Конспекты уроков 8 класс (61-70) |
30.09.2013 г. | |||||||
Урок 61 ТЕМА: «Контрольный диктант». ТИП УРОКА: урок проверки, оценки и коррекции знаний учащихся ЦЕЛИ УРОКА: • проверка знаний учащихся.
ХОД УРОКА 1. Организационный момент
2. Написание диктанта
I Берегите природу Вся природа и самая малая частица её: дерево в сквере, ромашковая поляна среди домов нового микрорайона - всё это принадлежит всем нам. Мы все хозяева пригородных лесов и лесопарков, речек и прудов - всего живого, прекрасного, естественного украшения земли. Но если мы хозяева, то, несомненно, и защитники, ибо нельзя только владеть, не платя за добро ответным добром. Бездумно спиленный тополь, затопленный сад, «безразмерный» букет лесных цветов, какой нередко приносят с прогулки, выловленная рыбная молодь в речушке - всё это удар по запасам природных богатств, которые - увы! - не безграничны. В больших городах и вблизи них вопрос стоит особенно остро: тут каждое дерево - это наше с вами дыхание, следовательно, здоровье. Никакими декретами и законами не оградить природу от ущерба, если каждый из нас не осознает простой истины: нанося вред окружающей среде, мы тем самым вредим самим себе. (125 слов) (В. Ткаченко)
Грамматическое задание 1.Составьте схему выделенных предложений (по вариантам). 2. Произвести морфологический разбор выделенных слов (по вариантам). 3. Произвести разбор по составу слов микрорайона, лесопарков, безразмерный, безграничны (по вариантам).
II
Как хорошо бывает летом в деревне! Непроглядные леса стоят зелёными, тенистыми и прохладными. В густой чаще их раздаются тысячи разнообразных голосов певчих пташек. Дети с утра убегают в лес собирать грибы и ягоды. То попадётся им красный подосиновик, то белый боровик, а то и простая сыроежка. Красная и сочная земляника, душистая малина, черника, чёрная смородина, кислая брусника - все эти румяные ягоды попеременно тянут детей то в лес, то в сад. А в садах отцвели деревья: яблони, груши и сливы, и показались маленькие плоды. Они поспеют только к осени. Луга покрылись высокою зеленою травою, запестрели тысячами цветов. Настаёт пора сенокоса. Не успел отойти сенокос, как пора отправляться на золотистую ниву. Рожь пожелтела, заколосилась, отяжелела поспела; овёс закудрявился, пшеница оделась в золотистую парчу, зарумянилась гречиха, весь в завитках лежит горох. В огородах одни овощи сменяются другими. Раньше других поспевают салат и редиска, за ними следуют редька, морковь, бобы и горох, позже начинают копать картофель. Капуста свертывается в кочаны лишь в начале сентября. Летом всем веселье и раздолье: и человеку, и зверю, и птице, и насекомому. Городские жители бегут из пыльных, душных городов, кто в деревню, кто на дачу подышать свежим воздухом и запастись здоровьем. (192 слова) (Из сборника диктантов В. Покровского)
Грамматическое задание 1. Составьте схему выделенных предложений (по вариантам). 2. Произведите разбор по составу слов: подосиновик сыроежка запестрели отправляться золотистую городские 3. Произведите морфологический разбор выделенных слов (по вариантам).
Урок 62 ТЕМА: «Обособленные члены предложения. Понятие об обособлении». ТИП УРОКА: объяснение нового материала. ЦЕЛИ УРОКА: • дать понятие обособления; уточнить, какие члены предложения подлежат обособлению; особенности обособления в письменной и устной речи. • закрепить умение грамотного письменного разбора предложений обособленными членами. НА ДОСКЕ:
ХОД УРОКА 1. Организационный момент
2. Вступительное слово учителя Ребята, вы узнали на предыдущих уроках, что предложение может быть осложнено однородными членами (с обобщенными членами и без них). Сегодня мы поговорим с вами ещё об одном виде осложненных предложений. Это предложения, осложненные обособленными членами. Что такое обособление? Каким образом в устной речи чувствуется обособленная грамматическая конструкция?
