Программа факультативного курса по русскому языку |
13.04.2010 г. | ||||
Страница 1 из 2
Программа факультативного курса по русскому языку «Теория и практика написания сочинений на литературную тему»
Одна из основных задач, решаемых в школьной практике на уроках русского языка и литературы, - научить детей анализировать и интерпретировать художественный текст и литературно-критическую статью, развивать творческую мыслительную деятельность и умение письменно излагать свои мысли. Программа «Теория и практика написания сочинений на литературную тему» предназначена для факультативных занятий с учащимися 10 (11) класса. Главная задача курса, реализуемая с помощью этой программы, - целенаправленная подготовка к экзаменационной письменной работе по литературе и русскому языку, помощь в написании текущих сочинений при изучении литературных произведений, повышение речевой культуры учащихся. Программа состоит из двух разделов: «Композиционное построение сочинения по литературе» и «Особенности сочинений различных типов». При планировании материала учитываются умения учащихся, приобретенные на уроках развития речи при изучении систематического курса русского языка в 5 - 9 классах, а именно: знание основных типов речи, способов и средств лексической, морфологической и синтаксической связей предложений в тексте, стилистических особенностей лексики. Предполагается, что каждое занятие состоит из двух частей: теоретической, ознакомительной части и практической, где отрабатываются умения по указанной теме. При этом используются для анализа и редактирования образцы соответствующих работ, проводится лексико-грамматическая работа, коррекция возможных логических, речевых ошибок и недочетов, делается акцент на умение учащихся самостоятельно рецензировать сочинение. Программа предполагает как повторение систематического курса литературы, изучаемого в основной и старшей школе, так и знакомство с произведениями, не входящими в обязательный минимум основных образовательных программ.
Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся Ученики должны: -знать основные этапы творчества писателей, изучающихся в курсе литературы, их мировоззрение, стилевые особенности их творчества; -уметь определять значение и роль писателя в историко-литературном процессе, место и значение произведения в творческом наследии писателя; -знать содержание произведений, а также литературоведческие и литературно-критические статьи, связанные с оценкой того или иного произведения; -уметь анализировать литературное произведение в единстве формы и содержания: определять тему и идею, проблематику, выявлять систему образов и средства их создания; -владеть элементами анализа особенностей художественной речи, знать и выделять изобразительно-выразительные средства языка, оперировать литературоведческими терминами; -соотносить творчество писателей с историко-литературным процессом своего времени и проецировать на современность; -ориентироваться в основных проблемах общественной жизни; -отбирать фактический и текстовой материал, составлять план в соответствии с названием сочинения и его типом; -уметь создавать сочинение, грамотно выражать свои мысли с учетом нормативности современного литературного языка; -владеть навыками самоанализа написанного, литературной правки и корректуры.
Содержание программы
1. Композиционное построение сочинения по литературе
Сочинение по литературе как вид литературно-критической деятельности. Требования к сочинению. Название сочинения. Тема сочинения. Основная мысль сочинения. Сочинение как смысловое и структурное единство. Абзац в сочинении и его значение. Общая схема сочинения: вступление, основная часть, заключение. Соотношение частей сочинения. Объем сочинения. Роль эпиграфа в сочинении. Принципы подбора эпиграфа. План сочинения. Назначение и роль вступления к сочинению. Возможные варианты вступления: академический, от «я», «киношный», дневниковый, цитатный. Способы и приемы раскрытия темы в основной части сочинения. Заключительная часть сочинения. Способы лексического и грамматического оформления концовки сочинения. Сложное синтаксическое целое. Виды и средства межфразовой связи. Цитата как обязательный элемент сочинения на литературную тему. Логика использования цитат. Способы их оформления.
2. Особенности сочинений различных типов
Типы речи: описание, повествование, рассуждение. Синтез типов речи в сочинении по литературе. Сочинения оценочного характера. Сочинение-характеристика героя, группы героев, произведения или определенного периода творчества писателя (поэта). Сочинения сопоставительного характера. Сочинения типа сравнительной и групповой характеристики персонажей, произведений одного писателя или разных писателей по одной тематике и сходной проблематике. Особенности создания сочинений по лирическому произведению. Своеобразие сочинений типа «Восприятие и оценка стихотворения...». Сочинения литературоведческого характера (анализ эпизода, сцены, использование тропов и стилистических фигур как средства выражения авторского замысла). Сочинение на морально-этическую тему. Нетрадиционные способы изложения мыслей в сочинении (дневниковые записи, письмо другу, деловое сообщение и т. д.). Аннотация, рецензия и отзыв на произведение, их составляющие. Сходство и отличие данных видов работ. Жанровые особенности сочинений-эссе. Синтаксис сочинений различных типов. Синтаксическая синонимия и стилистика.
|
« Пред. | След. » |
---|