Требования к проведению регионального этапа
20.01.2014 г.
Требования к проведению регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников 2013/2014 учебного
года по русскому языку для организаторов и членов жюри
Содержание
1. Общие положения.
2. Функции оргкомитета и жюри регионального этапа олимпиады.
3. Форма и порядок проведения соревновательного тура регионального этапа
Всероссийской олимпиады по русскому языку.
4. Порядок подведения итогов олимпиады.
5. Порядок разбора олимпиадных заданий и/или показа работ,
6. Порядок проведения апелляции по результатам проверки жюри
олимпиадных заданий.
3
1. Общие положения
Настоящие материалы подготовлены центральной предметно-
методической комиссией по русскому языку для помощи организаторам и
жюри регионального этапа в субъектах Российской Федерации.
Центральная предметно-методическая комиссия по русскому языку
выражает надежду, что представленные материалы окажутся полезными при
проведении регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по
русскому языку, и желает успехов организаторам в их проведении.
Данные «Требования к проведению регионального этапа
Всероссийской олимпиады школьников 2013/2014 учебного года по
русскому языку для организаторов и членов жюри» обсуждены и
утверждены на заседании центральной предметно-методической комиссией
по русскому языку 13 ноября 2013 года (Протокол №3).
Целями регионального этапа Олимпиады по русскому языку
являются:
стимулирование интереса учащихся к русскому языку;
выявление учащихся, интересующихся русской филологией
вообще и русским языком в частности;
определение учащихся, которые могут представлять регион на
заключительном этапе Олимпиады;
популяризация русского языка как науки и школьного предмета.
2. Функции оргкомитета и жюри регионального этапа олимпиады.
Организатором регионального этапа олимпиады является орган
государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий
государственное управление в сфере образования.
Организатор регионального этапа олимпиады:
- формирует оргкомитет и жюри регионального этапа олимпиады по
русскому языку и утверждает их составы;
- устанавливает количество баллов по каждому классу, необходимое
для участия на региональном этапе олимпиады по русскому языку;
- обеспечивает хранение олимпиадных заданий регионального этапа по
русскому языку, несёт установленную законодательством Российской
Федерации ответственность за их конфиденциальность;
- заблаговременно информирует руководителей органов местного
самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования,
руководителей организаций, осуществляющих образовательную
деятельность по образовательным программам основного общего и среднего
общего образования, расположенных на территории соответствующего
субъекта Российской Федерации, участников регионального этапа
олимпиады и их родителей (законных представителей) о сроках и местах
4
проведения регионального этапа олимпиады по русскому языку и
требованиях к организации и проведению регионального этапа олимпиады по
русскому языку;
Оргкомитет регионального этапа олимпиады:
- обеспечивает организацию и проведение регионального этапа
олимпиады в соответствии с утверждёнными центральной предметно-
методической комиссией по русскому языку требованиями к проведению
регионального этапа олимпиады, соответствующими нормативными
документами и действующими на момент проведения олимпиады санитарно-
эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
образовательным программам основного общего и среднего общего
образования;
- обеспечивает при необходимости участников регионального этапа
олимпиады проживанием и питанием на время проведения регионального
этапа олимпиады по русскому языку в соответствии с действующими на
момент проведения олимпиады санитарно-эпидемиологическими правилами
и нормами;
- осуществляет кодирование (обезличивание) олимпиадных работ
участников регионального этапа олимпиады по русскому языку;
- несёт ответственность за жизнь и здоровье участников олимпиады во
время проведения регионального этапа олимпиады по русскому языку.
Жюри регионального этапа олимпиады по русскому языку:
- принимает для оценивания закодированные (обезличенные)
олимпиадные работы участников олимпиады;
- оценивает выполненные олимпиадные задания в соответствии с
утверждёнными критериями и методиками оценивания выполненных
олимпиадных заданий;
- проводит очно разбор олимпиадных заданий;
- осуществляет очно по запросу участника олимпиады показ
выполненных им олимпиадных заданий;
- представляет результаты олимпиады её участникам;
- рассматривает очно апелляции участников олимпиады с
использованием аудио- и видеофиксации;
- определяет победителей и призёров олимпиады на основании
рейтинга по русскому языку и в соответствии с квотой, установленной
организатором олимпиады (в случае равного количества баллов участников
олимпиады, занесённых в итоговую таблицу, решение об увеличении квоты
победителей и (или) призёров регионального этапа олимпиады принимает
организатор олимпиады регионального этапа);
- представляет организатору олимпиады результаты олимпиады
(протоколы) для их утверждения;
5
- составляет и представляет организатору регионального этапа
олимпиады по русскому языку аналитический отчёт о результатах
выполнения олимпиадных заданий.
