Программа факультативного курса по русскому языку
13.04.2010 г.
Оглавление
Программа факультативного курса по русскому языку
Страница 2

 

 

 

 

 

Программа факультативного курса по русскому языку

«Теория и практика написания сочинений на литературную тему»

 

Одна из основных задач, решаемых в школьной практике на уроках русского языка и литературы, - научить детей анализировать и интерпретировать художественный текст и литературно-критическую статью, развивать творческую мыслительную деятельность и умение письменно излагать свои мысли.

   Программа «Теория и практика написания сочинений на литературную тему» предназначена для факультативных занятий с учащимися 10 (11) класса. Главная задача курса, реализуемая с помощью этой программы, - целенаправленная подготовка к экзаменационной письменной работе по литературе и русскому языку, помощь в написании текущих сочинений при изучении литературных произведений, повышение речевой культуры учащихся.

   Программа состоит из двух разделов: «Композиционное построение сочинения по литературе» и «Особенности сочинений различных типов».

   При планировании материала учитываются умения учащихся, приобретенные на уроках развития речи при изучении систематического курса русского языка в 5 - 9 классах, а именно: знание основных типов речи, способов и средств лексической, морфологической и синтаксической связей предложений в тексте, стилистических особенностей лексики.

   Предполагается, что каждое занятие состоит из двух частей: теоретической, ознакомительной части и практической, где отрабатываются умения по указанной  теме. При этом используются для анализа и редактирования образцы соответствующих работ, проводится лексико-грамматическая работа, коррекция возможных логических, речевых ошибок и недочетов, делается акцент на умение учащихся самостоятельно  рецензировать сочинение.

   Программа предполагает как повторение систематического курса литературы, изучаемого в основной и старшей школе, так и знакомство с произведениями, не входящими в обязательный минимум основных образовательных программ.

 

Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся

   Ученики должны:

   -знать основные этапы творчества писателей, изучающихся  в курсе литературы, их мировоззрение, стилевые особенности их творчества;

   -уметь определять значение и роль писателя в историко-литературном процессе, место и значение произведения в творческом наследии писателя;

   -знать содержание произведений, а также литературоведческие и литературно-критические статьи, связанные с оценкой того или иного произведения;

   -уметь анализировать литературное произведение в единстве формы и содержания: определять тему и идею, проблематику, выявлять систему образов и средства их создания;

   -владеть элементами анализа особенностей художественной речи, знать и выделять  изобразительно-выразительные средства языка, оперировать литературоведческими терминами;

   -соотносить творчество писателей с историко-литературным процессом своего времени и проецировать на современность;

   -ориентироваться в основных проблемах общественной жизни;

   -отбирать фактический и текстовой материал, составлять план в соответствии с названием сочинения и его типом;

   -уметь создавать сочинение, грамотно выражать свои мысли с учетом нормативности современного литературного языка;

   -владеть навыками самоанализа написанного, литературной правки и корректуры.

 

Содержание программы

 

 1.  Композиционное построение сочинения по литературе

 

   Сочинение по литературе как вид литературно-критической деятельности. Требования к сочинению.

   Название сочинения. Тема сочинения. Основная мысль сочинения.

   Сочинение как смысловое и структурное единство. Абзац в сочинении и его значение.

   Общая схема сочинения: вступление, основная часть, заключение. Соотношение частей сочинения. Объем сочинения.

   Роль эпиграфа в сочинении. Принципы подбора эпиграфа.

   План сочинения.

    Назначение и роль вступления к сочинению. Возможные варианты вступления: академический, от «я», «киношный», дневниковый, цитатный.

   Способы и приемы раскрытия темы в основной части сочинения.

   Заключительная часть сочинения. Способы лексического и грамматического оформления концовки сочинения.

   Сложное синтаксическое целое. Виды и средства межфразовой связи.

   Цитата как обязательный элемент сочинения на литературную тему. Логика использования цитат. Способы их оформления.

 

2.  Особенности сочинений различных типов

 

 

   Типы речи: описание, повествование, рассуждение. Синтез типов речи в сочинении по литературе.

   Сочинения оценочного характера. Сочинение-характеристика героя, группы героев, произведения или определенного периода творчества писателя (поэта).

   Сочинения сопоставительного характера. Сочинения типа сравнительной и групповой характеристики персонажей, произведений одного писателя или разных писателей по одной тематике и сходной проблематике.

   Особенности создания сочинений по лирическому произведению. Своеобразие сочинений типа «Восприятие и оценка стихотворения...».

   Сочинения литературоведческого характера (анализ эпизода, сцены, использование тропов и стилистических фигур как средства выражения авторского замысла).

   Сочинение на морально-этическую тему.

   Нетрадиционные способы изложения мыслей в сочинении (дневниковые записи, письмо другу, деловое сообщение и т. д.).

   Аннотация, рецензия и отзыв на произведение, их составляющие. Сходство и отличие данных видов работ.

   Жанровые особенности сочинений-эссе.

   Синтаксис сочинений различных типов. Синтаксическая синонимия и стилистика.

     

 

 


 
« Пред.   След. »