Авторизация






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Файлы

CategoryФото(1)
CategoryРазное(3)
CategoryЛитература(9)
CategoryVIP(9)
CategoryШкольные документы(10)
CategoryРусский язык(20)

Статистика

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня184
mod_vvisit_counterВ этом месяце20389
mod_vvisit_counterВсего6754713

Опросы

Ваше отношение к системе ЕГЭ

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
3 гостей
Конспекты уроков 8 класс (45-53)
30.09.2013 г.

Урок 45

ТЕМА: «Синтаксический разбор односоставного предложения».

ЦЕЛИ УРОКА:

• закрепить навык грамотного рассуждения при синтаксическом разборе односоставного предложения.

• отработать умение различать односоставные предложения от двусоставных.

• продолжать изучение синтаксиса на морфологической основе. (Контроль за умениями видеть в каждом члене предложения определённую часть речи.)

НА ДОСКЕ:

Придумайте и запишите предложения со словами:

классика                           мультипликация

классический                   поликлиника

массив                              микрофон

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

 

2. Работа с учебником

§ 38

• Изучение плана разбора, образца разбора.

• Устный и письменный разбор предложения.

• Упр. 216.

 

3. Практикум

• Разберите предложения.

 

Люблю грозу в начале мая. (Ф. Тютчев)

В дверь постучали.

На балконе зажгли свет.

Светало. Прогремело вдали. На селе темно и тихо. Синее море.

Яркие голубые дни. Ночь.

Летом светает рано, а зимой - поздно.

 

• Анализ синтаксического разбора предложений.

 

4. Работа с учебником

• Упр. 218 (устно).

• Упр. 217 (по вариантам).

I в. - от первого лица ед. ч. II в. - от третьего лица ед. ч.

Проверка.

 

5. Подведение итогов урока

 

6. Сообщение домашнего задания

§ 45 упр. 219, подготовить ответы на контрольные вопросы по теме «Односоставные предложения», упр. 221 (устно)

 

 

 

Урок 46

ТЕМА: «Урок-зачёт по теме «Односоставные предложения».

ЦЕЛИ УРОКА:

• осуществить контроль за прочностью усвоения знаний по теме «Односоставное предложение».

• закрепить навык применении терминологии по теме.

• продолжить работу по развитию речи учащихся при пересказе текста.

ТИП УРОКА: контроль за усвоением ЗУН по теме.

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

 

2. Фронтальный опрос

Опрос проводится по контрольным вопросам на стр. 101.

 

3. Работа по карточкам

• Спишите. Определите грамматическую основу предложения, вид предложения по наличию главных членов. Укажите, чем выражены главные члены предложения.

Вариант I

Вариант II

Движения Пушкина были медленны и затруднены. Ему нужно было поймать какую-то реющую возле виска, тревожную мысль. Не удавалось. Ну и бог с ней.

Грозовая туча перевалила за Амыл и там гремела.

Сразу прорвалось солнце. Стало жарко. В эту тревожную ночь Наумов вместе с группой рабочих дёжурил на плотине. Ему поставили маленькую будку с полевым телефоном неподалёку от мощных насосов.

Иван Никитич рассмеялся: «Подожди. Вот приедем домой, обо всём расскажу»...

Захолодало. По селу потянулись с капустой обозы. Хорошо молиться в осень тёмной ночи за чью-нибудь непутёвую душу. Вечер. Голоса по дороге про тёмную ноченьку поют.

Прощай, ты, пора нудная, томящая. Вышла ты из пота нашего, колосья зернистые, кровью нашей напоила ягоды свои... Стихало... (С. Есенин)

Раздался третий звонок, и поезд тронулся. Наташа прошла к свободному окну. Корнев... сел на скамью.

- Вы тоже любите степь? - спросил он.

- Люблю, - ответила Наташа.

(Н. Гарин-Михайловский)

 

• Упр. 220.

 

 

 

Урок 47

ТЕМА: «Изложение (с элементами сочинения)».

ЦЕЛИ УРОКА:

• развивать связную речь учащихся, их умения письменно пересказать текст на заданную тему и структуру.

• развивать аналитические способности и логическое мышление при составлении плана текста.

• отработать умения выполнять творческую часть задания по изложению текста (сочинять мини-текст на заданную тему).

ТИП УРОКА: урок развития речи.

 

ХОД УРОКА

1.Организационный момент

 

2. Подготовка к написанию изложения

1   в а р и а н т   урока

• Упр. 221

1. Составление плана текста упражнения.

1) Роль академика Шахматова А. А. в истории отечественной лингвистики.