Состав жюри регионального этапа олимпиады формируется из числа
педагогических, научных и научно-педагогических работников и
утверждается организатором олимпиады регионального этапа олимпиады.
3. Форма и порядок проведения совревновательного тура
регионального этапа Всероссийской олимпиады по русскому языку
Конкретные сроки проведения регионального этапа олимпиады по
русскому языку в текущем году устанавливает Минобрнауки России.
Региональный этап олимпиады проводится в один тур по заданиям,
подготовленным Центральной предметно-методической комиссией по
русскому языку, отдельно для участников 9-х, 10-х и 11-х классов. Задания
составлены с учетом школьной программы. Учащиеся должны показать свои
знания норм русского литературного языка, проявить языковое чутье и
смекалку в решении неординарных вопросов языковой системы русского
языка в его прошлом и настоящем состоянии.
Задания ориентированы на то, чтобы учащиеся смогли
продемонстрировать владение орфоэпическими нормами русского
литературного языка, знание современной орфографической нормы и умение
обосновать ее с исторической точки зрения, знание семантической системы
современного русского литературного языка, осведомленность в
происхождении и истории слов и в историческом развитии лексического
значения слов, навыки синхронного и диахронического морфемного и
словообразовательного анализа, знание русской фразеологии и умение
анализировать функционирование фразеологизмов в художественном тексте,
навыки морфологического анализа слова, знание синтаксической системы
русского языка и умение анализировать синтаксические явления
повышенной сложности, осведомленность в области истории русского
языкознания.
Задания тура включают по 10 лингвистических задач отдельно для 9-х,
10-х и 11-х классов. Решение каждого задания оценивается по особой шкале
(критерии и методика выполнения прилагаются).
Тиражирование заданий осуществляется с учетом следующих
параметров: листы бумаги А4, программа Acrobat Reader, все поля - по
2,5 см, черно-белая печать. Задания должны тиражироваться без
уменьшения, то есть в масштабе 1х1.
Процедура вскрытия пакетов с заданиями должна быть
зарегистрирована в виде Протокола, подписанного председателем
6
Оргкомитета и председателем жюри регионального этапа Олимпиады по
русскому языку.
До начала регионального этапа олимпиады по русскому языку
представители организатора олимпиады проводят инструктаж участников
олимпиады - информируют о продолжительности олимпиады, порядке
подачи апелляций о несогласии с выставленными баллами, о случаях
удаления с олимпиады, а также о времени и месте ознакомления с
результатами олимпиады.
Для каждой аудитории, выделенной для проведения письменного тура,
заранее готовятся списки участников Олимпиады с указанием их
персонального номера. Один список вывешивается на двери аудитории,
другой передается техническому дежурному. Участники допускаются в
аудиторию строго по спискам, после предъявления паспорта или другого
удостоверения личности. Вся информация об участнике Регионального этапа
записывается на титульном листе.
Задания каждого из комплектов составлены в одном варианте, поэтому
участники олимпиады должны сидеть по одному за столом (партой). Каждый
участник должен быть обеспечен комплектом заданий и канцелярскими
принадлежностями (бумагой, ручкой).
Олимпиада проводится в спокойной и доброжелательной обстановке.
Продолжительность выполнения заданий составляет 4 академических
часа.
Рекомендуемое время начала регионального этапа олимпиады с учетом
часовых поясов:
GMT+2 Калининград - 09:00 по местному времени (10:00 Мск).
GMT+3 Москва - 10:00 по московскому времени.
GMT+4 Самара - 11:00 по местному времени (10:00 Мск).
GMT+5 Екатеринбург - 12:00 по местному времени (10:00 Мск).
GMT+6 Новосибирск - 13:00 по местному времени (10:00 Мск).
GMT+7 Красноярск - 14:00 по местному времени (10:00 Мск).
