Конспекты уроков 8 класс (54-60)
30.09.2013 г.

Урок 54

ТЕМА: «Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них».

ЦЕЛИ УРОКА:

• закрепить навыки постановки знаков препинания при бессоюзной и союзной связи однородных членов предложения (сочинительные союзы).

• развивать орфографическую и пунктуационную зоркость при работе с предложениями.

ТИП УРОКА: объяснение нового материала.

НА ДОСКЕ:

     1) То смутно видна, то исчезает золочёная статуя Мадонны на шпиле собора.

     2) В фонды отдела вошли не только живопись, рисунки, графюры, но и скульптура, прикладное искусство.

     3) Мастеру было смешно и грустно, и радостно.

     4) Где-то далеко, нарастая, заворчал гром, но не докатился, растаял, сошёл на нет.

     5) Зайцы шастают около гумен, а то и у самой бани.

 

ХОД УРОКА

1.Организационный момент

 

2. Проверка домашнего задания

 

3. Работа с записями на доске

Каким способом связаны однородные члены предложения? Составьте схемы предложений. (Взаимопроверка, выборочно к доске).

 

4. Слово учителя

• Учитель сообщает, что нужно отличать предложения с однородными членами от сложных предложений, в составе которых простые предложения соединены сочинительными союзами.

• Запись предложений под диктовку, их анализ, составление схем.

 

На мозаичных картинах виднелись синева и зелень морских пейзажей.

Весенний дождь миновал, и ребята выбежали на улицу.

Потек в небо сизый и лазоревый дым над Москвой.

Приплыли шлюпки, но мы в них не высаживались.

Солнце весной светит, но не греет.

 

5. Работа с учебником

§ 43.

• Работа с таблицей, помеченной звездочкой*. Устные ответы на вопросы параграфа.

• чтение теоретического материала.

• составление таблицы в грамматической тетради.

 

сочинительные союзы

           
     
 
 

соединительные                               противительные                                  разделительные

(по учебнику.)

 

• Упр. 248, 251 (устно), чтение правила (союз «и»), анализ схем.

• Упр. 253.

 

6. Подведение итогов урока

 

7. Сообщение домашнего задания

Упр. 254.

 

 

 

Урок 55

ТЕМА: «Однородные члены, связанные Сочинительными союзами, и пунктуация при них» (продолжение темы).

ЦЕЛИ УРОКА:

• продолжить формировать навык постановки знаков препинания между однородными членами, связанными сочинительными союзами.

• познакомить учащихся с фразеологическими оборотами с повторяющимися союзами, с пунктограммой «разделение запятыми однородных членов, соединенных повторяющимися союзами».

ТИП УРОКА: урок обобщения и систематизация знаний.

НА ДОСКЕ:

     1. На низких, извилистых, то поднимающихся, то опускающихся улицах старого города ... стояла почти полная тишина.

     2. Деньги из княжеской калиты утекали и на Запад, и на Восток.

     3. Брат надеялся встретить его завтра-послезавтра, но задержался по нездоровью.

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

 

2. Проверка домашнего задания

 

3. Работа с записями на доске

Спишите, составьте схемы предложений. Охарактеризуйте союзы, связывающие однородные члены.

 

4. Работа с учебником

• Упр. 252, 255.

• Упр. 256.

• Составьте предложения по схемам. Устно (выборочно запись в тетрадь).

[   ], зато [   ].             [     , зато      ].

[   ], или [   ].              [      или      ].

[   ], но [   ].                [      но      ].

[   ], да [   ].                 [      да      ].

[   ], и [   ].                   [      и      ].

(Проверка с выборочной записью на доске)

 

5. Практикум по теме

(Закрепляется грамотное рассуждение при анализе и характеристике предложения)

Запись предложений под диктовку, их характеристика, анализ предложений с повторяющимися союзами. Составление схем.

 

То поёт надо мною синица, то полярная вьюга поёт.

Ещё земли печален вид, а воздух уж весною дышит.

И воздух как роза, и мы как виденья.

