Конспекты уроков 8 класс (82-102)
30.09.2013 г.

IV ЧЕТВЕРТЬ

 

Урок 81

ТЕМА: «Употребление обращений».

ЦЕЛЬ УРОКА:

• формировать навыки употребления обращений.

• закреплять постановку знаков препинания в соответствии с интонацией.

ТИП УРОКА: комбинированный.

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

 

2. Проверка домашнего задания

 

3. Работа с учебником

§ 58

• Чтение материала параграфа.

• Упр. 349, 350 (устно), 351 (устно), 352.

 

4. Практикум по теме

• Запишите под диктовку предложения с обращениями.

 

1) Приляг-ка, брат, и отдохни.

2) Кажется, все в порядке, товарищ.

3) Нет, ребята, я не гордый.

4) До свиданья, мои дорогие...

5) Ты, Зина, права.

6) Какой ты, Алёша, добрый!

7) Ты, дядя Матвей, зря бы свечку не жёг.

8) Голубчик, милый, подружитесь с Лубковым

9) А я, братец, к тебе?

 

• 1) Анализ упр. 356.

• Выполнение упр. 357.

 

5. Подведение итогов урока

 

6. Сообщение домашнего задания

Упр. 359, упр. 358.

 

 

 

Урок 82

ТЕМА: «Вводные и вставные конструкции».

ЦЕЛИ УРОКА:

• дать понятие о вводных конструкциях и их обособлении.

• тренировать учащихся составлять устные высказывания с применением вводных слов в зависимости от определенного отношения к высказываемому.

• научить правильно ставить знаки препинания в предложениях с вводными словами.

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

 

2. Проверка домашнего задания

 

3. Слово учителя

Вводными словами называются конструкции (слова или словосочетания), грамматически не связанные с предложением. Они могут находиться в начале, середине и конце предложения.

На письме вводные слова выделяются запятыми. По значению выделяются три группы вводных слов:

1) выражающие чувства говорящего и его отношение к высказываемому (сожаление, радость, удивление...): к сожалению, к несчастью, к счастью.

2) выражающие оценку реальности сообщаемого (возможность, невозможность, уверенность, предположение): конечно, возможно, вероятно.

3) слова, указывающие на источник высказывания: говорят, по-моему.

4) слова, указывающие на последовательность высказывания: во-первых, во-вторых, наконец, следовательно, итак, в частности.

5) слова, употребляемые с целью привлечения внимания собеседника: видишь ли, предположим, простите, допустим.

6) слова, указывающие на приёмы и способы оформления мыслей: одним словом, вообще, иначе говоря, точнее, как говорится, так сказать.

7) слова, указывающие меру того, о чем говорится: по крайней мере, самое большее.

8) слова, выражающие экспрессивность: честно говоря, смешно сказать, по правде.

9) слова, показывающие степень обычности того, о чем говорится: бывало, по обычаю, по обыкновению.

 

4. Работа с учебником

§ 59.

• Чтение параграфа.

• Анализ материала, помеченного звездочкой.

• Упр. 361 (по заданию).

• Анализ материала на стр. 175.

• Выполнение упр. 362.

 

5. Практикум

Запишите под диктовку предложения, комментируя постановку знаков препинания:

 

Он, по-видимому, находил, что её тихие, задушевные переливы больше соответствуют его горькой судьбе.

Он, надо полагать, все не находил того, что ему было нужно. К счастью, погода была тихая, пруд словно заснул.

Всех подстреленных птиц мы, конечно, не достали, но всё-таки к обеду лодка наша через край наполнилась дичью.

Владимир, к великому утешению Ермолая, стрелял вовсе не отлично...

 

6. Подведение итогов урока

 

7. Сообщение домашнего задания

Упр. 363.

 

 

 

Урок 83

ТЕМА: «Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению».

ЦЕЛЬ УРОКА:

• познакомить учащихся с группами вводных слов и сочетаний по значениям.

ТИП УРОКА: комбинированный.

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

 

2. Проверка домашнего задания

 

3. Слово учителя

Вводные слова и конструкции активно участвуют в строительстве новых предложений, не являясь их членами. Осложненные вводными словами предложения изменяют смысл высказывания, сообщения. Сравните:

 

Я поеду на выставку.

Я, конечно, поеду на выставку.

Я, вероятно, поеду...

К счастью, я поеду...

К сожалению, я поеду...

 

Вне предложений вводные слова никому не нужны, потому что весь смысл их существования - выразить отношение к сказанному в предложении.

 

4. Работа с учебником

§ 60

• Анализ схемы упр. 364.

• Выполнение упр. 365, 366 (по заданию).

 

5. Практикум

Заполните таблицу

Значения

Вводные слова

Примеры

1. ....................

.......................

.......................

.......................

.......................

.......................

.......................

конечно

разумеется

бесспорно

несомненно

без сомнений

безусловно

действительно

....................

.......................

.......................

.......................

.......................

.......................

.......................

2. ....................

.......................

.......................

кажется, вероятно,

очевидно, может быть, пожалуй

....................

.......................

.......................

3. ....................

.......................

.......................

.......................

.......................

.......................

к счастью

к общей радости

к несчастью

к сожалению

на радость

к удивлению

....................