3. Работа с учебником • § 47 (чтение материала параграфа, правила). • Упр. 287. • Упр. 288.
4. Работа с записями на доске • Составьте предложения по схемам. (Весь класс составляет вместе с учителем.)
5. Обобщение по теме • Спишите, определите, какие второстепенные члены являются обособленными: 1) В узеньких коридорчиках, тесных и неопрятных, у театральной залы зрителей встречали девушки, продававшие программки. 2) Перед первым рядом, у самой сцены, стояла пианино и четыре пульта. 3) Андрей, художник-пейзажист, вышел на лужайку, ровным венцом окаймлённую кустами и деревьями. 4) Город был далеко, где-то там, на краю света, с кривыми улицами, грязными бульварами и чадящими автомобилями. 5) Пронеслась ранняя пчела, вечно строгая, озабоченная.
6. Сообщение домашнего задания • § 47 упр.289, 290. • Со словами в рамочке придумать предложения.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ • «Обособить» - отделить особо, выделить, выгородить, исключить из общего. «Обособление» - интонационное и смысловое выделение в составе простого предложения словоформы или группы словоформ (конструкции, оборота). (Краткий справочник по современному русскому языку)
2. Найдите примеры предложений с обособлением: а) Вступив в лицей, Пушкин уже знал английский язык. (А. Пушкин) б) Вне лицея Пушкин был знаком с некоторыми гусарами, жившими в то время в Царском Селе. (С. Комовский) в) Учился Пушкин легко, но небрежно. (А. Пушнин) г) В сущности, он обожал только свою музу и поэтизировал всё, что видел. (М. Волконская) д) Друг мой, упрёки твои жестоки и несправедливы. (А. Пушкин)
3. Укажите, как выделяются обособленные члены предложения: а) с помощью восклицательного знака; б) с помощью запятых; в) с помощью тире; г) с помощью интонаций; д) с помощью скобок.
Урок 63 ТЕМА: «Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них». ЦЕЛИ УРОКА: • закрепить тему «Понятие об обособлении». • познакомить учащихся с понятием «обособленные определения». • развивать грамотную устную речь учащихся, учить интонационно выделять обособленные определения. ТИП УРОКА: комбинированный
ХОД УРОКА 1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
3. Мини-опрос • Что такое обособление второстепенных членов? • Как выражается обособление на письме? В устной речи? • Как обозначается слово, к которому относятся обособленные члены предложения? • Какие пунктуационные знаки служат для обозначения обособления на письме?
4. Объяснение темы урока • Запишите предложение:
И уфимская куница, более всех уважаемая, не перевелась еще в лесистых верховьях рек Уфы и Белой. (С. Аксаков)
Найдите грамматическую основу и второстепенные члены предложения, подчеркните их. Что можно сказать об определении? Чем оно выражено? Согласованное оно или нет? Обособленными определениями в предложении могут быть имена прилагательные, причастия, существительные в косвенном падеже (распространенные зависимыми словами и нераспространённые), находящиеся после определяемого слова. ( [ х, | |, ...]. ) • Разберите пример из учебника (§ 49, стр. 137). • Упр. 291. • Стр. 140: чтение теоретического материала, ответы на вопросы. Обобщение по теме.
5. Подведение итогов урока
6. Сообщение домашнего задания § 48, упр. 293.
Урок 64 ТЕМА: «Обособленные определения. Согласованные и несогласованные определения». ЦЕЛИ УРОКА: • отработать навык определения согласованных и несогласованных определений. • практиковать морфологический принцип синтаксиса, учить видеть, чем выражены согласованные и несогласованные определения. • научить различать условия обособления определений. ТИП УРОКА: сообщение нового материала. НА ДОСКЕ:
ХОД УРОКА 1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
3. Орфографическая «пятиминутка» Спишите, расставьте знаки препинания, сделайте правильный выбор буквы.