Твои глаза скользнули по этим единственным в мире глазам, но не донесли до твоей души ни отчаянья, ни смятения...

Свежеет ветер и меркнет ночь, и море элей и элей бурлит, и пеня плещет на гранит.

И мальчик, что играет на волынке, и девочка что свой плетет венок, и две в лесу скрестившихся тропинки, и в дальнем поле дальний огонёк, - я вижу всё. (А. Ахматова)

Дремали не только леса, но и лесные озера и ленивые лесные реки с пресной водой. (К. Паустовский)

Озёра и реки, деревья и травы, звери и птицы - все просят твоей помощи, человек разумный.

Весёлые голоса раздавались или в лесу, или за речкой.

Ни знатный род, ни красота, ни сила, ни богатство - ничто беды не может миновать. (А. Пушкин)

Профессор мне тут где показал все нужные инструменты как для ловли бабочек, так и для раскладывания их. (С. Аксаков)

 

• запятая не ставится во фразеологизмах:

и то и сё                                                и там и сям

ни то ни сё                                            ни рыба ни мясо

и так и сяк                                             ни свет ни заря

ни взад ни вперёд                                 ни дать не взять

ни жив ни мёртв                                   ни конца ни края

 

Составьте 2 предложения с данными фразеологизмами

 

7. Подведение итогов урока

 

8. Сообщение домашнего задания

§ 43 упр. 259, упр. 260.

 

 

 

Урок 56

ТЕМА: «Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них» (продолжение темы).

ЦЕЛИ УРОКА:

• продолжить формировать навык постановки знаков препинания между однородными членами, связанными сочинительными союзами.

• познакомить учащихся с фразеологическими оборотами с повторяющимися союзами, с пунктограммой «разделение запятыми однородных членов, соединенных повторяющимися союзами».

ТИП УРОКА: урок обобщения и систематизации знаний.

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

 

2. Проверка домашнего задания

 

3. Практикум по теме урока (закрепление материала)

Запишите под диктовку предложения, составьте схемы, прокомментируйте, при помощи каких союзов соединены однородные члены предложения.

 

Осинник зябкий, да речушка узкая, да синий бор, да жёлтые поля, ты всех милее, всех дороже, русская, суглинистая, жёсткая земля! (А. Сурков)

У Сибири есть много особенностей как в природе, так и в людских правая. (И. Гончаров)

Или бури завываньем ты, мой друг, утомлена, или дремлешь под жужжанье своего веретена. (А. Пушкин)

Либо дождик, либо снег, либо будет, либо нет. (Пословица)

Лес не школа, да всех учит. (Пословица)

Приют наш мал, зато спокоен. (М. Лермонтов)

И снова солнечный, холодный и приятный

И день, и блеск садов.

И легкой зелени серебряные пятна

В прозрачности прудов. (В. Комаровский)

Был соловей влюблен в весну и зори,

И свил гнездо в смородинном кусте,

И до утра в невыплаканном горе

Он пел любовь, послушную мечте. (К. Фофанов)

 

4. Работа с учебником

Упр. 262 (по заданию)

Упр. 263

 

5. Закрепление материала по теме урока

Проанализируйте предложения:

Видит Илья Ильич во сне не один, не два таких вечера, но целые недели, месяцы и годы так проводимых дней и вечеров.

(И. Гончаров)

Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса, в их сенях ветра шум и свежее дыханье, и мглой волнистою покрыты небеса и редкий солнца луч, и первые морозы, и отдаленные седой зимы угрозы.

(А. Пушкин)

 

6. Подведение итогов урока

 

7. Сообщение домашнего задания.

§43 упр. 261,264.

 

 

 

Урок 57

ТЕМА: «Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них».

ЦЕЛИ УРОКА:

• повторить понятие обобщающего слова как члена предложения, разъяснить его синтаксическую роль.

• отработать умение грамотно ставить знаки препинания при обобщающем слове, составлять схемы предложений с обобщающими словами.

• развивать орфографическую зоркость и пунктуационную грамотность.

ТИП УРОКА: сообщение нового материала.