2) Разделы языкознания в исследованиях учёного.

3) «Синтаксис русского языка» - крупнейший труд А. А. Шахматова.

4) Забота учёного об изучении русского языка в школе, особенности его характера.

5) Что я думаю о вкладе учёного в науку.

2.Чтение текста учителем, запись в тетради опорных слов.

3. Написание изложения (с творческим заданием № 2

 

2   в а р и а н т   урока

• Упр. 208. Изложение с творческим заданием.

1. Ответы на вопросы упражнения.

Составление плана текста.

 

План

1) Богатства Мещерского края.

2) За что мы любим родные места?

3) Защищая родину, мы защищаем родной прекрасный уголок.

4) Чем прекрасны мои родные места?

5) Любовь к матери и к родине идёт от сердца каждого из нас.

 

2. Запись опорных слов; обсуждение творческой части задания (п.п. 4, 5)

3. Написание изложения.

 

 

 

Урок 48

ТЕМА: «Простое осложнённое предложение».

ЦЕЛИ УРОКА:

• дать понятие осложнённого предложения, его виды;

• отработать на практике навыки узнавания осложнённого предложения;

• развивать орфографическую зоркость, пунктуационную грамотность.

ТИП УРОКА: объяснение нового материала.

НА ДОСКЕ:

станцио(н,нн)ый                                       ути(н,нн)ый

гуси(н,нн)ый                                               баше(н,нн)ый

ветре(н,нн)ый                                            тума(н,нн)ый

бето(н,нн)ый                                              традици(н,нн)оый

карма(н,нн)ый                                            муравьи(н,нн)ый

торжестве(н,нн)ый                                  безветре(н,нн)ый

ваго(н,нн)ый                                               травя(н,нн)ой

бесце(н,нн)ый                                             стекля(н,нн)ый

голуби(н,нн)ый                                           оловя(н,нн)ый

ви(н,нн)ый                                                   деревя(н,нн)ый

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

 

2. Повторяем орфографию

• Спишите с доски слова, вставляя -н-, -нн- в суффиксах прилагательных. Выделите суффиксы, подчеркните орфограммы.

(Проверка по цепочке всем классом, один ученик работает у доски.)

 

3. Работа по учебнику

• § 39

• Чтение параграфа

• Упр. 222.

 

Вывод: предложение может быть осложнено обособленными причастиями (прич. оборотами), деепричастиями (дееприч. оборотами), обращениями, однородными членами, вводными словами.

• Составление схем к 2-3 предложениям упражнения с осложнённой конструкцией.

 

(Например:[             ,      ,]? - из п. 4

[         ,             и       ]. - из п. 2.

 

4. Практикум по теме

• Запишите предложения, определите, чем они осложнены. (Комментированное письмо.)

 

1) Где-то далеко, нарастая, заворчал гром.

2) Богатый теплом, светом, зеленью и птичьими кликами восход обозначился за стеной.

3) Свечной фитиль упал в лужицу носка, ярко вспыхнул и погас.

4) В малой прессе была своя конкуренция, борьба за подписчика, за тираж.

5) В переднюю высыпала встречать его целая компания: двое мужчин, три дамы и гимназист.

6) К счастью, извозчик приехал вовремя.

7) Крики, однако, не умолкали.

8) Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось, как много в нем отозвалось...

9) «Спи, мышонок мой, усни», - говорила мышка-мать.

 

Придумайте и запишите предложения, осложнённые:

1) однородными членами,

2) причастным оборотом,

3) деепричастным оборотом,

4) вводными словами,

5) обращением.

Проверка.

Придумайте предложения по схемам:

1) [       и             ].

2) [             ,       ].

3) [      ,       , ... ].

4) [             , |       | ].

5) [       , |     | ,       ].

Проверка.

 

5. Подведение итогов урока

 

6. Сообщение домашнего задания

§ 39 упр. 223. § 40.

 

 

 

Урок 49

ТЕМА: «Однородные члены предложения. Понятие об однородных членах».

ЦЕЛИ УРОКА:

• повторить и обобщить сведения об однородных членах предложения, изученных ранее; сообщить новую информацию о способах выражения однородных членов.

• закрепить навык определения однородных членов в предложении.

• повторить тему «Союзная и бессоюзная связь однородных членов». Отработать умение правильно использовать пунктуационные знаки при однородных членах.

ТИП УРОКА: комбинированный.

НА ДОСКЕ:

     1. В большом лесу во время бури деревья стонут, трещат, ломаются (С. Аксаков).

     2. В свободное от боёв время отряд обучался стрельбе, строю, рытью окопов, искусству маскировки (Б. Полевой).

