Конспекты уроков 8 класс (71-81)
30.09.2013 г.

Урок 71

ТЕМА: «Обособленные уточняющие члены предложения, выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения».

ЦЕЛИ УРОКА:

• отработать навыки определения уточняющих членов предложения.

• выработать навыки грамотной постановки знаков препинания при уточняющих членах предложения.

• продолжать повторять орфографические умения и навыки.

ТИП УРОКА: объяснение нового материала.

НА ДОСКЕ:

     Из панц..ря черепахи делают пуговиц.. . Куц..й хвост щенка торчал из рукавиц.. . Серёжа Птиц..н всегда верен своим принц..пам. ц..ган в ц..линдре встал на ц..почки и ц..кнул на ц..плёнка. Ц..тату о ц..низме выписали из таблиц.. . Бледнолиц..е, круглолиц..е и румяные молодц.. шли на речку за возниц..й. Клоуны в ц..рке прыгали с лестниц.. . Ж..ри наблюдает за больш..м параш..том.

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

 

2. Проверка домашнего задания

 

3. Работа с записями на доске

Списать, вставить буквы, объяснить условия выбора орфограммы (по цепочке проводится проверка).

 

4. Объяснение нового материала

Ребята, обособляются любые члены предложения, если из текста следует их уточняющее, пояснительное или присоединительное значение (значение дополнительного замечания); наиболее часто обособляются уточняющие обстоятельства места и времени.

• далее проанализируйте записи в таблице.

 

ОБОСОБЛЕНИЕ УТОЧНЯЮЩИХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Условия обособления

Пример

1) уточняющие обстоятельства места

 

 

2) уточняющие обстоятельства времени

 

3) уточняющие обстоятельства образа действия

4) уточняющие определения со значением цвета, размера, возраста и т.д.

5) уточняющее приложение с союзом или (= то есть)

 

6) уточняющее сказуемое

   где? где именно?

3десь, | в городе |, цивилизация спорит с экологией.

                                                     когда? когда именно?

Взрослые сели пить чай вечером, | после шести часов |

                                            как?

Все поднялись рано, | с зарей |.

 

Разные города, | даже самые небольшие |, окружены теперь дачами.

.

 

Это был Гаврила Сеперов, | или попросту Гаврюшка |...

Зима была морозная, | ниже тридцати градусов|.

 

• Придумайте (устно) свои примеры с обособленным уточняющим членом предложения.

 

5. Работа с учебником

§ 52

• чтение теоретического материала на стр. 156.

• работа с заданиями, помеченными звездочкой.

• упр. 323.

• чтение теоретического материала на стр. 157, работа с заданиями, помеченными звездочкой.

• упр. 325 (по заданию).

 

6. Закрепление материала

• Запишите под диктовку, поставьте знаки препинания.

 

1) Все поднялись рано, с зарей.

2) Я не позволю никому, кроме себя самого, играть в моём собственном саду.

3) Там, далеко в переулке, я вижу убогий дом....

4) Мы, ласточки, слишком увёртливы.

5) Крошечный, всего в три пальца ростом, человечек стоял чуть ли не под носом у Гулливера.

 

• Составьте предложения с данными уточняющими членами.

 

1) под ивою...

2) у самой дороги...

3) ранним утром....

4) то есть Сильвию...

5) или крылатый хищник....

 

Проверка.

 

7. Подведение итогов урока

 

8. Сообщение домашнего задания

§ 52 упр.327.

 

 

 

Урок 72

ТЕМА: «Обособленные уточняющие члены предложения» (продолжение темы).

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

 

2. Проверка домашнего задания

 

3. Закрепление изученного материала

• Расскажите об условиях обособления уточняющих членов.

• Составьте предложения по схемам:

1)    кто?        кто именно?

    [          ,   |               |, ... ].

2) что делать?       что именно

                                     делать?

     [             ,      |               |,   ...  ].

3)    когда?         когда именно?

   [            ,      |                    |,   ...  ].

4)       где?           где именно?

   [            ,      |                    |,   ...  ].

5)     как?             как именно?

   [            ,      |                    |,   ...  ].

6)   куда?             куда именно?

   [            ,      |                    |,   ...  ].

7) откуда?        откуда именно?

   [            ,      |                    |,   ...  ].

 

(проверка устно)

 

4. Мини-диктант

 

Памятник Козьме Минину

В Кремле, неподалеку от собора, на большой площади против казарм, стоит памятник одному из самых знаменитых людей нашего отечества - Козьме Минину.