НА ДОСКЕ:

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

 

2. Проверка домашнего задания

 

3. Работа с учебником

Чтение теоретического материала § 44.

 

4. Практикум

• Анализ предложений:

По обеим сторонам дома разбросано было несколько жилых служб и разнообразных строений: сарай, конюшня, погреба, амбары, застольная изба, баня и господская кухня.

Шум, брань, мычание, блеяние, рев - всё сливается в один нестройный говор.

Вопросы: Чем являются однородные члены предложения в 1-м предложении?

Какие слова являются обобщающими для этих однородных членов? На какие вопросы они отвечают?

Какие слова являются обобщающими для однородных членов во 2-м предложении? На какой вопрос оно отвечает?

Каково положение обобщающих слов в 1-м и 2-м предложении? В чём разница?

• упр. 266 (по заданию).

• Составьте схемы к предложениям:

 

И море, и небо, и белый песок - все радовало глаз.

Посаженные заботливыми руками человека деревья: клён, тополь, акация, берёзы - зеленели приветливо и свежо.

Повсюду мох: и внизу и под ногами, и на камнях, и на ветвях деревьев.

 

(проверка)

• Придумайте предложения по схемам, запишите их.

(проверка)

• Вставьте в предложения однородные члены, раскрывающие смысл обобщающих слов.

1) В школьном саду посадим фруктовые деревья:

......, ....., ....., ...... .

2) ......, ......, ......, ...... - все эти животные считаются хищниками.

3) Нигде: ни ... , ни ... , ни ... - я не встретился с друзьями.

 

• Вставьте в предложения обобщающие слова.

Ромашки, колокольчики, васильки - луговые ...

Лошади, коровы, свиньи, гуси, утки - домашние ...

Все ... : бабушка и дедушка, брат сестра, мама и папа, - радовались моим успехам.

 

• Придумайте и запишите предложения с однородными членами, где в роли обобщающих слов будут выступать слова (в помощь - материал упр. 270):

всякий, никто, везде, каждый, ничто, всюду, любой, никуда, нигде, все, ниоткуда, никогда.

 

(Выборочная запись предложений, проверка).

 

4. Подведение итогов урока

 

5. Сообщение домашнего задания

§ 44 упр. 268, 274.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

Что такое «обобщать»? «Придать общее значение». Иногда в предложении возникает обобщающее слово, которое содержит в себе все  значения последующих однородных членов предложения, а они, эти однородные, его поясняют, конкретизируют, уточняют.

 

• Подберите обобщающие слова к однородным членам и наоборот. Составьте с ними предложения.

Животные: ..........................................................................

Одежда: .............................................................................

Обувь: .................................................................................

Стол, стулья, шкаф, диван-кровать, кресло: ........................

• Составьте предложения с обобщающими словами

- определительными местоимениями: всё, везде, всегда, всюду.

Запишите, подчеркните однородные члены.

 

 

 

Урок 58

ТЕМА: «Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. Синтаксический разбор предложения с однородными членами».

ЦЕЛИ УРОКА:

• отработать навыки постановки знаков препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах.

• познакомить с синтаксическим разбором предложения, осложненного однородными членами.

• развивать речь учащихся при работе с составлением текстов.

ТИП УРОКА: закрепление изученного материала, изучение нового (комбинированный урок).

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

 

2. Проверка домашнего задания

 

3. Закрепление темы

Запись предложений под диктовку.

Задание: поставить знаки препинания, подчеркнуть орфограммы; выделить однородные члены предложения с обобщающими словами; составить схему к каждому предложению.

1) Зима чувствовалась во всём в коротком дне запахе снега и рано зажигавшихся сигнальных фонарях. (К. Паустовский)

2) С опытным проводником нам не страшно ничего ни броды через бурные реки ни сплошная тайга ни перевалы.

3) На красноватой траве на былинках всюду блестели и волновались бесчисленные нити осенних паутин. (И. Тургенев)

 

4. Работа с учебником

§ 45

• Знакомство с планом разбора, образцом разбора предложения.

• Упр. 276 (по заданию).