GMT+8 Иркутск - 15:00 по местному времени (10:00 Мск).
GMT+9, GMT+10, GMT+11 Дальний Восток: Якутск, Чита, Хабаровск,
Владивосток, Магадан, Петропавловск-Камчатский - 16:00 по местному
времени (GMT+9 Якутск, Чита - 10:00 Мск, GMT+10 Хабаровск,
Владивосток - 11:00 Мск, GMT+11 Магадан, Петропавловск-Камчатский -
12.00 Мск).
Время начала и окончания экзамена фиксируется на доске в каждой
аудитории. Все участники должны быть ознакомлены с временем
выполнения заданий. Для контроля выполнения заданий регионального этапа
Олимпиады по русскому языку рекомендуется привлечь педагогов-
несловесников.
Участники
7
- должны соблюдать Требования, утверждённые центральной
предметно-методической комиссией олимпиады по русскому языку, к
проведению регионального этапа по русскому языку;
- должны следовать указаниям представителей организатора
олимпиады;
- не вправе общаться друг с другом, свободно перемещаться по
аудитории;
- не вправе иметь справочные материалы (в том числе использовать
тексты учебной и художественной литературы, наличие которых в классном
помещении исключается), средства связи и иную электронную технику
(электронные книги, фотоаппараты, компьютеры и т.д.).
- могут взять с собой в аудиторию письменные принадлежности,
напитки, шоколад и т.п.
- имеют право во время выполнения задания покидать аудиторию по
уважительной причине только в сопровождении дежурного по аудитории или
иных уполномоченных. При этом представитель оргкомитета (дежурный)
отмечает на работе участника время выхода из аудитории.
- не имеют права выносить из аудитории задания или листы ответа.
В случае нарушения участником олимпиады данных Требований к
организации и проведению регионального этапа олимпиады по русскому
языку представитель организатора олимпиады вправе удалить данного
участника олимпиады из аудитории, составив акт об удалении участника
олимпиады. Участники олимпиады, которые были удалены, лишаются права
дальнейшего участия в олимпиаде по русскому языку в текущем году.
4. Порядок подведения итогов регионального олимпиады по русскому
языку.
По окончании выполнения заданий листы с ответами участников
шифруются, титульные листы изымаются; вместе с ответами участники
обязаны сдать листы с заданиями и черновики дежурным педагогам. Листы с
заданиями передаются председателю жюри регионального этапа. Проверка
осуществляется по кодовым номерам (шифрам), проставленным на каждом
листе для ответа представителями оргкомитета. Конфиденциальность
информации является важным принципом проверки и оценивания ответов.
Проверка выполненных заданий и их оценка осуществляется по
критериям, подготовленным Центральной предметно-методической
комиссией по русскому языку. Желательно проводить проверку по
следующему принципу. Для проверки ответов на одно задание создается
группа из 2-3 членов жюри. Эта группа проверяет ответы всех участников на
данное задание. Оценки по каждому ответу, данные членами группы, не
должны расходиться более чем на 2 балла. В случае большого расхождения в
оценке к оцениванию привлекается председатель жюри. В итоговую
8
ведомость (электронную таблицу) выставляется среднее арифметическое
значение оценки, данной всеми членами проверочной группы.
По итогам выполнения заданий составляется итоговая ведомость
(электронная сводная рейтинговая таблица в формате Microsoft Excel). В
таблицу заносятся оценки за выполнение каждого из заданий, которые
суммируются, после чего составляется рейтинг участников регионального
этапа Всероссийской олимпиады по русскому языку в соответствующем
субъекте Российской Федерации. Рейтинг составляется отдельно по 9-м, 10-м
и 11-м классам.
Победители определяются в соответствии с действующими
нормативными документами отдельно по 9-м, 10-м, 11-м классам.
После проверки работ проводится их разбор и показ, а также
рассматриваются апелляции участников.
5. Порядок разбора олимпиадных заданий и/или показа работ.
5.1. Процедура разбора заданий.
Основная цель процедуры разбора заданий - знакомство участников
Олимпиады с основными идеями решения каждого из предложенных
заданий, а также с типичными ошибками, допущенными участниками
Олимпиады при выполнении заданий, знакомство с критериями оценивания.