.......................

.......................

.......................

.......................

.......................

4. ....................

.......................

.......................

.......................

.......................

по сообщению

по-моему

по словам

как говорят

по мнению

 ....................

.......................

.......................

.......................

.......................

5. ....................

.......................

.......................

.......................

.......................

.......................

.......................

.......................

.......................

.......................

во-первых

во-вторых

наконец

следовательно

значит

итак

напротив

наоборот

например

впрочем так

 ....................

.......................

.......................

.......................

.......................

.......................

.......................

.......................

.......................

.......................

6. ....................

.......................

.......................

.......................

.......................

.......................

.......................

одним словом

иначе говоря

лучше сказать

мягко говоря

как говорится

прямо

другими словами

....................

.......................

.......................

.......................

.......................

.......................

.......................

 

6. Подведение итогов урока

 

7. Сообщение домашнего задания

§ 60 упр. 368, 369.

Придумайте с каждым данным словом по два предложения - в одном это слово должно быть вводным, во втором - членом предложения: бесспорно, может быть, по-моему, как говорится, следовательно.

 

 

 

Урок 84

ТЕМА: «Выделительные знаки препинания при вводных словах вводных сочетаниях слов и вводных предложений».

ЦЕЛИ УРОКА:

• различать вводные слова и вводные предложения.

• развивать умения грамотного употребления вводных конструкций в устной или письменной речи.

• закреплять навыки орфографической зоркости.

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

 

2. Проверка домашнего задания

 

3. Орфографический практикум

Вставьте пропущенные буквы.

Э..ект - де..ект

ре..оры - ре..сурсы

диле..а - пробле..а

опере.. - опере..очный

ко..ерческий - ко..ический

гума..ый - гума..ист

иди..ия - иди..ический - идеа.., идеа..истический

пр..зреть (сироту) - пр..зирать (негодяя)

инц..дент - прец..дент

апе..ация - депи..яция

ап..ртаменты - п..стамент

арх..тектор - арх..олог

рец..див - рец..нзия

 

4. Работа с учебником

§ 61.

• Чтение теоретического материала (стр. 178).

• Выполнение упр. 371, 372.

 

5. Практикум (комментированное письмо)

 

Кажется, никогда с такой ясностью не замечаешь покоя в природе, как в первый вечер после бури.

Нет слов, пчеловодство - интересное занятие.

Поднявшись, лайнер лег на курс и, как казалось, просто застыл в воздухе.

Вся беда, однако, в том, что охота с гончей на лисиц не всегда удается.

Кабарга - это самый маленький олень и, пожалуй, самый изящный.

Знакомство с новой для тебя стороной начинается, по обыкновению, с дороги.

По словам знатоков, разливы Оки оставляют на лугах такой же прекрасный ил, как и знаменитые нильские разливы в Египте.

По предсказанию синоптиков, дождей в течение недели не ожидается.

«Надеюсь, на каникулы приедешь к нам», - на прощанье сказала бабушка.

 

6. Работа с учебником

• Чтение теоретического материала на стр. 180, его обсуждение.

• Выполнение упр. 379.

 

7. Подведение итогов урока

 

8. Сообщение домашнего задания

упр. 374 (устно), 375 (устно), упр. 377, 380.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

Слова, не являющиеся вводными:

(запись в грамматическую тетрадь)

авось                          всё же                       как бы                         пока

будто бы                    всё равно                  как раз                         по-прежнему

вдобавок                     всё-таки                   к тому же                     почти

в довершение             даже                         лишь                            приблизительно

вдруг                          едва ли                     на редкость                  примерно

ведь                            единственно             непременно                 притом

весьма                        именно                     неужели                       причём

в конечном счёте        иногда                     никак                           при этом

вот                              исключительно        определённо                просто

вряд ли                       как будто                  отчасти                        пускай

пусть                          разве                         решительно                  словно

 

 

 

Урок 85

ТЕМА: «Вставные слова, словосочетания и предложения».

ЦЕЛЬ:

• познакомить учащихся со вставными конструкциями.

• повторить правила орфографии (НЕ или НИ).

ТИП УРОКА: комбинированный.

 

ХОДУРОКА

1. Организационный момент

 

2. Проверка домашнего задания

 

3. Повторяем орфографию (Запись текста под диктовку)

 

Нет ни занавесей на окнах, ни картин. Целый день мы работали не покладая рук, даже не останавливались на обед, и всё же прошли не больше 10 километров. Если это был не лось, не изюбр и не медведь, то, вероятно, тигр. Мне стало смешно, но я не высказывал этого, чтобы не обидеть старого приятеля.

В комнате не было ни души. Сюда никто не ходит ни летом, ни зимой. Лучше нигде не найти. Вам не жаль ни лесов, ни птиц, ни женщин, ни друг друга Я нисколько не удивляюсь.

 

(проверка)

 

4. Слово учителя

• Кроме вводных слов и вводных конструкций, существуют еще вставные конструкции. В отличие от вводных, они служат для передачи дополнительной, необязательной информации.

Вводные конструкции часто выделяются не запятыми, а с помощью тире или скобок: На дворе выла метель (это была зима 1876 года), и мы остановились на самой границе.