Нижний Новгород - самый лучший для него памятник. Этот великий человек, спаситель России, в страшные времена безначалия жил в Нижнем. Волга - та же, что была при нём; он, может быть, часто стоял на том же месте, где и я, при нем были те же овраги, которыми расчесана гора, занимаемая городом. И в то время, когда Россия почти уже не существовала, в Нижнем Новгороде мясник Козьма Минин решился восстановить свое отечество.

В большом Преображенском соборе, налево от входа, между могилами нижегородских архиереев, есть гробница, которой поклониться приходил Петр Великий. Это гробница выборного человека всей русской земли - Минина.

 

5. Выполнение упражнения

Упр. 328 (устно).

 

6. Подведение итогов урока

 

7. Сообщение домашнего задания

Упр. 328 (по заданию), 329 (устно: подобрать тему сочинения, название составить, план).

 

 

 

Урок 73

ТЕМА: «Сочинение «Изобретение наших дней».

ЦЕЛЬ УРОКА:

• написание сочинения с использованием обособленных членов.

ТИП УРОКА: урок развития речи.

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

 

2. Написание сочинения

Сочинение «Изобретение наших дней» по упр. 329 (с использованием обособленных членов предложения). Ученики используют домашние заготовки, где записаны тема, название, план (предварительное обсуждение).

(Варианты тем: «Конструктор «Лего» - тренажер сообразительности», «Мобильный телефон - изобретение цивилизации», «Солнечные батареи - альтернатива электричеству» и т. д.)

 

 

 

Урок 74

ТЕМА: «Синтаксический разбор предложения с обособленными членами».

ЦЕЛИ УРОКА:

• обобщить изученный материал по теме «Предложения с обособленными членами».

• дать образец устного и письменного синтаксического разбор таких предложений.

• добиваться полных и грамотных ответов при разборе предложений.

ТИП УРОКА: изучение нового материала.

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

 

2. Работа с учебником

§ 53. (анализ разбора)

• Упр. 330 (по заданию) (проверка на доске).

 

3. Фронтальный опрос

Фронтальный опрос:

• Какие члены предложения называются второстепенными?

• Какие второстепенные члены вы знаете?

• Что такое «обособление второстепенных членов»?

• В каком случае обособляются определения?

• В каком случае обособляются приложения?

• Что такое «определяемое слово»?

• В чём отличие согласованных и несогласованных определений?

• Как употребляется в предложении союз как?

• Когда ставится запятая и когда не ставится запятая перед этим союзом?

• Расскажите об обособлении деепричастного оборота и одиночного деепричастия.

• В каком случае не обособляется деепричастный оборот или деепричастие?

• Расскажите об обособлении обстоятельств.

• Какие виды обстоятельств вы знаете?

• Расскажите об обособлении уточняющих обстоятельств, дополнений, определений и т.д.

 

4. Подведение итогов урока

 

5. Сообщение домашнего задания

Упр. 331, подготовить ответы на контрольные вопросы на стр. 162.

 

 

 

Урок 75

ТЕМА: «Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами».

ЦЕЛЬ УРОКА:

• формировать навыки пунктуационного разбора предложения с обособленными членами.

ТИП УРОКА: комбинированный,

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

 

2. Проверка домашнего задания

 

3. Работа с учебником

§ 54

• Анализ образца разбора.

• Упр. 332, упр. 333.

• Опрос по контрольным вопросам (стр. 162).

• Упр. 334.

 

4. Практикум

• Поставьте, где это необходимо, пропущенные запятые.

 

Оценив ошейник по достоинству пёс сделал визит в то главное отделение рая куда до сих пор вход ему был категорически запрещён именно в царство поварихи Дарьи Петровны.

На боку справа следы совершенно зажившего ожога. Борменталь или тяпнутый как называл его Шарик долгое время жил в квартире профессора.

Очень быстро уже через 10 минут Иван Арнольдович и Шариков одетый в кепку с утиным носом и драповое пальто с поднятым воротником уехали в цирк.

(По М. Булгакову)

 

• Найдите уточняющие члены предложения, укажите их. Расставьте знаки препинания.

 

Но никто ничего не слыхал даже два мальчугана так как они крепко спали.

Недалеко от приветливой деревушки у самой дороги на раскалённой солнечным зноем земле лежала бедная оборванная крестьянка.

