К1-1.
1 балл по этому критерию экзаменуемый получает, если он «(в той или иной
форме в любой из частей сочинения) верно сформулировал одну из проблем
исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет».
Рассмотрим примеры.
Сочинения по тексту В. Почуева.
«Из глубины веков дошел до нас замечательный афоризм: «Истина рождается в
споре». Именно проблему рождения истины в споре поднимает автор текста».
«Писатель Сергей Михалков ставит очень важную проблему - проблему важности
чтения классической художественной литературы в детстве».
Сочинения по тексту С. Михалкова.
«Основная проблема, поставленная Сергеем Михалковым, связана с влиянием
классической художественной литературы на внутренний мир ребёнка. Почему именно в детстве важно прочесть лучшие книги мировой классики? Может ли счастливо сложиться судьба человека, если он не прочтёт в детстве книг, вошедших в сокровищницу мировой литературы? Какова роль книги в процессе становления человека как личности?»
Иногда учащиеся расширяют проблематику текста или используют содержащийся в нем фактический материал для выводов, не имеющих отношения к обсуждаемой
проблеме. Если при этом указанное выше основное требование выполнено, оценка за понимание не должна снижаться.
К1-2.
0 баллов за понимание проблемы ставится, если «экзаменуемый не смог верно
сформулировать ни одну из проблем исходного текста».
Рассмотрим примеры.
Сочинения по тексту С. Михалкова.
Тексты сочинений участников ЕГЭ здесь и далее представлены в оригинально виде - без правки.
«Прочитав этот текст, я ещё раз убедился, что одной из важнейших проблем на
нынешний день в России является необразованность».
«Проблема, которую хотел нам показать С.Михалков такова: дети в настоящее
время не читают книг».
«В своём тексте автор поднимает тему образованности, болезненную и довольно
сложную для многих. Кого считать умным и образованным?»
«В этом тексте проблемой является нехватка знаний, интеллекта, способности
развиваться и стремиться к чему-либо».
«Я думаю, что одна из главных проблем, поставленная автором этого текста, -
духовная бедность людей, не читающих книги».
«В этом тексте Михалков ставит проблему начитанности и наличия богатого
духовного мира».
|