 

5. Работа с учебником

• Чтение материала § 62.

• Упр. 385 (устно).

• Упр. 387 (по заданию), 388 (по заданию).

 

6. Практикум

• Составьте предложения, используя каждое данное слово дважды: как вводное и как самостоятельную часть речи.

 

Точно, к несчастью, видно, по-моему, короче, к счастью, говорят.

 

• Расставьте знаки препинания в предложениях. Выделите вводные конструкции.

 

Опытность давала ему перед нами многие преимущества к тому же его собственная угрюмость крутой нрав и злой язык имели сильное влияние на молодые наши умы.

Правда обед его состоял из двух или трёх блюд изготовляемых отставным солдатом но шампанское лилось при этом рекою.

Он любил меня по крайней мере со мной одним оставлял обыкновенное своё резкое злоречие и говорил о разных предметах с простодушием и необыкновенною приятностью.

 

• Придумайте предложения, соответствующие условиям:

1. С вводным словом, при помощи которого говорящий выражает уверенность.

........................................................................................

2. С вводным словом, при помощи которого говорящий выражает неуверенность.

........................................................................................

3. С вводным словом, при помощи которого говорящий выражает удовлетворение.

........................................................................................

4. С вводными словами, при помощи которых говорящий указывает на источник высказывания.

.......................................................................................

5. С вводным предложением, состоящим из местоимения и глагола.

........................................................................................

6. С вводным предложением, выражающим дополнительное сообщение.

.......................................................................................

 

7. Подведение итогов урока

 

8.Сообщение домашнего задания

Упр. 389, 390.

 

 

 

Урок 86

ТЕМА: «Сочинение-рассуждение Публицистического характера на тему о явлении духовного бытия России - песне».

ЦЕЛЬ УРОКА:

• формировать навыки написания сочинения-рассуждения.

ТИП УРОКА: урок развития речи.

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

 

2. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения

упр. 385, 386.

 

3. Написание сочинения-рассуждения

 

4. Сообщение домашнего задания

Подготовиться к контрольному диктанту.

 

 

 

Урок 87

ТЕМА: «Контрольный диктант».

ЦЕЛЬ УРОКА:

• проверить уровень усвоения изученного.

ТИП УРОКА: урок проверки, оценки, коррекции знаний.

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

 

2. Написание диктанта

 

I

На охоте

Мы плыли медленно. Наконец добрались до тростников. Утки шумно поднимались с пруда, испуганные нашим неожиданным появлением, выстрелы дружно раздавались за ними. Всех подстреленных уток мы, конечно, не достали.

Владимир, к великому утешению Ермолая, стрелял вовсе не отлично. Ермолай, как всегда, стрелял победоносно.

В пылу перестрелки мы не обратили внимания на состояние нашего дощаника. Как вдруг от сильного движения Ермолая (он старался достать убитую птицу и всем весом налёг на край) наше ветхое судно наклонилось, зачерпнулось и торжественно пошло ко дну; к счастью, не на глубоком месте. Через мгновенье мы стояли в воде по горло.

Теперь я без хохота вспомнить не могу испуганных и бледных лиц моих товарищей (вероятно, и моё лицо не отличалось тогда румянцем), но в ту минуту, признаюсь, мне и в голову не приходило смеяться. Каждый из нас держал своё ружьё над головой, и Сучок, должно быть по привычке подражать господам, поднял свой шест кверху.

(150 слов)

(По И. Тургеневу)

 

II

Берегите природу

«Грибной пик», кажется, достиг своего апогея. Тысячи любителей тихой охоты едут в леса с лукошками, прочёсывают не только близкие от железной дороги или шоссе рощи, но и забираются в самую глухомань, где в прошлые годы, бывало, никого не встретишь. Ведь сейчас, как утверждают шутники, число грибников на один гриб невиданно возросло, так что на удачу можно рассчитывать, лишь отшагав десяток добрый километров.

У каждого грибника, наверное, есть свои «тайные» участки леса. И как бывает иной раз досадно, когда доберется он до них и не узнает знакомого пейзажа. Не то обидно, что кто-то опередил (лес - щедрый, всех урожаем одарит), а досадно, что этот некто оставил после себя осколки бутылки, целлофановые пакеты, обломанные деревья, кострища.

Каждому, наверное, известно, что для охраны природы строятся сложнейшие и, кстати, дорогие очистные сооружения, высаживаются молодые леса на больших площадях, расселяются звери, в реки выпускаются миллионы мальков. Но все эти добрые дела не достигнут максимального эффекта, если каждый не осознает, что и он хранитель лесов, рек, полей.

(162 слова)

(По Л. Лебедеву)

 

 

 

Урок 88

ТЕМА: «Работа над ошибками».

ЦЕЛЬ УРОКА:

• объяснить и исправить ошибки, допущенные в диктанте.

ТИП УРОКА: урок коррекции знаний.

 

ХОД УРОКА

Выполняется работа над ошибками, допущенными в диктанте

 

 

 

Урок 89

ТЕМА: «Междометия в предложении».

ЦЕЛИ УРОКА:

• вспомнить, что такое междометие.

• показать варианты постановки знаков препинания при междометиях в предложении, отработать навыки их правильной постановки.