Дружба Ск(а,о)тившись с горной высоты. Л(е,и)жал во прахе ду(б,п) перунами ра(з,с)битый А с ним и ги(б,п)кий плющ(ь,...) кругом е(в,г)о (о,а)бвитый... О Дружба это ты! В. Жуковский
4. Работа с учебником • Стр. 141 (анализ схемы, помеченной звездочкой). • Выполнение упр. 295 (устно). •.Упр. 296 (по заданию). • Чтение Теоретического материала на стр. 142, анализ условий обособления определений.
5. Практикум по теме • Найдите и выделите обособленные определения и определяемые слова. Укажите, какими частями речи являются определяемые слова. Начертите схемы предложений, расставьте знаки препинания.
1) Довольный ею он принялся уже писать работа его завлекла. 2) Чистое непорочное прекрасное как невеста стояло перед ним произведение художника. 3) Обманувший доверенность вельможа был наказан примерно и отставлен от места. 4) Изнеможенный рассеянный он начал припоминать все какие только знал молитвы. 5) Это был стройный человек, лет тридцати пяти, с длинными чёрными кудрями. 6) Перед ним лежала красавица с растрепанною роскошною косою с длинными как стрелы ресницами. 7) Звезды мерцающие в ночи манят нас своим загадочным светом.
(Проверка с объяснением.) • Анализ примечания к правилу на стр. 143. Задание после изучения примечания: 1) придумайте свой пример с согласованным определением с добавочным обстоятельственным значением. (проверка вслух, запись удачных 1-2 вариантов с разбором). 2) Упр. 297 (1-5 предл.).
6. Подведение итогов урока
7. Сообщение домашнего задания § 48 упр. 297 (6-10 предл.), упр. 299.
Урок 65 ТЕМА: «Текст-рассуждение» (обучающее сочинение). ЦЕЛЬ: формировать умения учащихся составлять текст-рассуждение. ТИП УРОКА: урок развития речи. НА ДОСКЕ:
ХОД УРОКА 1. Организационный момент
2. Слово учителя Рассуждение - это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. Рассуждение отличается от повествования и описания более сложно построенными предложениями (с обособленными оборотами, различными типами бессоюзной и союзной связи); лексикой (употребляется больше слов, обозначающих отвлечённые понятия). Рассуждение - очень важный тип речи, который содержит убеждение, доказательство, логическое мышление, выводы. Важно уметь путем рассуждения вступать в полемику; уметь опровергнуть точку зрения оппонента, с которым вы не согласны вести дискуссию, призывный диалог. Структура текста-рассуждения состоит из трех частей: 1) тезис (основная мысль, утверждение или отрицание какого-то суждения, понятия, явления). 2) доказательство этой мысли; убедительные аргументы и факты. 3) вывод, заключение. Часто для перечисления аргументов используются вводные слова: во-первых, во-вторых, в-третьих, по-моему, наконец, итак, следовательно, таким образом. Широко используются союзы: однако, хотя, несмотря на, потому что, так как.
3. Подготовка к написанию сочинения • Сегодня мы с вами будем писать текст-рассуждение на дискуссионную тему. Проведём сначала подготовительную работу. 1) Работа с учебником § 49,упр. 301. (анализ текста). 2) упр. 302 (напишите о том, что вас волнует по этой теме в виде полемического диалога с писателем). (Обсуждение возможного варианта концовки.)
4. Сообщение домашнего задания Упр. 303, 304.