• Составление схемы к предложениям упр. 276, осложненным однородными членами.

 

5. Повторяем орфографию

Вставьте пропущенные согласные. (Запись с доски или запись под диктовку с объяснением орфограмм.)

Праздничная и..юминация                        новогодний ба(л,лл)

подземная га..ерея                                     получил высший ба(л,лл)

завышенная приви..егия                            заседание ко..егии

ко..ективный выход                                   а..юминевая фляжка

арти..ерийский снаряд                               написал э..егию

почтная гра..ота                                         выселяющийся э(м,мм)игрант

приобретенный и..унитет                          вселяющийся и(м,мм)игрант

известная дра..а                                         точный ко..ентарий

и..итация дерева                                        вынужденная и..играция

студенческая се..ия                                   пойти на компроми..

жестокий ра..ист                                       новый адре..

конгре.. учёных                                         своевременное э..е

историческая ка..ета                                 чудесная актри..а

 

(В сомнительных случаях обращаться к словарю)

 

6. Подведение итогов урока

 

7. Сообщение домашнего задания

§ 45 упр. 277, упр. 275 (подготовка к диктанту).

 

 

 

Урок 59

ТЕМА: «Пунктуационный разбор предложения с однородными членами»

ЦЕЛИ УРОКА:

• закрепить умения и навыки учащихся анализировать постановку пунктуационных знаков в предложениях с однородными членами.

• развивать связную речь учащихся при устном рассуждении во время пунктуационного разбора предложения.

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

 

2. Проверка домашнего задания

 

3. Запись текста под диктовку

(Упр. 275 или текст)

Текст:

 

Как хорошо бывает летом в деревне! Непроглядные леса стоят зелёными, тенистыми и прохладными. В густой чаще их раздаются тысячи разнообразных голосов певчих пташек. Дети с утра убегают в лес собирать грибы и ягоды. То попадётся им красный подосиновик, то белый боровик, а то и простая сыроежка. Красная и сочная земляника, душистая малина, черника, чёрная смородина, кислая брусника - все эти румяные ягоды попеременно тянут детей то в лес, то в сад. А в садах отцвели деревья: яблони, груши и сливы, и показались маленькие плоды. Они поспеют только к осени. Луга покрылись высокою зеленою травой, запестрели тысячами цветов. Настаёт пора сенокоса.

...Летом всем веселье и раздолье: и человеку, и зверю, и птице, и насекомому. Городские жители бегут из пыльных душных городов, кто в деревню, кто на дачу подышать свежим воздухом и запастись здоровьем.

(Из сборника диктантов В. Покровского)

 

(Проверка с объяснением пунктуационных знаков.)

 

3. Работа с учебником

§ 46

• Чтение параграфа.

• Выполнение упр. 278 (комментированное письмо).

• Упр. 279.

 

4. Повторение по теме «Обобщающие слова при однородных членах предложения».

• Вопросы:

1) Какие члены предложения являются обобщающими словами?

2) Какие знаки препинания разделяют обобщающие слова и однородные члены предложения?

3) Какими частями речи могут быть выражены обобщающие слова?

4) Приведите примеры предложений, соответствующие схемам:

(Проверка)

• Составьте схему предложения:

Ни близких берегов, ни далеких гор, ни даже воды - ничего не было видно.

 

5. Повторяем орфографию

Работа по карточкам.


К а р т о ч к а   1

пол..скать белье

уд..вительное событие

раст..нуться вдоль дороги

испытать потр..сение

вы..снить обстоятельства

ор..сительная система

придумать опр..вдание

неожиданное объ..вление

посп..веть за вожаком

препод..вать в школе

оч..рование ю(н,нн)ости

К а р т о ч к а   2

разв..ваться на ветру

прим..риться с неприятелем

насл..ждаться музыкой

присоед..ниться к договору

увл..кательное приключение

по..снение к задаче

внезапно зам..лчать

пл..дородная д..лина

перес..дить кустарник

м..р..любивая политика

засасывающая тр..сина


 

6. Закрепление материала урока

Произведите пунктуационный разбор предложений.