• отработать интонационно верные варианты произношения междометий в конкретной синтаксической конструкции.

ТИП УРОКА: обучение новому материалу.

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

 

2. Проверка домашнего задания

 

3. Слово учителя

• Вспомните, ребята, что вы знаете о междометиях?

Верно, это слова, грамматически не связанные с предложением; это особый разряд слов, служащих для выражения эмоций и волеизъявлений говорящего. Междометия выражают удивление, восторг, боль, другие чувства. Они не являются членами предложения: ах! ой! караул!

Сегодня мы с вами будем изучать знаки препинания при междометиях в предложении в разных речевых ситуациях.

 

4. Работа с учебником

§ 63

• Чтение правила на стр. 184.

• Упр. 391 (устно).

• Упр. 392 (по заданию).

 

5. Практикум по теме (запись под диктовку с объяснением)

1. Э, да это гроза!

2. Ах, поля мои, борозды милые, хороши вы в печали своей.

3. Ох, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

4. О нет, недаром жизнь и лира мне были вверены судьбой.

5. Ну, трогай, Саврасушка, трогай.

 

6. Подведение итогов урока

 

7. Сообщение домашнего задания

Упр. 393.

 

 

 

Урок 90

ТЕМА: «Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения».

ЦЕЛЬ УРОКА:

• формировать навыки синтаксического и пунктуационного разбора предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения.

• повторить правила орфографии.

ТИП УРОКА: комбинированный.

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

 

2. Проверка домашнего задания

 

3. Повторяем орфографию

Вставьте пропущенные буквы в глаголы повелительного и изъявительного наклонения.

 

Выйд..те в степь, посмотр..те, как хорошо кругом! Если выйд..те в степь утром, то целые стаи птиц подним..те на крыло. Взглян..те в небо - там, под облаками парит ястреб. Куда ни взглян..те - везде птицы. Подним..те с земли упавшее перышко, и вы увид..те, как оно совершенно! Попробуйте опиш..те его. А когда опиш..те, то поймёте - нет слов, чтобы передать совершенство мира, даже при описании простого перышка.

 

4. Работа с учебником

§ 64

• Анализ образца разбора (стр. 186).

• Упр. 394

• Анализ пунктуационного разбора (стр. 188).

• Упр. 397.

 

5. Подведение итогов урока

 

6. Сообщение домашнего задания

Упр. 395, упр. 398, подготовить ответы на контрольные вопросы на стр. 189.

 

 

 

Урок 91

ТЕМА: «Урок-зачёт по теме Слова, грамматически не связанные с членами предложения».

ЦЕЛЬ:

• проверить уровень усвоения изученного.

ТИП УРОКА: урок проверки, оценки, коррекции знаний.

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

 

2. Проверка домашнего задания

 

3. Фронтальный опрос

Опрос проводится по контрольным вопросам на стр. 189.

 

4. Выполнение упражнений

Запишите под диктовку:

 

1) Здравствуй, в белом сарафане из серебряной парчи.

2) Нивы, родимые нивы, с детства вы в сердце моём.

3) Спой, сестра, утешь меня песней старой, позабытой.

4) Играйте же, дети, растите на воле, на то вам и красное детство дано.

5) Благословляю вас, леса, сады и роща.

6) Эти птицы сидели отдельно и, казалось, с высоты наблюдали за общим порядком.

7) Владимир, к великому утешению Ермолая, стрелял вовсе не отлично.

8) Спасибо, товарищ, за помощь в бою, спасибо, родной.

9) Он почувствовал, что краснеет - что редко с ним случалось, - отвернулся от поручика и ... пошёл на перевязочный пункт.

 

(проверка)

 

4. Придумайте предложения с данными обращениями:

 

Многоуважаемый друг мой и учитель...

Добрейшие мои учителя...

Дорогая редакция...

О море, любимое мною...

Душа моя...

 

• Объясните постановку знаков препинания

 

Чьи-то шаги, правда ещё далекие, заставили ребятишек насторожиться, и они проворно нырнули в гущу куста.

Кто-то махал Ефиму шапкой и кричал, по-видимому приказывая остановиться.

Ребята, видимо согласившись, смолкли.

Слова Семена, видимо одобренные учителем, рассеяли тягостное состояние собравшихся.

Отколе, умная, бредёшь ты, голова?

А ну, вы, посторонитесь!

 

• Составьте предложения по схемам:

1) [х, причастие, ].

2) [х, прилагательное + прилагательное ].

3) [ ... , вводное слово, ...}

5) [            ].

4) [ ... ! ... ].

 

5. Подведение итогов урока

 

 

 

Урок 92

ТЕМА: «Чужая речь. Понятие о чужой речи».

ЦЕЛИ УРОКА:

• отработать умение учащихся видеть и выделять чужую речь в каждом предложении с таковой.

• закрепить навыки интонационного произношения чужой речи.

ТИП УРОКА: повторение изученного.

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

 

2. Проверка домашнего задания

 

3.Слово учителя

Что вы знаете о способах передачи чужой речи?

Различают три способа передачи чужой речи: прямая речь, косвенная и несобственно-прямая.