Урок 66 ТЕМА: «Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них». ЦЕЛИ УРОКА: • формировать умение учащихся обособлять приложения. • отработать навыки постановки знаков препинания при выделении приложения (условия обособления приложения). • повторить орфографию (правописание суффиксов глаголов). ТИП УРОКА: сообщение нового материала. НА ДОСКЕ:
ХОД УРОКА 1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
3. Повторяем орфографию (запись под диктовку) Пожаловать в гости, маме нездоровилось, померялись силой, похлопывать по плечу, внимательно рассматривать, заведовать хозяйством, рассчитывали на помощь, допытываться о происшедшем, расклеили афиши, запомнили навсегда, понравились детям, поглядывать искоса.
4. Беседа Вспомните, ребята, что такое приложение? (Приложение - это определение, выраженное существительным. Приложение может иметь разные поясняющие значения. Оно ставится в том же падеже и числе, что и определяемое слово.) Так как приложение является определением, оно тоже обособляется. Некоторые условия обособления определений и приложений совпадают.
5. Работа с учебником § 50 • Анализ предложений (материал, помеченный звездочкой). • Чтение теоретического материала на стр. 147, составление схем к предложениям из правила. • Анализ предложений на стр. 148 • Упр. 307 (по заданию).
6. Практикум • Прочитайте предложения, написанные на доске; найдите определяемое слово (чем оно выражено?); выделите его, подчеркните приложение. • Проанализируйте условия обособления приложений. • Выводы по проделанной работе. Приложения обособляются, если относятся к личному местоимению, если стоят после имени собственного, если стоят после нарицательного существительного, если присоединяются к определяемому слову союзом как. • Пояснение. Обособленное приложение с союзом как. Такое приложение очень похоже на сравнительный оборот. Часто их трудно различить. Обособленное приложение присоединяется к определяемому слову (стоит после подлежащего или дополнения, выраженных существительными или местоимением) и имеет оттенок обстоятельственного (часто причинного) значения. Оно не содержит в себе функций сравнения. Обособленное приложение можно заменить деепричастным оборотом со словом будучи, например: Как истинный романтик, Гофман прожил необыкновенную жизнь. Будучи истинным романтиком, Гофман прожил необыкновенную жизнь.
7. Подведение итогов урока • Что называется приложением? В каких случаях обособляется приложение? • Расскажите об особенностях обособления приложения с союзом как. • В каком случае можно поставить тире при приложении?
8. Сообщение домашнего задания § 50 упр. 308, 309.
Урок 67 ТЕМА: «Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них» (продолжение темы). ЦЕЛИ УРОКА: • закрепить навыки обособления приложений, относящихся к разным видам определяемых слов. • уточнить условия обособления приложений с союзом как. • отработать постановку знаков препинания и выделение интонацией обособленных приложений. ТИП УРОКА: обобщение материала, закрепление изученного. НА ДОСКЕ:
ХОД УРОКА 1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задании
3. Повторение изученного (Выполнение задания на доске)
4. Объяснительный диктант
1) Каждый человек, хотя бы несколько раз за свою жизнь, но пережил состояние вдохновения - душевного подъема, свежести, живого восприятия действительности. (К. Паустовский) 2) Пушкин, величайший преобразователь лучших человеческих чувств, создал идеал возвышенной лицейской дружбы. (К. Паустовский) 3) Мысли его, Есенина, рождаются вместе с взрывом эмоций. (По Е. Винокурову) 4) Молодёжь и старики, рабочие и профессора, разные слои общества, любят Есенина. (По Е. Винокурову) 5) Александровская колонна воздвигнута как памятник победы русского народа в Отечественной войне 1812 г. (Л. Казаков)
(Проверка проводится в виде схем на доске, сделанных вызванным учеником.)
5. Работа по теме урока Обособленное приложение с союзом как 1) Слово учителя: • Обособленное приложение может присоединяться союзом как с дополнительным значением причинности. х Например: Гулливер, | как заядлый путешественник |, любил путешествовать. (запись в тетрадях) НО: не являются приложениями обороты с союзом как в значении «в качестве». Например: Суворов | как полководец | руководил штурмом врага по всем правилам. 2) Практикум. • Придумайте и запишите предложения по схемам:
6. Работа с учебником Упр. 311, упр. 312.