     3. Жёлтые, синие, фиолетовые листы бумаги лежали на прилавке магазина.

     4. Радостно, молодо было на небе, и на земле, и в сердце человека (И. Тургенев).

     5. Как мальчики, так и девочки сдали спортивные нормы.

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

 

2. Проверка домашнего задания

 

3. Работа с записями на доске

• Прочитайте предложения, спишите.

• Подчеркните грамматическую основу в предложениях.

• Определите члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и выражены одинаковыми частями речи; подчеркните их и заключите в овал.

• Вспомните, как называются такие члены предложения (Однородные члены предложения).

• Как мы их обозначаем в схеме предложения? (Берём в кружочек, овал).

• Сделайте схемы к 1 и 2 предложениям.

• Как соединены между собой однородные члены в 1 и 2 предложениях? (Бессоюзной связью) во втором предложении? (Бессоюзной связью.)

• Сегодня мы с вами будем заниматься повторением изученного материала об однородных членах предложения, расширим и углубим эти знания.

 

4. Работа с учебником

§ 40

• Сравнительный анализ предложений из поэмы А. С. Пушкина «Цыганы». Материал, помеченный звездочкой.

Вывод: однородные обстоятельства места, однородные дополнения делают точнее, разнообразнее информацию о жизни людей в городе.

• Упр. 223 (по заданию).

• Упр. 224 (по заданию).

• Чтение теоретического материала на стр. 106, обсуждение.

Учитель сообщает, что однородные члены предложения могут быть выражены разными частями речи.

Например:      нареч.         сущ.

                     Трудно, с упорством отступала зима. (Марк)

 

Однородные обстоятельства выражены наречием и существительным с предлогом.

Отступала   к а к?   трудно   к а к?   с упорством)

 

Я люблю идти в лесу тихо, с остановками, с замиранием, и тогда всякая зверюшка меня за своего принимает. (М. Пришвин)

 

Однородные обстоятельства выражены наречием и существительными с предлогом.

Люблю идти   к а к?   тихо,   к а к?   с остановками,   к а к?   с замиранием...

 

Упр. 225 (на доске и в тетрадях).

Комментированное письмо по схемам предложений:

             х

1) размышляет             и         и         .

        х

2) светит             ,         и         .

         х

3) друзья              ,       ,       и       .

 

Вывод: нужно быть внимательными при определении однородности членов предложения; не путать простые предложения в составе сложного и однородные члены в составе простого предложения.

 

5. Практикум по теме

• Запишите под диктовку текст, подчеркните однородные члены предложения. Выделите главное слово, к которому они относятся.

 

Раннее весеннее утро, прохладное и росистое. В небе ни облачка. Выплывает в огненном зареве солнце. Начинается день! Только на востоке ещё толпятся сизые предрассветные тучки и напоминают о только что ушедшей ночи. Весь безбрежный лесной простор кажется осыпанным тонкой золотой пылью.

Сказочно вокруг!.. Всё блещет, и нежится, и радостно тянется к солнцу... Неугомонные кузнечики подняли свою торопливую, сухую трескотню. Степь будто дышит глубокими, ровными и могучими вздохами.

 

(Проверка устно, с объяснением видов связи однородных членов (союзн. или бессоюзн., чем выражены.)

 

6. Подведение итогов урока

 

7. Сообщение домашнего задания

§ 40 упр. 226, 227.

Упр. 228 (устно): придумать репортаж на тему «На стадионе» или мини-фельетон «На школьной перемене».

 

 

 

Урок 50

ТЕМА: «Однородные члены предложения» (продолжение темы).

ЦЕЛИ УРОКА:

• отработать навык составления текстов с применением однородных членов предложения.

• развивать устную речь, умение составлять предложения с распространёнными и нераспространёнными однородными членами, произносить их с правильной интонацией.

ТИП УРОКА: комбинированный.

НА ДОСКЕ:

1. [                     ,        ,         ].

2. [      ,       ,                    ].

3. [       и             ].

4. [                     ,         ].

5. [             , а       ].

 

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

 

2. Проверка домашнего задания

 

3. Работа с учебником

• Упр. 230 (по заданию).

• Упражнение 232 (устно). Чтение с перечислительной интонацией и объяснение орфограмм.

 

4. Работа по схемам, записанным на доске

• Спишите схемы и придумайте к ним предложения, осложнённые однородными членами. Проверка.

• Запишите под диктовку предложения, укажите однородные члены, составьте схемы.