Прямая речь - это форма точной передачи чужой речи с воспроизведением лексических особенностей, синтаксического строя высказывания и т. д. Прямая речь сопровождается словами автора. В текстах прямая речь используется для создания речевой характеристики.

Косвенная речь - это чужая речь, введенная автором в повествование в форме придаточного предложения; она не передает дословно речь говорящего, отражая её приблизительно.

Несобственно-прямая речь - передает лексическое и эмоционально-экспрессивное своеобразие прямой речи, но использует формы личных и притяжательных местоимений, как в косвенной речи.

 

4. Работа с учебником

• Сравните предложения в § 65, помеченные звездочкой, ответьте на вопросы.

• Чтение теоретического материала.

• Комментирующая часть § 66

ответьте на вопросы

чтение правила

• Анализ стихотворения С. Я. Маршака

Ответы на вопросы

• Упр. 402 (устно), 403.

 

5. Практикум

Запишите под диктовку предложения, объясняя условия постановки знаков препинания:

 

1) Дева у моря стояла, говоря сама с собой: «Что на свете шире моря? Что на свете длинней поля? Что быстрей коня лихого? Что вкусней и слаще мёда?»

2) Из воды ей рыбка молвит: «Ах ты, дева, зелен разум! Небо шире синя моря, длинней море чиста поля, взор быстрей коня лихого, белый сахар слаще мёда».

3) «В хорошей посуде и чай вкуснее», - гласит пословица.

4) Глядя на светлое небо, отец сказал, что завтра будет славная погода.

5) Брат напомнил о том, чтобы мы не забыли убрать сено.

 

(Проверка всем классом, выборочное составление схем).

 

6. Подведение итогов урока

 

7. Сообщение домашнего задания

Придумать и записать предложения по схемам:

 

 

 

Урок 93

ТЕМА: «Прямая и косвенная речь».

ЦЕЛИ УРОКА:

• закрепить навыки написания, различения и составления предложений с прямой и косвенной речью.

• отработать умения составлять предложения с косвенной речью, превращать их в предложения с прямой речью и наоборот.

• развивать логическое мышление, пунктуационную грамотность учащихся.

ТИП УРОКА: закрепление изученного материала, изучение нового материала.

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

 

2. Проверка домашнего задания

 

3. Практикум

• Запись предложений под диктовку (один ученик у доски).

 

1) Хвалилась Редька, чуть дыша: «Я с Мёдом очень хороша». А Мёд, не ставя Редьку в грош, сказал что он и так хорош.

2) Я сказал мальчикам, что заблудился, и подсел к ним. Они спросили меня, откуда я, помолчали, посторонились.

3) Федя спросил, не сварилась ли картошка.

4) Павел встал и взял в руки пустой котелок. Илюша крикнул вслед ему, чтобы он не оступился и не упал в реку.

5) «Куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки?» - Лисицу спрашивал Сурок.

 

(проверка всем классом с объяснением. Анализ записи прямой и косвенной речи)

• Выборочный опрос у доски:

1. Какие способы, передачи чужой речи вы знаете?

2. Какова структура предложений с чужой речью?

3. Чем отличается прямая речь от слов автора?

4. Чем характерна запись косвенной речи?

5. С какой интонацией произносится комментирующая часть предложения?

6. Какие пунктуационные знаки ставятся при прямой речи после слов автора? При прямой речи перед словами автора? При косвенной чужой речи после слов автора?

 

4. Работа с учебником

§ 67

• Чтение правила стр. 194.

Упр. 404 (устно).

• § 68 - анализ оформления и условий записи предложений с косвенной речью.

• Упр. 406 (по заданию).

 

5. Практикум

Переделайте предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью           (прямая                 косвенная)

1) «Ну, теперь, кажется, мы можем ехать», - заметил мой приятель.

2) Ступая очень осторожно, покрытый хвоей, мокрый весь, дед срезал гриб ножом сапожным: «Назвался груздем - в кузов лезь!».

3) И хором бабушки твердят: «Как наши годы-то летят!»

4) «Делайте, что хотите, - отвечал ему сухо Дубровский...

 

(косвенная                     речь прямая)

1) Сережа сказал, что вернется к обеду.

2) Когда я спросил, как мы будем переплывать реку, никто мне не ответил.

3) Л. Н. Толстой писал, будто слово - это выражение мысли...

4) Тёма ответил, что никуда не пойдёт.

5) Я сообщил другу, что выполнил его заказ и что книгу принесу завтра в школу.

 

(проверка всем классом)

 

6. Подведение итогов урока

 

7. Сообщение домашнего задания

Упр. 405. Придумать предложения по схемам и записать в тетрадь:

 

 

 

Урок 94

ТЕМА: «Прямая речь».

ЦЕЛИ УРОКА:

• уточнить правила оформления прямой речи при разных вариантах её расположения в тексте.

• познакомить с пунктуацией в предложениях с прямой речью, стоящей после слов автора, перед ними, разрываемой словами автора.

• закрепить навыки интонационного оформления предложений с прямой речью (выразительного чтения, пояснительной интонации и т.д.); навыки составления схем предложений с прямой речью.

ТИП УРОКА: комбинированный.