7. Подведение итогов урока
8. Сообщение домашнего задания Упр. 313.
Урок 68 ТЕМА: «Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них». ЦЕЛИ УРОКА: • повторить материал об обособлении деепричастия и деепричастного оборота. • отработать умения определять границы деепричастного оборота. • закрепить навыки постановки выделительных знаков препинания при обособленных обстоятельствах. ТИП УРОКА: объяснение нового материала. НА ДОСКЕ:
ХОД УРОКА 1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
3. Повторяем орфографию Поклеив обои, бескорыстно поддерживая, отторгнув предложение, восстанавливая силы, расспрашивая о впечатлениях, ревностно охраняя, хрустнув под ногой, участливо заботясь, радостно улыбаясь, направляясь к морю, поблёскивая на солнце, немного помолчав, свистнув с ветки, исправляя ошибки.
4. Повторение • Что называется деепричастным оборотом? • Когда деепричастный оборот выделяется запятыми? А деепричастие? • Составьте по данным схемам предложения. 1) [ , | | ]. 2) [ | |, ]. 3) [ , | |, ].
5. Работа с учебником § 51 • Работа с материалом, помеченным звездочкой. • Изучение теоретического материала. • Упр. 314,упр. 315 (по заданию).
6. Практикум • Составьте предложения с фразеологическими оборотами и запишите их. Спустя рукава, сломя голову, не покладая рук, засучив рукава, сложа руки.
• Одиночные деепричастия, близкие по функции к наречию и непосредственно примыкающие к сказуемому, не обособляются. Ср. Он читал лежа. - Он читал, лежа на диване. • Придумайте и запишите предложения со словами: сидя, шутя, не торопясь, молча, стоя, нехотя, не глядя, лёжа, играя. (проверка)
7. Подведение итогов урока
8. Сообщение домашнего задания Упр. 317, 320.
Урок 69 ТЕМА: «Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них» (продолжение темы). ЦЕЛИ УРОКА: • проверить качество усвоения нового материала на практике. • выявить речевые недочеты в работе над составлением предложений с обособленными обстоятельствами. • развивать логическое мышление и аналитические способности при работе с текстом. ТИП УРОКА: закрепление и обобщение изученного.
ХОД УРОКА 1. Организацвонный момент
2. Проверка домашнего задания
3. Работа с учебником • Стр. 155 (чтение теоретического материала). • Упр. 322 (по заданию). • Упр. 321. • Исправьте грамматические ошибки и запишите предложения в исправленном виде.
Увидев человека в сером, ужас охватил Петера. Замерев на месте, голова моя была непокрыта. Опомнившись, мне пришлось уйти.
Делается проверка и вывод об употреблении деепричастных оборотов в речи.
4. Практикум • Запишите предложения. Составьте к ним схемы.
Мендель, взглянув на него и вернувшись к действительности, в первую минуту даже испугался. ...Остановив солдата в этой, в высшей степени трудной позе, художник принялся с жаром работать, делая спешный набросок. Но бедняга, не слушая живописца, спешил спуститься со своего эшафота по лестнице, ведущей с помоста на пол.
(проверка). • Распространите одиночные деепричастия, превратив их в деепричастные обороты. Расставьте знаки препинания.
Измученный Гулливер с трудом поднялся на ноги и шатаясь... вышел на воздух. Гулливер взглянув ... не мог удержаться от смеха. Остановившись... Гулливер увидел что матросы оставили его на берегу. Возвратившись... Гулливер рассказал о своих приключениях. Разгневавшись... королева приказала строго наказать.
(Взаимопроверка) • Измените предложения превратив один из глаголов в деепричастие. Расставьте знаки препинания.