 

1) Русский язык - один из самых богатых, гибких, метких и звучных. 2) Русское народное творчество разнообразно и обширно. 3) Оно в полной мере представило всё богатство народной мудрости, выкованное в процессе долгого жизненного опыта и разнообразной трудовой деятельности. 4) Бессмертны поэтические русские песни, мудрые пословицы, хитрые загадки, увлекательные сказки, героические былины. 5) Чего только в них не встретишь! 6) Какой кладезь ума!

 

• Распространите предложения однородными членами.

 

О б р а з е ц: Писатели сильны своей связью с народом.

- Великие русские писатели были сильны своей связью с родным народом, сродной страной.

 

1. Они боролись за справедливость.

2. Пушкин создал русский литературный язык.

3. Поэт положил начало красивому стиху и точной прозе.

 

(Проверка в устной форме.)

 

5. Подведение итогов урока

Вопросы:

Что такое однородные члены предложения?

Чем они могут быть соединены?

Что такое распространенные однородные члены?

Как по интонации говорящего можно догадаться, что в его речи присутствуют однородные члены?

 

6. Сообщение домашнего задания

§ 39, 40 (повторить), § 41 (ознакомиться) упр. 231, 234.

 

 

 

III ЧЕТВЕРТЬ

 

Урок 51

ТЕМА: «Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них».

ЦЕЛИ УРОКА:

• научить школьников различать перечислительную интонацию (при однородных членах, соединённых союзами).

• отработать постановку знаков препинания при однородных членах.

• развивать связную речь, выразительное чтение текста с однородными членами.

ТИП УРОКА: повторение изученного материала, изучение нового.

НА ДОСКЕ:

     Замените данный вариант на предложение с однородными членами.

     1) Сады цветут (благоухать, белеть, радовать).

     2) Интересную (долгий, насыщенный, светлый) жизнь прожил академик Лихачёв.

     3) Верить в людей (делать) добро, (служить)отечеству - призвание патриотов Отчизны.

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

 

2. Проверка домашнего задания

 

3. Орфографическая «пятиминутка»

по-французски, по-царски, по-моему, дебаты, аттестат, иллюстрированный, эпилог, дебют, аудитория, информировать, шинель, гениальный, большинство, искусный, фантазия, героизм, воображение, искусство, трамвай, впечатление, кавалерия, лауреат, транслировать, впечатляющий, кандидат, сезон, экспериментальный, байдарка, ландшафт, свидетельство, режиссёр.

Устно составьте предложения по схемам, укажите тип связи однородных членов (союзный или бессоюзный). С какой интонацией нужно произносить однородные члены? (всегда с перечислительной)

[       и              ].

[       ,       и       ].

[      , и            ].

[       ,       а       ].

[       ,       ,                   ].

[        ,        , и                    ].

 

4. Работа с учебником

• Чтение материала § 41.

• Упр. 235 (по заданию) (письменное задание выборочно).

 

5. Практикум по теме урока

• Запишите предложения под диктовку, составьте их схемы (комментированное письмо). Выпишите ряды однородных членов.

I. 1) Сосны, берёзы, лиственницы мелькают по сторонам. (В. Песков)

2) Люди ближних сёл несли на базар овощи, хлеб, птицу, фрукты, мёд. (А. Фадеев)

3) Были это весёлые, сильные и смелые люди. (М. Горький)

4) Москва, Москва!.. Люблю тебя, как сын, как русский, - сильно, пламенно и нежно! (М. Лермонтов)

5) Перед домом разноцветные огни вспыхнули, завертелись, поднялись вверх колосьями, пальмами, фонтанами, посыпались дождём, звёздами, угасали и снова вспыхнули. (А. Пушкин)

 

Вывод: в предложении может быть не один ряд однородных членов, а два и больше!

• Учитель обращает внимание школьников на то, что:

1) В некоторых предложениях слова могут повторяться: Зимы ждала, ждала природа. (А. Пушкин)

Белые пахучие ромашки бегут под его ногами назад, назад. (А. Куприн)

Слова ждала, ждала; назад, назад однородными членами не являются. Они употребляются в предложении для того, чтобы подчеркнуть множество предметов, длительность действия, его повторяемость и т. д., а также для большей выразительности сообщения такие сочетания слов рассматриваются как один член предложения.

2) Однородные члены связываются с помощью сочинительных союзов и перечислительной интонации или только при помощи такой интонации.