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

 

2. Проверка домашнего задания

 

3. Выполнение задания (устно) по схемам, записанным на доске:

Придумайте и составьте предложения по схемам:

 

4. Работа с учебником

§ 69

• Работа по схемам, ответы на вопросы, помеченные звездочкой.

• Чтение, изучение и обсуждение правила.

• Упр. 407 (по заданию).

• упр. 408 (устно).

• Упр. 409 (по заданию).

• Чтение и анализ теоретического материала на стр. 198.

 

5. Практикум

Запишите предложения и сделайте к ним схемы.

 

1) «Отколе, умная, бредешь ты голова?» - Лисица, встретяся с Ослом, спросила.

2) Осёл увидел Соловья и говорит ему: «Послушай-ка, дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище».

3) «Хорошо поёшь, брат, хорошо, - ласково заметил Николай Иванович. - А теперь за тобой очередь, Яша».

4) На вопрос мой: «Жив ли старый смотритель?» - никто не мог дать мне удовлетворительного ответа.

5) Пустился мой хитрец в переговоры и начал так: «Друзья! К чему весь этот шум? Я, вам старинный сват и кум, пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры».

 

(проверка с записью схем на доске)

 

6. Закрепление темы урока

Вопросы учителя:

1) Какие способы передачи чужой речи вы знаете?

2) Как оформляется прямая речь в предложении?

3) Какие знаки препинания применяются в прямой речи:

если комментирующая часть стоит перед прямой речью?

если слова автора стоят перед прямой речью?

если комментарии стоят после прямой речи?

в середине?

если прямая речь стоит внутри комментируемой части?

 

7. Подведение итогов урока

 

8. Сообщение домашнего задания

Упр. 410, 412.

Принесите стихотворение Н. А. Некрасова «Крестьянские дети» («... Однажды в студеную зимнюю пору...»)

 

 

 

Урок 95

ТЕМА: «Диалог».

ЦЕЛИ УРОКА:

•дать понятие диалога как вида прямой речи.

• научить грамотно оформлять на письме диалогическую речь (грамматически и пунктуационно).

• повторить орфограммы при написании словарных слов.

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

 

2. Проверка домашнего задания

 

3. Повторяем орфографию

Запись слов под диктовку (у доски два ученика)

 

Апартаменты, лаконичный, аппарат, локон, транспарант, рецидив, апелляция, рецензия, колос, кристалл, колоссальный, кристаллический, белорус, кристальный, белорусский, архитектор, финн, археолог, финский, искусство, рессоры, профессия, ресурсы, искусница, адъютант, аттестат, иллюстрация, ровесник, ценность, сверстник, характер, соразмерность, стратегия, питомец, сканер, преемник, импровизация, информация, изящный, диалог, лучший, будущий, следующий.

 

4. Слово учителя

В художественной литературе часто встречается обмен репликами героев при разговоре в виде диалога. Диалогом называется разговор двух или более лиц.

Правила оформления диалога (запись на доске или таблица на плакате)

1) Если каждая реплика диалога дается с абзаца, то перед ними ставится тире:

- Не забудь от меня поклониться князю.

- Что за вздор?

- Да ведь начальник Петрушин князь Б.

-А мне какое дело?

(По А. Пушкину)

 

2) Если реплики пишутся в строчку, то каждая из них заключается в кавычки и отделяется друг от друга тире:

- «Эка, сапоги! ... на что мне сапоги? Я мужик ...» - «да вот и я мужик, а вишь...»

(По И. Тургеневу)

 

3) Если после идут авторские слова, то тире перед последующей репликой опускается:

Мы с женой спрашиваем его: «где был?» «В лес, говорит, гулять ходил...»

(По И. Тургеневу)

 

5. Работа с учебником

§ 70

• Чтение параграфа, выполнение заданий.

• Упр. 413 (устно).

• Упр. 415 (по заданию).

• Упр. 416 (по заданию).

 

6. Практикум

Запишите под диктовку, объясняя постановку знаков препинания.

 

- Валя, - как-то обратилась она к сыну, - ты понимаешь то, что читаешь? То есть я хочу сказать, - поправилась она, - все ли ты понимаешь?

- Не всё, - как всегда коротко ответил Валерьян.

- Отчего же ты никогда не спросишь?

- У кого?

- У меня, у отца.

- И ты, и отец, ещё меньше меня понимаете в том, что мне непонятно, - ответил Валериан...

(По М. Басанину)

 

7. Подведение итогов урока

 

8. Сообщение домашнего задания

Упр. 414, 417.

 

 

 

Урок 96

ТЕМА: «Рассказ».

ЦЕЛИ УРОКА:

• обобщить умения и навыки при работе с текстами, содержащими диалог.

• развивать речь учащихся при пересказе диалогической речи.

• проверить качество усвоения темы «Способы передачи чужой речи (при помощи диалога)»

ТИП УРОКА: комбинированный.

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

 

2. Проверка домашнего задания

 

3. Работа с учебником

§ 71

• Упр. 418 (по заданию).

• Упр. 419 (творческая часть: озаглавить текст).

• Упр. 420.

 

4. Подведение итогов урока

 

5. Сообщение домашнего задания

Упр. 421.

 

 

 

Урок 97

ТЕМА: «Цитата».

ЦЕЛИ УРОКА:

• дать понятие цитаты как разновидности прямой речи.