устно (у доски один ученик - письменно):

1) Волы, мешки, сено, цыгане, горшки, бабы, пряники, шапки - всё ярко, пестро, нестройно мечется кучами и снуется перед глазами. (Н. Гоголь)

письменно:

1) Точность и краткость - вот первые достоинства прозы. (А. Пушкин)

2) Музыка может быть разной: тихой и громкой, медленной и быстрой, грустной и весёлой, спокойной и тревожной.

 

7. Подведение итогов урока

 

8. Сообщение домашнего задания

Упр. 280, контрольные вопросы на стр. 132 (устно), упр. 282 (1, 2, 3)

 

 

 

Урок 60

ТЕМА: «Обобщающий урок по теме: «Однородные члены предложения»

ТИП УРОКА: комбинированный.

ЦЕЛИ УРОКА:

• закрепить знания по изучаемой теме.

• убедиться в прочности усвоения материала, в грамотном использовании знаков препинания и союзов при однородных членах предложения.

• повторить правописание н-нн в суффиксах прилагательных, причастий, наречий.

 

ХОД УРОКА

1.Организационный момент

 

2. Проверка домашнего задания

 

3. Фронтальный опрос

Контрольные вопросы и задания на стр. 132.

 

4. Работа с учебником

• Упр. 282 (4, 5, 6, 7 предложения).

 

5. Самостоятельная работа

(Два ученика у доски)

I вариант                                                         II вариант

1) Составьте предложения с однородными членами, соединенными составными союзами

не только, но и                                             как, так и

хотя и, но                                                      не столько, сколько

если не, то                                                    если, то

2) Составьте предложения с повторяющимися союзами

то - то                                                         не то - не то

и - и - и                                                    ни - ни

3) Составьте предложения с устойчивыми сочетаниями

и день и ночь                                                ни да ни нет

ни два ни полтора                                        и смех и грех

свет ни заря                                                  ни рыба ни мясо

4) Придумайте и запишите предложение

с обобщающим словом,                              с обобщающим словом,

стоящим перед                                             стоящим после

однородными членами                                однородных членов

5) Перепишите, расставьте знаки препинания, сделайте схемы предложений.

В человеке должно быть всё                      Живя умей всё пережить

прекрасно и лицо и одежда и                     Печаль и радость и тревогу

душа и мысли. (А. Чехов)                           (Ф. Тютчев)

 

Будущее принадлежит двум                       Ничто ни слова ни мысли

типам людей человеку мысли                    ни даже поступки наши

и человеку труда. (В. Гюго)                        не выражает так ясно и

                                                                       верно нас самих и наше

                                                                       отношение к миру как наши

                                                                       чувствования... (К. Ушинский)

6) Расставьте знаки препинания. Укажите разряды прилагательных.

Это был человек одетый в                          Рукоятка у ножа была

черное бархатное платье                            обтянута зелёной змеиной

какое носят испанцы,                                  кожей.

 

В узких улицах весёлые                              Мой смешной маленький

бумажные фонарики колышутся               Карлик капризничает и не

как большие бабочки.                                  хочет вставать. (О. Уайльд)

7) Дополните словосочетания однородными и неоднородными определениями, следите за знаками препинания.

Синее небо ........                                         Зимний вечер ...........

Яркое солнце ...........                                 Тёплое море .........

Одинокий путник ..........                           Последнее рукопожатие ............

(Взаимопроверка. Трудные случаи - сверка с ответами учащихся на доске.)

 

5. Повторяем орфографию

 

Объяснительный диктант

Песчаный, серебряный, торжественный, организационный, стеклянный, ветреный, безветренный, юный, деревянный, старинный, единый, негаданный, построенный, кованый, длинная, девочка воспитана мамой; девочка воспитанна, вязаный свитер, вязанный вручную свитер, связанный свитер, торжественно, объяснял путано.

 

6. Подведение итогов урока

 

7. Сообщение домашнего задания

Подготовиться к контрольному диктанту.

 

 

 
« Пред.   След. »