• Анализ таблицы

 

Однородные члены,

связанные союзами

Однородные члены,

связанные интонацией

Без труда не может быть чистой и радостной жизни. (А. Чехов)

Казалось, ни одна травка, ни одно облако не шевелилось. (А. Толстой)

То справа, то слева, то позади слышался гул падающих стволов. (К. Паустовский)

Стал накрапывать редкий, мелкий дождь. (А. Чехов)

Мысли мои, моё имя, мои труды будут принадлежать России. (Н. Гоголь)

Быстро замелькали оголённые рощицы, болотца, возвышенности, развалины домов. (В. Катаев)

 

Упр. 236 (по заданию), 237 (устно).

 

6. Подведение итогов урока. Работа с записями на доске

 

7. Сообщение домашнего задания

§ 41 упр. 240, 238 и 239 (устно).

 

 

 

Урок 52

ТЕМА: «Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, пунктуация при них».

ЦЕЛИ УРОКА:

• отработать навык постановки запятой при однородных членах, связанных перечислительной интонацией.

• закрепить умение учащихся составлять схемы к предложениям.

• научить составлять предложения с однородными членами, связанными бессоюзной связью.

НА ДОСКЕ:

     Нужна ли запятая?

     1) Я сам пойду объясню ему.

     2) Пойдёшь посмотришь, как там всё оборудовано.

     3) Сядем поговорим, - предложила она.

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

 

2. Проверка домашнего задания

Выполнение задания: придумать и записать предложения с однородными членами по схемам:

[       ,       ,             ].

[       ,       ,                   ].

[                     ,         ,         ].

 

(Проверка у 4-б учащихся)

• Распространить предложения однородными членами. Прочитать получившиеся предложения с перечислительной интонацией:

1) Надо человеку беречь свою землю.

2) На поляне пестрели колокольчики.

3) В небе сияют звёзды.(Взаимопроверка по парам).

 

3. Работа с учебником

Упр. 235.

 

4. Подведение итогов урока

 

5. Сообщение домашнего задания

Упр. 241.

 

 

 

Урок 53

ТЕМА: «Однородные и неоднородные определения».

ЦЕЛИ УРОКА:

• показать различия однородных и неоднородных определений.

• формировать навыки различать однородные и неоднородные определения в тексте, грамотно расставлять знаки препинания в предложениях с этими определениями.

ТИП УРОКА: урок изучения новых знаний.

НА ДОСКЕ:

1. На лугу росли красные, жёлтые, синие цветы.

2. Кругом всей поляны стояли густые высокие ели.

(М. Пришвин)

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

 

2. Проверка домашнего задания

 

3. Работа с записями на доске

 

4. Работа с учебником

§ 42.

• Чтение теоретического материала.

Учитель просит прочитать предложения и, пользуясь теоретическим материалом, доказать, в каких предложениях определения однородные, а в каких - нет.

• Упр. 243 (комментированное письмо).

• Упр. 244 (на доске и в тетрадях) (сверка I части вслух, II части по парам).

• Запишите предложения. Найдите определения. Какие их них будут неоднородные? Обоснуйте свое мнение.

 

1) Молодые плодовые деревья росли очень тесно...

2) для гимназиста Поползухина наступили светлые безоблачные дни.

3) Сбежал к реке, попил из ладошек студёной енисейской водицы.

4) На длинных хрустких стеблях болтались из стороны в сторону синие колокольчики.

5) Навстречу мне плыл свежий студеный воздух...

6) В приотворенную дверь из соседней комнаты доносилось тихое ровное дыхание.

7) Осенью бабушка вернулась из лесу с большой круглой корзиной.

 

5. Работа по карточкам

 

К а р т о ч к а   1

Спишите. Поставьте знаки препинания, подчеркните однородные члены предложения.

 

1) В эту минуту человек оглянулся и сразу будто уткнулся в неотрывный пристальный взгляд Достоевского.

2) Но все эти запахи забивал сквозной всюду проникающий запах сена.

3) Гончаров как будто набрасывал свои картины густыми сочными красками...

4) В один из теплых осенних дней Достоевский отправился в Академию художеств на ежегодную выставку.

5) И бедного мальчика в стареньком шёлковом галстучке вы встретили здесь...

 

К а р т о ч к а   2

Определите, Однородными или неоднородными являются определения в данных предложениях. Поставьте недостающий знак.

 

1) Куда денут скептики гибкий чарующий волшебный русский язык?

2) Под ногами шуршала мягкая ершистая травка.

3) Воздух шевелил эти первородносвежие будто масленые листья.

4) На санях белый-белый лесной снег.

5) В стареньком приобретенном по дешевке креслице сидела Варя и смотрела в окно.

 

6. Подведение итогов урока

 

7. Сообщение домашнего задания

§ 42 упр. 245, подготовиться к диктанту по тексту упр. 247.

 

 

 
« Пред.   След. »