• научить грамотно ставить знаки препинания при цитировании.

• отработать навык применения цитат в письменной речи.

ТИП УРОКА: комбинированный.

НА ДОСКЕ

     1. Прямая речь

     2. Косвенная речь.

     3. Диалог.

     4. Цитата.

     1) В стихотворении «Памятник» поэт писал: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастёт народная тропа».

     2) В стихотворении «Деревня» А.С. Пушкин обличал «барство дикое без чувства, без закона...».

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

 

2. Проверка домашнего задания

 

3.Слово учителя

Существуют разные способы передачи чужой речи. Один из способов - это цитирование.

Цитата - это чужие слова, дословно вставленные в текст чьего-нибудь сочинения или устного сообщения.

Проанализируйте цитаты, записанные на доске.

 

4. Работа с учебником

§ 72

• Чтение теоретического материала, обсуждение.

• упр. 422 (по заданию), упр. 424 (обсуждение).

• Анализ записи, помеченной звездочкой; ответы на вопросы (стр. 205).

• Чтение правила (стр. 205).

 

5. Закрепление темы урока

• Придумайте и запишите с данными ниже цитатами по два предложения: 1) цитата составляет с авторским текстом одно предложение.

2) цитата выделяется в отдельное предложение.

 

«Сноровка и умение - в беде спасение». (Пословица)

«Сказка- воплощённая в поэтической форме мечта человека о прекрасном». (К. Паустовский)

«Охранять природу - значит охранять родину». (М. Пришвин)

«Разумно жить - минутой дорожить». (Пословица)

«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык... По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку». (К. Паустовский)

 

(проверка)

 

• Запишите под диктовку:

 

1) М. В. Ломоносов правильно утверждал, что «в грамматике все науки нужду имеют».

2) «Русский язык, - писал В. Г. Белинский, - чрезвычайно богат, гибок и живописен».

3) Н. А. Некрасов советовал писать так, «чтобы словам было тесно, а мыслям просторно».

4) «Слово, - писал Л. Н. Толстой, - выражение мысли».

5) М. Горький в своей работе «О том, как я учился писать» говорил, что «русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей».

 

(проверка)

 

6. Подведение итогов урока

 

7. Сообщение домашнего задания

Упр. 423, 427, 430 (устно)

 

 

 

Урок 98

ТЕМА: «Синтаксический разбор предложений с чужой речью, пунктуационный разбор, повторение по теме «чужая речь».

ЦЕЛЬ УРОКА:

• формировать навыки синтаксического и пунктуационного разбора предложения с чужой речью.

ТИП УРОКА: комбинированный.

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

 

2. Проверка домашнего задания

 

3. Работа с учебником

Стр. 208, 209.

• Анализ образцов разбора.

• Упр. 431.

• Фронтальный опрос по контрольным вопросам.

• Упр. 432 (выводы по способам передачи чужой речи).

• Анализ схем в упр. 433.

 

4. Подведение итогов урока

 

5. Сообщение домашнего задания

Придумать и записать предложения по схемам из упр. 433.

 

 

 

Уроки 99- 100

ТЕМА: «Повторение и систематизация изученного в VIII классе».

Учитель работает на уроках по учебнику (§ 73-76), делая акцент на темах, которые необходимо повторить более углублённо (по итогам проверочных работ).

 

Урок 101

ТЕМА: «Итоговый контрольный диктант».

ЦЕЛЬ УРОКА:

• проверка знаний учащихся.

ТИП УРОКА: урок проверки, оценки и коррекции знаний учащихся.

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

 

2. Написание диктанта

 

I

Журавли

Каждый, приметивший журавлиный клин в высоком небе, порадуется гордо: «Видели журавлей? Журавли прилетели!»

Знаменитые журавлиные танцы - зрелище удивительно красивое и чуть комическое. Грациозно изгибая длинную шею и размахивая крыльями, птицы по неуклюжести приседают на голенастых ногах, то взмывают в воздух, кружась в замысловатом танце.

Журавли никогда не селятся колониями. Пары разбредаются на расстояние 5-6 километров гнездо от гнезда. Пока самка занята насиживанием, журавль бдительно озирает окружающую местность и случае опасности издаёт громкий крик - сигнал тревоги. Тогда самка незаметно сбегает с гнезда и лишь на некотором расстоянии от него взлетает, чтобы враг не приметил кладку. Вылупляются птенцы на ноги и уже могут бегать. Время торопит. Июнь и июль отведены природой на рост и учёбу, а в августе начинается подготовка журавлей к отлёту.

И вот уже, курлыча, потянулся журавлиный клин. Невольно с грустью подумаешь: «Журавли улетают на юг и лето уносят».

(149 слов)

(По Б. Чащарину)

 

Грамматическое задание

Выполните синтаксический разбор выделенных предложений. (По вариантам)

Выполните фонетический разбор выделенных слов. (По вариантам)

 

II

Царица лета

По улицам города, по его бульварам разлит удивительный аромат. Подует ветерок, чуть колыхнет зелёные кроны - и сильнее ударит волной медовой свежести. Подошла душистая пора, когда цветут липы, указывая на незаметно подступивший разгар лета.

