мы говорили о каком-то южном городе.

- Иван Иваныч, эти дневники у

вас здесь? В этом доме?

- Дневники находятся здесь.

- Покажите их мне.

 

5. Словарная работа

• Спишите слова с доски, вставьте пропущенные буквы, подчеркните орфограммы.

• Составьте с некоторыми словами мини-текст, в который входило бы

1) простое полное предложение;

2) простое неполное предложение;

3) назывные предложения.

 

Например: Из поезда на перрон вышли офицеры.

Впопыхах кто-то забыл в вагоне фуражку.

- Догоню, идите.

Вокзал шумел. Толпа. Ослепительные огни. Аромат цветов встречающих всюду благоухал.

 

6. Мини-диктант

• Запишите под диктовку предложения. Подчеркните неполные предложения.

 

Странное то было лето. Всё в нём перепуталось. В исходе мая листва берёз оставалась по-весеннему слабой и нежной, изжёлта-зеленой, как цыплячий пух. Черемуха расцвела лишь в первых числах июня. Сирень ещё позже. Такое не помнили ивановские старожилы. Впрочем, и вообще толком ничего не помнили. Когда ландышам цвести, а когда - ночным фиалкам. Когда пушиться одуванчикам и когда проклюнется первый гриб...

(Ю. Нагибин)

 

• упражнение 213.

• Проверка. Обсуждение.

 

7. Подведение итогов урока

 

8. Сообщение домашнего задания

§ 37 упр. 214, 215.

 

 
« Пред.   След. »