В каждой деревне а особенно в лесах частенько совершались приятнейшие чудеса.

 

• Вставьте подходящие по смыслу уточняющие члены предложения. Расставьте знаки препинания.

 

У ней было четверо сыновей ...

Никто, даже ... не мог поймать колобка.

Наконец-то пришла весна,

Она увидела прелестную девочку,

Мы, ... ,летаем высоко в небе.

 

• Составьте предложения с уточняющими членами с помощью данных слов:

или,                                                       в частности,

то есть,                                                 в том числе,

иначе,                                                   например,

особенно,                                             главным образом,

даже,                                                     точнее.

• Составьте предложения по схемам:

  когда?     когда именно?

    где?     где именно?

 

5. Подведение итогов урока

 

6. Сообщение домашнего задания

Подготовиться к зачету по теме: «Обособленные и уточняющие члены предложения».

 

 

 

Урок 76

ТЕМА: «Урок-зачет по теме «Обособленные и уточняющие члены предложения».

ЦЕЛИ УРОКА:

• проверить качество усвоения теоретического материала по теме.

• проконтролировать навыки и умения применять полученные знания на практике.

• развивать речевые навыки грамотного употребления обособленных и уточняющих членов предложения в различных синтаксических конструкциях.

ТИП УРОКА: обобщение и закрепление изученного материала.

НА ДОСКЕ:

     Проанализируйте предложения, расставьте знаки препинания, составьте схемы.

     1) Театрик куда вечером отправились приятели помещался довольно далеко от центра на бульваре и имел вид довольно убогий.

     2) А тут же у перевоза были слоны со своими вожаками.

     3) Богатый неаполитанец синьор Гролиа очень любил зеркала.

     4) Небесный свод горящий славной звездной россыпью таинственно глядит из глубины.

 

ХОД УРОКА

1.Организационный момент

 

2. Фронтальный опрос

• Что такое обособление?

• Как в устной речи выражается обособление?

• При каком условии причастный оборот на письме выделяется запятыми?

• Какими частями речи могут быть выражены определяемые слова?

• Чем выражены согласованные определения, обособленные в предложении? Чем могут быть выражены несогласованные обособленные определения?

• Расскажите об обособлении приложений.

• Чем могут быть выражены обособленные обстоятельства?

• Расскажите об обособлении уточняющих членов предложения.

 

2. Работа с записями на доске

У доски работают и по очереди отвечают ученики, объясняя постановку необходимых знаков препинания.

 

3. Мини-диктант

• Запишите предложения, объясните постановку знаков препинания в них (комментированное письмо).

 

Шагов на сто от пристани, за деревней, почти совсем уже в поле, в простом, незатейливом заборе, возле тихого, медленно текущего ручейка, есть зеленая калитка. За этой калиткой, на другой стороне двора, стоит большой сарай с огромными окнами и стеклянными дверьми, а под этим сараем хранится хижина Петра Великого.

В первой комнате - высокий камин, а над ним в камине вырезана, по повелению императора Александра, доска с надписью: «Петру Великому. Александр». Прямо против входа - большой рабочий стол государя... слева, в углублении стены, старинная голландская кровать. На столе лежат альбомы, исписанные посетителями. Во второй комнате - несколько портретов и множество надписей.

(Из сборника диктантов В. Покровского)

 

• Анализ схем предложений, подбор к ним верного варианта предложения из данных на карточках предложений.

 

Иногда видишь густую рощу, ветви которой наклоняются низко, до самой поверхности воды.

В это время река разливается и часто затопляет левый, более низкий, берег реки.

Он широко раскинулся на нескольких холмах, по обоим берегам реки.

Регулярно, раз в году, в нашем городе бывает ярмарка.

Это был океан, живой организм, наполненный чудесными образцами флоры и фауны.

 

4. Работа с учебником

Упр. 336 (ч. II) упр. 337 (ч. I) (по вариантам).

 

5. Подведение итогов урока

 

6. Сообщение домашнего задания

Упр. 339, 338.

 

 

 

Урок 77

ТЕМА: «Контрольный диктант».

ЦЕЛЬ УРОКА:

• проверить уровень усвоения изученного.

ТИП УРОКА: урок проверки, оценки, коррекции знаний учащихся.