Липа - древнейшая спутница города. Целые города выросли под липами с нареченными в её честь именами - Липецк, Лиепая, Лейпциг. А сколько в России деревень Подлипок!

Об этом дереве много преданий, сказок, легенд. Липа вековая, равнодушная к бегу времени, недоверчивая даже к приходу весны, - древний поэтический образ славян, символ мира и покоя.

Липа - целая лесная аптека. Народная мудрость сумела разгадать многочисленные лечебные тайны этого дерева. За помощью к нему обращаются при самых разных недугах: кашле, простуде, ангине, ожогах, болях головы и т. д.

А липовый мёд! Это - кладовая различных витаминов, средство от многих болезней. Но главный носитель фармакологических свойств - липовый лист. Однако собирать и сушить его нужно умеючи, иначе и дереву навредишь, и для себя ожидаемой пользы не получишь.

Дерево это любо всем. И везде липа в почёте. В городе её стройные стволы и тенистые кроны украшают проспекты и бульвары, скверы и старые парки. Здесь липа - дерево комфорта, несущее красоту и здоровье!

Липа - одно из настоящих чудес природы.

(191 слово)  

(В. Сущеня)

 

Грамматическое задание

Выполните синтаксический разбор выделенных предложений. (По вариантам)

Выполните фонетический разбор выделенных слов. (По вариантам)

 

III

К людям за помощью

Под вечер, возвращаясь из лесу, на поле, где была убрана рожь, я повстречал знакомого охотника. Мы присели на охапке соломы и разговорились. Вдруг до моего слуха донеслось негромкое позвякивание. Взглянув вправо, я увидел метрах в 30 движущийся в нашем направлении серый комок, на котором что-то поблескивало, отражая лучи заходящего солнца.

- Да это же ёж, - проговорил я, - но что на нём блестит?

Зверёк остановился и начал озираться, как бы отыскивая их. Как только мы заговорили, ёж опять пополз в нашем направлении, очевидно ориентируясь на звук голосов.

Теперь уже можно было рассмотреть блестящий предмет. На голове у ежа была жестяная консервная банка. Она-то и позвякивала и блестела на солнце.

Зверёк приблизился к нам на расстояние пяти-шести метров и остановился, приподняв голову, облачённую в металлическую «каску».

- Бедняжка попала в беду, - сокрушенно заметил моё знакомый.

Еж, по всей вероятности, пытался полакомиться остатками консервов, засунул голову в полуоткрытую банку, но самостоятельно освободиться от неё не смог. И вот теперь он пришёл за помощью к людям.

Мы взяли ежа на руки, осторожно сняли с его головы банку и опустили его на землю. Зверек отряхнулся, расправляя колючки, добродушно фыркнул, как бы поблагодарив за оказанную ему помощь, и скрылся в росшем неподалеку кустарнике.

А мне вспомнились многочисленные рассказы о раненых лосях, зайцах, животных, перепуганных собачьей погоней. Попав в беду, они часто доверчиво идут за помощью к человеку. Наш долг - эту помощь им оказать.

(231 слово)

(В. Борискин)

 

Грамматическое задание

Выполните синтаксический разбор выделенных предложений. (По вариантам)

Выполните фонетический разбор выделенных слов. (По вариантам)

 

IV

Флотоводец и ученый

«Всё, что во мне сложилось, всё это составилось путём собственной работы. Я немало трудился над собой», - писал о себе Степан Осипович Макаров. Девятилетним мальчиком он был принят в морское училище. Уже там проявились незаурядные способности юноши, а в 15 лет, уйдя в плавание на корвете «Богатырь», Макаров ясно осознал, что служба во флоте - его истинное призвание.

Все мысли и дела Макарова были направлены на укрепление мощи русского флота. Им были созданы основы теории живучести и непотопляемости кораблей. Участвуя в русско-турецкой войне 1877-1878 гг., Макаров впервые в мире применил минные катера для атак броненосных кораблей противника, использовал самодвижущиеся мины, называемые торпедами.

Командуя пароходом «Тамань», Степан Осипович выяснил картину течения в проливе «Босфор», а во время кругосветного путешествия на корвете «Витязь» провёл большие гидрологические работы, ценные для науки.

По идее Макарова и под его наблюдением был построен ледокол «Ермак», на нем отважный флотоводец плавал в Арктике. С. О. Макаров - крупный учёный, создававший работы по военно-морской тематике, артиллерии, минному делу, кораблестроению.

(165 слов)

(Из журнала)

 

Грамматическое задание

Выполните синтаксический разбор выделенных предложений. (По вариантам)

Выполните фонетический разбор выделенных слов. (По вариантам)

 

 

 

Урок 102

ТЕМА: «Работа над ошибками, допущенными в диктанте».

ЦЕЛЬ УРОКА:

• коррекция знаний учащихся.

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Работа над ошибками

3. Подведение итогов года

 

 

Конспекты уроков 1-102 взяты (находятся в открытом доступе)

Нури О. А. Поурочные разработки по русскому языку: 8 класс: к учебнику Л. А. Тростенцовой «Русский язык. 8 класс» / О. А. Нури: - М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 253, [3] с. (Серия «Учебно-методический комплект»)


 

 
« Пред.   След. »