В процессе проведения разбора заданий участники Олимпиады должны
получить всю необходимую информацию по поводу объективности оценки
их работ, и, тем самым, должно быть достигнуто уменьшение числа
необоснованных апелляций по результатам проверки решений. Разбор
олимпиадных заданий проводится очно после их проверки в отведенное
время. Для разбора заданий необходимо помещение, вмещающее всех
участников и сопровождающих лиц по определенному классу, обеспеченное
доской, мелом, мультимедийным проектором с экраном, компьютером или
возможностью подключения ноутбука к проектору. На разборе заданий
могут присутствовать все участники Олимпиады, а также сопровождающие
их лица.
В ходе разбора заданий представляются наиболее удачные варианты
выполнения олимпиадных заданий, анализируются типичные ошибки,
допущенные участниками Олимпиады, объявляются критерии выставления
оценок при неполных решениях или при решениях, содержащих ошибки.
5.2. Процедура показа работ.
На показ работ допускаются только участники. Для показа работ
необходимо выделить одну большую аудиторию. В аудитории должны быть
столы для членов Жюри с табличками и столы для школьников, за которыми
они самостоятельно просматривают свои работы. Участник имеет право
9
задать члену Жюри вопросы по оценке приведенного им решения задачи. В
случае если член Жюри соглашается с аргументами участника по изменению
оценки решения задачи, он вносит необходимые изменения в оценку данной
задачи, фиксируя их работе и закрепляя своей подписью.
6. Порядок проведения апелляции по результатам проверки жюри
олимпиадных заданий;
В целях обеспечения права на объективное оценивание работы
участники олимпиады вправе подать в письменной форме апелляцию о
несогласии с выставленными баллами в жюри регионального этапа
олимпиады по русскому языку.
Апелляция проводится только в случаях несогласия участника
Олимпиады с результатами оценивания его олимпиадной работы. Апелляции
участников Олимпиады рассматриваются Жюри совместно с Оргкомитетом
(апелляционная комиссия). Рассмотрение апелляции проводится в спокойной
и доброжелательной обстановке. Участнику Олимпиады, подавшему
апелляцию, предоставляется возможность убедиться в том, что его работа
проверена и оценена в соответствии с критериями и методикой,
разработанными Центральной предметно-методической комиссией.
Апелляция участника Олимпиады рассматривается строго в день объявления
результатов выполнения олимпиадного задания. Для проведения апелляции
участник Олимпиады подает письменное заявление. Заявление на апелляцию
принимается в течение 1 астрономического часа после окончания разбора
заданий и показа работ на имя председателя Жюри. При рассмотрении
апелляции присутствует только участник Олимпиады, подавший заявление,
имеющий при себе документ, удостоверяющий личность.
По результатам рассмотрения апелляции выносится одно из
следующих решений:
- об отклонении апелляции и сохранении выставленных баллов
- об удовлетворении апелляции и корректировке баллов
Критерии и методика оценивания олимпиадных заданий не могут быть
предметом апелляции и пересмотру не подлежат.
Решения по апелляции принимаются простым большинством голосов.
В случае равенства голосов председатель Жюри имеет право решающего
голоса.
Решения по апелляции являются окончательными и пересмотру не
подлежат.
Протоколы проведения апелляции передаются председателю Жюри для
внесения соответствующих изменений в протокол и отчетную
документацию.
Документами по проведению апелляции являются:
10
- письменные заявления об апелляциях участников Олимпиады;
- журнал (листы) регистрации апелляций;
- протоколы апелляции.
Окончательные итоги Олимпиады подводятся Жюри с учетом
проведения апелляции.
***
Организатор регионального этапа олимпиады утверждает итоговые
результаты (рейтинг победителей и рейтинг призёров регионального этапа
олимпиады) и публикует их на своём официальном сайте в сети «Интернет»,
в том числе протоколы жюри регионального этапа олимпиады по русскому
языку, передаёт результаты участников регионального этапа олимпиады по
русскому языку организатору заключительного этапа олимпиады в формате,
установленном Минобрнауки России, награждает победителей и призёров
регионального этапа олимпиады дипломами/поощрительными грамотами.
Требования разработаны Центральной
предметно-методической комиссией по
русскому языку под редакцией председателя
комиссии А. В. Григорьева, профессора
кафедры общего языкознания МПГУ, доктора
филологических наук
 
« Пред.   След. »