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

 

2. Написание диктанта

 

I

Город, в котором я родился, имеет очень живописное местоположение. Он мирно раскинулся на нескольких холмах, по обоим берегам реки, большой и судоходной. Оба берега соединены каменным мостом. По правому, высокому берегу устроен бульвар. В хороший летний вечер городские жители любят гулять по тенистым аллеям бульвара. Летом на бульваре иногда играет военная музыка. Весною толпы народа собираются на бульвар с другой целью. В это время река разливается и часто затопляет левый, более низкий, берег. Посреди города проходит одна главная улица, довольно широкая и длинная. Она вымощена булыжником; по обеим сторонам идут тротуары. На главной улице встречаются лучшие городские здания, по большей части каменные. Есть в нашем городе базар. По воскресеньям и средам базар наш бывает очень оживлён. В эти дни крестьяне из окрестных деревень привозят дрова, сено, муку, крестьянки приносят молоко, масло, полотно, грибы, ягоды. Хозяйки спешат на базар запастись провизией, а местные торговцы скупают привезённый товар оптом. Кругом базара идут ряды гостиного двора. Регулярно, раз в году, в нашем городе бывает ярмарка. Тогда базар становится ещё многолюднее.

(167 слов)

(Из сборника диктантов В. Покровского)

 

II

Вечером, после ужина, я пошел немного побродить по галечниковой отмели. Дни стояли хорошие, с ясным небом и с прозрачным воздухом, похожие на наши осенние дни. Вдали за озером тянулся высокий берег реки, бурый и угрюмый. В нижнем течении река разбивается на протоки, попарно образуя острова, покрытые лесом. Справа, у подножья сопок, расстилалось большое поле, покрытое высокой, в рост человека, травой. Около гати росли две ивы, старая и молодая, нежно прислонившись друг к друг. Вследствие этого здесь образовалась болотина.

Иван Великопольский, студент духовной академии, сын дьячка, возвращаясь с тяги, шёл всё время заливным лугом по тропинке. Говорят, будто за последнее время вследствие порубок и лесных пожаров соболь удалился от населённых мест в более дальние леса. Громовая туча, сверкая молниями и издавая сердитый ропот, спешила на северо-восток, всё более и более открывая голубое звёздное небо. Огоньки такие, как будто словно от серы. Быть может, это только так казалось вследствие контраста остроконечных сопок ровной поверхностью моря.

На опушке, прислонившись к мокрой березке, стоял старик-пастух, тощий, в рваной сермяге и без шапки. Уши Емельяна торчали, как два лопуха и, казалось, чувствовали себя не на своём месте. И теперь, даже несмотря на седину, морщины и очки, иногда его худощавое лицо, особенно в про филь, казалось прекрасным...

(160 слов)

(Из сборника Ахременковой Л. А. «К пятерке шаг за шагом»)

 

 

 

Урок 78

ТЕМА: «Работа над ошибками, допущенными в диктанте».

ЦЕЛИ УРОКА:

• объяснить и исправить ошибки, допущенные в диктанте.

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

 

2. Работа над ошибками

 

3. Подведение итогов урока

 

 

 

Урок 79

ТЕМА: «Слова, грамматически не связанные с членами предложения. Обращение».

ЦЕЛИ УРОКА:

• дать понятие о словах, грамматически не связанных с предложением.

• раскрыть назначение обращения.

• отработать навыки работы с синтаксическими конструкциями, содержащими в своём составе обращение.

ТИП УРОКА: объяснение нового материала.

НА ДОСКЕ:

т..ран                с..мптом              с..нон..м                 п..йзаж           тр..туар

т..рада              с..мпатия             ..нд..видуалист     р..акция          к..нтраст

тр..бунал          с..мфония             синт..кс..с             р..ализм          к..нтакт

публ..ка             с..мвол                  синт..з                   л..мотив

с..гнал               м..шура                 г..пот..за                тун..ядец

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

 

2. Проверка домашнего задания

• Спишите слова, вставьте пропущенные буквы (проверка)

 

3. Работа с записями на доске

 

4. Объяснение нового материала

• Слово учителя: простые предложения могут быть осложнены такими словами, которые не являются членами предложения. Прочитаем об этом в учебнике.

• § 54 стр. 166-167 (чтение материала параграфа)

3) Слово учителя:

слово или сочетание слов, называющее лицо (иногда предмет), к которому направлена речь, называется обращением.

Что вы знаете об обращении? (Обращение вместе с относящимися к нему словами выделяется запятыми или восклицательным знаком.) (Основная функция обращения - звательная. Иногда обращение бывает риторическое, передающее экспрессивно-эмоциональное отношение говорящего.)