Филипп Филиппович сжал губы и ничего не сказал. В белом сиянии стоял жрец и сквозь зубы пел про священные берега Нила. Он выпрямился, глянул на собачью голову... (М. Булгаков)
(проверка)
5. Подведение итогов урока
6. Сообщение домашнего задания Упр. 318, 219.
Урок 70 ТЕМА: «Контрольный диктант». ЦЕЛЬ УРОКА: • проверить уровень усвоения изученного. ТИП УРОКА: урок проверки оценки, коррекции знаний учащихся.
ХОД УРОКА 1. Организационный момент
2. Написание диктанта
I Лосиное стадо, напуганное кем-то, мгновенно пересекло поляну и скрылось в кустарнике. Около минуты лыжники зорко осматривали побережье, гадая, куда скрылись великаны. И вдруг стадо, чего никто не ожидал, выскочило к реке, понеслось вдоль берега, но у речного изгиба, увидев кого-то впереди, смешалось и, завернув, бросилось на лёд. Огромный вожак, выгнув горбоносую морду и закинув ветвистые рога на спину, во весь опор повел стадо левее небольшой, слегка дымящейся черной полыньи, держа путь в овраг на этой стороне. Ещё один лось, две лосихи и несколько лосят, приотстав, врассыпную неслись в стороне от его следа. На середине реки, где снежок лишь слегка прикрывал лёд, лось-вожак со всего разбегу заскользил, широко растопырив передние ноги и присев на задние. Он пролетел так метров десять и, увидев совсем рядом полынью, забился изо всех сил, стараясь остановиться, и грохнулся на бок. Стадо пронеслось мимо и, выскочив на берег, скрылось в чащобе. Вожак несколько раз сильно мотнул головой, царапая рогом снег, потом каким-то чудом, сработав всеми мускулами, разом вскочил на ноги, но поскользнулся и с размаху ударился двадцатипудовой тушей об лёд. Лыжники так и ахнули, увидев, как над водой, среди льдинок заметалась его рогатая голова. (187 слов) (М. Бубеннов)
II Мазайцы Талая вода сначала поднималась очень медленно, будто робея, а потом под напором северных верховий стала прибывать, заполняя низины. Заметив опасность, лоси, косули, кабаны уходят на соседние возвышенности. Труднее мелким животным, которым не одолеть водной преграды. Будто азартный охотник сгоняет зверюшек в западню. Целыми стаями носятся по взлобкам напуганные зайцы. А там, где не осталось уже места скакать взад-вперёд, сидят, вымокшие, притихшие, и ждут своей участи. Нынешние мальчишки, как и мы когда-то, отправляются спасать лесную живность, попавшую в беду. Пока гребём, скрипя уключинами, едва не утыкаемся в клочок суши, на котором сбились в кучу десятка два зайцев. Здесь лишней лапке некуда ступить. Чавкая босыми ногами по грязи, хватаем четвероногих за уши, связываем лапы. А это что такое? К нашему удивлению, в середине заячьей братии обнаружилась поначалу незамеченная нами... лиса. Правда, не та былая пышнохвостая красавица, какие встречаются по зиме. Мокрая шерсть на ней обвисла, хвост тонок, глаза поблескивают хитринкой. Кое-как загоняем лису в конуру на носу лодки, и наш ковчег снова продолжает плавание по разлившейся реке. Исцарапанные лисьими когтями, с набухшими мозолями на руках, перепачканные грязью и страшно усталые, но довольные своим путешествием пристаем к лесному обрывчику. Один за одним дают стрекача спасённые нами от половодья зайцы, а за ними без оглядки убегает и Патрикеевна, видно, так и не сообразившая, какое с ней - случилось приключение. (216 слов) (По А. Сабирову)
Грамматическое задание 1. Разберите по членам выделенные предложения (по вариантам). 2. Выполните фонетический разбор выделенных слов (по вариантам). 3. Составьте из слов диктанта словарный диктант на орфограмму «правописание проверяемых безударных гласных корня».
|
« Пред. | След. » |
---|