 

5. Работа с учебником

§ 55. Назначение обращения.

• Упр. 342 (анализ таблицы, подготовка связного рассказа об обращении).

• Упр. 343 (по заданию).

• Чтение материала параграфа на стр. 169, его обсуждение.

 

6. Практикум

• Вопросы учителя: какое отношение к собеседнику вы выражаете в подборе обращения?

Сравните: Мама, ...........!

                 Мамочка,.......!

                 Мамуля,.........!

                                                Анатолий Иванович,........!

                                                Толя,...........................!

                                                Толик ..........................!

 

• Проанализируйте обращения в этих предложения;

1) Тучки небесные, вечные странники,

...мчитесь вы будто как я же, изгнанники...

                                                   (М. Лермонтов)

2) Колокольчики мои, цветики степные!

Что глядите на меня, темно-голубые?

                                                      (А. К. Толстой)

 

• Составьте предложения с обращениями по схемам:

(проверка с записью на доске и объяснением)

 

7. Подведение итогов урока

 

8. Сообщение домашнего задания

Упр. 344, 345.

 

 

 

Урок 80

ТЕМА: «Распространённые обращения. Выделительные знаки препинания при обращении».

ЦЕЛИ УРОКА:

• закрепить навыки применения знаков препинания при обращении.

• дать понятие распространенного обращения и нераспространенного обращения.

• развивать орфографическую грамотность и расширять лексикон учащихся, обогащать словарный запас.

ТИП УРОКА: объяснение нового материала.

НА ДОСКЕ:

Запомните, как произносятся эти слова.

Иногда предлоги принимают на себя ударение

на́ воду              на́ реку                   за́ зиму                  по́ лесу                   по́ уху

на́ год                за́ борт                  за́ полночь            по́ морю                 по́д ноги

на́ голову          за́ гору                    за́ реку                   по́ мосту               и́з виду

на́ душу            за́ день                   по́ два (три)         по́ полю                  и́з лесу

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

 

2. Проверка домашнего задания

 

3. Работа с записями на доске

Изучение, выборочная запись, применение в речевых оборотах.

 

4. Работа с учебником

§ 56

• Изучение нового материала на стр. 169.

• Упр. 346.

 

5. Практикум

• Распространите данные обращения зависимыми словами:

 

1) Лети, лети, ... лепесток,

Через запад на восток.

2) ... бабушка! Поздравляю тебя с днем рождения!

3) Ах ты, голова... !

4) ... Карлсон, возьми меня с собой!

5) С добрым утром, ... друзья!

6) ... ветер, ты всюду бываешь!

 

• Проанализируйте отрывок из стихотворения. Содержит, ли он обращение? Какое оно? (Распространенное или не распространенное):

 

«Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса...

                                             (А. Пушкин)

 

6. Работа с учебником

§ 57 - изучение материала параграфа.

Упр. 348 (по заданию).

 

7. Подведение итогов урока

 

8. Сообщение домашнего задания

Упр. 347

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

1) Если обращение, стоящее в начале предложения, произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак, а следующее за обращением слово пишется с пропиской буквы:

Друзья! Прекрасен наш союз... (А. Пушкин)

2) Если обращение является распространенным и его части отделены другими частями предложения, то каждая часть обращения выделяется запятыми:

Быстрей, дорогие, идите, друзья!

3) Частица о, стоящая перед обращением, никаким знаком от него не отделяется:

О первый ландыш!.. (А. Фет)

Но, если о выступает в роли междометия (в значении «ах»), то оно в соответствии с правилами отделяется запятой или восклицательным знаком:

О, сердце, полное тревоги... (Ф. Тютчев)

4) Личные местоимения ты, вы, как правило, не входят в состав распространённого обращения и только в некоторых случаях выступают в роли обращения:

Что же ты, милая, вся, как лист, дрожишь? (А. Кольцов)

5) Риторическими, как правило, являются распространённые обращения, а также обращения к предметам:

Мечты, мечты! Где ваша сладость? (А. С. Пушкин)

6) Усилительные частицы о, ну, ах, ох и др., стоящие перед обращением, не отделяются от него никаким знаком:

О мой... сад!..

Слова да и нет, выражающие утверждение и отрицание, отделяются в составе предложения запятой или восклицательным знаком: Да, я прочитал. Нет, поедем вместе!

 

 
« Пред.   След. »